УДК 903.22(510)
А.М. Пастухов
ООО «КТ», Москва, Россия
К ТИПОЛОГИИ РУКОЯТЕЙ КИТАЙСКОГО КЛИНКОВОГО ОРУЖИЯ - «ПИСТОЛЕТНАЯ» РУКОЯТЬ КАК ДАТИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК
Традиционное клинковое оружие Китая в большинстве случаев имеет рукоять, закрепляемую путем расклепа конца хвостовика на навершии рукояти. Некоторое количество традиционно используемых рукоятей имеет крепление деревянных накладок к хвостовику при помощи заклепок. Практически все они снабжены обмоткой шнуром или текстильной лентой. Это традиционные для Китая формы рукоятей, бытовавшие на протяжении тысяч лет. Однако среди китайского клинкового оружия встречаются также образцы с рукоятями, именуемые в оружиеведческой литературе «пистолетными». Эти типы не являются традиционными для Китая и могут быть использованы в качестве надежного датирующего признака для атрибуции предметов китайского вооружения, находящегося в музейных и частных собраниях. По форме и материалу «пистолетных» рукоятей - нефриту и дереву - можно выделить два их типа, датирующихся 2-й половиной XVIII в. и 1-й половиной XIX в. соответственно. Первый тип надежно увязывается с проникновением в империю Цин элементов мо-гольской воинской культуры через Восточный Туркестан во 2-й половине XVIII в., второй предположительно связывается с опосредованным влиянием европейского (в первую очередь, голландского и португальского) морского клинкового оружия на оружие народов Юго-Восточной Азии и далее на клинковое оружие Китая. Крайняя редкость рукоятей второго типа требует продолжения исследований в данном направлении для выяснения их генезиса, степени распространенности, ареала и периода бытования.
Ключевые слова: Китай, Шаолинь, Цяньлун, Линьцин, сабли, «пистолетные» рукояти, нефрит. DOI: 10.14258/tpai(2017)3(19).-05
Китайское клинковое оружие вот уже несколько столетий привлекает к себе пристальное внимание исследователей. К сожалению, несмотря на обилие вещественных, изобразительных и письменных источников, многие вопросы, связанные с особенностью конструкции, эволюции и боевого применения клинкового оружия Поднебесной, изучены в недостаточной степени. К числу слабо изученных вопросов относится и проблема появления и развития китайского длинно- и короткоклинкового оружия, снабженного так называемыми рукоятями «пистолетного» типа (кит. цюйбин ЙМ). Данной теме и посвящена настоящая статья.
Традиционное китайское клинковое оружие имеет деревянные рукояти всадного типа, крепящиеся путем расклепа конца хвостовика на навершии рукояти*. Готовая рукоять обматывается текстильным шнуром по деревянной обкладке черена. Однако этот доминирующий тип все же не составляет всех 100% типов рукоятей на китайском клинковом оружии**. Так, на поздних образцах (2-я половина XIX - 1-я половина XX в.) рукоять может формироваться путем обкладки черена рукояти каким-либо органическим материалом с обшивкой плотной тканью или же простой обмоткой текстильной лентой прямо по черену. При всей примитивности и неэстетичности подобной конструкции рукояти они имеют немалые достоинства - возможность подгонки под любые анатомические данные владельца и высокую ремонтопригодность.
* Можно разделить их по форме на прямые, наклонные и изогнутые/«горбатые». Пример «горбатой» рукояти см.: Смертельная красота, кат. №249, с. 297.
** Встречаются рукояти без обмотки, однако это происходит достаточно редко. В ряде случаев обмотка рукояти была просто утрачена с течением времени.
Существуют также площатые рукояти, где деревянные, костяные или роговые щечки обкладки рукояти крепятся при помощи заклепок, проходящих через отверстия в щечках рукояти и хвостовике клинка*. Иногда в качестве шайб под головки заклепок используются литые монеты с квадратным отверстием**.
Кроме того, существуют и крайне редко встречающиеся рукояти так называемого «пистолетного» типа (кит. цюйбин ЙМ)***, имеющие две основные разновидности.
