Научная статья на тему 'К вопросу формирования правовой парадигмы независимости Казахстана'

К вопросу формирования правовой парадигмы независимости Казахстана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПАРАДИГМА / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алибеков Сайлаубек Тынышбекович

Правовая парадигма в юридической науке явление относительно новое и нуждается в дальнейшем обосновании и применении к ее институтам и правовой материи в целом.Независимость Казахстана как политико-правовая категория попадает в поле зрения в связи с исторической объективностью.Потребность в рассмотрении независимости в ракурсе правовой парадигмы занимает умы общества и государственных институтов и нуждается не только в постановке, но и становлении, а также дальнейшем развитии.Обретенная Казахстаном Независимость, на наш взгляд, пока не получила адекват-ного правового развития и толкования общего конституционного посыла, вытекающего из Преамбулы Конституции, что может вызывать недостаточное правовое обеспечение для закрепления институционального восприятия этого эпохального события для народа Казахстана и мирового сообщества. Под правовой парадигмой можно понимать объективные концептуальные установ-ки, вырабатываемые в государстве и обществе, касающиеся всех сфер их жизнедеятель-ности, направленные на становление и развитие суверенного Казахстана с включением в правовую материю. Необходимо сделать вывод о необходимости дальнейшего формирования правовой па-радигмы важнейших и фундаментальных основ суверенного Казахстана, с включением и обобщением научно-теоретических разработок, расширения и углубления идеологической платформы для их разъяснения и пропаганды в рамках проводимой внутренней и внешней политики.Данная статья посвящена постановке проблемы содержания правовой парадигмы как системы взглядов на независимость, истоки возникновения и правовой базы основопола-гающего (фундаментального) и системного подхода к разумному обоснованию объектив-ности эпохального события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования правовой парадигмы независимости Казахстана»

Конспштуциялыц жэне эшмшШк к^цыц

УДК 34.01

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПАРАДИГМЫ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА

Алибеков Сайлаубек Тынышбекович

Профессор кафедры таможенного, финансового и экологического права Казахского национального университета имени Эл-Фараби, доктор юридических наук, профессор, г. Алматы, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: правовая парадигма; юридическая наука; независимость; общество; государство; личность.

Аннотация. Правовая парадигма в юридической науке явление относительно новое и нуждается в дальнейшем обосновании и применении к ее институтам и правовой материи в целом.

Независимость Казахстана как политико-правовая категория попадает в поле зрения в связи с исторической объективностью.

Потребность в рассмотрении независимости в ракурсе правовой парадигмы занимает умы общества и государственных институтов и нуждается не только в постановке, но и становлении, а также - дальнейшем развитии.

Обретенная Казахстаном Независимость, на наш взгляд, пока не получила адекватного правового развития и толкования общего конституционного посыла, вытекающего из Преамбулы Конституции, что может вызывать недостаточное правовое обеспечение для закрепления институционального восприятия этого эпохального события для народа Казахстана и мирового сообщества.

Под правовой парадигмой можно понимать объективные концептуальные установки, вырабатываемые в государстве и обществе, касающиеся всех сфер их жизнедеятельности, направленные на становление и развитие суверенного Казахстана с включением в правовую материю.

Необходимо сделать вывод о необходимости дальнейшего формирования правовой парадигмы важнейших и фундаментальных основ суверенного Казахстана, с включением и обобщением научно-теоретических разработок, расширения и углубления идеологической платформы для их разъяснения и пропаганды в рамках проводимой внутренней и внешней политики.

Данная статья посвящена постановке проблемы содержания правовой парадигмы как системы взглядов на независимость, истоки возникновения и правовой базы основополагающего (фундаментального) и системного подхода к разумному обоснованию объективности эпохального события.

КАЗАХСТАН ТЭУЕЛС1ЗД1Г1НЩ К^КЬЩТЬЩ ПАРАДИГМАСЫН ЦАЛЫПТАСТЫРУ МЭСЕЛЕС1НЕ

Сайлаубек Тынышбек^лы Элiбеков

Эл-Фараби атындагы Казац улттыцуниверситетшц кеден, царжы жэне экология цуцыгы кафедрасыныц профессоры, зац гылымыныц докторы, профессор, Алматы цаласы, Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]

Ty^h свздер: цуцыцтыц парадигма; зац гылымы; тэуелЫздт; цогам; мемлекет; жеке тулга.

