Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение чтению / навык чтения / готовность к школе / обучение письму / навык письма / обучающиеся / reading education / reading proficiency / school readiness / writing education / writing proficiency / learners

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева Галина Геннадиевна, Зеленская Юлия Борисовна

В статье рассматриваются условия готовности первоклассников к письму и чтению в аспекте трудностей школьного обучения. Представлены результаты фронтальной диагностики ряда психических функций и процессов, обеспечивающих процесс чтения и письма. Выявлены наиболее несформированные компоненты готовности к овладению письменной речью. Охарактеризованы прогнозируемые трудности формирования навыка чтения и письма у первоклассников общеобразовательных школ. При анализе результатов диагностики осуществляется опора на концепцию структурно-функциональной организации работы мозга. В ходе анализа экспериментальных данных охарактеризованы нарушения, связанные с несформированностью функций каждого блока мозга. Обращается внимание на преимущественную несформированность у обучающихся операций планирования и контроля. Указывается на наличие у детей недостаточного межанализаторного взаимодействия. Также отмечается низкий уровень развития мелкой ручной моторики. Полученные в ходе исследования данные указывают и на необходимость развития логического мышления у испытуемых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубева Галина Геннадиевна, Зеленская Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the readiness of first-grade students for writing and reading in the context of school learning difficulties. The study presents the results of a frontal diagnosis of various mental functions and processes that facilitate the reading and writing process. The most underdeveloped components of readiness for written language acquisition are identified. Predictable difficulties in the development of reading and writing skills in first-grade students in general education schools are characterized. The analysis of diagnostic results is guided by the concept of the structural-functional organization of brain function. During the analysis of experimental data, disruptions associated with the underdevelopment of functions in each brain block are characterized. Emphasis is placed on the predominant underdevelopment of planning and control operations among students. The presence of insufficient interanalyzer interaction among children is noted. A low level of fine motor skill development is also highlighted. The research findings underscore the necessity of fostering logical thinking among the subjects.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

педагогического сопровождения.

Время реализации психолого-педагогического сопровождения: программа рассчитана на 4 месяца (сентябрь-декабрь), ежедневно в течение 25 минут.

Форма проведения: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

Программа состоит из 3 блоков.

1. Вводный блок.

Данный блок направлен на создание в группе благоприятных, доверительных отношений, установления контакта, сотрудничества.

2. Тематический блок.

На данном этапе проходила основная работа по психолого-педагогическому сопровождению.

3. Заключительный блок.

На данном этапе происходит объединение приобретенных навыков в единую систему, подведение итогов, рефлексия.

Занятия обладают следующей структурой:

1. Приветствие - дает возможность наладить с ребенком эмоциональную связь.

2. Разминка - это упражнения, игры, которые помогают настроить детей на выполнение задач.

3. Основной частью являются занятия, которые направлены на решение поставленных задач.

4. Физминутка и расслабление - снятия психоэмоциональных напряжений.

5. Режим прощания является завершением учения.

Была разработана индивидуальная программа для детей, чей уровень навыков СБО был низкий.

В программу были включены консультации для родителей, чьи дети показали низкий уровень СБО, и у которых, при исследовании замечены проблемы в детско-родительских отношениях.

В результате формирующего эксперимента, дети должны повысить уровень сформированности навыков СБО, таких как: навык самостоятельного приема пищи, навык самостоятельно одеваться и раздеваться на прогулку, навык использования средств личной гигиены, навык опрятности и аккуратности, навыков самообслуживания.

Выводы. Несмотря на достаточно широкий круг исследований, вопросы формирования навыков социально-бытовой ориентировки младших школьников с расстройствами аутистического спектра недостаточно разработаны. Особого внимания требуют вопросы, рассматривающие аспекты помощи родителям в процессе социально-бытового обучения ребенка.

Результаты констатирующего исследования показали необходимость в разработке программы психолого-педагогического сопровождения формирования навыков социально-бытовой ориентировки младших школьников с расстройствами аутистического спектра.

Мы предполагаем, что разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения позволит повысить уровень сформированности навыков СБО, таких как: навык самостоятельного приема пищи, навык самостоятельно одеваться и раздеваться на прогулку, навык использования средств личной гигиены, навык опрятности и аккуратности, навыков самообслуживания.