«Пистолетные» рукояти на клинковом оружии являются для Китая надежным датирующим признаком. Практически все образцы оружия с подобным дизайном эфеса могут быть надежно датированы 1750-1790-ми (рис. 1-8) и 1800-1850-ми годами**** (рис. 13; 14).
При этом следует отметить дискретность существования обоих типов и их серьезные конструктивные различия.
Разница типов «пистолетной» рукояти на китайском клинковом оружии состоит как в дизайне, так и в материале, что, несомненно, накладывало отпечаток на технику владения этим оружием.
Первая, более ранняя, восходит к образцам индийского и среднеазиатского оружия, распространенного в приграничных с Восточным Туркестаном и Джунгарией регионах. Эти рукояти изготовлены, как правило, из прекрасного по своим пластическим качествам кашгарского нефрита, очень ценившегося в Китае в качестве поделочного камня вообще и материала для рукоятей клинкового оружия в частности.
В 1-й половине XIX в. «отец русской синологии» Н.Я. Бичурин писал про «яркян-скую (Яркендскую. - А.П.) и хотанскую яшму»*****: «Здесь в реке Юрункаше добывают яшмовые камни, из которых большие бывают величиною с блюдо, а малые с кулак или грушу. Случается, что один кусок весит от 3 до 400 гинов****" Сии камни неодинакового цвета. Белые как снег, темнозеленые как мурава, желтые как воск, красные как киноварь и темные как туш почитаются превосходными. Белейшие с красными крапинами, и темнозеленые с сквозными золотыми полосами, бывают еще реже.
Дно реки покрыто камнями различной величины, между которыми и яшмовые находятся. Достают их со дна реки таким образом: вдали от берега становится один чиновник, а подле самого берега один Офицер из гарнизона для надзора. От 20 до 30-ти искусных Туркистанских водолазов становятся поперег реки цепью один подле другого, и ступают по камням голыми ногами. Как скоро попадется яшмовый камень, то Туркистанец узнает его, наступив ногою, и, согнувшись, вытаскивает оный и бро-
* Рукояти такого типа встречаются преимущественно на короткоклинковом оружии и двуручных саблях дадао (^Л) конца XIX - начала ХХ в. Примеры рукоятей с обмоткой тканью см. Смертельная красота, кат. №209, с. 271; кат. №231, с. 285; кат. №316, с. 329.
** Данная особенность не является датирующим признаком, поскольку литые монеты не имели правил обращения и среди китайского монетного материала, собранного в начале ХХ в. из находящихся в обращении монет, можно было легко обнаружить образцы 500 и даже 1000-летней давности, а также аналогичные по дизайну и способу изготовления корейские, японские и вьетнамские монеты.
Букв. «изогнутая рукоять». В целях различения типов рукоятей в русскоязычной оружиевед-ческой литературе мы именуем их «пистолетными», в отличие от рукоятей другой формы.
За исключением близких к «пистолетным» рукоятям «горбатых» рукоятей, обычно встречающихся на клинковом оружии Китая со 2-й половины XIX до середины ХХ вв.
***** В своих работах Н.Я. Бичурин указывает, что в притоке реки Хотан-дарья, именуемом Юрункаш, добывают лучшую белую «яшму», а в притоке Каракаш - зеленую «яшму». Следует отметить, что в своих работах Н.Я. Бичурин постоянно смешивает понятия «нефрит» и «яшма».
****** 1 гин (цзинь) весит 0,6 кг. Таким образом, вес камня составляет от 1,8 до 240 кг.
сает на берег. Солдат бьет один раз в медный таз, а офицеры ставят на бумаге красную точку. По выходе водолазов из реки требуют от них камней по числу точек.