Аннотация. Куцыцтыц парадигма зац гылымында салыстырмалы тYрдегiжаца цубылысжэне ол оныц институттары мен цуцыцтыц материясына одан эрi негiздеп, цолдануынатYгелдей муцтаж болып табылады.

ТэуелЫздт Казацстан тарихи ацицаттылыгына байланысты саяси-цуцыцтыц категория ретiндеквзгетYседi.

Тэуелсiздiктi цуцыцтыц парадигма цырынан цажеттткпенцарау ацылды цогам мен мемлекеттт институттарды туындатады жэнеоны цалыптастыруга, сондай -ац одан

dpi дамытуга багыттайды.

Бгздщ ойымызша, Цазацстан mdyenoi3diK алгалы 6epi, Конституциясыныц алгысвзтде туындайтын жалпы конституциялъщ тургыдазы барабар цщыцтыц даму мен тYсiндipудiц жеткшкЫз дамып келедi, ал ол вз кезегтде Цазацстан халцы мен dлeмдiк цогам Yшiн дdуipлiк оцтадашституционалдыц беютуде жеткшкЫз цщыцтыц цамтамасыз етедг.

Зац парадигмасы нeгiзiндe мемлекет пен цогамда шыццан вмipдiц барлыц багыттар бойынша тdуeлсiз Цазацстанныц цщыцтыц цалыптасуы мен дамуына базытталзан кон-цепцуалды объективттж тужырымды MYdrne болады.

1шк жdнe сыртцы саясаттыц цурамдас бвлт реттде идеологиялыц платформа-ны тYсiндipу жdнe насихаттау мацсатында гылыми-теориялыц дамыту, кецейту жdнe терецдету нeгiздe егемен Цазацстанныц мацызды жdнe фундамeнтальдi цщыцтыц пара-дигмасын одан dpi дамыту цажеттшт туралы цорытынды жасауга цажет.

Осы бап тdуeлсiздiкквзцаpасъlныц ЖYйeсi peтiндeгi цщыцтыц парадигманыц мазмундыц мdсeлeлepiнe, тарихи пайда болуына жdнe нeгiздiк (iргелi) цщыцтыц базасына жdнeдdуipлiк оциганыц объективтшгшц саналы тYpдe цурылуындагы ЖYйeлi царауына арналады.

FORMATION OF LEGAL PARADIGM OF THE INDEPENDENCE

OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Alibekov Sailaubek Tynyshbekovich

Professor of the Department of Customs, Financial and Ecological Law of Al-Farabi Kazakh National University, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Almaty, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Key words: legal paradigm; legal science; independence; society; the state; the personality.

Abstract. The legal paradigm in legal science phenomenon relatively new and needs further validation and application to its institutions and legal matter as a whole.

Kazakhstan's independence is as a political and legal category comes into view in relation to the historical objectivity.

The need for consideration of independence from the perspective of the legal paradigm occupies the minds of society and state institutions and the needs not only direction, but also the formation and development further.

In our opinion, Kazakhstan gained independence, has not yet received adequate legal development and interpretation of the general constitutional promise arising from the Preamble of the Constitution, which may cause lack of legal provision for securing institutional perception of this landmark event for the people of Kazakhstan and the world community.

Under the legal paradigm can be understood as conceptual objective the installation produced in the state and society on all areas of their life, aimed at the establishment and development of independent Kazakhstan with the inclusion of a legal matter.

It is necessary to draw a conclusion about the necessity of further development of the legal paradigm of the most important andfundamental basis of sovereign Kazakhstan, with the inclusion and generalization of scientific and theoretical development, expansion and deepening of the ideological platform for their explanation and advocacy as a matter of domestic and foreign policy.

This article is dedicated to the problem of setting the content of the legal paradigm as a system of views on independence, the origins of the legal framework and basic (fundamental) and a systematic approach to the rationale of objectivity epochal event.

Постановка проблемы.

Обретение Казахстаном суверенитета вызывает большой научный и практический интерес. Продолжают иметь место суждения о перспективах бывших советских республик на постсоветском пространстве относительно их развития и сохранения самостоятельности.

О правовой парадигме (системе взглядов) пока существует недостаточно научных разработок. На постсоветском пространстве научные работы есть в Российской Феде-

рации и Казахстане, они носят в основном философско-правовой характер, хотя следует заметить, что они в значительной мере влияют на взгляды общества в отношении правовой материи и значения государства в ее формировании с учетом научных методов. Так, А.С. Автономов констатирует, что «К сожалению, системный подход до сих пор сравнительно редко применялся отечественными исследователями в области конституционного права; да и использование системного подхода зачастую ограничи-

Конспштуциялыц жэне экшшШк цуцьщ

валось лишь провозглашением его применения» [1, с. 11].

