быть уделено экранированию рабочих частей установок высокой частоты. Экранированию подлежат выпрямители, контурные катушки, ламповый генератор и рабочий контур, конденсаторы. Экраны должны изготовляться из листового железа. Для предотвращения воздействия на работающих вредных газов (в основном окиси углерода, акролеина), образующихся при термообработке деталей, над рабочим контуром следует установить зонт, обеспечивающий вытяжку. Для контроля за состоянием здоровья работающих на установках высокой частоты необходимо проводить периодические медицинские осмотры один раз в год. В медицинских осмотрах рабочих должны, участвовать терапевт, невропатолог и окулист.
В ы в о д ы
1. В производственных помещениях, где установлены высокочастотные агрегаты, специфическим изменением внешней среды является возникновение высокочастотных электромагнитных полей. Величина -напряженности этих полей находится в прямой зависимости от мощности генераторных установок.
2. Наибольшие величины напряженности электромагнитных полей получены на рабочих местах у плавильной установки.
3. У обследованных преобладали функциональные заболевания нервной системы— вегетодистония и неврастения. Однако незначительное количество обследованных и отсутствие динамического наблюдения за ними не позволяют уточнить характера влияния на организм электромагнитных волн высокой частоты.
ЛИТЕРАТУРА
_ Осипов Ю. А. Гиг. и сан., 1953, № 8, стр. 39--42.—Он же. Реф. научн. раб. Научн.-иссл. ин-та гиг. труда и проф. забол. Л., 1954, стр. 61—65.—Солодовников Г. С., У ш и н с к и й О. Ф. и П е р л о в а С. Л. Тр. Всес. научн.-иссл. инст. охр. труда ВЦСПС. Л., 1953, стр. 293—294.—X о ц я н о в Л. К. Гигиена труда в машиностроительной промышленности. М., 1943.
Поступила 18/1 1956 г.
К ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПАРОВ КАМФАРЫ
Ассистент И. И. Николаева
Из кафедры гигиены труда Пермского медицинского института
Данная работа выполнена в связи с изучением вопросов гигиены труда в производстве камфарного целлулоида. Нами было установлено, что при изготовлении целлулоида в воздухе производственных помещений содержатся пары камфары в концентрациях от 0,004 до 0,09 мг/л. Концентрации в тысячные доли миллиграмма на 1 л воздуха составляли только 8% от общего числа выполненных анализов, а концентрации в сотые доли миллиграмма — 76%. Санитарное законодательство не регламентирует предельно допустимой концентрации паров камфары. Литературные рекомендации по этому вопросу представлены работами Э. Н. Лавиной и Р. М. Айнбиндер, которые допускают присутствие паров камфары лишь в виде следов и как исключение считают допустимыми концентрации порядка тысячных долей миллиграмма в 1 л воздуха-В литературе по опытам на животных с парами камфары имеются немногочисленные и противоречивые сведения. Н. Н. Яковлев, выдерживая кроликов в атмосфере паров камфары в течение 2 суток, не наблюдал у них никаких внешних признаков отравления; концентрации паров камфары автор не приводит. Однако, судя по описанию опытов, концентрации были высокими. Наблюдениям Н. Н Яковлева противоположны данные Р. М. Айнбиндер и В. Хейбнера. Р. М. Айнбиндер сообщает, что у кроликов под действием паров камфары в концентрациях от 0,89 до 3,29 мг/л через 1—2 часа после начала опыта развиваются судороги. При затравках кроликов в продолжение 6 месяцев концентрациями камфары от 0,41 до 2,9 мг/л'и ежедневной экспозиции в 2—3 часа Р. М. Айнбиндер находила биохимические и морфологические изменения в крови животных. В. Хейбнер, проводивший опыты на белых мышах и кроликах, наблюдал у них бурные приступы общих судорог, закончившиеся смертью животных. На основании своих опытов В. Хейбнер приходит к выводу, что концентрацию паров камфары в 0,006 мг/л следует рассматривать как токсическую.