Литература:

1. Варга, А.Я Практикум по психодиагностике. Тест-опросник родительского отношения / А.Я. Варга, В.В. Столин. -Москва: МГУ, 1988 - 128 с.

2. Веденина, М.Ю. Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом [Текст]: дисс. канд. психол. наук: 19.00.10 / Мария Юрьевна Веденина. - М.: ИКП РАО, 2000. - 166 с.

3. Выготский, Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. - Том 4. - Москва: Академия, 2014. - 450 с.

4. Конева, И.А. Эмоциональные особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра, возможность их коррекции элементами АВА-терапии / И.А. Конева, К.А. Куликова, Н.С. Терешина // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2016. - С. 336-341

5. Мясников, И.Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования / И.Р. Мясников // Вестник Мининского университета. - 2021. - № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1257 (дата обращения 08.10.2023). - DOI: https://doi. org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-9

6. Морозов, С.А. К вопросу о коморбидности при расстройствах аутистического спектра / С.А. Морозов // Аутизм и нарушения развития. - Москва: ФГБУ «ФИРО», 2018. - С. 11-17

7. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. - Либлинг: Теревинф, 2007. - 148 с.

8. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2016. -496 с.

9. Соломахина, Е.А. Обучение детей с аутизмом социально-бытовой ориентировке / Е.А. Соломахина // Аутизм и нарушения развития. - Москва: ФГБУ «ФИРО», 2010. - С. 11-20

Педагогика

УДК 376.4

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Голубева Галина Геннадиевна

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Зеленская Юлия Борисовна

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация. В статье рассматриваются условия готовности первоклассников к письму и чтению в аспекте трудностей школьного обучения. Представлены результаты фронтальной диагностики ряда психических функций и процессов, обеспечивающих процесс чтения и письма. Выявлены наиболее несформированные компоненты готовности к овладению письменной речью. Охарактеризованы прогнозируемые трудности формирования навыка чтения и письма у первоклассников общеобразовательных школ. При анализе результатов диагностики осуществляется опора на концепцию

структурно-функциональной организации работы мозга. В ходе анализа экспериментальных данных охарактеризованы нарушения, связанные с несформированностью функций каждого блока мозга. Обращается внимание на преимущественную несформированность у обучающихся операций планирования и контроля. Указывается на наличие у детей недостаточного межанализаторного взаимодействия. Также отмечается низкий уровень развития мелкой ручной моторики. Полученные в ходе исследования данные указывают и на необходимость развития логического мышления у испытуемых детей.

Ключевые слова: обучение чтению, навык чтения, готовность к школе, обучение письму, навык письма, обучающиеся.

Annotation. This article examines the readiness of first-grade students for writing and reading in the context of school learning difficulties. The study presents the results of a frontal diagnosis of various mental functions and processes that facilitate the reading and writing process. The most underdeveloped components of readiness for written language acquisition are identified. Predictable difficulties in the development of reading and writing skills in first-grade students in general education schools are characterized. The analysis of diagnostic results is guided by the concept of the structural-functional organization of brain function. During the analysis of experimental data, disruptions associated with the underdevelopment of functions in each brain block are characterized. Emphasis is placed on the predominant underdevelopment of planning and control operations among students. The presence of insufficient interanalyzer interaction among children is noted. A low level of fine motor skill development is also highlighted. The research findings underscore the necessity of fostering logical thinking among the subjects.

Key words: reading education, reading proficiency, school readiness, writing education, writing proficiency, learners.

Введение. Раннее выявление состояния психофизиологических и интеллектуальных функций, обеспечивающих достаточный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности, позволяет сконцентрировать внимание педагогов на возможных трудностях, которые ребенок будет испытывать при обучении в школе и своевременно оказать этому ребенку необходимую помощь.

Письмо и чтение - базовые школьные навыки, без которых обучение невозможно. Полноценное овладение данными навыками может затруднять замедленное созревание центральной нервной системы; отставание в формировании психических процессов; недостаточная сформированность высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения и письма или несформированность отдельных психических функций.

