УДК [004:378]:37:014.5
Барышев Александр Владимирович
НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий»
Россия, Москва1 Кандидат технических наук, доцент E-Mail: [email protected]
Федотова Елена Леонидовна
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Москва, Россия Кандидат педагогических наук, доцент E-Mail: [email protected]
К вопросу формирования творческих способностей
выпускников вузов
Аннотация. В данной статье представлены результаты анализа методов взаимодействия преподавателя и студента для формирования творческих способностей будущих специалистов, выявлены причины выбора конкретного метода взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения. Определена необходимость включения в программы вузов дисциплины «Техника креативности», в состав которой должны войти основные методы скорочтения и мнемотехники. Вводимая дисциплина «Техника креативности» должна быть обеспечена должным объемом теоретических и практических занятий. В статье значительное внимание уделено методам активации интуиции специалистов вместе с методами скорочтения и мнемотехники. Показано влияние отдельных факторов на развитие творческих способностей у выпускников вузов. Рассмотрена практическая значимость использования одного из методов активации интуиции специалистов - диаграммы Исикавы на примере исследования развития творческих способностей у выпускников ВУЗов. В результате исследования было доказано, что творческие способности выпускников зависят от трёх глобальных факторов: организации учебного процесса; реализации учебного процесса; вовлечения студентов в работу студенческих научных обществ. Выявлена необходимость возрождения работы студенческих научных обществ, позволяющих раскрыть творческие способности наиболее одаренных учащихся.
Ключевые слова: образовательные технологии; методы обучения; творческое мышление; креативность; скорочтение; мнемотехника; диаграмма Исикавы.
Идентификационный номер статьи в журнале 80РУЫ414
109004, Россия, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 13
Важнейшей задачей современного образования является рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых педагогических технологий, средств и методов, позволяющих радикально повысить эффективность и качество подготовки специалистов, способных творчески подходить к решению сложных профессиональных задач, умеющих на практике применять те знания и навыки, которые они получили в процессе обучения в вузе.
Конкурентоспособность экономики нашей страны на мировом рынке во многом определяется уровнем подготовки наших специалистов, выпускаемых российскими вузами, их способностью к развитию инновационных технологий и умением принимать обоснованные научно-технические и управленческие решения. Для обеспечения этой задачи развиваются современные образовательные технологии [1-5].
В процессе обучения используются различные методы взаимодействия преподавателя и студента [3,5-8], хотя в настоящее время предпочтение отдается активным и интерактивным методам обучения, так как они обеспечивают лучший результат усвоения материала студентами. Этим же методам, в основном, повещена основная масса публикаций [21-23].
Следует отметить, что выбор того или иного метода зависит от ряда причин, а именно:
1. От характера преподаваемой дисциплины.
2. От целей обучения (базовый или повышенный уровень знаний).
3. От возможностей и предпочтений преподавателя.
4. От контингента учащихся.
Для формирования творческих способностей у будущих специалистов требуются такие умения как [9,10, 22]:
1. поиск необходимой информации;
2. обработка полученной информации и получение знаний;
3. принятие оптимального решения на основе имеющихся знаний.
Если поиску необходимой информации студент учится в процессе всего периода обучения, то умениям пунктов 2 и 3 его, изначально, надо научить. Главным здесь является умения конспектирования, быстрого чтения и мнемотехники [10-13].
Умение пункта 3 в этой формулировке относится, в основном, к инженерно-техническим и экономическим специальностям вузов и является комплексным. В него, кроме компетенций по ряду базовых дисциплин по специальности, входит умение генерировать идеи, то есть творчески мыслить. В свою очередь, качество идей зависит от полученных в процессе обучения компетенций.
Для активации творческого мышления разработан ряд специальных методов, которые можно объединить под общим названием «методы активации интуиции специалистов» [1416]. Наиболее полно материал представлен в [15].
Обучение основным методам активации интуиции специалистов (МАИС) вместе с методами скорочтения и мнемотехники, на взгляд авторов, в обязательном порядке должно быть включено в образовательные программы вузов инженерно-технического и экономического профиля в качестве отдельной дисциплины. Состав методов, в каждом конкретном случае, должен быть утвержден на заседании выпускающей кафедры.
В настоящее время ситуация такова, что лишь отдельные ВУЗы включают в свои программы МАИС, например, [17,18]. Однако следует отметить, что отдельные методы
активации интуиции включены в ряд специальных дисциплин, таких как «управленческие решения» [19], «методы принятия управленческих решений» [20] и др. Во многом приводимые в литературе методы активации интуиции повторяются. Если учитывать индивидуальные склонности и предпочтения учащихся, можно предположить, что количество приводимых методов активации интуиции оказывается недостаточным, как и время, отводимое на их освоение. Поэтому, на наш взгляд, необходимо включить в программы вузов дисциплину «Техники креативности», в состав которой, помимо МАИС, должны войти основные методы скорочтения и мнемотехники. Вводимая дисциплина должна быть обеспечена должным объемом теоретических и практических занятий.
