Научная статья на тему 'К вопросу исследования инструментов денежно-кредитного регулирования в экономике Таджикистана'

К вопросу исследования инструментов денежно-кредитного регулирования в экономике Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный банк Таджикистана / административные и рыночные инструменты / прямое административное воздействие / Рынок ценных бумаг / обязательные резервы / операции РЕПО / NATIONAL Bank of Tajikistan / administrative and market instruments / direct administrative pressure / market of bonds / obligatory recourses / REPO operation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муртазокулов Махмуджон Ризокулович

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой разнообразные способы влияния на финансовый рынок, используемые Национальным банком Таджикистана для достижения поставленных операционных, промежуточных и конечных целей. При рассмотрении прямых и косвенных инструментов, применяемых центральными банками, можно увидеть постоянную их эволюцию в зависимости от уровня развития экономики. Сочетание административных и рыночных инструментов регулирования в каждый конкретный момент зависит от развития внешнеэкономических связей, состояния бюджета и других экономических параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the ways of money-credit policy solution is analyzed. The author analyses purpose, methods and tasks of money-credit system during the transition into market economy and gives his conclusions. The main way of money-credit policy of National Bank is registering policy. There are different ways of influencing of money credit policy instrument to financial market, used by the National bank of Tajikistan for achievement of operational, intermediate and final aims. While considering direct and indirect instruments applied by central banks, one can see their constant evolution in accordance with the level of economy development. Combination of administrative and market regulation instruments in each concrete moment depends of internal contact development, budget condition and other economic parameters.

Текст научной работы на тему «К вопросу исследования инструментов денежно-кредитного регулирования в экономике Таджикистана»

Блиничкина Н.Ю.

Проблемы региональной экономической безопасности

Стремление к интеграции государств в различных регионах мира постепенно становится самым обычным явлением мирового развития. В связи с этим, особый интерес сегодня представляет экономическое положение государств Центральной Азии. Всемирная интеграция накладывает свой отпечаток на требования к формированию систем обеспечения экономической безопасности. Хотя после распада СССР экономика каждого из государств Центральной Азии пошла по своему пути развития, в целом их экономики имеют приблизительно сходные проблемы. С целью их решения и обеспечения экономической безопасности каждого из государств региона необходимо более тесное сотрудничество, прежде всего в экономической сфере, некоторые аспекты которого предложены в данной статье.

Blinichkina N.Y.

Regional problem of economic safety

The author shows that endevear of states to integration in different parts of the world gradually becoming odd ofworld development. In this connection, particular attention is paid to econimicalsituation of CentralAsian states.

The author considers that the worldwide integration leaves its mark upon requirements to shaping of economic system safety provision. Though after disintegration of the USSR all the states of Central Asian countries choose their own way of development, as a whole their economy have approximately similar problems. It is necessary to provide close cooperation first of all in the sphere of economy to resolve the problem of guaranteeing of economical safety of each states of this region.

Муртазокулов Махмуджон Ризокулович,-

старший преподаватель кафедры математических методов в экономике ТГУПБП

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНОКРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ ТАДЖИКИСТАНА

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой разнообразные способы влияния на финансовый рынок, используемые Национальным банком Таджикистана для достижения поставленных операционных, промежуточных и конечных целей.

В целом инструменты денежно-кредитной политики, которыми располагают центральные банки, могут быть разделены на два вида: административные и рыночные.

1. Административные (прямые) инструменты.

К ним относятся, прежде всего, средства прямого контроля за процентными ставками, объёмами кредитов и депозитов в финансовых институтах.

Прямые количественные ограничения размеров кредита, пределов банковских вкладов, максимальных ссудных и депозитных ставок предоставляют государству в лице Национального банка Таджикистана возможность вмешиваться в деятельность финансового рынка при недостаточности развития его отдельных сегментов (кредитного, ценных бумаг, валютного), и особенно в состоянии кризиса экономики.

В этих условиях прямые инструменты позволяют Национальному банку Таджикистана более эффективно контролировать максимальное количество денег и кредитов в экономике.

Переходным инструментом от прямых форм регулирования денежнокредитной сферы к косвенным, являются резервные требования.

2. Рыночные (косвенные) инструменты.

К рыночным инструментам относятся:

-операции на открытом рынке;

-рефинансирование коммерческих банков;

-депозитные операции.

Использование этих инструментов более эффективно при макроэкономическом равновесии и стабильной экономической ситуации.

