Научная статья на тему 'К УПРАВЛЕНИЮ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

К УПРАВЛЕНИЮ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ДВИЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / ПЕШЕХОДНЫЕ ПОТОКИ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОНСТРУКЦИЯ / РАЗВЯЗКИ / СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Казаков Н.В., Абузов А.В., Михеева Т.К.

В работе представлены технологические аспекты активного управления движением транспортными потоками. Приведен анализ способов управления движением транспортными потоками в мегаполисах. Обычно основой управления являются информационные системы, обеспечивающее реализацию функций высокой сложности по обработке информации и выработку как оптимальных решений, так и управляющих воздействий в целях безопасного и эффективного использования транспортных средств, на основе собираемых и обрабатываемых данных о местоположении и состоянии транспортных средств. Предложен оригинальный способ и конструкция для активного управления движением транспортными и пешеходными потоками, обеспечивающее решение постоянных задач перераспределения транспортных потоков, и имеющая способность не только пропускать транспортные потоки в двух поперечных направлениях, но и активно перемещать пассивный транспорт и пешеходов между перекрестками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARD TRAFFIC FLOW MANAGEMENT: TECHNOLOGICAL ASPECTS

The main maintenance of a diversification of production as activity of subjects of managing is considered. being shown in purchase of the operating enterprises, the organizations of the new enterprises, redistribution of investments in interests of the organization and development of new production on available floor spaces. The most important organizational economic targets of a diversification of management are presented by innovative activity of the industrial enterprise.

Текст научной работы на тему «К УПРАВЛЕНИЮ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

К управлению движением транспортными потоками: технологические аспекты

Н.В. Казаков, А.В. Абузов, Т.К. Михеева Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

Аннотация: В работе представлены технологические аспекты активного управления движением транспортными потоками. Приведен анализ способов управления движением транспортными потоками в мегаполисах. Обычно основой управления являются информационные системы, обеспечивающие реализацию функций высокой сложности по обработке информации и выработку как оптимальных решений, так и управляющих воздействий в целях безопасного и эффективного использования транспортных средств, на основе собираемых и обрабатываемых данных об их местоположении и состоянии. Предложен оригинальный способ и конструкция для активного управления движением транспортными и пешеходными потоками, обеспечивающее решение постоянных задач перераспределения транспортных потоков, и имеющая способность не только пропускать транспортные потоки в двух поперечных направлениях, но и активно перемещать пассивный транспорт и пешеходов между перекрестками.

Ключевые слова: управление, движение, транспортные потоки, пешеходные потоки, технология, конструкция, развязки, способ управления, цифровая модель, моделирование.

Низкая эффективность управления транспортными и пешеходными потоками приводит к снижению пропускной способности транспортной инфраструктуры мегаполисов, что является генератором транспортных заторов и целой серии сопутствующих проблем.

Обзор систем управления транспортными и пешеходными потоками, как инструмента оптимизации транспортных потоков городов-мегаполисов показывает, что главным инструментом являются информационной системы, обеспечивающей на основе собираемых и обрабатываемых данных о местоположении и состоянии транспортных средств реализацию функций высокой сложности по обработке информации и выработке как оптимальных решений, так и управляющих воздействий в целях безопасного и эффективного использования транспортных средств различного назначения и принадлежности [1-3]. Авторы указанных работ выделяют отдельно, как более развитую информационную систему, интеллектуальные транспортные

Й Инженерный вестник Дона, №3 (2023) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2023/8292

системы (далее ИТС), которые активно применяются в крупных городах мира [1-3]. Наибольшее распространение получили ИТС г. Москвы, VICS в Токио, COMFORT г. Мюнхена, SCATS Сиднея и FAST Лас-Вегаса [1, 4].

Представленные ИТС включают в себя следующие подсистемы [1, 4]: - информационно-навигационные средства и сервисы для участников дорожного движения; - мониторинг и контроль дорожного движения и совокупность активно-пассивных средств управления транспортными и пешеходными потоками.