В 230 ли* от Яркяни есть гора Мирчжай, которая вся состоит из разноцветной яшмы, но иная в коре, а другая содержит внутри себя частицы кварца. Кто желает достать яшму чистую, без всякой примеси, и притом величиною до 10000 гинов, тот должен итти на высочайшие вершины горы, на которые и природным жителям трудно подниматься. Здесь находятся волы, привыкшие ходить по горам. Туркистанец с орудиями поднимается на таком воле на гору, и отсекает каменья, которые сами собою скатываются вниз. Сия яшма называется горною.
Яркянь ежегодно весною и осенью отправляет от 7 до 10000 гинов сей яшмы ко Двору**. Яркянская и хотанская яшма, добываемая в реках Юрункаше и Кхарака-ше, вся идет ко Двору в неопределенном количестве, и препровожается от станции до станция до самого Пекина.
Частный провоз сей яшмы строжайше запрещен; на караулах и станциях обязаны осматривать. Но Туркистанцы к частному промыслу, а купцы к частному вывозу оной разные имеют хитрости, так что невозможно прекратить сего злоупотребления (курсив наш. - А.П.)» [Бичурин, 1829, с. 136-138].
При этом Бичурин отмечал, что мастера-мусульмане из Кашгара Аксу достигли очень высокого искусства обработки нефрита. В частности, из нефрита вырезали рукояти для ножей и сабель: «В Кашгаре ткут парчи, атласы и разные другие шелковые материи, тянут пряденое золото и серебро. В сем городе находятся искусные мастера золотых дел и чисто полируют нефритовые изделия. В Аксу также хорошо отделывают нефритовые вещи; узды и седла из замши развозят отсюда по всему Тюркистану, а сабельные клинки, топоры и нефритовые ножные черенки (курсив наш. - А.П.) считаются превосходными» [Бичурин, 1829, с. 305-206].
Согласно уложениям маньчжурской империи Цин, нефритовые рукояти для сабель и ножей входили в состав «дани», которую мусульманские чиновники Синьцзяна были обязаны привозить ко двору: «Дань представляется китайскому двору только от высших беков шести городов, исключая Харашара, почему и приезды беков в Пекин разделены на шесть очередей, то есть каждому из высших беков доводится однажды в шесть лет побывать в Пекине. Дань, представляемая ими, очень маловажна и состоит в золоте, кишмише и нефрите (курсив наш. - А.П.)***. Князья турпанский и ха-миский ежегодно с своими чиновниками посылают в Пекин дань, которая также очень маловажна. Вещи, идущие в дань, изготовляются на собственный счет беков и князей. Сии маленькие посольства препровождаются в Пекин и обратно на счет китайского правительства, а дань вознаграждается подарками от двора» [Бичурин, 2002, с. 311].
* 1 ли в настоящее время составляет 576 м.
** Таким образом, в начале XIX в. ежегодная казенная добыча нефрита в Яркенде и Хотане составляла от 4,2 до 6 тонн.
*** В первом списке уложения Лифаньюань - «Цяньлунчао нэйфу чаобэнь Лифаньюань цзэли» (Список уложения Палаты Внешних Сношений за период Цяньлун из дворцовой сокровищницы) -датированным 1789 годом, указано, что дань нефритом предписана только Хотану: «[дань, которую поставляет] Хотан - нефрит из [рек] Каракаш и Юрункаш, количество не установлено». В то же самое время среди изделий, поставляемых в качестве дани от княжества Хами, указаны сабли (кит. пэйдао вЛ), которые могли поставляться с нефритовыми рукоятями.
Дань ко двору цинских императоров привозили беки Кашгара, Яркенда, Аксу, Хо-тана, Уша, Кучи, а также мусульманских княжеств Турфан и Хами, статус которых несколько отличался от статуса прочих городов Восточного Туркестана*. Полученные от них резные нефритовые изделия поступали в дворцовые кладовые. Поставленный из Синьцзяна нефрит также попадал в кладовые, откуда выдавался дворцовым мастерам для обработки. По сведениям Н.Я. Бичурина, в дворцовых мастерских (кит. Цза-обаньчу ШШШ) работало много ремесленников, в т.ч. 221 кузнец, а также резчики, полировальщики, лакировщики и т.п.
