Исследование параметров установки транспортных и пешеходных
светофоров
Д.С. Загутин, А.А. Скудина, О.А. Бахтеев, С.А. Миронов Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: В данной статье рассмотрен вопрос устройства светофорных объектов на улично-дорожной сети городов. Разработана методика выбора способа управления пешеходных светофоров, а также предложена модель определения условий регулирования пешеходными и транспортными потоками в зависимости от интенсивности. Определены параметры установки транспортных и пешеходных светофоров.
Ключевые слова: светофорные объекты, заторовая ситуация, пропускная способность, методика управления движением, безопасность движения, регулирование транспортных потоков, эффективность дорожного движения, аварийность, экологическая безопасность, интенсивность движения.
Введение. Обеспечение необходимого уровня эффективности и безопасности дорожного движения осуществляется методами организации дорожного движения, которые включают научные, инженерные и организационные мероприятия. Специфика дорожного движения заключается во взаимодействии технического и человеческого фактора.
Основная часть. Основной целью является увеличение пропускной способности улиц, на которых осуществляется регулирование пешеходных и транспортных потоков с применением светофоров.
Постоянно сопровождающее водителя сочетание характерных для его деятельности трех негативных факторов: значительный объем информации, требующей непрерывного анализа и синтеза, хронический дефицит времени, высокий уровень ответственности за принимаемые решения - затрудняет формирование мероприятий по организации дорожного движения, обеспечивающих эффективность и безопасность для всех условий движения. Конечной целью организации дорожного движения является обеспечение эффективности и безопасности движения. [1]
На примере участка улицы Доватора г. Ростова-на-Дону был проведен анализ существующей ситуации. На участке 1025м установлено 4
:
пешеходных светофора как показано на рисунке 1. Светофоры расположены друг от друга на расстоянии от 100 до 600м, при этом расстояние подхода, в некоторых случаях, превышает 300 м.
Рис. 1. - Схема расположения пешеходных светофоров на участке улицы Доватора г. Ростова-на-Дону
Результаты натурных исследований показали, что пропускная способность участка снижена из-за частых остановок перед светофорами.
Анализ аварийности показал, что дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов занимает 18%, при этом есть погибшие и раненые. (см. рисунок 2)
Рис. 2. - Виды ДТП на участке улицы Доватора г. Ростова-на-Дону Интенсивность пешеходов не велика (до 21 чел./ч.), а остановки перед светофорами носят пиковый характер.
Разработана модель (1,2) выбора регулирования пешеходных и транспортных потоков в зависимости от интенсивности, так как эти параметры имеют наиболее значимый вес.
Заторовые ситуации в случае остановки во время горения запрещающего сигнала светофора образуются через произвольные интервалы времени и имеют различные периоды существования. Вероятности состояния этого процесса описываются законом распределения Пуассона
Р (г) =
(1 - ехр(-м ■ г))п п!
■ ехр
(1 - ехр(-м ■ г))
(1)
где X - частота образования заторов, зависящая от интенсивности потока и конструктивных параметров улицы.
Заторовые ситуации наблюдаются, если Х>ц. При этом, функциональная зависимость пропускной способности дороги имеет вид
д = р-5■ (5■ g2)1/4 ■ /
а
(2)
где д - интенсивность движения; р - плотность движения; 5 - ширина проезжей части;
g - доля горения разрешающего сигнала светофора; D/dy - отношение не занятой ширины проезжей части к ширине транспортного средства;
Руководствуясь вышеуказанными зависимостями разработана методика определения условий регулирования пешеходных светофоров. (см. рисунок 3)
транспортная интенсивности ед/ч 1600
1400 1200 1000 800 600 400 200
50 150 250 350 450
пешеходная интенсивность чел ч
Рис. 3. - Выбор способа организации светофорного регулирования
Выводы. На основе анализа решения поставленных задач можно сделать вывод о важном значении оптимального устройства светофорных объектов, как основного элемента, обеспечивающего безопасность и эффективность дорожного движения.
Литература
1. Скудина А.А. Методика обработки полученных данных по обследованию пассажиропотока на общественном городском транспорте г. Ростова-на-дону 2016. С. 138-141. // Сборник материалов «Технологии транспортных процессов на Дону 2016». Ростов-на-Дону, 2016. С. 138-141.
2. Скудина А. А. Исследование влияния уровня удобства движения на достоверность получаемой информации от «плавающих» автомобилей при возникновении инцидента // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 3. С. 109-112.
3. Скудина А.А. Исследование зависимости доли «плавающих» автомобилей в потоке и дискретности получаемой информации для
достоверной оценки характеристик транспортного потока // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011. № 4. С. 121-126.
4. Щербаков И.Н., Щербакова Е.А., Власова О.И. Применение технологии виртуальной реальности при проведении занятий с детьми по безопасности дорожного движения. В сборнике: Организация и безопасность дорожного движения. Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2018. С. 32-35.
5. Chmel A., Shcherbakov I., Dunaev A. Electromagnetic emission from impact-loaded polycrystalline A2B6 materials Crystal Research and Technology. Crystal Research and Technology. V. 53, no. 10. 2018. Pp. 1800112 - 1800117.
6. Мухин С.Г., Зубарева Е.Г., Скудина А.А. Модернизация транспортно-логистического процесса грузовых перевозок в региональных компаниях // Инженерный вестник Дона, 2017, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4424.
7. Кузнецов М.В. Контроль качества закрепленного массива при производстве работ по усилению основания // Инженерный вестник Дона, 2016, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3604.
8. Скудина А.А., Чумакова А.Ю. Повышение уровня удобства движения по средствам передачи информации между автомобилями Безопасность, дорога, дети: практика, опыт, перспективы и технологии материалы форума, Ростов-на-Дону, 2015. С. 233-235.
9. Щербаков И.Н. О системном подходе к разработке композиционных антифрикционных покрытий// Инженерный вестник Дона, 2013, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1567.
10. Scherbakov I.N., Ivanov V.V. Analysis of synergic effect in compositional ni-p-coatings// European Journal of Natural History. 2015. № 3. p. 48.
References
1. Skudina A.A. Metodika obrabotki poluchennyh dannyh po obsledovaniyu passazhiropotoka na obshestvennom gorodskom transporte g. Rostova-na-donu
2016. S. 138-141. // Sbornik materialov «Tehnologii transportnyh processov na donu 2016». Rostov-na-Donu, 2016. pp. 138-141.
2. Skudina A.A. Vestnik Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 3. pp. 109-112
3. Skudina A.A. Vestnik Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 4. pp. 121-126
4. SHCHerbakov I.N., SHCHerbakova Е.A., Vlasova O.I. Primenenie tekhnologii virtual'noj real'nosti pri provedenii zanyatij s det'mi po bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya. V sbornike: Organizaciya i bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya. Materialy XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h tomah. 2018. pp. 32-35.
5. Chmel A., Shcherbakov I., Dunaev A. Crystal Research and Technology. V. 53, no. 10. 2018. Pp. 1800112 - 1800117.
6. Muhin S.G., Zubareva E.G., Skudina A.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus),
2017, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4424
7. Kuznecov M.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3604
8. Skudina A.A., CHumakova A.YU. Povyshenie urovnjа udobstva dvizhenijа po sredstvam peredachi informacii mezhdu avtomobiljаmi Bezopasnost', doroga, deti: praktika, opyt, perspektivy i tehnologii materialy foruma, Rostov-na-Donu, 2015. pp. 233-235.
9. SHCHerbakov I.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1567.
10. Scherbakov I.N., Ivanov V.V. European Journal of Natural History. 2015. № 3. p. 48.