В советское время А.Н. Аверьянов в своей работе «Системное познание мира» (1985 г) предлагал в системном познании и преобразовании мира примерную классификацию задач, в частности: «...определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними» [2, с. 9]. Данная задача может стоять и перед правовой парадигмой, о новом содержании которой стали говорить в последнее время.

Другой российский ученый Е.А. Войни-канис ставит вопрос смены правовой парадигмы, понимая под ней «.изменение в теории и практике, вызванные кардинальным изменением общей ситуации вне права - социально-политического и экономического контекста» [3, с. 143].

Понятие парадигмы используется в различных науках, однако правоведение (юриспруденция) также нуждается в обобщении научных воззрений и дальнейшем использовании на благо общества и личности.

Вхождение Казахстана в мировое сообщество в качестве самостоятельного государства и адекватное юридическое признание ООН в 1992 году, тем не менее, заставляет теоретически обосновать стартовые и последующие начала фундаментальных воззрений на Независимость государства, на иные важные категории: право, страну, личность, гражданина и их соотношение во взаимодействии и взаимовлиянии. Кроме того, указанные категории могут подвергаться изменениям по содержанию в связи с интеграционными форматами представительства Казахстана в международных структурах.

Относительная разрозненность научных исследований по затрагиваемым категориям и понятиям все же позволяет обобщить в некоторой степени проблемы, их разрешение на законодательном уровне требуют адекватного теоретического обоснования.

Зарубежные и казахстанские ученые, как А.Н. Аверьянов. А.С. Автономов, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, М.И. Байтин, А.И. Брызгалов, Ж.Л. Бержеля, Е.А. Войниканис, B.C. Жеребин, В.Н. Карташов, Д.А. Керимов, О.Э. Лейст, Р.З. Лившиц, Р. Лукич, НИ. Матузов, А.В. Малько, О.В. Мартышин, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянц, В.М. Сырых, В.Е. Чиркин, ВВ. Шаханов, Н.А. Назарбаев, С.З. Зиманов, М.Т. Байма-

ханов, Г.С. Сапаргалиев, С.С. Сартаев, С.Ф. Ударцев, А.А. Черняков, З.Ж. Кенжалиев и др. вносят весомый вклад в теоретические воззрения на формирование представлений о праве и государстве, иные важнейшие правовые категории, пронизывающие складывающуюся правовую материю суверенного государства.

Теория должна «оживить» правовую материю и в этом ее предназначение в нашем случае. Обретение суверенитета повлекло и много обязательств в международном плане. Обретенная Казахстаном Независимость должна рассматриваться как объективная реальность, что отличает данный взгляд от содержания существующих версий так называемых «субъективных факторов распада СССР», произошедших извне и без участия Республики. При этом, надо напомнить о Законе Казахской ССР «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР от 24 апреля 1990 года1 и Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года2. Данные документы и их содержание дают понять, что к Независимости республики тогда были сделаны весомые структурные, организационные и правовые шаги.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года говорится, что «Необходима дальнейшая реализация правовых идей и принципов Конституции Республики Казахстан, которые должны воплощаться в законодательных, организационных и других мерах государства»3. Правовые идеи в государстве необходимо объединять как элемент правовой парадигмы, пополнять ее содержание для дальнейших исследований.

Становление самостоятельного и суверенного Казахстана как элемента той системы происходило в невероятно тяжелых экономических и иных условиях, когда распалась существовавшая политическая и экономическая система, разорвались многие связи между субъектами той страны. В теории систем допускается стремление элемента к выделению из сложившейся системы, в нашем случае - СССР, поэтому объективным также представляется возможность выхода союзной республики (по Конституции СССР 1977 года) и строительства самостоятельного государства, но при определенных усло-

Ведомости Верховного Совета КазССР, № 18, 1990 г., ст. 190

3 Ведомости Верховного Совета КазССР, № 44, 1990 г., ст. 408 Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. //adilet.zan.kz (25.09.2016)

виях, однако произошли события, связанные с распадом федеративного государства и по несколько иному сценарию.

10 декабря 1991 года соответствующим Законом Казахстана была переименована бывшая союзная республика в Республику Казахстан. Конституционным же Законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года торжественно провозглашена государственная независимость Республики Казахстан4.

