образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» и Приказа № 705н от 09.12.08 г. «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» в процессе деятельности ПДО используются различные педагогические формы и методы преподавания дисциплин.
За многолетний период внедрены новые обучающие формы: мультемидийные презентации, учебные фильмы, «круглые столы», ролевые игры, тренинги, тестовый контроль, практические занятия, учебные конференции, различные виды семинаров с проведением занятий на базах лечебно-профилактических учреждений и учреждений Роспотребнадзора города Омска. В последние годы слушателям предоставлена возможность получать необходимую информацию для практической работы на электронных, магнитных носителях, что значительно повышает уровень подготовки специалистов в современных условиях.
Преподаватели кафедры, принимающие участие в переподготовке врачей на цикле ПДО, регулярно совершенствуют свои знания на иногородних базах в городах (Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Смоленск, Сочи) , на межвузовских и внутривузовских конференциях.
Программы дополнительного образования включают в себя циклы: тематического усовершенствования (от 72 до 14 часов); общего усовершенствования (432 часа); профессиональной переподготовки (576 часов), сертификационные циклы (от 144 до 216 часов); ординатуру (3456 часов). Обучение проводится на бюджетной и внебюджетной основе с очными и очно-заочными формами обучения.
С 2007 года на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии успешно внедряются выездные сертификационные циклы по специальностям «Бактериология» и «Паразитология». Последипломное образование врачей по данным специальностям на выездных циклах получили врачи-бактериологи в городах Салехард, Ноябрьск, Новосибирск, Курган.
С 2009 года проведена актуализация плана переподготовки специалистов на цикле ПДО. Были включены новые тематики циклов усовершенствования. Большое внимание уделяется подготовке врачей-бактериологов по наиболее востребованным темам в разрезе тематических циклов: «Санитарная микробиология», «Рациональная антибиотикотерапия инфекционных заболеваний», «Клиническая микробиология», «Современные методы лабораторной диагностики паразитарных инфекций», «Методы лабораторной диагностики вирусных инфекций».
С 2006 по 2010 г. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии обучено всего 418 человек, из них 360 врачей-бактериологов, 43 врача-вирусолога, 15 врачей-паразитологов. Вновь сертификат специалиста получили 122 слушателя курсов ПДО, сертификат продлен у 296 человек.
Кафедрой микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии разрабатываются перспективные направления в планировании циклов ПДО для врачей-бактериологов, вирусологов, паразитологов совместно с другими кафедрами ОмГМА. Запланированы выездные сертификационные и тематические циклы по санитарной бактериологии в города Западно-Сибирского региона.
К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ, ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
С.Т. Абимульдина, А.Б. Абжалелов, Г. Бабаева
РГП «Национальный центр биотехнологии РК», г. Астана, РК
В долгосрочной программе Республики Казахстан «Стратегия - 2030» подняты и занимают главное место проблемы устойчивого развития. Многочисленные исследования, проведенные и проводимые во всех странах мира и в нашей стране, показывают, что мир с конца ХХ века подошел к экологическому кризису. Противоречия между природой и обществом достигли предела, что послужило решением принятия «Концепции устойчивого развития».
Но для ее выполнения и достижения поставленной цели необходимо формирование экологической культуры каждого человека и общества в целом.
Экологическая культура, как и всякая культура, -это не только комплекс знаний, это еще и совокупность навыков, постепенно преобразующихся в устойчивую привычку. Просто донести нужные, полезные знания до какой-либо категории людей мало, так как никакая сумма знаний сама по себе не может автоматически пе-
рейти во внутренние убеждения. Очень важно, не ослабляя внимания к экологическому образованию, экологическому воспитанию, делать упор на реализацию получаемых знаний в какие-либо общественно значимые инициативы, движения, начинания, практические дела.
Необходимо вводить и совершенствовать экологическое образование и воспитание одновременно на всех его этапах и уровнях: кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастут поколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленного экологического образования, и не оставляет времени на длительные эксперименты. Работа в этом направлении в основном ложится на плечи школы и учреждений дополнительного образования.
Стержнем экологического образования необходимо сделать интерактивные методы обучения. Тогда школьники работают в малых группах сотрудничества, где организуется альтернативная система вопросов и
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
ответов, которая позволяет оценить глубину понимания экологических проблем и обеспечивает индивидуализацию этого понимания.
Среди огромного разнообразия форм и методов дополнительного экологического образования особое место занимают акции - организованные действия экологической направленности, предпринимаемые для достижения поставленной цели и имеющие определенный общественный резонанс. Значимость большинства экологических акций определяется тем, что они являются эффективным инструментом формирования экологически целесообразного поведения личности. Направленность акций может быть различна, но основной упор их должен быть в сторону сохранения и улучшения жизни, пригодных качеств родной природы. Еще до появления современных экологических движений существовали различные движения в защиту природы и окружающей среды. Так, в начале XIX в. возникают движения в защиту птиц, лесных парков. Во второй половине XIX в. начинается борьба за защиту окружающей среды.
