Ф^РУ M
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
К вопросу исследования инновационного развития машиностроения в Свердловской области
Ячменев А.А.,
gorec3703@gmail. com
Уральский институт управления РАНХиГС (г. Екатеринбург, Россия)
УДК 330.322.2
Аннотация. Цель работы - изучить инновационное развитие машиностроения в Свердловской области. Методы и объекты исследования. Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти в сфере развития машиностроения на территории Свердловской области. Результаты. В ходе работы автором изучено современное состояние машиностроительного комплекса в Свердловской области, рассмотрены проблемы машиностроительного комплекса в регионе, описаны факторы инвестиционной привлекательность рассматриваемой отрасли и предложены пути развития машиностроения в Свердловской области. Выводы. Для достижения фронтального промышленного роста в условиях новой индустриализации необходимы изменения политики региона в данной сфере.
Ключевые слова: машиностроение, инвестиции, инновационное развитие, машиностроительный комплекс.
On the issue of researching the innovative development of mechanical engineering in the Sverdlovsk region
Yachmenev A.A.,
Ural Institute of RANEPA
(Yekaterinburg, Russia) UDC 330.322.2
Annotation. The purpose of the work is to study the innovative development of mechanical engineering in the Sverdlovsk region. Research methods and objects. The object of the research was the social relations arising in the course of the activities of executive authorities in the development of mechanical engineering in the territory of the Sverdlovsk region. Results. In the course of the work, the author studied the current state of the machine-building complex in the Sverdlovsk region, considered the problems of the machine-building complex in the region, described the factors of investment attractiveness of the industry in question and suggested ways of developing machine-building in the Sverdlovsk region. Conclusions. To achieve frontal industrial growth in the context of new industrialization, changes in the regional policy in this area are necessary.
Keywords: mechanical engineering, investments, innovative development, engineering complex.
Введение
В настоящее время экономический потенциал России реализуется далеко не полностью. Это является следствием деформации макроэкономических пропорций, нарушения объёмной и
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
структурной сбалансированности развития промышленности и отсутствия целостной инвестиционной политики.
На сегодняшней день в отраслевой структуре Свердловской области формирование валовой добавленной стоимости происходит в большинстве за счет топливно-энергетического и металлургического комплексов. Из этого вытекает, что темпы экономического роста в значительной степени определяются влиянием внешних экономических факторов (ситуацией на внешнем рынке сырьевых ресурсов).
Главнейшей проблемой, стоящей перед российской и областной экономикой, является структурная перестройка, обеспечивающая инновационно-техническое перевооружение и восстановление производственного потенциала промышленности. [4]
Доминирующим фактором, который создает предпосылки для такой перестройки, является усиление роли образовательного и научного потенциала экономики и развитие инновационной сферы структурообразующих и инвестиционных отраслей машиностроения.
Современное машиностроение производит продукцию высокой степени обработки для насыщенных рынков с сильной конкуренцией. При этом без постоянной подпитки инновационными инвестициями, новыми технологиями машиностроительные производства быстро теряют конкурентоспособность. Переориентация отечественного машиностроения за последнюю четверть века с обеспечения машинами и оборудованием воспроизводственного процесса в экономике на удовлетворение текущего спроса на рынке потребителей техники привела к тому, структура машиностроения пришла в соответствие с экспортно-ориентированной сырьевой моделью экономики РФ.
Машиностроение неотделимо и от научно-технического и технологического комплексов: специализированные ВУЗы, отраслевые, академические и вузовские институты, могли бы получать заказы в связи с интересами развития инновационного машиностроительного производства.
Цель исследования заключается исследовании инновационного развития машиностроения в Свердловской области.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить современное состояние машиностроительного комплекса в Свердловской области;
2. рассмотреть проблемы машиностроительного комплекса в регионе;
3. описать факторы инвестиционная привлекательность отрасли;
4. предложить пути развития машиностроения в Свердловской области.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти в сфере развития машиностроения на территории Свердловской области.
Предметом исследования является непосредственное содержание и основные направления деятельности органов исполнительной власти в лице Министерства промышленности и науки Свердловской области в развития машиностроения на территории региона.