В странах с переходной экономикой, а также в Таджикистане, при отсутствии сложившихся рыночных институтов и механизмов денежного регулирования центральные банки могут использовать на первых этапах преимущественно методы прямого административного воздействия, например фиксацию процентных ставок, ограничение размеров выдаваемого кредита, целевое кредитование. При этом эффективность достигается при одновременном использовании системы инструментов и организации контроля за соблюдением установленных нормативов.

При рассмотрении прямых и косвенных инструментов, применяемых центральными банками, можно увидеть постоянную их эволюцию в зависимости от уровня развития экономики. Сочетание административных и рыночных инструментов регулирования в каждый конкретный момент зависит от развития внешнеэкономических связей, состояния бюджета и других экономических параметров.

Основные характеристики методов денежно-кредитной политики можно представить следующим образом.

Характеристика методов денежно-кредитной политики

Характеристики применяемых методов Методы денежно-кредитной политики

Прямой (административный) Косвенный (рыночный)

Объект воздействия Деятельность банка Ликвидные средства банка, их кредитный потенциал.

Методы воздействия Устанавливает или ограничивает цены (процентную ставку) или объемы (суммы кредитов). Воздействует путем влияния на условия спроса и предложения.

Формы выражения Нормативы Воздействие через рынок.

Отражения в отчетности Балансы коммерческих банков Баланс Национального банка

Традиционные инструменты -прямые количественные ограничения; -административное регулирование банковских процентных ставок. -операции на открытом рынке; -валютные интервенции.

В условиях идеальной экономической модели управлять денежным предложением можно как процентной ставкой, так и динамикой денежной массы с совершенно одинаковым результатом.

В современных условиях государственное регулирование денежного предложения зависит не только от уровня процентных ставок, но и от желаемых направлений денежных потоков.

На сегодняшний момент использование показателей процентных ставок в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики при слабости банковской системы и финансового рынка будет не очень правильным. Поэтому Национальный банк Таджикистана должен стремиться к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, что позволит стимулировать спрос на заемные средства со стороны реального сектора экономики.

Для решения вышеуказанных проблем Национальным банком Таджикистана и его территориальными учреждениями проводится большая аналитическая работа.

Основными объектами анализа являются:

^ тенденции в развитии экономики региона;

> изменение цен;

У динамика денежной массы и ее структуры;

У денежные потоки в регионе (наличных и безналичных средств); состояние безналичных расчетов;

У изменение объема и структуры денежных доходов и расходов населения;

У реальные и номинальные доходы; распределение населения по уровню доходов и др.

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежно-кредитных рычагов резко возрастает. Финансовая и денежнокредитная система - это один из важнейших секторов экономики, где наиболее эффективно работают механизмы. Финансовая и кредитная системы должны оказывать существенное воздействие на рост ВВП1.

Изменение в параметрах основного уравнения монетаристской теории и реального ВВП в экономике РТ (в %).____________

2003 2004 2005 2006 2007

Денежный агрегат-М2 131,9 102,8 110,4 129,5 137,2

Скорость оборота М2 107,2 113,7 117,2 99,4 100,3

Уровень цен (дефлятор ВВП) 127,1 117,4 109,5 121,1 127,2

Расчетный ВВП М*У 141,4 116,8 129,5 128,7 137,6

Фактический номинальный ВВП 141 129,5 116,8 129,5 137,1

Реальный ВВП* в % к 110,2 110,6 106,7 107 107,8

Из таблицы 1. видно, что в национальной экономике первой реакцией на увеличение предложения денег является значительное повышение (дефлятора ВВП) уровня цен, а не рост реального ВВП. Данная ситуация не подтверждает предположения монетаристов о том, что первой реакцией должно быть увеличение реального ВВП, а рост уровня цен, напротив, должен происходить относительно медленно. Если брать в расчёт только темпы роста денежной массы, то и следующее утверждение монетаристов о том, что «темпы роста предложения денег есть главный фактор изменения номинального ВВП», также не подтверждается фактами.

В начале 1997 года Национальный банк Таджикистана приступил к разработке и осуществлению проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг. Рынок ценных бумаг в Таджикистане начал

1 Расчеты произведены автором на основе данных: Банковский статистический бюллетень. -Душанбе, 2007. - №4. -С.20; Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2008. - №4. -С.18; Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе, 2007. -С.196-197; Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе, 2008. -С.203-204.

