Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ГЕНДЕРНОГО АУДИТА ЧАСТНОГО СЕКТОРА С ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ'

К ВОПРОСУ ГЕНДЕРНОГО АУДИТА ЧАСТНОГО СЕКТОРА С ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Conferences
Область наук
Ключевые слова
медицина / медицинское обслуживание / платная медицинская помощь / частный сектор / сотрудничество / государство / финансы / средства. / medicine / medical service / paid medical service / private sector / cooperation / state / finance / facilities.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Хасан Мамадалиев

В статье рассматривается история медицинских услуг, сотрудничество медицины и частного сектора, а также преимущества наличия частного сектора в медицине. Также на основе конкретных документов анализируются правовые основы сотрудничества медицины с частным сектором в Узбекистане, его цели, перспективы развития. Особое внимание уделено основным направлениям развития частного сектора в медицине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Хасан Мамадалиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF GENDER AUDIT OF THE PRIVATE SECTOR WITH HEALTHCARE

The article discusses the history of medical services, cooperation between medicine and the private sector, and the advantages of having a private sector in medicine. Also, the legal basis of cooperation of medicine with the private sector in Uzbekistan, its purpose, development prospects are analyzed on the basis of specific documents. Particular attention is paid to the main directions of private sector development in medicine.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ГЕНДЕРНОГО АУДИТА ЧАСТНОГО СЕКТОРА С ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ»

DOI: https://doi.org/10.24412/cl-36892-2024-12-82-87

Pages: 82-87

SUSTAINABLE DEVELOPMENT: INITIATIVES OF WOMEN IN SCIENCE AND BUSINESS

4th INTERNATIONAL CONFERENCE

SOG'LIQNI SAQLASH BILAN XUSUSIY SEKTORNING GENDER AUDITI

MASALASI BO'YICHA

Xasan Mamadaliyev

ordinator Toshkent Tibbiyot Akademiyasi Toshkent, O'zbekiston

_MAQOLA HAQIDA_

Kalit so'zlar: tibbiyot, Annotatsiya: Maqolada tibbiyot xizmatlari, tibbiyot va

tibbiy xizmat, pulli tibbiy xususiy sektor hamkorligi tarixi, tibbiyotda xususiy sektor xizmat, xususiy sektor, bo'lishining afzalliklari haqida so'z yuritiladi. Shuningdek, hamkorlik, davlat, moliya, O'zbekistonda tibbiyotning xususiy sektor bilan mablag'. hamkoliigining huquqiy asoslari, undan ko'zlangan maqsad,

rivojlantirish istiqbollari aniq hujjatlar asosida tahlil qilinadi. Tibbiyotda xususiy sektorni rivojlantirishning asosiy _yo'nalishlari haqida alohida fikr yuritiladi._

ON THE ISSUE OF GENDER AUDIT OF THE PRIVATE SECTOR WITH

HEALTHCARE

Khasan Mamadaliev

Resident Tashkent Medical Academy Tashkent, Uzbekistan

ABOUT ATRICLE_

Abstract: The article discusses the history of medical services, cooperation between medicine and the private sector, and the advantages of having a private sector in medicine. Also, the legal basis of cooperation of medicine with the private sector in Uzbekistan, its purpose, development prospects are analyzed on the basis of specific documents. Particular attention is paid to the main directions of private sector development in medicine._

Key words: medicine, medical service, paid medical service, private sector, cooperation, state, finance, facilities.

К ВОПРОСУ ГЕНДЕРНОГО АУДИТА ЧАСТНОГО СЕКТОРА С

ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

Хасан Мамадалиев

Ординатор Ташкентской Медицинской Академии Ташкент, Узбекистан

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: Аннотация: В статье рассматривается история

медицина, медицинское медицинских услуг, сотрудничество медицины и

обслуживание, платная частного сектора, а также преимущества наличия

медицинская помощь, частного сектора в медицине. Также на основе

частный сектор, конкретных документов анализируются правовые

сотрудничество, государство, основы сотрудничества медицины с частным сектором в финансы, средства. Узбекистане, его цели, перспективы развития. Особое

внимание уделено основным направлениям развития частного сектора в медицине.

Введение. Первые принципы прямой платности за медицинские услуги прослеживаются ещё в XVIII веке до н.э., в законах вавилонского царя Хаммурапи. Достаточно часто вспоминают Гиппократа в этом аспекте: «И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы» [1]. В качестве примера можно привести высказывания первого народного комиссара здравоохранения Н.А. Семашко: «Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны» [2].

Аспекты развития частной медицины зарождались и обсуждались в течение длительного периода времени, хронологически проходя различные этапы становления предпринимательской активности. А вот непосредственно актуальность вопроса о целесообразности и направлениях государственного регулирования частного сектора стал затрагиваться только в XX веке [3].

