Научная статья на тему 'К вопросу безопасной эксплуатации крупнотоннажных судов на Волго-Донском канале'

К вопросу безопасной эксплуатации крупнотоннажных судов на Волго-Донском канале Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
79
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Сазонов А. А.

В статье приводится характеристика канала, методы расчета безопасного расстояния между расходящимися судами, результаты расчетов минимально необходимого траверзного расстояния между расходящимися судами. На их основе предложены места расположения уширений на ВДСК, необходимые для безопасного расхождения крупнотоннажных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of safe operation of large-capacity vessels on Volga-Don canal

The canal characteristic, methods of calculation of safe distance between diverging vessels, results of accounts of minimum necessary traverse distance between diverging vessels is given in the article. The locations of Volga-Don canal widenings, necessary for the safe divergence of large-capacity vessels are offered on their basis.

Текст научной работы на тему «К вопросу безопасной эксплуатации крупнотоннажных судов на Волго-Донском канале»

УДК 656.62.052.08

А. А. Сазонов, к. т. н., профессор, ВГАВТ 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

К ВОПРОСУ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КРУПНОТОННАЖНЫХ СУДОВ НА ВОЛГО-ДОНСКОМ КАНАЛЕ

В статье приводится характеристика канала, методы расчета безопасного расстояния между расходящимися судами, результаты расчетов минимально необходимого траверзного расстояния между расходящимися судами. На их основе предложены места расположения уширений на ВДСК, необходимые для безопасного расхождения крупнотоннажных судов.

Волго-Донской судоходный канал (ВДСК) состоит из трех составных частей: Волжского склона, протяженностью 21 км, на котором расположено девять судоходных шлюзов; водораздельного бьефа с Варваровским водохранилищем и Искусственной части канала общей протяженностью 30 км; Донского склона, протяженностью 50 км, с тремя судоходными шлюзами и двумя небольшими водохранилищами - Береславского и Карповского. На искусственную часть канала приходится около 54 % от общей протяженности канала. На канале установлены следующие габариты судового хода: ширина по дну 38 м, гарантированная глубина 4,0 м, радиус закругления 550 м.

Господствующими в зоне канала является ветры восточных и северо-восточных направлений и имеющие направление, в основном, поперек судового хода. Условное направление течения на этом канале принято от Волги к Дону.

Согласно «Особенностям движения и стоянки судов в Донском бассейне» [3] в искусственной части канала установлены следующие скорости движения судов:

- для самоходных грузовых судов и составов грузоподъемностью свыше 3000 т. - 7,0 км/ч, а грузоподъемностью от 2000 до 3000 т - 8 км/ч:

- для самоходных грузовых судов и составов грузоподъемностью менее 2000 т, пассажирских, буксирских и маломерных судов - 11 км/ч.

В целях безопасности судоходства на канале установлены целый ряд участков на которых запрещены расхождения и обгон судов, места расположения которых приведены в таблице 1.

Таблица 1

Места расположения участков канала запрещенных для расхождения и обгона судов

Место расположения по Атласу ЕГС, км Название места

2586,3-2588,3 Подходной канал к Волжскому склону

2611,1 -2612,2 Район заградительных ворот - р. Чареленая

2625,2-2625,8 Варваровское водохранилище

2629,2 - 2629,9 Поворотный буй на Варваровском водохранилище

2644,9 - 2646,2 На входе в канал после Карповского водохранилища

2647,1 -2647,9 Район тросовой переправы

2673,4 - 2673,8 2678,4-2679,1 Поворотный буй на Карпорском водохранилище

Кроме того на криволинейных участках канала не рекомендуется расхождение и обгон крупнотоннажный судов.

Таким образом, можно отметить, что в связи с описанными выхпе ограничениями увеличивается время прохождения канала и уменьшается его пропускная способность.

При этом необходимо отметить, что за период работы канала резко изменился состав эксплуатируемого по нему флота в сторону увеличения грузоподъемности. Это подтверждается следующими данными. В период до конца 1980 года доля крупно-тоннажного флота грузоподъемности от 3000 до 5000 т составляла 3-5 %, а в настоящее время она составляет около 50 %.