При сравнении данных Р. М. Айнбиндер и В. Хейбнера обращает на себя внимание, что даже при хронических затравках у Р. М. Айнбиндер были применены концентрации паров камфары, значительно превышающие смертельные концентрации в
6*
83
опытах В. Хейбнера. Концентрации паров камфары определялись В. Хейбнером не газоаналитическим методом, а вычислялись или по расходу камфары, или в зависимости от ее летучести при данной температуре. Оба метода не дают возможности достаточно точно установить концентрацию паров камфары в затравочной камере.
С целью проверки и уточнения токсических концентраций паров «амфары нами были поставлены острые опыты на белых мышах. Затравки мышей велись под стеклянным колпаком емкостью 17 л. Концентрации паров «амфары создавались или путем нанесения расплавленной камфары на стенки колокола и одновременной возгонкой камфары, или только за счет .возгонки камфары при различных температурах. В каждом опыте под колпак помещали от 1 до 3 животных. Общее количество подопытных мышей—128. Во время опытов из камеры отбирались пробы воздуха. Воздух протягивался со скоростью 4—-5 л/час через две поглотительные склянки Петри с концентрированной серной кислотой. Последующий анализ пробы проводился йодометри-черким методом. В течение опыта велось наблюдение за поведением животных, отмечалось время появления судорог и их продолжительность, время наступления смерти. Все опыты в зависимости от тяжести наблюдаемых явлений отравления разделены нами на четыре группы (см. таблицу).
Результаты острых отравлений белых мышей парами камфары
Группа Концентрация камфары (в мг/л) Продолжительность опыта Время наступления судорог от начала опыта Продолжительность судорожных приступов (в минутах) Количество приступов в течение опыта ( Количество подопытных животных Исход опыта
I 0,4—1,76 30 минут—3 8 минут—
часа 2 часа
24 минуты 0,5—55 1—18 42 Смерть
II 0,31—0,96 3 часа 9 минут—
2 часа Эпилептифор-
55 минут 0,5—6 1—19 36 мные судороги
III 0,18—0,55 3 » Не было — — 25 Возбуждение
IV 0,12—0,26 3 » » » — — 25 Внешних приз-
наков отрав-
ления не наб-
людалось
К I группе отнесены опыты, в которых животные погибли. Концентрации камфары в этих опытах колеблются от 0,4 до 1,76 мг/л.
Опыты, при которых гибели животных не наблюдалось, а острое отравление парами камфары проявлялось приступами судорог, объединены во II группу. Концентрации камфары в этих опытах были от 0,31 до 0,95 мг/л.
К П1 группе отнесены опыты, когда судорог у животных не наблюдалось, а острое отравление проявлялось лишь сильным возбуждением, выражавшимся интенсивными перебежками животного и резкими прыжками. Концентрации камфары в этой группе опытов колеблются от 0,18 до.0,55 мг/л.
Опыты, в которых животные в течение всего времени затравки не проявляли внешних признаков отравления, составили IV группу. Концентрации камфары в этих опытах колеблются от 0,12 до 0,24 мг/л.
Необходимо отметить, что ни в одном опыте, даже при самой высокой концентрации паров камфары, мы не получили смерти белых мышей через 5—10 минут, как это было у В. Хейбнера.
Хронические опыты были проведены нами на белых мышах и кроликах. Опыты на белых мышах ставились в таких же условиях, что и острые опыты. Концентрации паров камфары создавались путем возгонки камфары с одновременным протягиванием воздуха через камеру со скоростью 4—5 л/час. Концентрации колебались от 0,21 до 0,35 мг/л камфары. Было установлено, что белые мыши переносят указанные концентрации паров камфары без каких-либо внешних признаков отравления в течение 11/2 месяцев. Длительность экспозиции з каждом опыте была от 3 до 6 часов. Затравки велись ежедневно.
Опыты на кроликах проводились в затравочной камере большого объема (450 л). Концентрации паров камфары создавались за счет свободного испарения камфары из марлевых мешочков, подвешенных в верхней части камеры. Одновременно в камеру помещалось от 1 до 3 кроликов. Камера во время опыта проветривалась вентилятором ■ из расчета обеспечения воздухообмена на одного кролика в 20 л/мин. Для контроля концентрации из камеры отбирались пробы воздуха и анализировались.