Нарушения чтения и письма приводят, в свою очередь, к невозможности полноценного усвоения всей школьной программы [1, 5, 6, 10].

Изложение основного материала статьи. При написании слова ребенок должен выполнить ряд последовательных действий: выполнить звуковой анализ слова; выделенные звуки перевести в графический знак (букву); записать слово, т.е. владеть графо-моторными навыками.

Процесс чтения включает в себя несколько операций: зрительное восприятие; различение и узнавание букв; соотнесение букв с соответствующими звуками; воспроизведение звукопроизносительного образа слова (его прочитывание); понимание смысла прочитанного.

Исходя из вышеперечисленного, можно выделить основные качества формирования навыков чтения и письма, которые должны быть реализованы ребенком в процессе деятельности:

- понять инструкцию;

- действовать в соответствии с инструкцией;

- составить план и работать соблюдая его;

- уметь концентрировать внимание на задании;

- уметь прилагать волевые усилия при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль при выполнении задания.

Трудности освоения навыков чтения и письма у детей могут быть связаны с нарушениями одного или нескольких компонентов головного мозга, отвечающих за тот или иной процесс чтения и письма (например, операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной информации; зрительно-пространственной ориентировки; программирования и контроля деятельности и др).

Лурия А.Р. [7, 8] в своих работах выделяет три основных блока мозга, отвечающих за правильную работу той или иной функции психической деятельности.

Первый блок - энергетический (отвечает за внутренние процессы, память и внимание). Нарушения в этом блоке будут вызывать следующие трудности при формировании навыков чтения и письма:

- медленное включение обучающегося в процесс выполнения заданий:

- трудности удержания в памяти инструкции;

- низкая сосредоточенность и концентрация внимания при выполнении задания.

Второй блок - блок приема, переработки и хранения полученной информации (отвечает за органы чувств, связь с внешним миром). Его работа связана с переработкой слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации. Нарушения в этом блоке будут вызывать трудности при формировании навыков чтения и письма связанные с несформированностью слухового гнозиса, нарушениями зрительно-моторной координации и пространственных представлений.

Третий блок - блок программирования, регуляции и контроля за психической деятельностью (отвечает за целеполагание, мыслительные операции). Нарушения в этом блоке будут вызывать трудности при формировании навыков чтения и письма связанные с контролем и вниманием при выполнении задания.

На современном этапе развития системы обучения вопрос изучения формирования навыков чтения и письма у первоклассников, несмотря на свою достаточную изученность, продолжает оставаться актуальным. Связано это, в первую очередь с тем, как отмечают многие исследователи, что обучающихся с нарушением чтения и письма в общеобразовательных школах становится все больше [4, 9, 10].

С целью ориентировки в количественном составе обучающихся первых классов общеобразовательных школ, имеющих недостаточный уровень готовности к обучению, была проведена фронтальная диагностика ряда психических функций и процессов, позволившая выделить группу детей с прогнозируемыми у них трудностями формирования навыка чтения и письма.

Обследование обучающихся первых классов проводилось в начале учебного года с использованием методики фронтальной педагогической диагностики готовности детей к обучению Г.Ф. Кумариной (диагностический материал данной методики включает в себя ряд тестовых заданий, разработанных Аргинской И.И., Индик Н.К., Кумариной Г.Ф., Нечаевой Н.В., Цирулик Н.А., Чутко Н.Я.) [3]. Стимульный материал методики, процедура проведения и инструкции были адаптированы применительно к возрастной группе обучающихся в соответствии с поставленными задачами исследования.

Составленные тестовые задания, были направлены на:

1. Изучение зрительно-моторной координации.

2. Изучение слухового восприятия.

3. Изучение логического мышления.

4. Изучение способности ребенка к классификации наглядного материала.

5. Изучение уровня развития фонематического анализа и способности к переводу звукового кода в другую знаковую систему.

6. Изучение готовности психологических и психофизиологических функций, обеспечивающих чтение.

7. Изучение особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля.

Диагностика проводилась на базах государственных бюджетных общеобразовательных учреждений г. Санкт-Петербурга. В обследовании приняло участие 60 обучающихся первых классов.

