10. Толмачева, В.В. Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, - 2008.
Bibliography
1. Doroshuk, L.A. Proizvedeniya khudozhestvennoyj literaturih kak sredstvo vospitaniya osnov grazhdanstvennosti u deteyj starshego doshkoljnogo vozrasta // Vestn. Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. - 2010. - №2 (7).
2. Vasiljev, G.I. Istoricheskie tradicii kak sredstvo formirovaniya patrioticheskikh chuvstv i povedeniya uchathikhsya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Yakutsk, 1999.
3. Lyubimova, L.V. Pedagogicheskie usloviya ispoljzovaniya narodnoyj kuljturih v processe grazhdanskogo vospitaniya doshkoljnikov [Tekst]: dis. ... kand. ped. nauk / L.V. Lyubimova. - Ekaterinburg, - 2004.
4. Likhachev, B.T. Pedagogika: kurs lekciyj. - M., 1992.
5. Krupskaya, N.K. Izbrannihe pedagogicheskie proizvedeniya / N.K. Krupskaya. - M.: Prosvethenie, 1965.
6. Radina, E.I. Oznakomlenie deteyj s yavleniyami obthestvennoyj zhizni / E.I. Radina; // Izvestiya APN RSFSR. Vihp.34. - M., 1951.
7. Zhukovskaya, R.I. Igra i ee pedagogicheskoe znachenie. - M., 1975.
8. Karakovskiyj, V.A. Vospitayj grazhdanina: zapiski direktora shkolih / V.A. Karakovskiyj. - M.: Mosk. rabochiyj, 1987.
9. Kozlova, S.A. Nravstvennoe vospitanie doshkoljnikov v processe oznakomleniya s yavleniyami obthestvennoyj zhizni // Psikhologo-pedagogicheskie problemih nravstvennogo vospitaniya deteyj doshkoljnogo vozrasta: sb. nauch. tr. - M., 1983.
10. Tolmacheva, V.V. Formirovanie socialjno-ehkologicheskoyj napravlennosti lichnosti starshego doshkoljnika v trudovoyj deyateljnosti: dis. . kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, - 2008.
Статья поступила в редакцию 09.07.14
УДК: 37.032
Kirillova Ye.I. FORMATION OF AESTHETICALLY VALUE-BASED ORIENTATION OF A PERSONALITY. Artistic consciousness is considered as an internal, psychological condition that transforms the potential of arts into really existing incentives of aesthetic value-based orientation of a person in the process if his or her formation. The impact of arts is represented by a psychological aesthetic approach, within which a person interacts with arts on the level of artistic consciousness.
Key words: artistic attitude, impact of arts, artistic consciousness, psychological nature of artistic consciousness.
Е.И. Кириллова, аспирант, специалист по учебно-методической работе каф. изобразительного искусства Чувашского гос. педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИ-ЦЕННОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Здесь художественное сознание - внутреннее, психологическое условие, преобразующее потенциальные возможности искусства в реально действующие стимулы эстетически-ценностной ориентации формирования личности. Воздействие искусства представлено психолого-эстетическим подходом, который рассматривает личность, взаимодействующую с искусством, на уровне художественного сознания.
Ключевые слова: художественное отношение, воздействие искусства, художественное сознания, психологическая природа художественного сознания.
Искусство воздействует через художественное сознание и является внутренним психологическим условием, меняющим возможности художественного произведения в факторы, формирующие эстетически-ценностное ориентирование личности.
Художественное сознание есть опосредующее, внутреннее психологическое условие, преобразующее возможный потенциал искусства в реально существующие и действующие стимулы. Разные ученые (А.Г. Асмолов, Е.А. Базеян, Л.С. Выготский, Г.Д. Гачев, Л.А. Закс, Е.П. Крупник) рассматривают сознание с двух сторон: с феноменологической, где представлены ценностно-смысловой, художественно-эстетический и психологический контексты, и с операциональной, которая представляет три коммуникативные фазы, осуществляющие процесс отношения к искусству самой личности: предкоммуникативная, коммуникативная и посткоммуникативная - и примененные в этих фазах психологические механизмы воздействия искусства: художественно-психологическая установка, возвышенное переживание личности и осознание своей встречи с произведением искусства как ценностно-смысловое отражение [1, с. 16].
Художественное сознание личности рассматривает ее как целостное образование, показывающее межфункциональную сложную систему, куда включены три взаимообусловленных контекста, с подвижным и изменчивым соотношением составляющих: ценностно-смысловой (объект-субъектный), художественно-эстетический (иносказательный, метафорический) и психологический (чувственно-рациональный) [1].
Ценностно-смысловой контекст художественного сознания направляет процесс восприятия, где, и происходит проникновение субъекта в ореол художественного произведения, сопереживание созданной автором той или иной художественной действительности. В итоге художественное произведение проявляется перед реципиентом как завершенный в себе, созерцаемый мир.
Важной чертой ценностно-смыслового контекста художественного сознания выступает «вживание» в произведение искусства, «видение его изнутри». За этой чертой вживания выступает объективизация - художественное видение произведения вне себя, его отделения от себя, а затем его возврат в себя, и только со своего места, возвращенное в себя сознание, художественно оформляет качественно своеобразный, схваченный вживанием предмет художественного восприятия как единый и целостный [2, с. 232].
У этого процесса психологическая природа, которая основывается на неотрывном единстве отчуждения личности от себя самой и ее возвращения в свой мир при общении с произведением искусства: при отчуждении снимается субъективность, при преодолении отчуждения - объективность. Рассудительное продвижение отношения личности к искусству заключается в абсолютной погруженности в ореол художественного произведения и в проникновении в себя, в свой собственный мир, в мир своего «Я».