Далее, основы конституционного строя подтверждались (устанавливались) Конституцией Казахстана 1993 года и содержали девять элементов, включая объявление характеристик демократического, светского и унитарного государства5.

Конституция Казахстана, принятая на республиканском референдуме (1995), продолжила преемственность основополагающей правовой базы, включающей уже и правовую характеристику государства, наряду с вышеназванными. Содержащаяся конституционная норма о президентской форме правления получает развитие через институт президентства как символа и гаранта единства народа и государственной власти6.

Формирование правовой базы на основе и в соответствии с нормами Конституции происходит в последние годы также под влиянием глобализационных процессов и можно много говорить о важности имплемента-ции норм и правил международного права в национальное законодательство. Войти в ряды развитых государств мира без осуществления данной работы невозможно.

Важен механизм реализации принимаемых норм и определение должных параметров правовой культуры в государстве и обществе, включая государственные органы и первых руководителей с их персональной ответственностью. Опять при этом мы касаемся значений права и государства в целом, их взаимовлияния и соотносимости как категорий. Как известно, государство как субъект правоотношений в первую очередь должно демонстрировать уважение к праву и требовать от граждан и организаций, иных субъектов позитивного отношения к правовой культуре, жизнедеятельности в правовой среде и др.

С 1997 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в соответствии с полномочиями по Конституции (1995) выступает с ежегодными посланиями к народу о положении в

стране, основных направлениях внутренней и внешней политики Республики7.

Первое же Послание (1997) содержало рубежи на 33 года вперед (Казахстан-2030), что было необычным для государственных и общественных ожиданий молодого государства. Разделы Послания «Где мы находимся», «Миссия Казахстана», «Долгосрочные приоритеты и стратегии реализации» дают полную картину предполагаемой модели государства и его задач на такую перспективу. Не все удается реализовать, хотя по оценкам экспертов данное Послание в основном выполнено.

14 декабря 2012 года принимается новый программный документ - Стратегия «Казахстан-2050», включенная в Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Далее следует «План нации - 100 шагов» по реализации пяти институциональных реформ Президента (2015), который включает конкретные поручения государственным органам и ответственность за их выполнение.

Тем самым, видно пошаговое движение в направлении укрепления государственности и места Казахстана в мире. Рейтинги международных структур по различным страновым показателям показывают постепенное улучшение позиций Казахстана, что весьма отрадно. Подключение к этой работе общественных структур может дать еще больший эффект.

В целом, независимость вовсе не означает изолированность в мировом пространстве. Однако, даже на постсоветском пространстве, мы видим с разной степенью «успешности» реализацию такой позиции в отдельно взятой стране.

Политическое значение категории «независимости» мы можем воспринимать как должное состояние самостоятельности и самодостаточности состоявшегося государства с профессиональным правительством и иными институтами страны, предназначенными для разумного управления обществом. Важным представляется прекратить попытки построения государственного регулирования на основе принципов корпоративного управления, что затрагивают основы и предназначение независимого государства.

В советский период Казахстан являлся страной с некоторыми характеристиками го-

_ Ведомости Верховного Совета КазССР, № 51, 1991 г., ст. 622

6Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, № 3, 1993 г., ст. 54

Конституция Республики Казахстан, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. //adilet.zan.kz (25.0^.2016)

Послания Президента народу Казахстана (1997-2016) //akorda.kz

Констипгуцияльщ жэне эшмшШк к^цыц

сударства, и говорить о независимости можно было только теоретически, хотя правовая основа возможности выхода из СССР была закреплена в Конституции.

При этом, право (с точки зрения теории и практики), может иметь ряд значений - от категории «инструмента регулирования» до родового понятия «сферы», так или иначе затрагивающих в зависимости от необходимости: субъекты, объекты и вызывающие специфические общественные отношения -правовые отношения (в т.ч. по отношению к государству), или тем самым мы видим как минимум два способа использования и применения.

На правовую парадигму и ее содержание могут влиять воззрения на предназначение государства, его деятельность и способы осуществления управления. К примеру, рамки определения государственной власти, единственным источником которой является народ верны, однако механизмом ее реализации должно выступать государственное управление, от которого в законодательном плане отказались.

Все государственные органы являются органами государственной власти, а служащие теперь выступают как представители государственной власти. На наш взгляд, было бы целесообразнее органы исполнительной власти по вертикали отнести к органам государственного управления.

