Канд. техн. наук, начальник научно-исследовательской лаборатории "Пожарная безопасность" Тольяттин-ского военного технического института
Н. Н. Старков
Директор по коммерции и новым технологиям НПО "Спецтехнология" (г. Тольятти)
А. П. Радченко
Преподаватель кафедры "Пожарно-профилактических дисциплин" Тольяттинского военного технического института
Д. А. Жуйков
УДК 614.841.4
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИФТОВЫХ УСТАНОВОК
Приведен анализ пожаров в лифтах и лифтовых шахтах. Рассмотрены некоторые проблемы нормативно-правовой базы в области обеспечения пожарной безопасности лифтовых установок. Представлены технические решения, направленные на повышение противопожарной защиты лифтовых установок.
Многоэтажное и высотное строительство, набирающее темпы во всем мире и в нашей стране в частности, обязано изобретению американского инженера Элайша Отиса, запатентовавшего в 1852 г. безопасный для пользователей лифт. В настоящее время данный термин трактуется как стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали составляет не более 15°.
Количество многоэтажных зданий в крупных городах порой превышает сотни. Несмотря на широкое применение лифтовых установок, единые документы с противопожарными требованиями к лифтам и лифтовым установкам, как показывает мировая практика, отсутствуют. Работы над созданием единого мнения и формированием общей нормативной базы по вопросу пожарной безопасности лифтовых установок в рамках систем ISO и CEN до сегодняшнего дня не завершены.
Ни мировая, ни отечественная практика как правило не рассматривает возможность возникновения пожаров в шахте лифта. Тем не менее статистика показывает, что это неверное решение. Пожары в лифтовых установках происходят и, более того, приводят к гибели людей. Для подтверждения этих слов нагляднее всего привести данные о произошедших пожарах (таблица).
По официальным сведениям РОГПН на территории Южного Административного округа г. Москвы за 8 месяцев 2007 г. произошло 40 пожаров, из них 2 случая — пожары в лифтах, что составляет 5% от общего числа пожаров.
И это далеко не полный список, в котором необходимо упомянуть о пожарах, возникших в результате столкновения самолетов со зданиями Всемирного торгового центра 11.09.2001 г. в г. Нью-Йорке. В результате пожаров лифты были выведены из строя. Не случись этого, до момента обрушения зданий можно было спасти около 3000 человек.
Согласно п.6.24* СНиП [1]: "эвакуационные пути... не должны включать лифты и эскалаторы, а также участки, ведущие. через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам."
Тем не менее, пожар на Останкинской телебашне, трагедия в г. Нью-Йорке и ряд других крупных пожаров, происшедших в высотных зданиях, заставляют задуматься об использовании лифтов для эвакуации людей в случае пожара.
В работах [2-5] внимание уделено использованию лифтов для эвакуации людей из высотных зданий. В результате проведенного анализа исследователи пришли к выводу и приводят весьма убедительные и обоснованные аргументы в пользу использования лифтовых установок для эвакуации людей из высотных зданий.
Во-первых, в настоящее время лестничные клетки [1] являются основными путями эвакуации людей при пожаре с верхних этажей многоэтажных зданий. Но даже при обеспечении всех предъявляемых требований лестничные клетки, как правило, не выполняют своей функции на 100%. Кроме того,
44
ООЖАРООЗРЫООБЕЗООАСНОСТЬ 2007 ТОМ 16 №6
анализ предписаний органов ГПС МЧС, составленных по результатам проверок многоэтажных зданий с массовым пребыванием людей, показывает, что лестница зачастую не может быть использована по своему прямому назначению вследствие халатной эксплуатации объекта.