Обсуждение. Целесообразность государственного регулирования здравоохранения, в том числе и его частного сектора, можно показать на простом примере. С одной стороны, необходимо лечить новые заболевания, инфекции, вирусы, то есть совершенствовать лекарства, инструменты, оборудование, технологии. С другой стороны, быстрое введение инноваций в практическую жизнь зачастую осуществляется без дополнительной апробации и может отрицательно сказаться на результатах их применения. Вот эта элементарная диспропорция формирует предпосылки обязательного регулирования отрасли государством.

В экономической и медицинской литературе частная система здравоохранения характеризуется как негосударственный сектор, который функционирует в рамках частной собственности с механизмом сводного ценообразования [4].

Государственная система здравоохранения в Республики Узбекистан воспринимается большинством граждан как основная структура, для многих как единственная, предоставляющая медицинские услуги. Главное богатство нации - это люди, а защита общественного здоровья была и всегда будет одним из главных приоритетов Узбекистана и постоянно находится в центре внимания Президента и Правительства. Согласно новой редакции Конституции Узбекистан [5], жители Узбекистана имеют бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию, предоставляемому через сеть государственных медицинских учреждений - поликлиник, пунктов первой помощи и государственных больниц. В 2019 году на сектор здравоохранения составил 12,1 трлн. сум (1,27 млрд. долларов США) - это на 30,5% больше, чем в предыдущий год. Из государственного бюджета в 2020 году на здравоохранение будет выделено 14 842,6 трлн. сум (1,56 млрд. долларов США) [6].

В 2018 году 15,4% ВВП Узбекистана было направлено на сектор здравоохранения, который вырос в 2 раза с 2016 года. Это означает, что все больше внимания уделяется сектору здравоохранения, привлекая иностранных инвесторов для инвестирования в эту часть государственного сегмента [7].

Если анализировать обзор рынка и тенденции, то можно сделать такой вывод: Расходы на здравоохранение продолжают расти быстрее, чем экономический рост, что обусловлено растущим спросом на здравоохранение и готовностью правительства инвестировать в новые учреждения и компенсировать предыдущие недостатки. Неинфекционные заболевания будут по-прежнему доминировать в эпидемиологической ситуации в Узбекистане и уже являются основными причинами смертности и заболеваемости в стране. Традиционно, иностранные компании доминировали за счет импорта, в то время как участие государства в этом секторе имеет важное значение, концентрируясь как на замещении импорта, так и на экспорте лекарств в страны СНГ и Балтии. 300 производителей, по меньшей мере, присутствуют на фармацевтическом рынке Узбекистана, также существуют около 125 лицензированных производителей. Здравоохранение стало одним из крупнейших секторов Узбекистана с точки зрения доходов и занятости. Отрасль растет колоссальными темпами благодаря усилению охвата, услуг и росту расходов как государственных, так и частных игроков [8].

Но в результате проводимых в стране реформ по поддержке предпринимательства укрепляется роль частного сектора в сфере здравоохранения.

В республике действуют около 9 тысяч негосударственных организаций здравоохранения. В частном секторе работают около 20 тысяч врачей, 26 тысяч работников среднего медицинского звена [9].

Ежегодно на 600-700 в среднем увеличивается число частных медицинских учреждений. Например, в Ташкенте таких учреждений более 1700, в Андижане - более 750, в Самаркандской, Кашкадарьинской, Ташкентской областях - более 650. В этих учреждениях предоставляют свыше 2 250 медицинских услуг более чем по 200 специализациям.

В целях развития деловой среды функции и задачи государственных органов и организаций путем их оптимизации предоставлены субъектам предпринимательства на основе государственно-частного партнерства и в иных формах, что расширило возможности деловых людей.

В настоящее время в системе здравоохранения страны на основе государственно-частного партнерства реализуются около 60 проектов.

В сфере здравоохранения доля частного сектора растет. В соответствии ряда нормативных документов во всех регионах страны особое внимание уделяется строительству частных медицинских учреждений и расширению спектра медицинских услуг, которые они предоставляют.