Законодательный пробел в государственном управлении и приводит к использованию так называемого корпоративного управления с его принципами и определенными издержками.

Говоря о казахстанских подходах и базе становления взглядов на основы корпоративного управления, нельзя не затронуть исторических моментов.

Вспомним законодательство СССР периода конца 80-х и начала 90 гг. в части управленческих аспектов и вопросов децентрализации. Это Закон «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 г. (с изм. в 1990 г.), Закон «О предприятиях в СССР» от 04.06.1990 г., Основы законодательства Союза ССР и союзных республик «Об аренде» от 23.11.1989 г., Закон «О порядке разрешения трудовых споров (конфликтов) от 09.10.1989 г., Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» от 26.04.1990 г., Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 09.04.1990 г., Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 03.04.1990 г., Закон «О правовом режиме чрезвычайного положения» от 03.04.1990 г., Закон «О собственности в СССР» от 06.03.1990 г. и др.

В Республике также принимались законы в развитие и соответствие с названными законами, в частности: Закон «О собственности в Казахской ССР» от 15.12.1990 г., Закон «О свободных экономических зонах в Казахской ССР» от 30.11.1990 г., Закон «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР» от 11.12.1990 г., Закон «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности в Казахской ССР» от 15.12.1990 г., Закон «О потребительской кооперации в Казахской ССР» от 11.12.1990 г., Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР от 20.11.1990 г. и др.

Как известно, под принципами корпоративного управления обычно понимаются базовые начала, лежащие в основе формирования, функционирования и совершенствования системы корпоративного управления структурой. Выработку основных принципов корпоративного управления относят к документу - «Принципы корпоративного управления» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подписанному министрами на заседании Совета ОЭСР 26-27 мая 1999 г. Принципы корпоративного управления ОЭСР носят рекомендательный характер и могут использоваться правительствами в качестве отправного начала для оценки и совершенствования действующего законодательства, а также самими корпорациями для выработки систем корпоративного управления и лучшей практики. В принципе, корпоративное управление предполагает его применение к корпорациям (юридические лица в форме хозяйственных обществ).

Другой вопрос, корпоративное управление — система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая совет директоров, а также - взаимодействие с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния. Корпоративное управление может не ограничиваться исключительно рамками акционерных обществ и существует также в корпорациях, созданных в иной организационной форме; существенным условием является наличие иерархической управленческой структуры и связей в группе юридических лиц.

Корпоративное управление, как прави-

ло, не имеет непосредственного отношения к оперативному и тактическому управлению компанией, но в последнее время включается в стратегическое управление. Предметом корпоративного управления является в принципе контроль за совершением корпоративных действий. В зависимости от характерных особенностей структуры собственности, степени её концентрации, особенностей механизмов финансового регулирования, фондовых рынков и национального акционерного законодательства могут формироваться различные системы корпоративного управления. В этой связи, имеются претензии и к кадровому обеспечению, когда во главе угла стоит не специалист, а некая единица, которую можно в любой момент механически заменить. Литература на тему корпоративного управления также дает акцент на иных субъектов хозяйствования без государства [5].

В соответствии с принципами структура корпоративного управления компании должна обеспечивать: защиту прав акционеров; равное отношение к акционерам; признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц; своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации; эффективный контроль над администрацией со стороны правления (наблюдательного совета), а также подотчетность правления перед акционерами.

Здесь и встает вопрос, может ли государство использовать подходы и принципы корпоративного управления к государственным структурам. Очевидно, нет, поскольку речь идет о системе правоотношений, возникающих в ходе реализации акционерами своих прав на участие в управлении и в ходе принятия, оформления, исполнения и контроля за исполнением управленческих решений органами управления.

В частности, нерешенность вопросов по существу обращения (нарушения прав) граждан на том или ином уровне компетенции органа государственной власти порождает волокиту и излишнюю переписку в вышестоящих инстанциях. Отсюда, невыполнение законов, иных нормативных правовых актов, порождающих правовой нигилизм в обществе.

Государственный аппарат, на наш взгляд, не должен полностью строиться на принципах корпоративного управления, что предполагает замкнутость той или иной структуры от других государственных органов и общества. Корпоративные правила возникали в развитых странах в рамках бизнес-структур (корпораций, компаний и пр.), включали элементы взаимоотношений внутри и вне дан-

ных структур, а также - затрагивают выстраивание взаимоотношений с государством, при этом модель корпоративного управления не распространяются на государственные институты, что представляется верным. В противном случае возникают «издержки» в складывающихся общественных отношениях.

