Научная статья на тему 'К вопросу безопасности использования лифтов при эвакуации из высотных зданий'

К вопросу безопасности использования лифтов при эвакуации из высотных зданий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1468
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Холщевников В. В., Самошин Д. А.

Анализируется необходимость использования лифтов для эвакуации людей при пожаре в высотных зданиях. Показано, что современная противопожарная защита лифтовых установок не уступает незадымляемым лестничным клеткам, пешеходная эвакуация по которым затягивается на часы и чревата травматизмом людей в результате асфиксии при образующихся скоплениях тысяч людей на лестницах высотных зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу безопасности использования лифтов при эвакуации из высотных зданий»

Д-р техн. наук, профессор Московского государственного строительного университета

В. В. Холщевников

Канд. техн. наук, преподаватель Учебно-научного комплекса проблем пожарной безопасности в строительстве Академии ГПС МЧС РФ

Д. А. Самошин

УДК 614.841

К ВОПРОСУ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИФТОВ ПРИ ЭВАКУАЦИИ ИЗ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ

Анализируется необходимость использования лифтов для эвакуации людей при пожаре в высотных зданиях. Показано, что современная противопожарная защита лифтовых установок не уступает незадымляемым лестничным клеткам, пешеходная эвакуация по которым затягивается на часы и чревата травматизмом людей в результате асфиксии при образующихся скоплениях тысяч людей на лестницах высотных зданий.

Не было бы лифтов, не было бы и высотных зданий. Никому не приходила мысль заставлять людей подниматься на несколько сот метров пешим путем. Но не только подниматься, но и спускаться с этих сотен метров за короткое время для большинства людей оказывается непосильной проблемой. По данным зарубежных исследователей [1,2], они испытывают сильную усталость после 5 минут спуска и при спуске приблизительно с 18-го этажа “страдают от усталости”. Тем не менее их заставляют, буквально, спускаться пешком с этой “нечеловеческой” высоты: “Эвакуационные пути... не должны включать лифты” [3, п. 6.24]. Лифты не только не учитываются в качестве эвакуационных путей при пожаре, но в этом случае должны быть опущены на нижний посадочный этаж и отключены. Поэтому не только люди с этажа пожара не могут ими воспользоваться, но и население всего высотного здания (от нескольких до десятков тысяч человек) должно “страдать от усталости”, двигаясь по узким (для такой массы людей) лестницам с плотностью потока, достигающей 7,8 чел./м2 и более. Что при такой плотности нерегулируемое давление людей друг на друга достигает величин, приводящих к травматизму (вплоть до летальных исходов) в результате механической асфиксии*, сегодня известно не только теоретически [4-8], но, к сожалению, и практически. Запрет пользования лифтами при пожаре мотивируется заботой о безопасности людей, также как и требование организации одновременной эвакуации всех людей из высотного здания.

Один из зарубежных исследователей высказался [8] по этому поводу следующим образом: “Проведенные исследования показали, что кроме опасности сердечных приступов использование лестниц плохо еще и потому, что они не обеспечивают пропускную способность, необходимую для высотных зданий. Существующие нормы предписывают одинаковое число лестничных клеток как для 2-, так и 102-этажных зданий. Официальная политика в области противопожарной защиты заключается в том, что в случае пожара для эвакуации людей должны быть использованы лестничные клетки, а не лифты. Каждый, кто спускался хотя бы раз в лифте, а также пешком по 50-этажной лестнице, может сказать, что правильным является обратное решение”. Поэтому, как видно из зарубежных статей, посвященных пожарам в многоэтажных зданиях, лифты используются частью людей, а иногда и большинством, для эвакуации до тех пор, пока они функционируют. Возможность использования лифтов для эвакуации людей во время пожара давно обсуждается во всем мире и особенно этот процесс активизировался после трагедии высотных зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. Используя лифты при эвакуации из этих зданий, сумели спастись более 3000 человек.