Кролики переносили без внешних признаков отравления концентрации паров камфары от 0,13 до 0,38 мг/л в течение месяца и концентрации от ^0,033 до 0,21 мг/л
в течение 1'/2 месяцев. Длительность экспозиции в каждом опыте была от 3 до 6 часов. Затравки велись ежедневно. В течение всего периода наблюдений все кролики давали прирост в весе.
С целью изучения изменений, происходящих в органах животных под действием паров камфары, были проведены патологогнстологическне исследования органов белых мышей и кроликов (консультация проф. М. А. Коза и кандидата медицинских наук Н. С. Ефимовой). Микроскопическому изучению подвергались трахея, легкое, сердце, селезенка, печень, почка, головной мозг. Исследовавшиеся органы фиксировались 20% раствором формалина, заключались в парафин и окрашивались гематоксилин-эозином.
В органах белых мышей, погибших в результате острых опытов, отмечено переполнение сосудов кровью, наиболее выраженное в дыхательных путях и в легких. В трахее, легких, головном мозгу, в миокарде и почках найдены кровоизлияния. Кроме того, в легких обнаружены эмфизематозные участки, в сердечной мышце — дегенеративные изменения мышечных волокон, в головном мозгу — явления отека и во внутренних органах—незначительные дегенеративные изменения.
У отдельных животных, погибших в результате острой затравки нарами камфары з концентрации 1,38 мг/л, в головном мозгу обнаруживались участки массивного кровоизлияния, некроза мозговой ткани.
Белые мыши, подвергавшиеся хроническим затравкам парами камфары, убиты разрушением спинного мозга. Изменения были найдены главным образом в органах дыхания. В трахее и- бронхах имелись кагарально-десквамативные процессы и очаговое разрастание эпителия с признаками метаплазии его в многослойный плоский; в легких — явления ателектаза и эмфиземы. Со стороны миокарда и других внутренних органов отмечены слабо выраженные признаки белковой дистрофии.
Кролики, подвергавшиеся хроническим затравкам парами камфары, были убиты перерезкой трахеи через различное время после прекращения затравок — от 2 дней до 20 недель. В органах кроликов, вскрытых в ранние сроки, изменения выражались явлениями застоя и эмфиземы в легких, белковой дистрофией сердечной мышцы, печени и почек, отеком головного мозга и небольшими застойными явлениями в селезенке. У кроликов, вскрытых спустя 10—20 недель после прекращения затравок, в исследованных органах преобладали изменения хронического характера. В легких, сер-.дечной мышце и головном мозгу отмечены явления продуктивной реакции. В легких они проявлялись наличием круглоклеточных инфильтратов в стенках бронхов, в миокарде — наличием участков с размножением соединительнотканных клеток в межуточной ткани. В головном мозгу «мелись клеточные инфильтраты вокруг сосудов. В большей степени проявлялась белковая дистрофия миокарда и других внутренних органов.
Результаты патологогистологических исследований органов животных, подвергавшихся затравкам парами камфары, указывают на изменения при хронических затравках. У белых мышей изменения установлены главным образом в органах дыхания; у кроликов изменения найдены почти во всех исследованных органах независимо от величины примененных концентраций.
На кроликах одной из групп, подвергавшихся хроническим затравкам, .нами были применены концентрации паров камфары, весьма близкие к обнаруженным на производстве. Из 35 опытов с этой группой кроликов в 4 опытах концентрации камфары в затравочной камере равнялись максимальной производственной концентрации, т. е. 0,09 мг/л, в 16 опытах концентрации в камере были ниже этой величины и в 8 — превышали ее. Средняя концентрация паров камфары за все время затравки составила 0,08 мг/л, т. е. она немного ниже максимальной производственной концентрации.