Во-вторых, остро поставлен вопрос использования лифтов для транспортирования пожарных подразделений, в том числе для эвакуации людей при пожаре. Этот вопрос был поднят в нашей стра-
не в 1969 г. В СН 400, разработанных тогда, речь шла о транспортировании противопожарных подразделений и оборудования в зданиях этажностью более 12 этажей. Техническая реализация на тот момент была невозможна по нескольким причинам: задымление шахт и кабин лифтов; прекращение подачи электроснабжения при пожаре; блокировка лифта в районе этажа, где произошел пожар; деформация лифтовых дверей на этаже пожара. Эти и ряд других причин, которые препятствовали внедре-
Пожары в лифтовых установках
Дата Адрес Происшествие
27.09.2000 г. г. Москва Пожар на Останкинской телебашне. Во время пожара в одной из лифтовых шахт в результате неравномерного термического воздействия произошло обгорание, а также разрушение около 20% предварительно напряженных стальных канатов. Из-за пережига несущих тросов и несрабатывания специального тормозного устройства конструкции лифтов рухнули в лифтовые шахты на отметку -7 м. Погибли 3 человека
25.01.2001 г. г. Москва, ул. Гурьянова Пожар в шахте лифта 22-этажного дома. Очаг пожара находился в шахте лифта на уровне 15-го этажа
17.08.2001 г. г. Владивосток, ул. Снеговая Пожар в шахте лифта многоэтажного дома
24.05.2002 г. г. Москва, пр-т Балаклавский, д. 1 Пожар в шахте лифта многоэтажного дома
16.07.2002 г. г. Псков, ул. Лепешинского Пожар в лифте 9-этажного дома между 6-м и 7-м этажами
28.08.2003 г. г. Нижнекамск Пожар в лифте 9-этажного жилого дома. В результате пожара сгорела кабина лифта и оплавились двери шахты на 7-м и 8-м этажах, погибли две женщины
01.10.2003 г. г. Тюмень, ул. Холодильная Пожар в шахте лифта многоэтажного общежития. Повреждены двери в шахту на 2-м, 3-м, 7-м, 8-м и 9-м этажах
24.04.2004 г. г. Архангельск, пр-т Труда, д. 49 Пожар в шахте лифта многоэтажного дома. В результате полностью выгорела кабина лифта, сгорели силовые кабели, закопчены шахта и лестничная клетка
11.05.2006 г. г. Москва, ул. Шилкинская Пожар в шахте лифта многоэтажного дома. Горел лифт и лифтовое оборудование на 1-м этаже здания
31.08.2006 г. г. Астана, мкр. Аль-Фараби Пожар в шахте и кабине лифта 9-этажного жилого дома
06.09.2006 г. г. Рубцовск, ул. Тихвинская Пожар в шахте лифта 9-этажного панельного дома. Повреждены кабина лифта, кабель на нескольких этажах
15.03.2007 г. г. Владивосток, ул. Надибоидзе Пожар в лифтовой шахте на уровне 5-го этажа жилого 9-этажного дома. Пострадало 3 человека
27.03.2007 г. г. Омск, ул. Кучеря-венко Пожар в лифтовой кабине на 1-м этаже 9-этажного кирпичного дома. На момент прибытия пожарных горела кабина лифта и двери на 1-м и 2-м этажах. Огнем повреждена кабина лифта, двери на 1-м и 2-м этажах
21.05.2007 г. г. Якутск, ул. Лермонтова Пожар в лифтовой шахте 9-этажного жилого дома
15.04.2007 г. г. Красный Лиман, пер. Бригадный Пожар в лифтовой шахте 9-этажного жилого дома
23.06.2007 г. г. Ярославль, ул. Гоголя, д. 13, корп. 2 Пожар в шахте лифта многоэтажного дома
07.10.2007 г. г. Днепропетровск Пожар в шахте лифта Днепропетровской областной налоговой администрации. В результате пожара выгорели три этажа
нию указанного требования, в настоящее время устранены.
В нашей стране в нормативной литературе вопрос использования лифтов при пожаре получил дальнейшее развитие только в 1996 г. с разработкой НПБ 250 "Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования" [6]. Этот документ регламентирует перемещение пожарных подразделений в условиях пожара.
В СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" впервые в российской нормативной практике принято решение использовать лифты для эвакуации и спасения людей. Эти требования расширены в МГСН 4.19-2005 "Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве" [7]. Но последний документ не регламентирует обязательного использования лифтов в качестве средства эвакуации при пожаре. Тем не менее в МГСН [7] установлены жесткие требования к конструктивным и инженерным решениям лифтовых установок в области обеспечения пожарной безопасности. Кроме того, требования МГСН не могут распространяться на всей территории Российской Федерации, поскольку этот документ действует только в г. Москве.
Таким образом, в условиях развития высотного строительства по всей стране необходимо выработать единую нормативную систему похода к нормированию инженерных решений лифтовых установок, разработать единые требования к условиям эксплуатации лифтов при пожаре в многоэтажном здании для эвакуации людей.
Кроме того, в качестве технического обеспечения пожарной безопасности лифтовых установок предлагается реализация перечисленных ниже мероприятий, схематично они представлены на рисунке.
Как показывает статистика, обнаружение пожара в шахте лифта, особенно в его кабине, происходит с запозданием, поэтому для своевременного выявления возгорания в кабине лифта необходима установкав ней дымовых пожарных извещателей 6. Поскольку кабина является подвижным элементом, возможно использование радиоволновых извеща-телей, которые передают сигнал на контрольный прибор посредством радиосигналов. В случае, если кабина запитана от слаботочного кабеля, возможно применение слаботочных проводных извещателей.