развиваться с 1998 года, с выпуска государственных казначейских векселей. Первоначально это были краткосрочные ценные бумаги со сроками обращения 28 и 91 день и достаточно высокой среднегодовой доходностью: от 45,8% в 1998 году и до 84,2% в 1999 году1.

В 2000 году количество проводимых аукционов удвоилось, сумма выпусков и продажа государственных казначейских векселей составили соответственно 2,7 млн. сомони и 1,6 млн. сомони.

Постепенно объем выпуска и реализации государственных казначейских векселей стал возрастать и на 2001 год составил соответственно 3,74 млн. сомони и 2,06 млн. сомони (что больше, чем в 2000 году, в 1,4 и 1,3 раза). При этом среднегодовая доходность снизилась до 26,5%. Такое снижение среднегодовой доходности связано с развитием рынка ценных бумаг в республике.

Как инструмент денежно-кредитной политики, обязательные резервы должны соответствовать целям экономической политики государства и Национального банка Таджикистана, быть не только сдерживающим инструментом, но и стимулировать необходимую для общества деятельность. Существующий в Таджикистане механизм выполнения резервных требований является достаточно дорогим для банков, возможно создание более эффективного для банковской системы способа поддержания установленных обязательных резервов.

Многие экономисты Таджикистана указывают на то, что денежнокредитная политика, которую проводит Национальный банк Таджикистана, является политикой дорогих денег, и, как отмечает академик Рахимов Р.К.: «Денежно-кредитная политика, проводимая Национальным банком Таджикистана, если сказать по-простому, это политика дорогих денег. Исходным пунктом такой политики являются 20%-ые обязательные резервы банков второго уровня, которые хранятся в Национальном банке республики (нормы обязательных резервов, установленные в размере 20%, являются самыми высокими в странах СНГ), т.е. кредиты в Таджикистане, потому они являются недоступными предприятиям (предпринимателям) реальных секторов экономики, особенно в производственной сфере»2.

Национальный банк Таджикистана активно использует этот инструмент для регулирования ликвидности банковской системы из-за ограниченной возможности использования рыночных инструментов.

В дальнейшем должна продолжаться работа по совершенствованию механизма обязательного резервирования и его нормативной базы. Ввиду особой важности и значительности влияния на экономическую ситуацию изменений в политике обязательного резервирования, вопросы определения и регулирования (именно политики, а механизм осуществления и контроль за его выполнением оставить в непосредственной компетенции Национального

1 Вестник Национального банка Таджикистана. №7-8, июль-август 2006 года.

2 Рахимов Р.К. Некоторые вопросы инвестирования экономического роста // Экономика Таджикистана: стратегия развития.- Душанбе, 2008. № 4. - с.78-79.

банка Таджикистана) целесообразно передать в ведение органа, который должен быть создан и в состав которого должны будут входить представители не только Национального банка Таджикистана, но также и других государственных органов, представители кредитных организаций и ведущие экономисты страны. В целом существующее мнение наших экономистов по вопросу обязательного резервирования сводится к необходимости их «смягчения».

Здесь мы поддерживаем мнение специалистов о необходимости смягчения действующей системы обязательного резервирования. Национальный банк Таджикистана может предложить некоторые льготы при выполнении резервных требований банкам, осуществляющим долгосрочное кредитование реального сектора. Привлеченные средства банков Таджикистана в настоящий момент имеют в основном кратковременный характер, формирование долгосрочных кредитов банки должны осуществлять за счёт собственных ресурсов, что они, как правило, не стремятся делать. Это касается денежно-кредитной системы Республики Таджикистан.1

Сложный процесс, происходящий в Таджикистане, правильно описывает Н.К.Каюмов: «В переходном периоде для стимулирования производственной активности товаропроизводителей очень важно регулирование ставки банковского кредита. Согласно соответствующей методике калькулирования затрат, ссудный процент включается в себестоимость продукции. Высокие ставки провоцируют инфляцию, которая, в свою очередь, порождает кризис неплатежей, неконкурентоспособность товаров. Ставки банковского процента в начале реформирования экономики доходили до 40-60% и в несколько раз превышали уровень рентабельности оборотных средств, что, естественно, не могло способствовать макроэкономической стабилизации и экономическому росту. И сегодня ставки рефинансирования Национального банка для многих предприятий реального сектора экономики являются неприемлемыми».2

Постепенного восстановления доверия инвесторов к рынку ценных бумаг в Таджикистане можно добиться в том случае, если Национальный банк Таджикистана будет разрабатывать новые инструменты рефинансирования и управления ликвидностью банковской системы и модификации уже имеющихся.