Как известно основными факторами, оказывающими влияние на безопасность судоходства, являются габариты судов и судового хода, а также гидрометеорологические условия.

Одной из основных составляющих габаритов канала, влияющих на безопасность движения и расхождения судов, является его ширина. Особенно важную роль ширина судового хода играет при расхождении между собой крупнотоннажных судов. При их расхождении основными параметрами является траверзное расстояние между бортами расходящихся судов и откосами канала, а также скорость движения расходящихся судов.

В соответствии с исследованиями [5] безопасные параметры расходящихся судов определяются следующим образом.

Безопасная скорость расхождения одиночных судов определяется по следующей формуле:

где а - коэффициент, равный а=24 - для судов в балласте, а=17 - для судов в грузу; Т - осадка судна, м;

Нк - глубина судового хода в канале, м;

С2М - площадь погруженной части мидель-шпангоута судна, м2;

О - площадь живого сечения канала, м2.

При определении безопасной скорости расхождения коэффициент стеснения живого сечения канала рассчитывается по формуле:

здесь и - площадь погруженной части мидель-шпангоута расходящихся

судов, м2.

Величину безопасного траверзного расстояния (АЬ ) между бортами расходящихся судов можно определить по формуле:

(1)

О

— - коэффициент стеснения живого сечения канала корпусом судна;

п,

АЬ =

А ' + (рА/, + ^М2 )' (А Убез ) В1 + В2 .

(3)

2

В1 и В2 - ширина расходящихся судов, м.

Используя данные формулы были определены параметры расхождения крупно-тоннажных судов на ВДСК, эксплуатируемых в настоящее время на этом канале. При этом, потребная ширина судового хода, необходимая для безопасного расхождения судов, складывается из суммы ширин расходящихся судов и траверзного расстояния между бортами. Результаты таким расчетов приведены в таблице 2.

Анализ полученных результатов показывает, что траверзные расстояния между бортами рассматриваемых судов при расхождении должно составлять от 5,9 до 11,6 м. При этом траверзное расстояние для судов в порожнем состоянии (балласте) на 40+50 % меньше, чем в грузу. Результаты этих расчетов показывают, что крупнотоннажные суда, шириной более 16,5 м (Н. Новгород, “Волгонефть”, “Волга”, “Волго-Дон”) должны иметь при расхождении траверзное расстояние не менее 8-12 м, что не соответствует нормативу (5 м) установленному “Особенностями движения и стоянки судов” [3] и безопасным условиям эксплуатации этих судов по каналу при ширине судового хода равной 38 м. Как показали расчеты для судов типа “Волгонефть” и “Нижний Новгород”, составляющие основную долю крупнотоннажных судов на этом канале, минимальная ширина судового хода для безопасного расхождения должны составлять не менее 44 м. Поэтому расхождение крупнотоннажных судов при существующей ширине судового хода канала (38 м), является не безопасной. Это подтверждается натурными исследованиями, которые показали, что даже при благоприятных гидрометеорологических условиях одно из судов должно почти прекратить свое движение и максимально уклониться к откосу канала. Судоводитель при этом испытывает колоссальную психо-эмоциональную нагрузку.

Проведенные выше расчеты показали, что для безопасного движения крупнотоннажных судов по ВДСК, ширина судового хода должна быть больше существующей не менее, чем на 6-8 м. Поскольку ширину судового хода существующего канала увеличить невозможно, то для безопасного расхождения можно организовать так называемые угаирения.

Анализ характеристики трассы канала показал, что создание уширений за счет существования на трассе канала естественных “карманов”, практически возможно.