Кроме того, для обеспечения тепло- и газонепроницаемости шахты лифта на этаже, где произошел пожар, предлагается использование автоматической заслонки 2, которая будет блокировать
Принципиальная схема обеспечения пожарной безопасности лифтовой установки: 1 — дверь лифтового холла; 2 — автоматическая заслонка; 3 — газоанализатор; 4 — тепловой линейный извещатель; 5 — локальная установка пожаротушения; 6 — радиоволновой дымовой извещатель
доступ к лифту на этом этаже, обеспечивая дополнительную герметичность шахты, повышая при этом показатели REI.
Использование лифта для эвакуации людей с верхних этажей здания во время пожара, при условии соблюдения герметичности шахты лифта, допустимо до того момента, пока в лифтовой шахте не произойдет увеличение концентрации продуктов сгорания до значения, близкого к ПДК, или температурного воздействия на кабину лифта и конструкции лифтовой установки. Иными словами, необходимо точно определить момент времени, в который эксплуатация лифта перестанет быть безопасной. Для определения такого момента предлагается использование линейных тепловых извещателей (термокабеля) и газоанализаторов.
Линейные тепловые извещатели 4 размещаются по всей длине лифтовой шахты и позволяют установить точное место (этаж, зону), где температурный режим превысит безопасные условия эксплуатации лифтовой кабины и конструкций лифтовой установки. При тепловом воздействии на термокабель на индикаторную панель поступает сигнал с указанием точки, где произошло повышение температурного поля выше нормативного значения.
Датчики газоанализатора 3 располагаются в шахте лифта по этажам и выдают на контрольный прибор значение концентрации оксида углерода (угарного газа). При повышении концентрации до значения ПДК выдается сигнал о запрещении эксплуатации лифта.
Кроме того, для предотвращения пожара в пустой кабине лифта, а также в его шахте предлагает-
46
ПОЖАРООЗРЫООБЕЗООАСНОСТЬ 2007 ТОМ 16 №6
ся применение автономных устройств пожаротушения 5.
В качестве огнетушащего вещества, используемого в установках, предлагается огнетушащая жидкость BONPET(выпускается по стандарту № 1695444 предприятия "BONPET Systems d.o.o.", 1420, Trbovlje, Obrtniska 30, Slovenija) [8].
Огнетушащая жидкость BONPET и газы, образующиеся при срабатывании устройства, не являются опасными для человека и окружающей среды (сертификат Института Sichereitstechnische Paufstelle, г. Вена, заключение Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации № 77.01.03.245.П.07853.03.5 от 29.03.2005 г.).
Автономное устройство пожаротушения представляет собой герметичную стеклянную ампулу, выполненную из травмобезопасного стекла и заполненную специальной жидкостью BONPET. Ампулы устанавливаются горизонтально с помощью
кронштейнов в верхней части кабины лифта и в нижней части за объемом кабины. При пожаре по мере возрастания температуры в ампуле с жидкостью БОЫРЕТ начинается реакция, в результате чего в ней возрастает давление. Когда температура жидкости достигает 90°С, ампула разрушается и распыляет содержимое над очагом пожара. При этом часть жидкости переходит в газообразную фазу. Огнетушащая жидкость воздействует на зону горения комбинированным способом — создается охлаждающий эффект и вытесняется кислород из очага пожара. На потушенной поверхности образуется тонкий слой жидкости (в виде пленки), который препятствует повторному возгоранию.
Реализация всех перечисленных мероприятий позволит превратить лифт из источника повышенной опасности в возможное средство безопасного спасения в критической ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений.
2. Холщевников, В. В. Безопасность людей в высотных зданиях: чем она обеспечена? / В. В. Холщевников // Строительство. — 2005. — № 1-3.
3. Холщевников, В. В. К вопросу безопасности использования лифтов при эвакуации из высотных зданий / В. В. Холщевников, Д. А. Самошин // Пожаровзрывобезопасность. — 2006. — Т. 15, № 5. — С. 45-47.
4. Фирсова, Т. Противопожарная защита высоток / Т. Фирсова // Строительство. — 2005. — № 1-2. — С. 71-72.
5. Ройтбурт, С. М. Обеспечение пожарной безопасности лифтовыхустановок вжилых и общественных зданиях / С. М. Ройтбурт // Строительный инжиниринг. — 2007. — № 3-4.
6. НПБ 250-97. Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования.
7. МГСН 4.19-2005. Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий комплексов в городе Москве.
8. Фомин, В. И. Рекомендации по применению и эксплуатации устройства пожаротушения "ВОЫРЕТ" / В. И. Фомин. — М.: УГПН МЧС России, 2006. — 15 с.
Поступила в редакцию 24.10.07.