В широкой печати нашей страны данный вопрос был поставлен, по-видимому, впервые в 1969 г. [9]. Тогда не было даже лифтов для обеспечения доступа пожарных подразделений к очагу возгорания на этажах, расположенных выше передвижных пожарных лестниц. За прошедшие десятилетия уда-

Асфиксия (от греч. asphyxia, букв. — отсутствие пульса) — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях, например при сдавливании дыхательных путей извне (Российский энциклопедический словарь).

*

лось внедрить эти так часто называемые “пожарные” лифты. На использование же лифтов обычными людьми пожарный надзор по-прежнему накладывает “табу”. Как приходилось слышать на совещаниях, его руководители аргументируют такое решение тем, что под воздействием огня или высоких температур конструкции лифтовой установки могут деформироваться, лифты застрять между этажами, двери заклиниться и т.п.

Интересно, а как они думают, что же будет происходить с лифтовыми установками для пожарных подразделений? То ли пожар знает, что в них его друзья — пожарные и не воздействует на них, то ли руководители готовы пожертвовать своими подчиненными. Но для дела такое “самопожертвование” бесполезно — некому будет бороться с огнем в очаге пожара. Шутки шутками, а почему же людей официально лишают возможности самоспасения при помощи достаточно надежных для пожарных лифтовых установок? Вряд ли отличная профессиональная подготовка пожарных будет иметь значение, если лифтовая кабина движется через огонь. Вопреки впечатлениям ответственных руководителей, она и не будет двигаться через огонь в высотном здании, если при его проектировании, строительстве и эксплуатации соблюдены соответствующие противопожарные требования, контроль выполнения которых и должен осуществлять пожарный надзор.

Анализ [10] причин, которые четверть века назад препятствовали использованию лифтов при пожаре, показал, что они состояли в следующем:

• задымление шахты (а, следовательно, и кабин) лифтов;

• прекращение подачи электроэнергии в связи с пожаром;

• остановка лифта на этаже, охваченном огнем;

• деформация и заклинивание дверей лифтов на этаже пожара;

• попадание воды от тушения пожара в шахту лифтов;

• возможное переполнение кабин лифтов эвакуирующимися людьми.

В настоящее время эти причины практически устранены. Чтобы убедиться в сказанном, сопоставим современные противопожарные требования к лифтовым установкам (лифтовая шахта, кабина лифта, машинное отделение, лифтовый холл) и к незадымляемым лестничным клеткам типа Н2, рассматриваемым сегодня в качестве надежных пожаробезопасных вертикальных путей эвакуации людей из высотных зданий. Они приведены в таблице.

Следует также иметь ввиду, что согласно п. 12.12 МГСН 4.19-2005 [11] по степени обеспечения надежности электроснабжения лифты для пожарных относятся к 1-й особой категории, а лифты, работающие при пожаре, — к 1-й.

Анализ планировочных решений высотных зданий ММДЦ “Москва - Сити” показывает, что в них не выполняется требование СНиП 35-01-2001 [12] по устройству поэтажных противопожарных зон безопасности, а они необходимы не только для людей из маломобильных групп населения, находящихся на этаже, поскольку расчетное время эвакуа-

Сопоставление средств обеспечения пожарной безопасности лестничных клеток и лифтовых установок

Конструктивные и инженерные решения Лестничная клетка Нормативы Лифтовые установки Нормативы

Несущие конструкции ЯЕ1 180 МГСН 4.19, п. 4.24 [11]

Конструкции шахт лифтов ЯЕ1 120, 180 МГСН 4.19, п. 4.24

Площадки, косоуры, марши Я 60 МГСН 4.19, п. 4.24

Внутренние ненесущие конструкции Е1 60, 120 МГСН 4.19, п. 4.24

Двери Е1 60, 90 МГСН 4.19, п. 4.29 60, 90, противопожарные дымогазонепроницаемые МГСН 4.19, п. 4.29; СНиП 21.01 [3], п. 8.10