При хронических затравках упомянутой выше группы кроликов концентрации паров камфары выражаются в большинстве опытов сотыми долями миллиграмма в 1 л воздуха (в 27 из 35 опытов концентрации составляют сотые доли миллиграмма на 1 л и в 8 опытах — десятые).
Пользуясь для оценки токсического действия паров камфары на организм подопытных животных даже таким сравнительно грубым тестом, как морфологические изменения в органах, мы все же должны отнести концентрации паров камфары, равные сотым долям миллиграмма на 1 л воздуха, к токсическим.
Ранее нами было отмечено, что 76% величин концентраций камфары в производстве целлулоида составляют сотые доли миллиграмма на 1 л. Таким образом, большая часть концентраций паров камфары, обнаруженных в целлулоидном производстве, должна расцениваться по результатам морфологических исследований органов подопытных животных как токсическая.
Рекомендуемую в гигиенической литературе предельно допустимую концентрацию паров камфары для производственных помещений порядка тысячных долей миллиграмма в 1 л воздуха на основании проделанных экспериментальных исследований мы считаем приемлемой.
Выводы
1. Острые опыты с воздействием паров камфары на белых мышей в зависимости от примененных концентраций дали или смертельный исход, или приступы эпилепти-формных судорог, или возбуждение.
2. При хронических опытах белые мыши, не обнаруживая внешних признаков отравления, переносили концентрации паров камфары от 0,21 до 0,35 мг/л в течение
месяца, кролики — концентрации от 0,13 до 0,38 мг/л в течение месяца и концентрации от 0,033 до 0,21 мг/л в течение 1 l/s месяцев.
3. У всех животных, подвергавшихся хроническим затравкам, обнаружены гистологические изменения: у белых мышей главным образом в органах дыхания, у кроликов, помимо органов дыхания, и в других исследовавшихся органах.
ЛИТЕРАТУРА
Левина Э. Н. В кн.: Клинико-гигиенические исследования по токсическим веществам, применяемым в новых производствах. Л., 1940, в. 2, стр. 145—163.—П р а в-д и н Н. С. Методика малой токсикологии промышленных ядов. М., 1947. — Яковлев Н. Н. Фармакол. и токсикол. 1939. т. 2, в. 1, стр. 68—80. — Heubner W. Ober die Wirkung des Dampfes von Camphor und Gamphen. Ztschr. ges. exp. Med., 1913, Bd. 1, S. 267—281.
Поступила 8/11 1956 r.
■fr "fr "fr
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ УПРОЩЕННЫХ СУХИХ ПЫЛЕУЛОВИТЕЛЕЙ
Доктор технических наук Л. И. Барон, горный инженер В. В. Ткачев
Из Комиссии при Академии наук СССР по борьбе с силикозом и Научно-исследовательского института «Внииасбестцемент»
По рекомендации Комиссии при Академии наук СССР по борьбе с силикозом Научно-исследовательский институт «Внииасбестцемент» провел в 1954 г. на слюдяных рудниках треста Мамслюда Министерства промышленности строительных материалов СССР производственные •испытания упрощенных сухих пылеуловителей Нигризолото (УСПН-5).
Рис. 1. Бурение с пылеуловителем УСПН-5.
Бурение с пылеуловителем УСПН-5 показано на рис. 1. Телескопическое прижимное устройство (/), укрепленное на бурильном молотке, прижимает пылеприемный колпак (2) к породе у устья шпура. Вследствие разрежения, создаваемого эжектор-ным устройством (3), пыль, выходящая из устья шпура, отсасывается из колпака в пылеотводящий шланг (4) и направляется в матерчатый мешочный фильтр (5), лежащий на подошве выработки. Примененный в испытавшихся пылеуловителях эжектор улучшенной конструкции создает разрежение 800—900 мм водного столба при расходе сжатого воздуха 0,5—0,6 м3/м»н.
На рудниках, на которых проводили испытания, добывают слюду мусковит. Горные работы, относительно небольшие по своим масштабам, ведутся в основном в пегматитах, содержащих до 80% свободной двуокиси кремния. Выработки, как пра-