Художественно-эстетический контекст художественного сознания, по мнению ученых (Д.Д. Благой; Н.К. Карпова, Ю.М. Лот-
ман, Л.Э. Старостова), связан с ценностно-смысловым и заключается в особенном взаимодействии иносказательного, скрытого плана сознания художественного с открытым, прямым, явным. При совмещении двух этих планов происходит «самозарождение» художественной микромодели авторско-индивидуального мировидения [3].
Данный контекст способен обнаружить внутреннюю природу мира, обладая в сближении возможностями без ограничений, в неожиданной ассимиляции самых разных явлений и предметов, чтобы заново осмысливать мир. Сопутствие значений -прямого и переносного - проходит в совершенно новой неразделенной целостности художественного образа.
С художественно-эстетическим и ценностно-смысловым контекстами органично связан психологический контекст художественного сознания, более специфичный, который заключается во взаимодействии чувственного мышления и логического анализа, что, в свою очередь, соединяются в период соприсутствия, давая конечную форму - форму произведения.
Взаимодействие в личности этих трех контекстов художественного сознания определяет его как межфункциональную, сложную, динамично развивающуюся систему, где объединяются ее основные «составляющие», такие как сопереживание и созерцание, «вживание» и беспристрастие, регрессивное и прогрессивное стремление сознания.
Изменение и развитие внутренних отношений, составляющих эти контексты, рассмотрены Л.А. Заксом по терминологии В.И. Тюпы и устанавливают три типа художественного сознания: первый тип формируется жизненными чувствами воспринимающего, его «эффектом причастности» к событиям, отраженные художником, сопереживанием («неискушенный реализм»), второй тип формируется созерцанием формы художественного произведения искусства, любованием ее совершенством, «эффектом отчуждения», т.е. эстетическим наслаждением и гармоничной завершенностью художественной конструкции («эстетическое знание») и третий тип формируется возвышенным эффектом восприятия искусства, что возникает в ре-
Библиографический список
зультате абстрактности и взаимодействия основных психологических систем отношения личности к искусству, таких как сопереживание и созерцание художественной формы, «вживание» и беспристрастие, прогрессивное и регрессивное стремление («глубоко оценивающий») [4, с. 28].
В итоге художественное сознание личности, вместе с феноменологической трактовкой сознания, приобретает операциональные особенности.
Динамические и содержательные характеристики процесса восприятия предопределяют художественно-психологические установки. Процесс восприятия влияет на ориентацию и уровень оценки, а оценка художественного произведения формирует ее художественную традиционную позицию, закрепляясь в художественном сознании личности [4, с. 59]. Устанавливаются взаимосвязи и взаимозависимости между этапами ценностного ориентирования в искусстве и их важнейшими психологическими характеристиками: социальной зрелостью, интеллектуальным уровнем, коммуникативной способностью, направленностью в учебной и досуговой сфере.
Формирование личности, взаимодействующей с искусством на уровне художественного сознания есть психолого-эстетический подход, в рамках которого происходит психологическое воздействие искусства.
Исследователь А.А. Мелик-Пашаев считает, что личность, воспринимающая искусство, находится в особой психологической реальности, имеющей собственные закономерности, которые осуществляются в «практике» его художественного сознания и поэтому реципиент рассматривается не вне искусства и не в самом искусстве. Сами же закономерности заключаются в том, что художественное сознание - это художественное отношение - особого рода связь с произведением искусства. Именно эта связь, будучи активным, взаимодействующим процессом, осуществляет интерпретацию ценностей духовной культуры социума в индивидуальную систему ценностей, ценностей, имеющих личностный смысл, т.е. ценностей «для меня» [1].
1. Мелик-Пашаев, A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. - 1989. - № 1.
2. Нургалиева, Г.К. Ценностные ориентации личности: методология, теория и практика формирования. - Алмата, 1994.
3. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве. - Л., 1990.
4. Додонов, Б.И. Эмоциональные характеристики личности и художественная одаренность. - Л., 1983. Bibliography
1. Melik-Pashaev, A.A. Psikhologicheskie problemih ehsteticheskogo vospitaniya i khudozhestvenno-tvorcheskogo razvitiya shkoljnikov // Voprosih psikhologii. - 1989. - № 1.
2. Nurgalieva, G.K. Cennostnihe orientacii lichnosti: metodologiya, teoriya i praktika formirovaniya. - Almata, 1994.
3. Kandinskiyj, V.V. O dukhovnom v iskusstve. - L., 1990.
4. Dodonov, B.I. Ehmocionaljnihe kharakteristiki lichnosti i khudozhestvennaya odarennostj. - L., 1983.
Статья поступила в редакцию 17.07.14
УДК 316.6
Melnikova D. M. THE CONCEPT OF TIME COMPETENCE AS A SUBJECT OF HUMAN COGNITION. The article describes different approaches to understanding the basics of the concept of temporary competence. The author determines the time competence as a personality's traits, specific mental organization (temporal), a self-regulation mechanism, conditions and factors of success in a career, and as a level of mental development, achieved on the basis of the obtained experience or special training. Key words: time competence, self-organizing time.
Д.М. Мельникова, аспирант Ставропольского гос. педагогического института, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
В статье раскрываются различные подходы к пониманию сущности понятия «временная компетентность». Выделяются определения временной компетентности как: черты личности, специфической психической организации (темпоральной), механизма саморегуляции, условия и фактора карьерной успешности, уровня психического развития, достигаемого на основе прошлого опыта или специального обучения. Ключевые слова: временная компетентность, временная самоорганизация.