Основная часть
Машиностроительный комплекс является высокотехнологичным сектором экономики, средние темпы роста которого согласно целевому инновационному 5 сценарию развития, намеченному в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года, должны составить не менее 114% в год. Такое значительное увеличение объемов производства в машиностроительном и оборонно-промышленном комплексе региона возможно только на основе проведения коренной технологической модернизации производственного
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
потенциала отрасли, ее полного технического перевооружения и глубокого преобразования организационно-управленческой структуры. [11]
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики загрузка производственных мощностей по выпуску большинства основных видов машиностроительной продукции в Свердловской области даже в докризисный период, как правило, не превышала половины от имеющихся в наличии, исключая ряд отдельных позиций, например, вагоны, грузовые магистральные, кузнечно-прессовые машины, трансформаторы силовые и др. В кризисный период ситуация с загрузкой производственных мощностей в машиностроении существенно ухудшилась - средний по отрасли уровень загрузки составил менее 30%.
Очевидно, что машиностроительные предприятия с таким уровнем загрузки не способны обеспечить необходимую финансовую базу для своего развития. Наличие в организациях незагруженных производственных мощностей приводит к увеличению издержек производства и не позволяет добиваться конкурентоспособных цен на продукцию. В то же время, недозагруженность производственных мощностей далеко не всегда означает наличие возможностей для увеличения объемов производства, поскольку большая часть производственных мощностей не может рассматриваться в качестве резервной из-за несоответствия структуре спроса, наличия устаревших технологий и высокого уровня износа. [5] Особенностью большинства предприятий машиностроения пока еще в значительной мере остается наличие замкнутого цикла производства. Длительное время создание машиностроительных предприятий опиралось на принципы «натурального хозяйства» и шло по пути строительства самообеспечиваемых заводов. В этой связи и сегодня из-за неразвитости кооперационных связей до сих пор более 70% машиностроительных. Литейное производство Кузнечно-прессовое производство Сварочное производство Механообработка Гальваника Термообработка Механосборка предприятий в Свердловской области имеют в своем составе собственные заготовительные, литейные и другие переделы, использование которых, вследствие низкой загрузки, крайне неэффективно
Результат длительного «недоинвестирования» отрасли проявляется в экономии на разработках новых образцов машин и оборудования. Затраты отечественных производителей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых видов инновационной наукоемкой машиностроительной продукции, согласно статистическим данным, крайне невысоки - менее одного процента от общего объема инвестиций.
В то же время у лидеров мирового машиностроения на разработку новых видов продукции, удовлетворяющих современным требованиям рынка, выделяется до 8-9% от выручки, а, кроме того, финансирование работ по созданию уникальных образцов высокотехнологичной продукции зачастую финансируется на паритетной основе с потенциальными заказчиками. Недостаточный уровень инновационной активности предприятий. Наибольшим уровнем инновационной активности характеризуются машиностроительные предприятия ОПК и организации по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
Интенсивность инновационных процессов в этих подотраслях машиностроительного комплекса достаточно высока - инновационной деятельностью сегодня занимается порядка 30% организаций. В то же время в других машиностроительных производствах Свердловской области этот показатель в 1,5 - 2 раза ниже.
Для сравнения, в промышленности Германии данный показатель составляет 73%, в Ирландии - 61%, в Бельгии - 58%, в Чехии - 41%. Основными факторами, сдерживающими инновационную деятельность машиностроительных организаций в Свердловской области, на протяжении последних лет продолжают оставаться недостаток собственных финансовых средств и высокая стоимость нововведений. Кроме того, несмотря на и без того низкий уровень
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
инвестиций в НИОКР, для отрасли характерна тенденция дальнейшего снижения затрат на эти цели. [9]
Сегодня, к сожалению, нет оснований говорить о крупномасштабных технологических прорывах в машиностроении и интенсивном освоении результатов научных исследований и разработок.