В последние годы усилилась работа и в интеграционном направлении. Инициирование Казахстаном интеграционных проектов является объективным и грамотным ходом, в котором важным представляется не только экономическая составляющая, но и другие аспекты взаимоотношений между государствами и народами.

При этом, бывший Советский Союз, можно было бы также рассматривать как экономическое и политическое объединение государственных образований (республик), в котором право играло немаловажную системную роль при рассмотрении той модели на базе существовавшего политического режима. Однако право в те времена рассматривалось в узком его назначении, которое не давало реальных возможностей даже теоретически реализовать конституционное право на выход из СССР.

В конце 80-х годов ХХ столетия в СССР принимались законы экономического блока, на бумаге расширяющие права союзных и автономных республик, однако системные вопросы регулирования и управления оставались в руках Центра. После распада данного формата (режима) Союза попытки интегрироваться были, как изначально, так и в последующем. Знаковые по результативности периоды, на наш взгляд, охватывали 1995 год и 2008 год (в основе периодизации нами положены правовые пакеты соответствующих документов, принятых на основе политической воли государств и реальные по исполнению).

Судя по числу научных исследований и их направленности можно утверждать, что в совокупности научная доктрина интеграции существует и дает результаты, но не во всем желаемые. Документы, принимаемые на постсоветском (евразийском) пространстве за последние 20 лет, готовились с участием ученых, однако в них уже менее отчетливо звучат доктринальные звучания, оформляемые в качестве как основополагающих, так и локальных документов. Возможно, к голосу ученых в дальнейшем при принятии решений уже особо не прислушивались.

Много исследовательских работ посвящалось и самодостаточности суверенных государств, авторы которых и по сегодняшний день придерживаются этой точки зрения, некоторые исходят только из национальных

Конспшпгуцияльщ жэне эшмшШк щцьщ

интересов, которые и ищут их в условиях интеграции.

Выработка совместного интеграционного интереса могло бы снять ряд существующих проблем. Причем данный «интерес» мог бы рассматриваться в основе официальной доктрины интеграции. Как известно, в теории признается и официальная доктрина, принимаемая и учитываемая на национальном и наднациональном уровнях, которая существенно может дополнять правовую парадигму, чего мы не наблюдаем и о чем можно только сожалеть.

Официальная доктрина интеграции не обсуждалась отдельно и была фрагментарно представлена в последующих документах. Реально и то, что большое влияние продолжает оказывать «внешняя среда» в лице развитых интеграционных объединений и даже отдельных государств, не желающих получения так нужного нам положительного результата. Правда, следует заметить, что доктрина ЕС, по оценкам экспертов, представляет собой совокупность теоретических представлений о целях, принципах и правовых формах европейской интеграции и как отдельный документ не принималась.

Категория «интеграция» включает в себя помимо характеристики «целого», также -«восстановление или восполнение» либо даже объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира. Различают политическую, экономическую, социальную и системную формы интеграции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно выработать рекомендации в части обоснования категории «интеграционного интереса» с учетом формата национального интереса каждого государства в отдельности. Государственный, интеграционный и международный интересы должны совпадать по общим основаниям, содержащимся в переходе к международным стандартам и правилам в международных областях и деятельности таможен, других государственных и интеграционных структур, а также международных органов, что может дать более позитивный результат.

Соотношение наднационального фактора необходимо рассматривать с учетом пределов национальной безопасности каждого государства в отдельности и предложений по выработке рекомендаций безопасности в

интеграционном объединении (сообществе).

Утверждение посягательства на суверенитет конкретного государства для определения категории «наднациональности» необходимо снять по ряду причин. Во-первых, суверенитет един и неделим; во-вторых, основные законы государств, как правило, предусматривают приоритет международных норм в известных случаях; в-третьих, для механизма реализации учредительных целей и задач международной организации действительно необходим орган (органы).

В становлении правовой парадигмы важное место занимают ежегодные послания Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан», его нормативные постановления и конференции (августовские чтения)8.

Обретенная Казахстаном Независимость, на наш взгляд, пока не получила адекватного правового развития и толкования общего конституционного посыла, вытекающего из Преамбулы Конституции, что может вызывать недостаточное правовое обеспечение для закрепления институционального восприятия этого эпохального события для народа Казахстана и мирового сообщества.

