Научная статья на тему 'К вопросу интенсификации процесса обучения иностранных учащихся путем активизации их учебно-познавательной деятельности'

К вопросу интенсификации процесса обучения иностранных учащихся путем активизации их учебно-познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING OF FOREIGN STUDENTS / ENGLISH LANGUAGE / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY / PROMOTION OF EDUCATIONAL OPPORTUNITIES / LEARNING PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ременцов А.Н., Иванова Е.В.

Описана необходимость интенсификации процесса обучения иностранных учащихся русскому языку с помощью принципов организации их учебно-познавательной деятельности и активизации потенциальных учебно-познавательных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ременцов А.Н., Иванова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of intensifying the process of training of foreign students by enhancing their learning and cognitive activity

Described the need to intensify the process of teaching foreign students in the Russian language using the principles of organization of their educational-cognitive activity and activation of potential educational opportunities.

Текст научной работы на тему «К вопросу интенсификации процесса обучения иностранных учащихся путем активизации их учебно-познавательной деятельности»

разовательных программ высшего образования, как это имеет место в ряде зарубежных стран, по приоритетным направлениям экономики, науки, техники.

2. Учет соотношения между спросом и предложением государственных услуг путем дифференцированного финансирования реализуемых образовательными организациями направлений подготовки, специальностей и профессий в соответствии с потребностями экономики конкретного региона и страны в целом.

3. Наличие тщательно разработанной, научно обоснованной стратегии реформирования, которая должна подкрепляться открытой информацией о текущих результатах отдельных этапов работы. Без такой обратной связи невозможно позитивное отношение к проводимой реформе со стороны всех участников этого процесса.

Список литературы

1. Образование в Германии: Реформы во имя международной конкурентоспособности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Шр://уа$1:^еп1:. ги/аШс^/2/7/954.Ы:т1

2. Образовательные реформы в Германии — обзор Федерального министерства образования и научных исследований Германии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://inter.tsu.ru/ru/novosti/407-federalnoe-ministerstvo-obrazovanija

3 «День X» 18.11.2011 «Протесты студентов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://the-day-x. ru/protesty-studentov-v-italii-i-germanii.html

4. Публичность образования во Франции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cmza. ru/stati/publichnost-obrazovaniya-vo-frantsii.html

5. Насонкин В.В. Кодекс образования Франции. Законодательная часть / Пер. с франц. О.А. Мандрусова, Г.Ф. Ткач. — М.: Изд-во «Спарк», 2003. — С. 36.

6. Николя Саркози покончил с привилегированным образованием // Газета «Ведомости». 29.02.2012.

7. Данилова Л.Н. Австрийское образование/Отечественная и зарубежная педагогика. М.: Институт теории и истории педагогики РАО, 2012.

8. Das österreichische Bildungssystem (Австрийская система образования) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oead.at/bildungssystem?swlang=en

9. Важен результат: реформы в казахстанской средней и высшей школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dknews.kz/vazhen-rezultat.htm

10. Об образовании в Российской Федерации: фе-дер. закон с изм. и доп. — М.: Эксмо, 2013.

УДК 378.147

А.Н. Ременцов, доктор пед. наук Е.В. Иванова

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

К ВОПРОСУ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПУТЕМ АКТИВИЗАЦИИ ИХ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательные учреждения Российской Федерации и ведущих стран мира на современном этапе все активнее включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан, так как экспорт образовательных услуг является действенным геополитическим и экономическим ресурсом. Россия обладает огромным образовательным потенциалом и занимает на мировом рынке образовательных услуг восьмое место по количеству обучающихся иностранцев благодаря невысокой стоимости и достаточно высокому уровню высшего образования [1].

Как показывает практика, около 90 % иностранцев, прибывающих в Россию с целью получения образования, не владеют русским языком, поэтому задача эффективного обучения иностранных граждан русскому языку остается более чем актуальной. В последнее время в методике обучения русскому языку как иностранному (РКИ) все настойчивее ведется поиск возможностей оптимиза-

108

ции процесса обучения с позиций современной науки и накопленного опыта. Складывающаяся в настоящее время ситуация в образовании предъявляет к преподавателям РКИ особые требования, такие как непременное использование инновационных технологий и обязательное создание иностранным учащимся условий для мотивированного овладения знаниями. Происходящее обусловлено рядом объективных причин: изменением потребностей общества, влекущим за собой изменение системы образования, самого учебного процесса, многоас-пектностью задач, стоящих перед преподавателем, расширением интересов и возможностей иностранных учащихся, их национальными и психофизиологическими особенностями, повышением уровня требований, предъявляемых к ним, и недостаточным и несовершенным учебно-методическим обеспечением.