Несовершенство промышленной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне также негативно влияет на инвестиционную привлекательность машиностроения, и проявляется в следующих аспектах:
а) отсутствие законодательной базы, регламентирующей вопросы промышленной политики (как на федеральном, так и на региональном уровне);
б) отсутствие единого методологического подхода к преодолению отраслевых структурных диспропорций и диспропорций территориального размещения производительных сил;
в) отсутствие механизмов перераспределения прибыли;
г) несбалансированная политика в области экспорта и импорта, отсутствие скоординированных таможенных мер;
д) отсутствие стимулирующего воздействия налоговых мер на активизацию инвестиционной деятельности;
е) неэффективность механизмов привлечения финансовых ресурсов и инвестиций, в том числе на принципах государственно-частного партнерства для модернизации машиностроения. [10]
Низкая инвестиционная привлекательность отрасли обусловлена многими факторами. В дополнение к вышеперечисленным причинам, негативно влияющим на эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий и инвестиционный потенциал отраслевого комплекса, следует также назвать высокий уровень социальной нагрузки, выполняемой многими машиностроительными предприятиями и связанный с их градообразующей функцией. А также неблагоприятную для эффективного развития машиностроения динамику индексов цен в таких отраслях как металлургия и энергетика, продукция и услуги которых в значительной мере формируют себестоимость машиностроительной продукции. Кроме того, при отсутствии достаточного объема собственных финансовых средств, предприятиями и организациями пока еще слабо используются рыночные механизмы привлечения инвестиционных ресурсов для целей модернизации производства. [8]
Ни в одной отрасли промышленности внедрение прогрессивных технологий и новой техники не дает столь быстрых и весомых результатов, как в машиностроении. Затраты на внедрение прогрессивных технологий окупаются за полтора-два года, а затраты на новое производственное оборудование - за два-два с половиной года. Вместе с тем отсутствие обновления производственного аппарата инновационно-насыщенными инвестициями, новыми технологиями производства явилось основной причиной утраты конкурентоспособности основными отраслями машиностроения РФ. В российской экономике пока не нашлось «длинных денег» для модернизации машиностроительных производств. [7]
Санкции заставляют нас осуществить назревший разворот в экономике, который мы должны были сделать сами и раньше, не дожидаясь полного исчерпания ресурсов сложившейся экспортно-сырьевой модели роста. Поэтому в целях более результативной реализации политики роста, а также для решения более общих задач перестроения сложившейся хозяйственной системы требуется выдвижение крупномасштабной программы неоиндустриализации [6]. Программа предполагает создание наиболее благоприятной макросреды для стимулирования внутреннего производства, нацеленного на замещение импорта и ускоренное развитие производственного комплекса. Главными взаимосвязанными звеньями являются:
- обеспечение защиты внутреннего рынка от иностранных производителей, для чего необходим контроль за импортом, применение тарифных и нетарифных методов. К тарифным
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
методам относится введение повышенных импортных пошлин, а также дополнительных ограничений по импорту отдельных групп товаров в виде установления определенных квот. Нетарифные методы — это разного рода стандарты и нормы доступа на внутренний рынок (стандарты безопасности продукции, санитарные требования, экологические характеристики и т. п.);
- проведение политики активного стимулирования отечественных производителей, требующее расширения доступа к кредитным ресурсам, реализации бюджетных программ поддержки производства, налоговых льгот и т. п.
«Современное индустриальное производство базируется на масштабном и все ускоряющемся технологическом применении новых знаний. Как таковое оно ознаменуется (в наиболее передовых сферах уже ознаменовалось) все большим снижением материальной составляющей продукта. Удельная материало-, капитало- и трудоемкость изготовления изделий неуклонно снижаются, а составляющая применяемого человеком знания интенсивно растет» [2].
Качественное единство интеллектуальных ресурсов, основа их общности как понятия — это главные характеристики процесса их экономического использования.
Воспроизводство подобных ресурсов имеет свою институционализацию и в общем случае связано с институтами науки, образования, системами организации управления знаниями в корпоративном секторе, научно-образовательным, технологическим и промышленным направлениями в политике государства, национальной инновационной системой [1].
