УДК 612.6.06
Бойкузиева М.Б. ассистент
кафедра повышения квалификации ВОП
Назарова Г.У.
заведующий кафедры повышения квалификации ВОП
Насиров М.М. доцент
кафедра повышения квалификации ВОП Андижанский Государственный медицинский институт К ЦЕНТИЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В
ВОЗРАСТЕ 12-16 ЛЕТ. Аннотатция: Обследованы 1919 школьников г. Андижан в возрасте 12-16 лет. Основные показатели физического развития (масса, длина тела, окружность головы и груди) описаны непараметрическим центильным (син. перцентиль, процентиль) способом. Показано, что значение их распределения в популяции, их отклонение в сторону увеличения и уменьшения рекомендуется использовать в оценке физического развития детей в практике врача-педиатра.
Ключевые слова: школьники, характеристика, физическое развитие, центильные шкалы.
Boykoceeva M.B.
Assistant of the Department for Advanced Training of the GP. Andijan
State Medical Institute Nazarova G.U.
Head of the Advanced Training Department of the GP The Andijan State
Medical Institute Nasirov M.M.
Associate Professor of the Advanced Training Department of the GP
Andijan State Medical Institute TO THE CENTIFIC CHARACTERISTICS OF THE MAIN INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN
AT AGE OF 12-16 YEARS Summary: 1919 schoolchildren of Andijan, aged 12-16, were examined. The main indicators of physical development (mass, body length, head circumference and chest) are described by a nonparametric centile (sync percentile, percentile) method. It is shown that the importance of their distribution in the population, their deviation towards increasing and decreasing is recommended to be used in assessing the physical development of children in the practice of a pediatrician.
Key words: schoolchildren, characteristics, physical development, centile scales.
Bibliography: 11 titles, the table - 1.
Физическое развитие (ФР) растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем значительнее отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний [6, с. 4]. Простота и доступность методов изучения ФР и высокая информативность полученных данных придают показателям ФР значение объективного критерия благополучия детского населения и находят свое место при характеристике региональной эколого-гигиенической ситуации [8, с. 71].
Одним из ведущих критериев здоровья детей и подростков является уровень физического развития - ФР [1, 6, 11, ]. Для оценки ФР (масса, длина тела и др.) детей и подростков и их сравнивания со статистическими половозрастными средними величинами используются преимущественно два способа-параметрический (сигмальные, регрессионные) и непараметрический-центильный [4, 5, 10]. Первый из этих способов пригоден для признаков с варьированием по закону нормального распределения - Гаусса-Лапласа, т.е. когда распределение частости признака в сторону увеличения или уменьшения симметрично, по отношению к среднеарифметической (M). Однако, известно, что некоторые показатели ФР (масса тела, окружность груди и др.) имеют распределение с правосторонней асимметрией [5, 9]. В силу этого при проведении многоцелевых, долгосрочных (проспективных) профилактических исследований среди детей и подростков целесообразно использовать для оценки ФР способ центильных(син. перцентили, процентили) шкал, где нивелируются право- и левосторонние асимметрии распределения изучаемых показателей. Разработанные региональные стандарты центильных шкал показателей ФР детей школьного возраста, требует обновления в силу срока давности [7, 8].
Задачей настоящего исследования явилась разработка новых стандартов центильных шкал основных показателей физического развития школьников г.Андижан в возрасте 12-16 лет.
Материал и методы исследования.
Методом случайных чисел по таблице Бредфора [4] обследованы 1919 учащихся V-IX классов (12-16 лет) общеобразовательных учреждений г. Андижан. Соотношение мальчиков - 960 (50,1%) и девочек - 959 (49,9%) были сопоставимыми. Каждая возрастно-половая группа по количеству были равноценными (не менее 200 детей). Изучение основных показателей (масса, длина тела, окружность головы и груди) проводилась с точностью ± 0,5 см, ± 0,1 кг, стандартными методами и общепринятыми критериями для проведения исследования - функциональные группы здоровья I-II и отсутствие случаев острых заболеваний в последние три недели.