В настоящее время, кроме объективных трудностей, связанных со сложностью предъявляемо-

го лексического и грамматического материала, и субъективных, которые связаны с личностными особенностями учащихся (ослабленная мотивация, недостаточный общий уровень подготовки, растянутые сроки заезда) и преподавателей, особое значение приобретает национальная характеристика учащегося, т. е. его психофизиологические особенности. Поэтому одним из основных принципов работы с иностранными учащимися (часто в полиэтнических группах) является принцип учета национальной специфики в сфере учебно-познавательной деятельности. Проведенные исследования показывают, что одним из решающих факторов повышения результативности обучения иностранных учащихся сегодня является организация и активизация их учебно-познавательной деятельности, а эффективность и качество изучения русского языка во многом зависит от методической обеспеченности учебного процесса.

Одной из актуальных проблем, с которой сталкиваются преподаватели, является исследование специфики в способе получения, переработки и использования информации, проявления умственных, интеллектуальных способностей и психофизиологических особенностей, т. е. личностных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения. В связи с этим успешность обучения, освоения новой языковой картины мира обусловлена не только познавательными особенностями этногруппы, но и сложившимися лингвистическими, социальными, культурными, историческими и религиозными традициями [2]. Именно поэтому в процессе обучения русскому языку очень важно не ломать привычные для иностранных учащихся стереотипы обучения и не навязывать ставший привычным для русской методической традиции коммуникативный, речевой подход. Любой стиль деятельности должен формироваться постепенно, при наличии у учащихся положительного отношения к занятию, к русскому языку и к преподавателю. Соблюдая все психологические законы, нужно привести их в действие при помощи пусковых механизмов (интереса, новизны, яркости и неожиданности подачи учебного материала), так как именно они способствуют мотивации, заставляют обостряться восприятие, концентрируют внимание, улучшают память и совершенствуют воображение и мышление.

Для достижения поставленной цели в ходе проведенных авторами теоретических исследований и основываясь на результатах длительной практической деятельности по обучению иностранных учащихся, удалось выделить из достаточно большой совокупности общих дидактических принципов шесть принципов организации учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся, позволяющих активизировать их потенциальные учебно-

познавательные возможности при условии активного применения на занятиях средств зрительной наглядности (инновационных учебных пособий, сборников иллюстраций и т. д.).

1. Принцип личностной актуальности учебной ситуации заключается в том, что учебный материал может быть не только учебной информацией, он должен включать в себя вопросы, затрагивающие многие аспекты повседневной жизни и деятельности учащихся, так как именно эта информация будет усвоена ими наилучшим образом. Преподаватель должен эмоционально позитивно настроить и логически подвести иностранных учащихся к выполнению коммуникативного задания, которое должно быть воспринято ими как продолжение беседы с преподавателем, будет представлять для них интерес и практическую пользу. Когда же, например, преподаватель начинает общегрупповой контроль выполнения предъявленного задания, он выражает свое неформальное отношение к тому, что сказано учащимися, что переводит обучающее общение на русском языке в личностное. Без сомнения, успешности обучения личностному обучающему общению на изучаемом языке способствует и специальная форма организации учебного материала и средства решения конкретных ситуаций общения на занятии.