Ширина канала в уширении по дну должна определяться следующим образом:

Ьку = В1+В2+АЬ + СГ, (5)

где <7К - величина средне квадратичной ошибки процесса движения (маневрирова-

ния) судна, которая для прямолинейного участка канала будет равна:

^ = Кос ■ &

где Ка - коэффициент нормирования, принимаемый равным 0,53;

® - квадратичное отклонение, определяемой по выражению:

<т = 0,0002 -В1+ 0,042 Ва (7)

здесь Всх - расчетное значение потребной ширины судового хода канала для безо-

пасного расхождения крупнотоннажных судов, м.

Ширина судового хода для безопасного расхождения судов принимается применительно к судам, имеющим максимальные размеры. В нашем случае такими являются суда типа “Нижний Новгород”, для которых она принимается равной 46 м.

Параметры безопасного расхождения крупнотоннажных судов

Тип расходящихся судов Водоизмещение судна, т Осадка (м) Ширина судна (м) Сумма ширин расходящихся судов(м) Расстояние между бортами (м) Общая потребная ширина судового хода (м) Соответствие гарантированной ширине канала Скорость расхож- дения (км/ч) Соотношение осадки судна и глубины канала

в грузу балласте

I 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1. Н. Новгород -Н. Новгород 6940 3,6 16,9 33,8 11,6 45,4 Не соответствует 3,92 0,9

Н. Новгород -Н. Новгород 5400 2,8 16,9 33,8 7,8 41,6 Не соответствует 6,6 0,7

2. Волгонефть -Волгонефть 6460 3,6 16,5 33,0 11,2 44,2 Не соответствует 4,06 0,9

Волгонефть — Волгонефть 5020 2,8 16,5 33,0 8,5 41,5 Не соответствует 5,6 0,7

3. Нефгерудовоз -Нефгерудовоз 4500 3,2 13,2 26,4 10,2 36,6 Соответствует 5,2 0,9

Нефгерудовоз -ефгерудовоз 3500 2,4 13,2 26,4 7,5 33,9 Соответствует 7,5 0,6

4. Ленанефть -Ленанефть 3400 2,8 14,0 28,0 8,7 36,7 Соответствует 7,9 0,7

Ленанефть Ленанефть 2470 2,02 14,0 28,0 5,9 33,9 Соответствует 8,8 0,5

5. Калининград -Калининград 3530 3,2 12,2 24,4 9,3 33,7 Соответствует 5,6 0,8

Калининград Калининград 2400 2,24 12,2 24,4 7,6 32,0 соответствует 8,6 0,56

6. В. Куйбышев В. Куйбышев 4530 3,2 16,0 32,0 9,3 41,3 Не соответствует 5,9 0,8

В. Куйбышев - В. Куйбышев 3400 2,4 16,0 32,0 6,2 38,2 Не соответствует 9,0 0,6

7. Н. Новгород -Волгонефть 5400 2,8 16,9 33,4 8,0 41,4 Не соответствует 7,6 0,7

8. Волга - Волга 6400 3,5 16,4 32,8 10,6 43,4 Не соответствует 4,6 0,88

Тогда величина <тк для одного судна этого типа при заданном значении ширины судового хода, будет равна:

<х, = 0,53 • (0,0002 • 462 + 0,042 • 4б)= 1,4 м

Для двух таких расходящихся судов общая ошибка маневрирования будет составлять 2,8 м.

Таким образом, потребная ширина уширения канала, необходимая для безопасного расхождения крупнотоннажных судов, должна составлять около 50 м.

В настоящее время участки канала с такой шириной практически отсутствуют, т. к. имевшиеся в некоторых местах канала уширения (карманы) из-за заиления стали непригодными для использования.

Поэтому в настоящее время, используя естественный рельеф профиля канала необходимо восстановить на целом ряде участков уширения, необходимые для безопасного расхождения крупногабаритных судов. Возможные места расположения с указанием минимальной ширины и объема дноуглубительных работ, которые необходимо выполнить при их создании, приведены в табл.З.