При анализе результатов был определен средний балл выполнения каждого задания и выделены уровни готовности к обучению и письму обучающихся первого класса общеобразовательных школ. Критерии уровней: Высокий уровень -1-1,5 балл. Средний - 1,5-2,0 балл. Низкий - 2,0-2,6 балл.

Результаты проведенного исследования по данным тестовым заданиям представлены в таблице.

Результаты обследования обучающихся первых классов общеобразовательных школ

Вид тестового задания Средний балл выполнения Уровень выполнения

«Узор» 2,04 Средний

«Рисование бус» 2,52 Низкий

«Заселение дома» 2,32 Низкий

«Раскрашивание фигур» 2,68 Низкий

«Диктант» 1,4 Высокий

Задание «Чтение» 1,4 Высокий

Задание «Разметка» 2,6 Низкий

Количественный показатель выполнения обучающимися задания «Узор» представлен средним уровнем. Испытуемые в процессе срисовывания, а затем самостоятельного продолжения предложенного узора продемонстрировали недостаточный уровень развития зрительного анализа. В работах детей было отмечено большое количество ошибок чередования и взаимного расположения цветов и отрезков, составляющих узор. Анализ ошибок позволяет сделать вывод о недостаточном уровне осознания закономерностей при самостоятельном продолжении узора. Данные ошибки, в определенной мере, указывают на трудности осуществления мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения.

Анализ рисунков детей позволил также говорить и о недостаточном уровне развития межанализаторного взаимодействия (координированной работе зрительного и двигательного анализаторов), несформированности мелкой ручной моторики.

Обучающиеся продемонстрировали низкий уровень выполнения задания «Рисование бус»: большинство испытуемых не смогли удержать в памяти все условия в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Кроме этого, был отмечен низкий уровень развития слухо-зрительного взаимодействия. Как и в предыдущем тестовом задании, дети показали недостаточный уровень сформированности мелкой ручной моторики.

Анализ выполнения обучающимися первых классов задания «Заселение домика» позволяет сделать выводы о низком уровне развития логического мышления у испытуемых, неспособности детей переключаться с одного найденного решения на поиск другого. Аналогичные низкие показатели были отмечены у испытуемых детей и при выполнении тестового задания «Раскрашивание фигур». Обучающиеся оказались не способны к классификации наглядного материала по самостоятельно найденному признаку.

При поступлении в школу мышление ребенка переживает переломный этап. Если ранее, в дошкольном возрасте, оно основывалось на познании окружающего мира и собственном опыте, то в школьном ребенок должен научиться оперировать абстрактными единицами и соотносить символы со значениями. Без этого представляется невозможным полноценное овладение школьной программой, навыками письма и чтения. Полученные в ходе исследования данные указывают на необходимость развития логического мышления у испытуемых детей. В ходе проведения этой целенаправленной работы на материале не только предметов, но и цифр, знаков, букв, дети получат представления о закономерностях, научатся сравнивать, анализировать, обобщать.

Высокий уровень выполнения работы был выявлен у обучающихся первых классов в ходе реализации ими заданий «Диктант» и «Чтение». У большинства испытуемых отмечался достаточный уровень развития восприятия речи, фонематического анализа и синтеза, а также умения переводить звуковой код в другую знаковую систему и соотносить зрительный код со слуховым.

Анализ результатов выполнения детьми задания «Разметка» позволяет судить о низком уровне сформированности у обучающихся операций планирования и контроля за собственной практической деятельностью. В большинстве случаев дети располагали прямоугольники на листе бумаги нерационально, без какой-либо системы, хаотично.

Выводы. Опираясь на концепцию А.Р. Лурия [7] о структурно-функциональной модели работы мозга и труды Л.С. Выготского [2], анализ результатов фронтальной диагностики позволяет сделать следующие выводы:

1.Высокие результаты обучающиеся показали в двух заданиях («Диктант» и «Чтение»), Выполнение этих заданий требует активной работы второго блока мозга, связанного с переработкой слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации. У большинства испытуемых не вызвало затруднений восприятие речи на слух, а также перевод звукового кода в другую знаковую систему.