2. Принцип постоянного группового взаимодействия учащихся в процессе обучения. Согласно этому принципу, предъявление и усвоение материала происходит в групповом взаимодействии с параллельным формированием постоянных взаимоотношений между участниками организованного учебного процесса, где осуществляется слияние учебной деятельности и деятельности общения, что в полной мере обеспечивает реализацию основных целей преподавателя по достижению высокой эффективности обучения и раскрывает личностный потенциал каждого учащегося. Преподавателю уже на начальном этапе следует создать модель личностного общения и вывести учащихся на уровень партнерских межличностных отношений, конечно, не упуская из виду и чисто учебных целей. Выработано множество форм группового взаимодействия, которые, дополняя друг друга, обеспечивают постоянную и активную вовлеченность учащихся в процесс обмена информацией и придают учебной деятельности коллективный характер. Организация работы в парах, тройках, микрогруппах имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с общепринятыми индивидуально-фронтальными формами работы, так как при совместной деятельности учащихся образуется общий информационный фон, в который каждый из них вносит свою долю информации, и которым в дальнейшем пользуются все. Это очень важно и с психологической точки зрения,

поскольку стимулируются процессы саморегуляции в группе, формируется адекватная самооценка, оценка уровня возможностей в учебной сфере. Совместная работа превращается в тесное сотрудничество, когда каждый, выражая свою индивидуальность, стремится отвечать ожиданиям группы и не ущемлять интересов других.

3. Принцип многоуровневой организации учебного материала в процессе обучения. В отличие от традиционного подхода, предусматривающего последовательное овладение сначала языковым материалом, а потом речью, принцип многоуровневой организации учебного материала в процессе обучения предполагает параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью. Принцип многоуровневой организации учебного материала в процессе обучения базируется на том, что для выражения какого-либо коммуникативного намерения подбираются и соответствующие грамматические формы, причем каждое грамматическое явление требует адекватного лексического наполнения. Для учащегося упражнение монофункционально: он решает поставленную перед ним коммуникативную задачу, а для преподавателя оно всегда полифункционально и представляет разные уровни работы над учебным материалом, так как является решением нескольких задач в одном упражнении (тренировка в решении коммуникативной задачи, в употреблении грамматической формы, лексических единиц и в фонетике).

Подобная работа позволяет обеспечить усвоение больших объемов материала, создавая легкость в восприятии нового, поддерживая мотивацию при повторении и отработке большого количества упражнений и направлена на формирование сразу нескольких навыков, находящихся на разных стадиях овладения.

4. Принцип «открытости» процесса обучения. Основной особенностью этого принципа является возможность учащихся приступить к использованию учебного материала на любом этапе обучения. Учебные материалы могут отрабатываться в произвольном порядке, так как предполагается соблюдение принципа преемственности организации грамматического и лексического материала, вследствие чего подобная работа возможна еще и в группах «открытого» типа.

5. Принцип развивающей роли обучения. Именно возможности развития и активизации потенциальных учебно-познавательных возможностей иностранных учащихся необходимо заложить уже на самом раннем этапе применения средств наглядности. На занятиях следует применять учебные материалы для бесед именно с ориентированной на развитие принятия и понимания языка наглядности. Это должны быть реальные и порождающие интерес изображения, включающие понятные ино-

странным учащимся детали. Все это должно развивать интерес к изучаемому предмету.

Этот принцип перекликается с принципом личностной значимости учебного материала, но имеет более объективные характеристики, так как предполагает активное введение в учебный процесс лингво-культурологического компонента.

Перспективы развития интенсивного обучения связаны с созданием новых учебно-методических комплексов и подготовкой и переподготовкой преподавателей, но не вызывает сомнений целесообразность включения в процесс обучения интенсивного метода, так как это поможет достичь высоких результатов за более короткий срок и активизировать процесс обучения. Эти принципы позволяют сделать вывод о больших потенциальных возможностях постоянного общения как одного из главных средств и способов достижения личностного общения и активизации возможностей личности учащегося.

6. Принцип наглядной «провокации» высказывания. Когда учащийся видит иллюстрации или сюжетную картину без задания, в котором необходимо чисто механически использовать предложенную лексическую единицу в правильной грамматической конструкции, это «провоцирует» его оформить спонтанное высказывание, он может творчески (но под руководством преподавателя) высказать свое мнение и отношение к предложенному наглядному материалу. Особенно ценным является то, что при описании рисунков учащийся волен использовать знакомые ему конструкции, тогда полученный преподавателем ответ будет отражать исключительно лексико-грамматические знания и умения учащегося.