Особое место среди инструментов рефинансирования коммерческих банков занимают операции РЕПО как наиболее перспективный инструмент с точки зрения исполнения Национальным банком Таджикистана своих основных функций по реализации денежно-кредитной политики и управления ликвидностью. Операции РЕПО являются одним из ключевых

1 Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2008. - № 4. -с. 78-79.

2 Каюмов М.К. Приоритеты и меры по стимулированию экономического развития РТ в переходный период. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2005. №3. -с. 118.

инструментов проведения денежно-кредитной политики всех индустриально развитых и большинства развивающихся стран мира.

Ключевые слова: Национальный банк Таджикистана, административные и рыночные инструменты, прямое административное воздействие, рынок ценных бумаг, обязательные резервы, операции РЕПО.

Key words: national bank of Tajikistan, administrative and market instruments, direct administrative pressure, market of bonds, obligatory recourses, REPO operation.

Список использованной литературы:

1. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2007. №4. - С.20.

2. Вестник Национального банка Таджикистана. №7-8. июль-август 2006 года.

3. Вопросы экономики. - № 8. 2007.

4. Каюмов M.K. Приоритеты и меры по стимулированию экономического развития PT в переходной период. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе. 2005. №3.-с.118.

5. Рахимов Р.К. Некоторые вопросы инвестирования экономического роста // Экономика Таджикистана: стратегия развития.- Душанбе,

2008. № 4. - с.78-79.

6. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе,

2007. -С.196-197.

7.

Муртазокулов М. Р.

К вопросу исследования инструментов денежно-кредитного регулирования в экономике Таджикистана

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой разнообразные способы влияния на финансовый рынок, используемые Национальным банком Таджикистана для достижения поставленных операционных, промежуточных и конечных целей. При рассмотрении прямых и косвенных инструментов, применяемых центральными банками, можно увидеть постоянную их эволюцию в зависимости от уровня развития экономики. Сочетание административных и рыночных инструментов регулирования в каждый конкретный момент зависит от развития внешнеэкономических связей, состояния бюджета и других экономических параметров.

Murtazokulov M.R.

The ways of money-credit policy

In the article the ways of money-credit policy solution is analyzed. The author analyses purpose, methods and tasks of money-credit system during the transition into market economy and gives his conclusions.

The main way of money-credit policy of National Bank is registering policy. There are different ways of influencing of money credit policy instrument to financial market, used by the National bank of Tajikistan for achievement of operational, intermediate and final aims.

While considering direct and indirect instruments applied by central banks, one can see their constant evolution in accordance with the level of economy development. Combination of administrative and market regulation instruments in each concrete moment depends of internal contact development, budget condition and other economic parameters

Шоякубов Шоакмал Шералиевич,-

соискатель кафедры менеджмента и маркетинга ТНУ, Сарабекова Изолат Зикрияевна,-

старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга ТНУ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Вступление Таджикистана в систему мировых хозяйственных связей, в частности, во Всемирную торговую организацию, сопровождается появлением множества проблем, требующих решения на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. Сложности, с которыми сталкиваются предприятия республики при производстве и реализации потребительских товаров, массовое ухудшение их финансовоэкономического состояния, парадоксально сочетающиеся с неудовлетворенностью нужд потребителей, вызывают необходимость формирования системы организационно-методического обеспечения реформы на уровне непосредственных продавцов и товаропроизводителей.

Решение этой проблемы может осуществляться на основе производственно - сбытовой концепции маркетинговой деятельности фирмы с изменениями нестабильной рыночной среды, сочетающей интересы «выживания» и развития предприятия (фирмы) с учетом удовлетворения общественных потребителей.

Следует отметить, что удовлетворение потребности потребителей на потребительском рынке товаров длительного пользования происходит за счет завозимых товаров из стран СНГ, Ирана, Китая, Турции и Южной Кореи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутренний рынок товаров длительного пользования нацелен на завозимые порой дешевые товары, в основном из Китая. Дешевизна завозимых товаров длительного пользования доступна населению с небольшим средним доходом, которое составляет значительную долю в республике.

Однако принятый Правительством курс на обеспечение энергетической независимости республики в ближайшем будущем будет способствовать росту производства отраслей тяжелой и легкой промышленности, которые, в свою очередь, будут налаживать производство потребительских товаров длительного пользования. Для этого в Таджикистане существуют огромные ресурсы цветных металлов, драгоценных металлов и камней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.