При разработке центильных шкал основных параметров ФР школьников нами использованы рекомендации Е.А.Гублера [4] и Г.Ф.Лакина [5] по проведению непараметрических исследований (исходная
выборка не менее 10%, репрезентативность выборки по числу и возрасту и др.). Фактический материал обработан на программе Microsoft office XP (2008).
Результаты исследования и их обсуждение.
В нашей работе для характеристики центильных шкал показателей ФР школьников использован расширенный вариант шкалы Стьюарт, предусматривающий выделение семи фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й и 97-й. Промежутки между ними называются межцентильными интервалами или коридорами, их восемь (таблица 1-4). Так, первый коридор включает в себя величины признака от 0 до 3 центиля, т.е. свойственны 3% детей. Показатели, входящие в этот интервал оцениваются как очень низкие, встречаются у здоровых детей очень редко и такой ребенок подлежит специальному обследованию [2, 3, 8]. Второй коридор включает величины от 3 до 10 центилей, свойственен 7% детей. Эти показатели оцениваются как низкие. При наличии других отклонений в состоянии здоровья такой ребенок подлежит углубленному обследованию и проведению лечебно-оздоровительных мероприятий. Третий коридор включает показатели, находящиеся между 10 и 25 центилями, свойственны 15% детей данного пола и возраста. Показатели считаются сниженными и такой ребенок оценивается как здоровый, но нуждающийся в наблюдении [2]. Четвертый и пятый коридор включает величины от 25 до 75 центиля, свойственны 50% здоровых детей, считаются и оцениваются как средние, а 50-й центиль является серединой ряда или медианой [2, 7]. Шестой коридор содержит величины выше среднего, сюда входят показатели от 75 до 90 центиля, свойственны 15% детей. Седьмой коридор включает показатели 9097 центиля, свойственные 7% детей. В зависимости от состояния других систем и органов дети этой группы нуждаются в наблюдении. Восьмой коридор включает величины выше 97 центиля, свойственные 3% детей и оцениваются как очень высокие показатели. Такие дети нуждаются в углубленном обследовании, возможно и в лечении, т.к. здесь вероятность патологических проявлений достаточно высокая [2, 10].
Нам представляется, что разработанные стандарты центильных шкал ФР детей и подростков различного возраста и пола позволяет определить возрастные закономерности их роста и развития, выявить влияние на здоровье экзо- и эндогенных факторов, учет которых позволяет очертить круг региональных профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий по коррекции нарушений физического развития подрастающего поколения.
ВЫВОДЫ.
1. Непараметрический (центильный) способ оценки физического развития детей и подростков отличается своей простотой и удобством в применении, строго отражает отклонения антропометрических данных.
2. Данные показателей физического развития, полученные путем центильных методов можно использовать как при одномоментных, так и
проспективных исследованиях детей и подростков для создания программ первичной профилактики по коррекции питания и здоровья растущего организма.
Использованные источники:
1. Ахмедова Д.М., Рахимджанов Ш.А. Рост и развитие детей.// Методическое руководство. - Ташкент. - 2006 - 82 ст.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетия.// Методическое пособие, - М.- 2008.- 216 ст.
3. Нагаева Е.В. Рост как критерий здоровья ребенка.//Педиатрия.- 2009. -т.87. - №3. -58-63 ст.
4. Ташбаев О.С., Яхудаев Э.М., Тургунов К.И. Популяционная характеристика физического развития сельских школьников.// Мед. журнал Узбекистана. - 1987.- №7. -23-25 ст.
5. Ташбаев О.С., Ибрагимов М.Б. Антропометрические показатели у детей школьного возраста.// Мед. журнал Узбекистана. - 1991.- №1. -18-20 ст.
6. Юрьев В.В., Симаходский А.С. Воронович Н.Ф., Хомич М.М. Рост и развитие ребенка. Изд-е 3-е СПб. Питер. - 2007. - 260 ст.