Упоминаемый нами российский ученый Е.А. Войниканис констатирует, что «Под влиянием новой научной парадигмы за последние десятилетия в области теории права сформировался ряд концепций и направлений, в которых подвергается критике и переосмысливается действующая парадигма» [3, с. 160].

Под правовой парадигмой можно понимать объективные концептуальные установки, вырабатываемые в государстве и обществе, касающиеся всех сфер их жизнедеятельности, направленные на становление и развитие суверенного Казахстана с включением в правовую материю.

В результате вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего формирования правовой парадигмы важнейших и фундаментальных основ суверенного Казахстана, с включением и обобщением научно-теоретических разработок, расширения и углубления идеологической платформы для их разъяснения и пропаганды в рамках проводимой внутренней и внешней политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автономов А.С. Автореф. дисс... докт. юрид. наук. - М., 1999. - 40 с.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. - М., 1985. - 263 с.

8

Конституционный Совет Республики Казахстан //ksrk.gov.kz

3. Войниканис E.A. Парадигмальный сдвиг в современном праве //Сборник научных работ. - M.: Изд. Воробьев A3., 2010, Вып.1. - С.138-161.

4. См. Кныш M.И., Пучков В.В., Тютиков Ю.Л. Стратегическое управление корпорациями. - СПб.: Из-во «КультинформПресс». 237 с.; Шихвердиев A.П. Совет директоров в системе корпоративного управления компании. - M.: Из-во «Наука», 2002. 488 с.; Шихвердиев A.^ Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления. - M.: 2002. 304 с.; Aнтонов В.Г. и др. Корпоративное управление. Учебное пособие. - M., 2006.

REFERENCES

1. Avtonomov A.S. Avtoref. diss... dokt. jurid. nauk. - M., 1999. - 40 s.

2. Aver'janov A.N. Sistemnoe poznanie mira. - M., 1985. - 263 s.

3. Vojnikanis E.A. Paradigmal'nyj sdvig v sovremennom prave //Sbornik nauchnyh rabot. -M.: Izd. Vorob'ev A.V., 2010, Vyp.1. - S.138-161.

4. Sm. Knysh M.I., Puchkov V.V., Tjutikov Ju.L. Strategicheskoe upravlenie korporacijami. -SPb.: Iz-vo «Kul'tinformPress». 237 s.; Shihverdiev A.P. Sovet direktorov v sisteme korporativnogo upravlenija kompanii. - M.: Iz-vo «Nauka», 2002. 488 s.; Shihverdiev A.P. Korporativnye konflikty. Prichiny ih vozniknovenija i sposoby preodolenija. - M.: 2002. 304 s.; Antonov V.G. i dr. Korporativnoe upravlenie. Uchebnoe posobie. - M., 2006.

УДК: 342.9

РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Подопригора Роман Анатольевич

Профессор Каспийского университета, доктор юридических наук, г. Алматы, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: административное право; административное законодательство; государственное управление; реформы административного права.

Аннотация. В статье раскрываются вопросы развития казахстанского административного права и административного законодательства за годы независимости с хронологическим и предметным обзором принятых нормативных правовых актов, проблем и перспектив совершенствования законодательства. Отмечается, что в современных условиях административное право перестает обслуживать исключительно интересы государственной администрации, а сосредотачивается, в числе многих других вопросов, на административно-правовых инструментах защиты граждан от нарушений и злоупотреблений со стороны государственных органов. Автор показывает трудности в определении предмета и системы современного административного права, а также освещает основные нормативные правовые акты, принятые в Казахстане применительно к различным институтам административного права, начиная с 1991 г. В статье ставится вопрос о переосмыслении некоторых традиционных институтов, как, например, административной ответственности и определяются акты, заслуживающие скорого принятия: об административных процедурах, административном судопроизводстве, исполнительных органах власти. Появление некоторых законов, в частности об административных процедурах и административном судопроизводстве, будет свидетельствовать о фундаментальных изменениях в казахстанском административном праве и законодательстве. Эти изменения связаны с совершенно иными подходами в отношениях между государственной администрацией и индивидами, основанными не только на подчинении, но и на взаимном уважении, равной защите в случае правонарушений, как со стороны государства, так и со стороны индивидов и их ассоциаций. В статье указывается также, что переосмысление административного права и реформирование административного законодательства требует значительных усилий ученых-юристов, занимающихся вопросами административного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.