2. Низкие результаты обучающиеся показали в заданиях, требующих активной работы третьего блока мозга, связанного с программированием и контролем, отвечающего за целеполагание, мыслительные операции («Заселение домика», «Раскрашивание фигур», «Разметка»), Большое количество ошибок в работах испытуемых было выявлено в задании на классификацию по самостоятельно выделенному признаку, а также страдали планирование и контроль за собственной практической деятельностью.

3. Задание «Рисование бус» направлено на выявление количества условий, которые может удерживать в памяти ребенок в процессе выполнения работы, что требует активной работы первого блока мозга, отвечающего за внутренние процессы, память и внимание. Большинство обучающихся выполнили это задание на низком уровне.

Отмечались трудности включенности обучающихся в процесс выполнения заданий. Большинство испытуемых не смогли выполнить все условия теста: 18 человек при выполнении задания учли только одно условие, 14 человек - три условия. Полученные результаты показали сложности удержания в памяти инструкции, низкую сосредоточенность и концентрированность внимания испытуемых при выполнении задания.

В целом, результаты проведенной диагностики обозначают необходимость проведения работы по профилактике нарушений письма и чтения у обучающихся первых классов общеобразовательной школы с особым вниманием к формированию навыков программирования письменной деятельности и развитию самоконтроля в процессе письма и чтения.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников. Практическое пособие / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова - Москва: Юрайт, 2017.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психологии / Л.С. Выготский. - Москва: ЕЕ Медиа, 2012.-369 с.

3. Кумарина, Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности - способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов: актуальные вопросы теории и практики / Г.Ф. Кумарина. -Москва: Перспектива, 2014. - 172 с.

4. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - Ростов-на-Дону: Феникс, Санкт-Петербург: Союз, 2004. - 224 с.

5. Левина, P.E. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - Москва: Аркти, 2005. - 224 с.

6. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития / Е.А. Логинова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004. - 208 с.

7. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - Москва: Академия, 2013. - 380 с.

8. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. - Москва: Академия, 2002. - 345 с.

9. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / [Г.В.Чиркина и др.]; под общ.ред. Г.В. Чиркиной. - Москва: Аркти, 2003 - 239 с.

10. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция / Л.Г. Парамонова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006. - 122 с.

Педагогика

УДК 378

ассистент Григоренко Людмила Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Вахрушева Инна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ВАРИАТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается применение вариативного образовательного контента как средства формирования познавательных потребностей студентов технического вуза. Уточнено психолого-педагогическое понятие «потребность», раскрыта сущность познавательных потребностей. Выделены критерии и уровни сформированности познавательной потребности студентов технического вуза. Рассмотрены цифровые технологии, возможные инструменты цифровой образовательной среды, информационно-образовательных ресурсы, используемые в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза. Проанализированы средства и условия, способствующие формированию познавательной потребности у студентов технического вуза. Проверена эффективность применения вариативного образовательного контента как средства формирования познавательных потребностей студентов при изучении дисциплин «Информатика», «Информационные технологии».

Ключевые слова: познавательные потребности, мотивация, познавательный интерес, активность, цифровые ресурсы, цифровая образовательная среда, вариативный образовательный контент.

Annotation. The article discusses the use of variable educational content as a means of shaping the cognitive needs of technical university students. The psychological and pedagogical concept of "need" is clarified, the essence of cognitive needs is revealed. The criteria and levels of development of the cognitive needs of technical university students are highlighted. Digital technologies, possible tools of the digital educational environment, information and educational resources used in the process of professional training of technical university students are considered. The means and conditions that contribute to the formation of cognitive needs among technical university students are analyzed. The effectiveness of using variable educational content as a means of developing the cognitive needs of students when studying the disciplines "Computer Science" and "Information Technologies" has been tested.

Key words: cognitive needs, motivation, cognitive interest, activity, digital resources, digital educational environment, variable educational content.

Введение. В настоящее время перед высшим образованием стоит задача повышения качества профессиональной подготовки студентов технического вуза. Современный студент должен не только запоминать и воспроизводить полученные от преподавателя знания, но и обладать навыками самообучения и рефлексии для того, чтобы самостоятельно находить нестандартные решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности. В связи с этим, у студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.