Таблица 3

Места расположения и основные характеристики уширений на искусственных участках ВДСК

Участок канала Протяжен-'' ность, км ... ,•:< , - Место распо-ложе-ния гго Атласу ЕГС, км Берег канала Ширина по дну, м Ориенти- ро-вочные объем дноуглуб- ления

Сущест- вующая Мини- мально необхо- димая

1. От шлюза № 3 7,7 2597,0 левый и 38 50 5000

до шлюза № 4 правый

2. От шлюза № 9 7,6 2609,5 правый 38 50 6000

до Варваровского 2614,3 правый 38 50 6000

водохранилища 2615,8 левый 38 50 6000

2617 правый 38 50 7000

3. От Береславс- 13,4 2649,3 левый 38 50 4000

кого водохрани- 2650,7 левый 38 50 4500

лища до шлюза 2655,2 левый 38 50 3500

№ 11 2658,8 левый 38 50 3000

2660,2 левый 38 50 3000

4. От шлюза Ха 11 5,5 2664,2 левый 38 50 7000

до шлюза № 12 2667,5 левый ‘ 38 50 4000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дислокация уширений намечена исходя из местных условий и необходимости их организации в связи с отсутствием возможности безопасного расхождения крупногабаритных судов и тем самым снижения задержки их продвижения по каналу.

В соответствии с этим на Волжском склоне канала предусматривается организовать одно уширение на участке между шлюзами № 3 и 4 на 2597,0 км на месте бывшей паромной переправы, т. к. она в настоящее время не действует.

В водораздельном бьефе канала на участке между шлюзами № 9 и Варваровским водохранилищем (2609-2619 км) предлагается организовать четыре уширения расположенных на 2609,5; 2614,3; 2615,8; 26.17,0 км, из которых три вдоль правого берега и одно у левого берега.

На участке от Береславского водохранилища до шлюза № 11 предполагается организовать пять уширений: 2649,3 км; 2650,7 км; 2655,2 км; 2658,8 км и 2660,2 км. Все эти уширения по условиям местности можно организовать вдоль левого берега.

На участке между шлюзами № 11 и 12 можно организовать два уширения вдоль левого берега: на 2664,2 км и 2667,5 км.

Ориентировочные данные дноуглубительных работ, необходимые для углубления и подчистки акватории предлагаемых уширений, приведены в таблице 3.

Создание предложенных выше уширений позволит повысить безопасность эксплуатации крупнотоннажных судов и увеличить пропускную способность канала ввиду снижения затрат времени на пропуск крупногабаритных судов.

Список литературы

[1] Атлас ЕГС Европейской части РСФСР, том 8,1990

[2] Рекомендации по безопасному движению судов в каналах МРФ РСФСР, ГИБС, М., Транспорт, 1987.

[3] Особенности движения и стоянки судов в Донском бассейне, ГРСИ РФ, г. Ростов-на-Дону, 2003.

[4] Волго-Донской водный путь. Рекомендации судоводителей, Минтранс РФ, 1998

[5] Клементьев А.Н. Управление судами и обеспечение безопасности плавания. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2002.

TO A QUESTION OF SAFE OPERATION OF LARGE-CAPACITY VESSELS ON VOLGA-DON CANAL A. A. Sazonov

The canal characteristic, methods of calculation of safe distance between diverging vessels, results of accounts of minimum necessary traverse distance between diverging vessels is given in the article. The locations of Volga-Don canal widenings, necessary for the safe divergence of large-capacity vessels are offered on their basis.

УКД 658.1(075)

Л. Л. Сафонова, старший преподаватель ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Организационная культура является важнейшим фактором эффективного управления на современном этапе. Это мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать персонал на общие цели и результаты. Сегодня становится очевидным, что мотивационный механизм должен соответствовать типу организационной культуры, являться важнейшим компонентом качества трудовой жизни работников и соответствовать особенностям персонала.

В условиях цивилизованных рыночных отношений возникает потребность корпоративного управления. Причиной тому являются процессы концентрации капитала, инвестирования крупных программ, диверсификации производства, демократизация управления. Объектом при корпоративном управлении не обязательно должна быть только корпорация. Корпоративность - это качество интеграции, общности, единства, объединённое™ когда формируются коллективы единомышленников, существует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.