Нужно особо отметить, что партнерство медицины и частного сектора укреплены нормативными документами[10]. Например, в целях усиления всестороннего содействия развитию частного сектора здравоохранения, создания необходимых условий для оказания частными медицинскими организациями качественных высокотехнологичных медицинских услуг населению, расширения привлечения в сферу частной медицины иностранных инвестиций и высококвалифицированных зарубежных специалистов, а также развития медицинского туризма и экспорта медицинских услуг принято Постановление Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему развитию частного сектора здравоохранения" от 1 апреля 2017 г. За № ПП-2863. Этим документом определены основные направления и задачи дальнейшего развития частного сектора здравоохранения. В частности [11]:

создание благоприятных условий для активизации деятельности и расширения сети частных медицинских организаций во всех регионах страны, совершенствование системы

регулирования и лицензирования их деятельности, системное решение вопросов, препятствующих устойчивому развитию частного сектора здравоохранения;

всемерное стимулирование увеличения объемов и видов услуг частных медицинских организаций с широким применением современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения, направленных на оказание квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, в том числе социально уязвимым категориям граждан;

укрепление материально-технической базы частных медицинских организаций, оснащение их современным медицинским оборудованием, специальным инвентарем и инструментами, обеспечение зданиями и помещениями, соответствующими видам медицинской специализации и отвечающими требованиям санитарных норм и правил и другое.

Об этоми глава государства Ш.Мирзиёев тоже особо отметил: «Важно понимать, что только при здоровой конкуренции в сфере здравоохранения повысится качество услуг. Поэтому необходимо активно вовлекать в сферу частный сектор, воспринимать его как неотъемлемую часть системы. При этом для развития частной медицины недостаточно лишь предоставления налоговых и таможенных преференций, доступных кредитов. Для частных медицинских учреждений следует создать такие же условия работы, как и для государственных» [12].

Начало новой эпохи в истории Узбекистана - такую оценку дает сегодня мировая общественность проводимым в стране в последние 7 лет реформам и преобразованиям. Обновления в социально-экономической, общественно-политической, гуманитарной и других сферах обеспечивают интеграцию нашего государства в международное сообщество. Узбекистан сегодня еще больше привлекает внимание всего мира, перейдя от закрытости к открытой прагматичной политике. Эти действия, безусловно, требуют реформирования действовавших ранее правил и порядков, их соответствия мировым стандартам.

Поэтому приоритетные направления развития социальной сферы кардинально изменились, в том числе и в здравоохранении. Стоит особо признать, что в данной отрасли в нашей стране накоплен определенный опыт. То есть, единственной целью всех реформ, проводимых в сфере здравоохранения, является полное обеспечение конституционных прав наших граждан на охрану здоровья и квалифицированное медицинское обслуживание.

Анализ источников показала, что в настоящее время нет конкретного всестороннего анализа участия женщин врачей в частном секторе. Исходя из этого, следует отметить,

согласно Закона Республики Узбекистан «О внесении дополнений и изменений в закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» [12] нужно проводить гендерный аудит в системе здравоохранения на предмет участия женщин-врачей-предпринимателей в организации частных клиник и занятых в них женщин.

Гендерный аудит - это оценка соблюдения законодательства о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин, а также обеспечения комплексного гендерного подхода, в том числе в кадровой политике. Осуществлять аудит будет Федерация профсоюзов. Но нужно включить женщин-врачей в комиссии по гендерным аудитам для того, чтоб определить соответствует ли состоянии здоровья женщин работать в занимаемой должности.

Список использованной литературы:

1. Мифы и иллюзии клятвы Гиппократа. - URL: http://dok-zlo.livejournal.com/257484.html (дата обращения 16.12.2016).

2. Семашко Николай Александрович. Образовательный портал для врачей «Evrica.ru». - URL: https://www.evrika.ru/medical-calendar/18.05.2008/88 (дата обращения 17.12.2016)

3. Зудин А.Б., Ковалева И.П. Российские особенности реформирования здравоохранения в современных социально-экономических условиях // Путеводитель предпринимателя. - 2016. - № 30. - С. 35-43.

4. Частная модель здравоохранения: сильные и слабые стороны. - URL: http://rpp. nashaucheba.ru/docs/index5320.html

5. Конституция Республики Узбекистан. Национальная база данных законодательства, 01.05.2023 г., № 03/23/837/0241.

6. Здравоохранение Узбекистана. https://www.rbasia.uz/zdravohranenie-sektor-uzbekistan

7. https://uza.uz/ru/posts/chastnyy-sektor-v-sfere-zdravooxraneniya-trany_513183

8. Указ Президента Республикаи Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию частного сектора в сфере здравоохранения» от 1 апреля 2017 года; Постановление Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему развитию частного сектора здравоохранения" от 1 апреля 2017 г., № ПП-2863

9. https://uza.uz/ru/posts/formirovanie-silnoy-i-effektivnoy-sistemy-zdravooxraneniya-vazhneyshaya-zadacha-gosudarstva_356684

10. Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений и изменений в закон республики узбекистан «о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин». Принят Законодательной палатой 27 сентября 2022 года. Одобрен Сенатом 19 ноября 2022 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.