Новые общественные движения возникают как реакция на ретроградные, апокалиптические силы современной жизни, как реакция людей, направленная против разрушения природы, против голода, уничтожения продуктов питания, против войн, безумного вооружения, использования ядерной энергии. Современные экологические движения имеют культурную, циви-лизационную направленность, в основе которой лежит улучшение качества жизни. Участники экологических движений, как правило, принадлежат к разным социальным слоям.
Коллектив (преподаватели и сотрудники) университета постоянно принимает участие во всех таких акциях. Ведь каждый участник такой акции меняет свое мировоззрение, свое отношение к окружающей среде. Эти акции являются продолжением теоретических знаний по экологии, получаемых студентами в вузе, школьниками - в школе.
Но проблема не только с развитием экологической культуры и получением экологических знаний. Ведь, как мы знаем, особенно в настоящее время экология интегрирована со многими дисциплинами, например микробиологией.
В соответствии с научными и практическими задачами микробиология подразделяется на общую, промышленную (техническую), сельскохозяйственную, медицинскую и ветеринарную.
По мере прогресса микробиологии ее дифференцирование все более углубляется. Так, возникли геологическая микробиология (применение бактерий для выщелачивания руд), космическая микробиология (изучение проблем жизни в космосе). Создана новая отрасль индустрии - микробиологическая промышленность (производство кормовых дрожжей, белково-ви-таминных концентратов, сухих форм бактериальных удобрений и др.). Весьма значителен вклад микробиологии в развитие молекулярной биологии, генетики, биохимии, биофизики.
Мне бы хотелось остановить внимание на ветеринарной микробиологии. Ветеринарная микробиология изучает возбудителей инфекционных болезней сельскохозяйственных, промысловых и диких животных, а также возбудителей болезней, общих животным и человеку.
Но в последнее время мы все чаще сталкиваемся с опасными инфекционными заболеваниями, передающимися от животных к человеку. Это может говорить о нехватке специалистов или о качестве их подготовки, если они своевременно не могут обнаружить и локализовать очаг инфекции.
С конца XIX века микробиологами проделана громадная работа, но на настоящий момент главными аспектами являются: молекулярная структура и метаболизм микробов, регуляция их метаболизма, влияние факторов внешней среды на функции бактерий, микробиологический синтез новых препаратов, изыскание специфических средств борьбы с инфекционными болезнями.
Все мы видим, что экологические проблемы в основном связаны с изменением факторов внешней среды, которые, воздействуя на функции бактерий, молекулярную структуру, вносят так называемую «корректировку», что позволяет казалось бы давно забытым инфекционным болезням вспыхивать то в одном, то в другом регионе. Отсюда и возникает необходимость создания новых средств борьбы с болезнями.
Еще большая проблема связана с подготовкой технологов общественного питания, им читают 3 микробиологических курса. Но, имея дело с доброкачественными пищевыми продуктами, им очень трудно представить, что на этих пищевых продуктах могут быть (и, к сожалению, часто бывают) патогенные микроорганизмы, вызывающие инфекционные заболевания и пищевые отравления. Поэтому и бывают массовые отравления в школах, детских садах и других учреждениях по вине тех, кто готовит пищу.
К настоящему времени известно, что каждый из нас носит в себе около 2 кг микроорганизмов, состоящих из 500 различных видов. На поверхности кожи человека тоже находится множество микроорганизмов, которые представлены 150 видами. Студентам очень трудно все это осознать за мизерный срок, который отводится на изучение микробиологии в экономическом вузе: микроорганизмы не видны простым глазом, их можно увидеть только под микроскопом.
Пришло время пересмотреть учебные планы и поставить фундаментальную науку микробиологию на один уровень, например, с высшей математикой, обязательной для изучения всеми студентами высшей школы. Это ведь эпидемиологическая безопасность нации, ее здоровье, здоровье будущих поколений. Есть предположение, что и сердечно-сосудистые заболевания человека связаны с микроорганизмами.
Из многих направлений и дисциплин (более 100) в области экологического образования особое место занимает такое направление, как зкология человека. Введенный в 1921 г. Парком и Берджесом термин «экология человека» имеет разные толкования и трактуется специалистами разных отраслей науки со своих позиций. Чаще всего экологию человека принято рассматривать как междисциплинарную науку, изучающую закономерности взаимоотношения биосферы и антро-посферы (популяций и индивидуумов), влияние изменяющейся среды обитания на человека и группы людей, экологию человеческой личности, человеческих популяций, в том числе этносов.
Экология, экология человека, микробиология, эпидемиология - все эти дисциплины направлены на
сохранение здоровья человека, поддержание генофонда человечества, именно поэтому им необходимо уделять большое внимание. Возникающие проблемы, связанные с их преподаванием, необходимо решать в кратчайшие сроки, а проблемы, как мы видим, имеются:
1. Малое количество учебников и учебных пособий, издаваемых на государственном языке, по данным дисциплинам.