Применяемые ИТС способствуют: - увеличению пропускной способности инфраструктуры мегаполисов; - снижению дорожно-транспортных происшествий; - уменьшению интервалов следования общественного транспорта и решению других актуальных задач.

Второй, по значимости, является модернизация транспортной инфраструктуры мегаполисов: расширение улиц, формирование отдельных выделенных транспортных линий и специализированных стоянок (рис. 1а), создание и реконструкция дорожных развязок (рис. 1б).

Рис.1. - а) концепт ИТС; [5] - б) конструкция транспортной развязки

[6] .

Однако, применение подобных технологических решений и технических конструкций в приведенных выше направлениях является высоко затратным по времени и средствам способом решения транспортных проблем [1, 4]. При этом, известны решения многоуровневого распределения транспортных и пешеходных потоков, обеспечивающих эффективность и экологию среды современных мегаполисов (рис. 2).

Рис. 2. - Архитектура разделения транспортных и пешеходных потоков [7].

Альтернативным вариантом совершенствования транспортной инфраструктуры мегаполисов, указанным выше, является применение новых технологических решений и технических конструкций, обеспечивающих более высокую эффективность развязок другого мобильного порядка, где транспортные потоки разделяются и распределяются подвижными элементами эстакад.

Недостатками указанных способов является их низкая эффективность ввиду того, что подобные системы и конструкции обеспечивают только

разделение потоков движения в локальных местах улично-дорожной сети в рамках основного потока движения и не оказывает существенного влияния на второстепенных (пересекающих основной поток) направлениях.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ управления движением транспортных потоков [7], включающий разделение потоков при сооружении специализированных мобильных эстакад, направленных на оперативное решение актуальных задач для данного транспортного узла. При этом, моделирование и анализ транспортных потоков [8] повышают их эффективность, а динамическое перераспределение [9] увеличивают плотность потоков.

В предлагаемом способе управления транспортными и пешеходными потоками создаются мобильные технологические конструкции эстакад разделения транспортных и пешеходных потоков в пунктах их пересечения и управляемого перераспределения (активного перемещения) между пунктами пересечения потоков (рис. 3).

Рис. 3. - Конструкция мобильного технологического элемента эстакад по фронту их действия [10].

Использование мобильных технологических конструкций эстакад (элементов эстакад) обеспечивают не только разделение транспортных потоков в пунктах их пересечения, но и их управляемое перераспределение (перемещение) между пунктами пересечения потоков.

Сущность, в предлагаемом способе управления транспортными и пешеходными потоками, раскрывается в авторском патенте [10], где приведено описание мобильной технологической конструкции эстакад по фронту их действия. Для реализации способа используют мобильные технологические конструкции эстакад для разделения транспортных потоков в пунктах их пересечения и управляемого перераспределения (перемещения) между пунктами пересечения потоков (рис. 4).

Рис. 4. - Конструкция мобильного технологического элемента эстакады поперек фронта их действия [10].

В отличие от аналогов, предлагаемый способ позволяет повысить эффективность управления транспортных потоков за счет большей

непрерывности разделения и одновременного перераспределения (перемещения) потоков между пунктами их пересечения. Представленное технологическое решение транспортной задачи обеспечит не только решение инфраструктурных задач, но и снизит совокупные выбросы транспортных средств в среду мегаполиса, что обеспечит их экологическую эффективность.

Разработанный способ и алгоритм управления ИТС обеспечивают возможность прецизионно выполнять технологическое задание, а также обеспечить точность позиционирования и управления под сомкнутым пологом леса, что повышает производительность, экономит энергию и время.

Литература

1. Комаров В.В., Гараган С.А. Архитектура и стандартизация телематических и интеллектуальных транспортных систем. Зарубежный опыт и отечественная практика // - М.: НТБ «Энергия» - 2012. - 352 с.