Особенностями промышленности Свердловской области являются концентрация на территории экологически грязных производств и растущие темпы загрязнения окружающей среды вследствие образования промышленных отходов, высокие площади повреждения и разрушения природных ландшафтов в связи с деятельностью горнодобывающих предприятий. В целях изменения ситуации и снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в рамках Стратегии-2030 Министерством промышленности и науки Свердловской области будут реализованы подпрограммы «Высокая производительность базовых отраслей» и «Чистая среда» (совместно с Министерством природных ресурсов Свердловской области). Это предполагает поддержку проектов, направленных на внедрение наилучших доступных и экологически чистых технологий в промышленное производство [3].
Заключение
Сегодня рост промышленности региона во многом связан с машиностроением. Но если раньше он формировался преимущественно за счёт оборонных предприятий, то сейчас весомый вклад вносят и производители гражданской продукции. Они обеспечивают положительную динамику по таким высокотехнологичным направлениям, как производство электротехнических изделий, энергетическое машиностроение, включая оборудование для атомной индустрии и энергетики, нефтегазового сектора, продукцию радиоэлектронной промышленности, медицинскую технику. Машиностроительная отрасль среди других отраслей промышленного комплекса обладает наибольшей инновационной активностью.
Таким образом, для экономики Свердловской области характерен переход к новой индустриализации. Для достижения фронтального промышленного роста в условиях новой индустриализации необходимы изменения политики региона в данной сфере. В качестве целевых ориентиров развития промышленности в неоиндустриальной экономике можно обозначить: модернизацию предприятий и формирование наукоемких высокотехнологичных отраслей, способствующих повышению производительности труда; увеличение инновационной и инвестиционной активности предприятий; трансформацию предпринимательской культуры и качества занятых; рост масштабов производства, обеспечиваемый вертикальной интеграцией бизнеса; ориентация на трудосбережение, рециркуляцию ресурсов и безотходность
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
производства. В системном отношении такие изменения повлекут за собой усовершенствования в области организации, планирования, инвестирования, ценообразования, управления кадрами и пр. Всё это, соответственно, приведет к необходимости уточнения параметров оценки эффективности развития промышленности с точки зрения неоиндустриализации.
Библиографический список
1. Бодрунов С.Д. Новая индустриализация: предпосылки и подходы к осуществлению // Новая индустриализация России: стратегические приоритеты страны и возможности Урала: монография. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2018. С. 11-26.
2. Бодрунов С.Д. Возвращение индустриализации — возвращение Гэлбрейта: от НИО.2 к ноосферной цивилизации // Экономическое возрождение России. 2017. № 2(52). С. 18-19.
3. Губанов С.С. Неоиндустриализация России и нищета ее саботажной критики // Экономист. 2014. № 4. С.23-42.
4. Губанов С. Неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция (о формуле развития России) // Экономист. 2008. № 9. С. 3-27.
5. Купцова А.С. Управление стратегическим развитием предприятий машиностроения: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Нижний Новгород, 2008. 150 с.
6. Нипа С.С. Неоиндустриализация на службе экологии // Народный поиск модели хозяйственного развития России (к 250-летию Вольного экономического общества России). Волгоград: Волгогр. науч. изд-во ВГИ (филиал) ВолГУ, 2016. С. 194-197.
7. Рязанов В.Т. Экономическая стратегия России: неоиндустриальный императив // Новая индустриализация России: стратегические приоритеты страны и возможности Урала. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2018. С. 62-81.
8. Рязанов В.Т. Новая индустриализация России: стратегические цели и текущие задачи // Экономическое возрождение России. 2014. № 2(40). С. 20.
9. Рязанов В.Т. (Не)Реальный капитализм. Политэкономия кризиса и его последствий для мирового хозяйства и России. М.: Экономика, 2016. 695 с.
10. Румянцев М.А. Религиозные основания хозяйствования. СПб.: Рост, 2005. 259 с.
11. Татаркин А., Романова О. О возможностях и механизме неоиндустриализации старопромышленных регионов // Экономист. 2013. № 1. С. 21-37.