Системы приточной противо-дымной защиты, подпор Н2 СНиП 21.01, п. 5.15; МГСН 4.19, п. 4.24 Шахты, холлы СНиП 41-01, п. 8.15б; МГСН 4.19, п. 14.58, 14.60

Адресные дымовые извещатели Да Да МГСН 4.19, п. 13.2.43

Система чрезвычайной оперативной телефонной связи Лифтовый холл МГСН 4.19, п. 13.2.51

Материал отделки полов Негорючий МГСН 4.19, п. 14.33 Негорючий МГСН 4.19, п. 14.70

Система пожарной сигнализации Холлы, шахты МГСН 4.19, п. 13.2.40

ции с этажа может намного превосходить необходимое [13].

В состав зоны пожарной безопасности этажа должны входить:

• лестничная клетка;

• лифтовый холл;

• лифтовая установка;

• эвакуационный переход в соседние здания, если он имеется.

Их следует проектировать как единый транспортно-коммуникационный узел, вход в который осуществляется через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха в нем.

Такое решение снимет психологическую остроту стремления обязательно сейчас же попасть в лифт у более сильных физически (и психологически) людей, поскольку у них имеется альтернативная возможность эвакуироваться через рядом расположенную лестницу, а не бежать до нее “бог знает куда” при других планировочных решениях. Оно поможет избежать перегрузки лифтовых кабин при

их первом заходе на этаж эвакуации. Высокая степень противопожарной защиты лифтовых установок позволяет считать целесообразным использовать лифты для эвакуации людей с этажей пожара, где наиболее вероятно быстрое воздействие опасных факторов пожара.

Имея ввиду аспекты, рассмотренные выше, а также то, что не только пожар является той чрезвычайной ситуацией, при которой будет необходима эвакуация людей из высотных зданий, раздел 16 “Мероприятия по обеспечению требований безопасности” МГСН 4.19-2005 предусматривает: “Структура и размеры эвакуационных путей и выходов должны обеспечивать беспрепятственную и своевременную, полную или частичную, одновременную или поэтапную, пешеходную или при помощи лифтов, в зависимости от типа чрезвычайной ситуации, эвакуации людей из любой части высотного здания независимо от возраста и физического состояния людей” [11, п. 16.2.2.].

ЛИТЕРАТУРА

1. SoA., Lai Т., Yu J. Lift logic / FEJ and FP. — August 2003.

2. Watrour Lanrece D. The ease for evacuating high-rise buildings //Elevator World. — 1972. — № 11.

3. СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений.

4. Милинский А. И. Исследование процесса эвакуации зданий массового назначения: Дисс. ...

канд. техн. наук. — МИСИ, 1951.

5. Предтеченский В. М., Милинский А. И. Проектирование зданий с учетом организации движения людских потоков. — М.: Изд. лит. по строительству, 1969, 1979; изд. 2-е. — М., 1979.

6. Ройтман М. Я. Основы противопожарного нормирования в строительстве. — М.: Изд. лит. по строительству, 1969.

7. Fruin J. Causes and prevention of crowd disasters // Student Activities Programming. — 1981. —

Vol. 14, № 4.

8. Patton R. M. Fire-Safety for the High-Rise Building // ASHRAE Journal. — 1971. — Vol. 13, № 4.

9. Ройтбурд С. М., Холщевников В. В. Безопасная эвакуация из многоэтажных зданий. Перспективный аналитический обзор. — М.: ВИНИТИ (Академия наук СССР, Гос. комитет СССР по науке и технике), 1979.

10. Великовский Л. Б., Холщевников В. В. Вопросы эвакуации из высотных зданий //Архитектура СССР. — 1969. — № 1.

11. МГСН 4.19-2005. Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве.

12. СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

13. Холщевников В. В. Безопасность людей в высотных зданиях: чем она обеспечена? // Строительство. — 2005. — № 1-3.

Поступила в редакцию 25.09.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.