2. Лагерев Р.Ю. Современные принципы управления транспортными потоками на городских магистралях // URL: transport.istu.edu/downloads/cong_net_2.pdf.

3. Михеева Т.И., Михеев С.В., Богданова И.Г. Модели транспортных потоков в интеллектуальных транспортных системах // URL: s.science-education.ru/pdf/2013/6/1046.pdf.

4. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей. - Новосибирск: Наука, 2004. - 266 с.

5. SkyWay в зарубежном журнале «FinFuture». URL: sky-way.org/skyway-v-zarubezhnom-zhurnale-finfuture/

6. How to make driving in the Middle East less stressful // The National. URL: newslocker.com/en-in/news/middle-east/how-to-make-driving-in-the-middle-east-less-stressful-the-national/view/

7. SAP Middle East and North Africa (MENA) // URL: tr.foursquare.com/v/sap-middle-east-and-north-africa-mena/4d747e94d6f06dcbd4281608/photos

8. Зырянов В.В., Криволапова О.Ю. Моделирование и анализ спроса на объекты совершенствования транспортной сети // Инженерный вестник Дона, 2012. № 4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2012/1082/.

9. Феофилова А.А. Определение цикла расчета альтернативных маршрутов при динамическом перераспределении транспортных потоков // Инженерный вестник Дона, 2013. № 2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1937/.

10. Казаков Н.В., Пугачев И.Н., Михеева Т.К. Способ управления транспортными потоками / Патент РФ № 2769689, E01C 1/04, / Заявл. 2021113064 04.05.2021. Опубл. 05.04.2022. Бюл. № 10. URL: fips.ru/iiss/document.xhtml?faces-redirect=true&id=758063d7f83efbd137a4dddde 115610e

References

1. Komarov V.V., Garagan S.A. Arhitektura i standartizacija telematicheskih i intellektual'nyh transportnyh sistem. Zarubezhnyj opyt i otechestvennaja praktika [Architecture and standardization of telematics and intelligent transport systems. Foreign experience and domestic practice.] M.: NTB «Jenergija» 2012, 352 p.

2. Lagerev R.Ju. Sovremennye principy upravlenija transportnymi potokami na gorodskih magistraljah. [Modern principles of traffic management on urban highways] URL: transport.istu.edu/downloads/cong_net_2.pdf.

3. Miheeva T.I., Miheev S.V., Bogdanova I.G. [Models of transport flows in intelligent transport systems]. URL: s.science-education.ru/pdf/2013/6/1046.pdf.

4. Mihajlov A.Ju., Golovnyh I.M. Sovremennye tendencii proektirovanija i rekonstrukcii ulichno-dorozhnyh setej. [Current trends in the design and reconstruction of street and road networks.] Novosibirsk: Nauka, 2004, 266 p.

5. SkyWay v zarubezhnom zhurnale «FinFuture» [SkyWay in the foreign magazine "FinFuture"]. URL: sky-way.org/skyway-v-zarubezhnom-zhurnale-finfuture/

6. How to make driving in the Middle East less stressful. The National URL: newslocker.com/en-in/news/middle-east/how-to-make-driving-in-the-middle-east-less-stressful-the-national/view/

7. SAP Middle East and North Africa (MENA). URL: tr.foursquare.com/v/sap-middle-east-and-north-africmena/4d747e94d6f06dcbd4281608/photos

8. Zyrjanov V.V., Krivolapova O.Ju. Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, № 4 (chast' 1). URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2012/1082/.

9. Feofilova A.A. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, № 2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1937/.

10. Kazakov N.V., Pugachev I.N., Miheeva T.K. Sposob upravlenija transportnymi potokami [The way to manage traffic flows] Patent RF № 2769689, E01C 1/04, 2022. Bjul. № 10. URL: fips.ru/iiss/document.xhtml?facesredirect=true&id=758063d7f83efbd137a4ddd de115610e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.