2. В учебниках сведения по экологическим проблемам в основном устаревшие (за время выхода в свет учебника увеличивается, к примеру, процент дегради-
ровавших почв или процент загрязнения водоемов, количество вспышек инфекционных заболеваний и т.д.)
3. Очень малое количество часов отводится в школах на преподавание экологии, а зачастую эти часы отсутствуют вообще. Из-за этого нет основной опорной базы знаний и понятий у пришедших в вуз детей. Исключением являются выпускники специализированных школ, где углубленно изучается биология. В особенности слабо подготовлены специалисты по техническим дисциплинам, а ведь промышленность как раз является основным источником загрязнения окружающей среды.
КАЗЕИНОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СОДЕРЖИМОГО ТОЛСТОЙ КИШКИ ПРИ ДИСБИОЗЕ НА ФОНЕ ХРОНИЧЕСКОГО ПАНКРЕАТИТА
А.Ю. Миронов, Е.Ф. Мельникова, Е.В. Русанова, Н.В. Загальская
ГОУ ВПО «IМГМУ им. И.М. Сеченова», МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского
В содержимом толстой кишки присутствует большое количество протеаз, вырабатываемых желудком, поджелудочной железой, а также продуцируемых микробами. При развитии дисбиоза суммарная протеоли-тическая активность возрастает с увеличением количества УПМ. Суммарное количество протеаз в пробе фекалий увеличивается у детей с дисфункциями ЖКТ и у взрослых с ОКИ. Повышенное содержание протеаз может служить показателем наличия и степени выраженности дисбиоза. На фоне обострения хронического панкреатита развивается нарушение нормоценоза содержимого толстой кишки, при котором происходит увеличение количества УПМ. Учитывая трудоемкость, сроки выполнения и стоимость микробиологического исследования проб содержимого толстой кишки, обращено внимание на экспресс-метод определения дис-биоза у больных хроническим панкреатитом.
Цель работы - изучение величины протеолитиче-ской активности проб фекалий у больных хроническим панкреатитом параллельно с бактериологическим исследованием проб фекалий.
Материалы и методы. Исследованы пробы фекалий, полученные от 60 пациентов с хроническим панкреатитом в стадии обострения при их поступлении в стационар. Протеолитическую активность супер-натантов фекалий изучали по методике Е. М. Горской, определяя зоны гидролиза казеина. Тестирование проводили в стерильных чашках Петри, отобранных по одинаковому внутреннему диаметру. Чашки размещали на строго горизонтальной поверхности, вносили казеиновый агар, для приготовления которого использовали 2 %-ный раствор казеина по Гамерстайну Олай-ненского завода с равным объемом 2 % Ьай-агара на 0,05М фосфатном буфере КН2Р04/№2НР04, рН 7,2. В чашках с 20 мл казеинового агара пробивали лунки диаметром 4 мм, вносили по 20 мкл супернатантов фе-
калий. После 18 ч. инкубирования при температуре 37° С зоны протеолиза проявляли добавлением 5 %-ной соляной кислоты. Активность учитывали по диаметру зон протеолиза, считая минимальной при диаметре 5-6 мм, средней - 7-9 мм, высокой - 10 мм и выше.
Пробы нативных фекалий исследовали на наличие анаэробных (Bifidobacterium sp., Lactobacillus sp.) и факультативно-анаэробных УПМ и общепризнанных индигенных бактерий и грибов. Первичный посев проб фекалий проводили на жидкие и капельным методом на плотные питательные среды. Идентификацию изо-лятов осуществляли общепринятыми методами. Степень обсемененности образца выражали 10n КОЕ/г, где n — степень колониеобразующих единиц в одном грамме фекалий. Оценку нарушений микроэкологии проводили по показателям нормофлоры.
Результаты. По зонам казеинолитической активности обследованные пациенты разделены на группы и сравнивались между собой по выявленным нарушениям в микробиоценозе толстой кишки. Низкая про-теолитическая активность не обнаружена, средняя отмечена в 18 (30 %) пробах (I группа) и высокая -в 42 (70 %) пробах (II группа).
В I группе из 117 штаммов доля изолятов облигат-ных представителей микробиоценоза (Bifidobacterium sp., Lactobacillus sp., E. coli, Enterococcus sp.) составила 12,8-15,4 %; доля УПМ - 6,8-11,1 %. Во II группе из 311 штаммов выше доля УПМ (8,4-12,5 %), а штаммы облигатных микроорганизмов составили 11,9-13,2 %. Такие различия удельного веса выделенных штаммов могут свидетельствовать о том, что во II группе нарушения микроэкологии содержимого толстой кишки более выражены.
Содержание бифидобактерий снижено у 55,6 % пациентов в I группе и у 61,9 % пациентов во II группе; содержание лактобактерий снижено у 83,3 и у 85,7 %