В настоящей работе авторы не имеют возможности продемонстрировать эффективность изучения методов скорочтения и мнемотехники в силу индивидуальных особенностей усвоения этих дисциплин, однако, можем показать практическую значимость использования одного из методов МАИС, «диаграммы Исикавы» [15,20], на примере исследования развития творческих способностей у выпускников ВУЗов. Ниже мы приводим разработанную диаграмму влияния различных факторов на развитие творческих способностей выпускников вузов (рис. 1).
Учебный процсй;
11убликшия
[ 1ремнриваш лауреатов
Внедрение
значимых
результатов
трудов
Работа С! 10 Организация учебного процесса
Образовательные технолог:-
Квалификация прсподава
I [¡Iгрузка препОдаввте.^ состава
Техники креативное
[ 1аучно-тсническш Библиотека
Методы обучения
Мультимедиа
Ьаза произволе практиы
Эко номи ч сскос сти мулиров анис Студентов и преподавателей
Учебный план
Расписание
М атерн а л ьн о тех н ичес кое оснащение аудиторий
' Уаорчсонис способности ^ выпускника
Рис. 1. Влияние отдельных факторов на развитие творческих способностей
у выпускников ВУЗов
Как видно из диаграммы, творческие способности выпускников зависят от трёх глобальных факторов:
• организации учебного процесса;
• реализации учебного процесса;
• вовлечения студентов в работу студенческих научных обществ (СНО).
Эти факторы, в свою очередь, зависят от ряда других факторов.
Приведем некоторые пояснения.
Необходимость включения в учебный процесс дисциплины «техники креативности» мы показали выше, в частности на примере применения диаграммы Исикавы. С её помощью мы охватили практически весь комплекс факторов влияющих, в той или иной мере, на развитие творческих способностей у студентов. Теперь остановимся на таких моментах, на первый взгляд неочевидных: это влияние экономического стимулирования студентов и преподавателей, учебный план, расписание, нагрузка преподавательского состава и научно-техническая библиотека.
Экономическое стимулирование студентов зависит от формы обучения: бюджетной и платной. Бюджетная форма стимулирует познавательную активность студентов путем назначения различных стипендий. Платная форма обучения стипендий не предусматривает. В этом случае, познавательную активность студентов можно стимулировать различными скидками в оплате обучения и платной пересдачей зачетов и экзаменов.
Учебный план играет огромную роль в развитии творческих способностей у выпускников ВУЗов, поскольку устанавливает трудоёмкость базовых дисциплин. Состав этих дисциплин должен быть достаточным для получения специальности, а их трудоёмкость должна быть хорошо сбалансирована. Причем, трудоёмкость каждой дисциплины должна быть установлена в зависимости от предоставляемого уровня образования, базового или углубленного.
Расписание занятий желательно устанавливать таким образом, чтобы преподавание базовых специальных дисциплин осуществлялось в часы набольшей умственной активности человека.
Нагрузка преподавательского состава должна предоставлять время для научной работы и быть однородной, то есть количество читаемых дисциплин должно быть небольшим и близким по содержанию.
Вовлечение студентов в работу студенческих научных обществ служит мощным фактором развития у них творческих способностей. У студентов развиваются:
• интерес к получаемой специальности;
• интерес к научной деятельности.
Осуществляется моральная и материальная стимуляция творчества (награждение авторов наиболее заметных работ и публикация этих работ).
Далее, научно-техническая библиотека должна быть обеспечена всеми необходимыми материалами для эффективной учебы студентов. Как видно, все означенные факторы, в той или иной мере, влияют на развитие творческих способностей у выпускников ВУЗов.
Исходя из приведённых материалов, можно сделать выводы:
• с помощью диаграммы Исикавы удалось всесторонне рассмотреть процесс развития творческих способностей у выпускников ВУЗов;
• в процесс обучения студентов необходимо включить дисциплину «техники креативности», раскрывающую методы активации интуиции специалистов, методы эффективной работы с информацией и овладения мнемотехникой;
• включение дисциплины «техники креативности» в учебный процесс позволит, при сохранении общей трудоёмкости, дополнительно высвободить в таких предметах как «теория систем и системный анализ», «управленческие решения», «управление качеством», «исследование систем управления» и «методы принятия управленческих решений» учебные часы необходимые, непосредственно, для освещения других вопросов;
• огромную роль в развитии творческих способностей у выпускников играет организация учебного процесса. Эта задача является очень трудной и решается для каждой специальности и уровня образования отдельно;
• необходимой является возрождение работы студенческих научных обществ, позволяющей раскрыть творческие способности наиболее одаренных учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Под. ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2013.
2. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологи профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие./ Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
3. Аникушина Е.А., Бобина О.С. и др. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: Методическое пособие. - Томск: В-Спектр, 2010.
4. Козлов В. Н. Интеллектуальные технологии и теория знаний. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2012.
5. Преподаватель вуза: технологии обучения и организация деятельности: Учебное пособие/Под. ред. д-ра эк. наук С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М,2011.
6. Барышев А.В., Федотова Е.Л. Некоторые аспекты формирования креативности будущих специалистов. Инноватика и инновационные процессы в экономике, науке и образовании. Шестая межвузовская научно-практическая конференция. Материалы научных докладов. - М.: ИГУПИТ, 2012.
7. Болотюк Л.А. и др. Применение интерактивных методов обучения на практических занятиях по теории вероятностей и эконометрике// // Интернет-журнал «Науковедение», 2013 №1 (6) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 - Режим доступа: http://naukovedenie.m/sbomik1/6.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
8. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе.// Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», № 2, с. 1-18, 2012.
9. Барышев А.В. Исследование активных методов обучения студентов вуза. Инноватика и инновационные процессы в экономике, науке и образовании. Шестая межвузовская научно-практическая конференция. Материалы научных докладов. - М.: ИГУПИТ, 2012.
10. Бабич А.В. Эффективная обработка информации. Mind mapping для студентов и профессионалов. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.
11. Минько Э.В. Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. СПб.: Питер, 2003.
12. Мюллер С. Разблокируй свою память: запомни всё! - СПб.: Питер, 2010.
13. Техника развития памяти: самоучитель по программе Школы Олега Андреева / О.А. Андреев. - М.: Омега-Л, 2013.
14. Мыслить эффективно: как быстро и уверенно решать проблемы / М.В. Голубева. - М.: Эксмо, 2013.
15. http://www.inventech.ru/pub/methods/Методы поиска идей и создания инноваций.
16. Меерович М. Технология творческого мышления. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
17. Теория и практика решения технических задач: Учебное пособие/ А.В. Ревенков, Е.В. Резчикова. - М.: ФОРУМ, 2009.
18. Булаев Н.И., Юрасов А.Б. Поиск и принятие решений в проблемных ситуациях: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2007.
19. Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учебник для вузов. - М.: РИОР, 2010.
20. Управленческие решения (методы принятия и реализации): учебное пособие / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
21. Федотова Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании. Учеб. пособ.
М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. с. 336.
22. Федотова Е.Л. Подготовка специалистов в условиях информатизации образования.
МонографияХАР LAMBERT Academic Publishing GmbH, Nordersteadt Reha GmbH, Saarbrucken, Germany, 267.
23. Федотова Е.Л. Методологические принципы и модели профессиональной
подготовки специалистов технического университета в области информационных технологий. Монография.М.: МИЭТ, 2012, 224 с.
Рецензент: Ключников Анатолий Васильевич, доцент, кандидат технических наук, Национальный исследовательский университет «МИЭТ».
Alexsandr Barushev
College of the Government, the right and innovative technologies
Moscow, Russia E-Mail: [email protected]
Elena Fedotova
National Research University of Electronic Technology Candidate of pedagogical sciences, assistant professor
Moscow, Russia E-Mail: [email protected]
On the question of formation of creative abilities of graduates
Abstract. In this article presents the results of the analysis of methods of interaction of the teacher and the student for the formation of creative skills of future specialists identified the reasons for the choice of a particular method of interaction of the teacher and the student in the learning process. The necessity of inclusion in the programmes of universities discipline «Technology of creativity», which should include basic techniques of speed reading and mnemonics. Enter discipline «Technology of creativity» must be provided with the proper amount of theoretical and practical lessons. In the article, considerable attention is paid to the methods of activation of intuition specialists together with the techniques of speed reading and mnemonics. It shows the influence of individual factors on the development of creative abilities of graduates. Considered the practical importance of using one of the activation methods intuition specialists - Ishikawa diagrams on the example of research of development of creative abilities of graduates. The study proved that creative abilities of graduates depend on three global factors: the organization of educational process; the realization of educational process; involving students in the work of student scientific societies. Identified the need for revival of student scientific societies, allowing to reveal creative abilities of most gifted students.