В процессе применения выделенных принципов активизации учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся авторы пришли к выводу, что некоторые из них существенно способствуют активизации потенциальных учебно-познавательных возможностей иностранных учащихся. Особенно эффективным оказалось применение в процессе обучения иностранных учащихся принципов наглядной «провокации», развивающей роли обучения, личностной актуальности учебной ситуации и постоянного группового взаимодействия учащихся в процессе обучения. Именно эти принципы особенно способствуют повышению эффективности процесса обучения иностранных учащихся.

Итак, прежде всего, преподавателю необходимо создать условия, в которых учебная группа перестанет быть просто группой иностранных учащихся, объединенных одними обстоятельствами обучения, а станет единым учебным коллективом с эффективной системой межличностных взаимодействий. Важно помнить, что сфера потенциаль-

ного выполняет очень важную функцию в развитии личности, так как человека как личность характеризует не столько то, чем он является, сколько то, к чему он стремится, то, что составляет сферу его потенциальных возможностей развития. Именно поэтому превращение потенциальных возможностей в актуальные особенности личности иностранных учащихся является одним из важнейших механизмов развития их личности, которые проявляются в учебно-познавательной деятельности, вовлекая субъекта деятельности в творческую работу путем создания положительного эмоциональ-

ного фона, в преобразовании источника получения знаний в средство организации учебной деятельности на качественно новом уровне, позволяющем усваивать знания и умения увлеченно, добровольно и самостоятельно.

Список литературы

1. Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статистический сборник. — Вып. 8. — М.: ЦСПиМ, 2011. — 176 с.

2. Крысько В.Г. Этническая психология. — М.: Академия, 2002. — 320 с.

УДК 371.3:004 И.А. Зарайский

А.И. Сесёлкин, доктор пед. наук Российская международная академия туризма

ПРИМЕНЕНИЕ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Инновационными технологиями в сфере телекоммуникации в настоящее время являются так называемые «облачные» сервисы. Они удобны и просты в использовании, работают без перебоев (при наличии постоянной связи с Интернетом) и предоставляют возможность для пользователей держать свои документы под рукой, без потери, в актуальных версиях, на разных устройствах.

Сегодня каждый преподаватель может зарегистрироваться в таком «облачном» сервисе, как Dropbox, и с легкостью настроить свой компьютер, мобильный телефон и планшет в одну файло-обменную сеть, где при наличии соединения с Интернетом происходит полная синхронизация всех устройств. Многие преподаватели сегодня уже не используют флэш-карты для переноса документов с устройства на устройство по причине доступности облачных сервисов, которые позволяют хранить данные пользователей, обновляясь с каждым изменением содержащихся файлов. Сервис Dropbox удобен, он прекрасно выступает как сервис, организующий хранение информации, способен обеспечивать общий доступ к файлам пользователя, но при этом не предоставляет инструментов, которым по силам создать презентацию или текстовый документ напрямую из «облака».

Еще совсем недавно, когда речь заходила о создании презентаций, многие преподаватели представляли себе программные продукты фирмы Microsoft под рабочим названием PowerPoint. PowerPoint — рабочее окружение, позволяющее создавать презентации, которые с легкостью могут

быть прочитаны на компьютере при условии установленной программы PowerPoint. Чаще всего это не вызывало никаких проблем, ведь офисные пакеты, частью которых является PowerPoint, стоят практически на каждом персональном компьютере или ноутбуке.

Однако каждый новый программный пакет стоит денег. Каждое обновление до новой версии тоже требует затрат, но не так сильно страдают от платных обновлений пользователи персональных компьютеров, как система профессионального образования. Учебные заведения вынуждены приобретать обновления программ для того, чтобы не возникало конфликтов между файлами разных версий, так как сегодня сбой в работе компьютерной системы во многом означает убытки. Образовательное сообщество в России понимает, что затраты на программное обеспечение существенны и что использование облачных технологий в значительной степени экономит бюджет организации. Помимо этого можно решить и проблему с лицензионным программным обеспечением.

При этом программные комплексы, которые разрабатывает компания Microsoft, имеют собственное расширение. Некоторое время назад компания Microsoft кардинально меняла рабочее окружение в офисных пакетах, версии создаваемых файлов также изменились, тогда начали возникать проблемы открытия файлов в старых версиях программ. Проблема решилась сама собой, так как со временем многие преподаватели перешли на офисные пакеты версии 2007 и выше. Но при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.