Keywords: educational technology; teaching methods; creative thinking; creativity; speed reading; mnemonics; Ishikawa diagram.
Identification number of article 80PVN414
REFERENCES
1. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: Uchebnoe posobie/ Pod. red. N.V. Bordovskoj. - M.: KNORUS, 2013.
2. Vilenskij V.Ja., Obrazcov P.I., Uman A.I. Tehnologi professional'no-orientirovannogo obuchenija v vysshej shkole: Uchebnoe posobie./ Pod. red. V.A. Slastenina. - M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2005.
3. Anikushina E.A., Bobina O.S. i dr. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii i aktivnye metody obuchenija: Metodicheskoe posobie. - Tomsk: V-Spektr, 2010.
4. Kozlov V. N. Intellektual'nye tehnologii i teorija znanij. SPb.: Izd-vo Politehn. un-ta. 2012.
5. Prepodavatel' vuza: tehnologii obuchenija i organizacija dejatel'nosti: Uchebnoe posobie/Pod. red. d-ra jek. nauk S.D. Reznika. - M.: INFRA-M,2011.
6. Baryshev A.V., Fedotova E.L. Nekotorye aspekty formirovanija kreativnosti budushhih specialistov. Innovatika i innovacionnye processy v jekonomike, nauke i obrazovanii. Shestaja mezhvuzovskaja nauchno-prakticheskaja konferencija. Materialy nauchnyh dokladov. - M.: IGUPIT, 2012.
7. Bolotjuk L.A. i dr. Primenenie interaktivnyh metodov obuchenija na prakticheskih zanjatijah po teorii verojatnostej i jekonometrike// // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2013 №1 (6) [Jelektronnyj resurs]-M.: Naukovedenie, 2013 -Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik1/6.pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana.
- Jaz. rus., angl.
8. Gushhin Ju. V. Interaktivnye metody obuchenija v vysshej shkole.// Psihologicheskij zhurnal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obshhestva i cheloveka «Dubna», № 2, s. 1-18, 2012.
9. Baryshev A.V. Issledovanie aktivnyh metodov obuchenija studentov vuza. Innovatika i innovacionnye processy v jekonomike, nauke i obrazovanii. Shestaja mezhvuzovskaja nauchno-prakticheskaja konferencija. Materialy nauchnyh dokladov.
- M.: IGUPIT, 2012.
10. Babich A.V. Jeffektivnaja obrabotka informacii. Mind mapping dlja studentov i professionalov. M.: Binom. Laboratorija znanij, 2011.
11. Min'ko Je.V. Min'ko A.Je. Uskorennoe konspektirovanie i chtenie. SPb.: Piter, 2003.
12. Mjuller S. Razblokiruj svoju pamjat': zapomni vsjo! - SPb.: Piter, 2010.
13. Tehnika razvitija pamjati: samouchitel' po programme Shkoly Olega Andreeva / O.A. Andreev. - M.: Omega-L, 2013.
14. Myslit' jeffektivno: kak bystro i uverenno reshat' problemy / M.V. Golubeva. - M.: Jeksmo, 2013.
15. http://www.inventech.ru/pub/methods/Metody poiska idej i sozdanija innovacij.
16. Meerovich M. Tehnologija tvorcheskogo myshlenija. - M.: Al'pina Biznes Buks, 2008.
17. Teorija i praktika reshenija tehnicheskih zadach: Uchebnoe posobie/ A.V. Revenkov, E.V. Rezchikova. - M.: FORUM, 2009.
18. Bulaev N.I., Jurasov A.B. Poisk i prinjatie reshenij v problemnyh situacijah: Uchebnoe posobie. - M.: MGIU, 2007.
19. Smirnov Je.A. Upravlencheskie reshenija: Uchebnik dlja vuzov. - M.: RIOR, 2010.
20. Upravlencheskie reshenija (metody prinjatija i realizacii): uchebnoe posobie / L.A. Trofimova, V.V. Trofimov. - SPb.: Izd-vo SPbGUJeF, 2011.
21. Fedotova E.L. Informacionnye tehnologii v nauke i obrazovanii. Ucheb. posob. M.: ID «Forum»: INFRA-M, 2010. s. 336.
22. Fedotova E.L. Podgotovka specialistov v uslovijah informatizacii obrazovanija. Monografija.LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH, Nordersteadt Reha GmbH, Saarbrucken, Germany, 267.
23. Fedotova E.L. Metodologicheskie principy i modeli professional'noj podgotovki specialistov tehnicheskogo universiteta v oblasti informacionnyh tehnologij. Monografija.M.: MIJeT, 2012, 224 s.