Таким образом, характерные «пистолетные» рукояти для ножей и сабель, встречающиеся на цинских предметах вооружения, имели, как правило, либо вос-точнотуркестанское (предметы дани), либо китайское (изделия из поставленного из Синьцзяна нефрита) происхождение. Рукояти собственно могольского изготовления также возможны.
«Пистолетная» рукоять первого типа вырезается из нефрита разных цветов в форме высокой конической шапки с полями, имеющей свисающий на одну сторону закругленный конец. Поверхность рукояти покрывается рельефным узором в виде цветов растений, волют и других геометрических элементов и тщательно полируется. Несколько реже встречается инкрустация нефрита другими камнями при помощи кастов из золоченой меди. При этом в орнаментации рукояти господствуют флоральные мотивы. Рудиментарная гарда образуется «полями шапки» (рис. 5).
Крепление к клинку происходит нетрадиционным для оружейного производства Китая, но характерным для Индии способом при помощи мастики из смеси органических смол и клея - в торце рукояти вырезается паз, соответствующий по размерам и форме хвостовику клинка, после чего заполняется разогретым мастичным составом, в который вставляется хвостовик клинка (рис. 6). После отвердевания состава клинок надежно скрепляется с рукоятью.
Рукояти этого типа за счет подобной технологии крепления могут встречаться как на длинноклинковом оружии (практически всегда - на саблях), так и на кинжалах (кит. бишоу как обоюдоострых, так и однолезвийных.
Первые датированные предметы цинского клинкового оружия с «пистолетными» рукоятями появляются в середине правления Цяньлун (1735-1796) и связаны с покорением цинскими войсками Восточного Туркестана - ценивший зарубежную экзотику император Хунли приказал дворцовым мастерам изготавливать рукояти для заказанных им мечей, сабель и ножей из нефрита по модным в те годы монгольским образцам (рис. 1-3).
Из документации, находившейся в архиве Дворцового ведомства, известно, что в 1748 г. император заказал придворным мастерам первую партию сабель и ножей по его собственному дизайну, законченную лишь в 1757 г. Всего же оружие по дизайну, разработанному и согласованному с императором, производили вплоть до его отречения в 1796 г.** Насчитывается не менее 4 хорошо документированных
* Наследственные мусульманские правители Турфана и Хами, исходя из складывавшейся к концу XVII - началу XVIII вв. политической конъюнктуры, добровольно признали власть Цинов еще во время правления императора Канси (1661-1722) и поэтому считались по своему статусу выше чиновников-мусульман из прочих городов Восточного Туркестана.
** Последнюю партию изготовили в 1795 г., когда императору было уже 84 года.
Рис. 1. Сабля Баотэн, серия «Небо» №17. Китай, 1784 гг. Частное собрание [Электронный ресурс] // URL: <http://auction.artron.net/paimai-art5024833569/>
партий сабель, ножей и мечей, созданных по заказу императора Хунли в 1748-1757, 1779, 1793 и 1795 гг.*
Среди этого оружия имеются образцы с великолепными рукоятями из хотанско-го нефрита, изготовленными в подражание могольским (рис. 19). Наиболее характерной в этом отношении является знаменитая сабля Баотэн (ЙШ - Драгоценное
* Всего было изготовлено 90 сабель, палашей и мечей, а также 30 кинжалов. Некоторые китайские исследователи (например, сотрудник музеев Гугун Сюй Цидэ) считают, что это была единая партия, создание которой растянулось на 47 лет. История создания этой партии клинкового оружия и его конструктивные и декоративные особенности заслуживают отдельного исследования.
Рис. 2. Сабли Баотэн, серия «Небо» №30, и Чжэньюань, серия «Земля» №30. Китай, 2-я половина XVIII в. Городской музей г. Яньтай, провинция Шаньдун, КНР [Электронный ресурс] // URL: <http://mp.weixin.qq.com/s?__biz=MjM5MjA0MjA4Mg==&mid=2651412592&id X=2&sn=6bec70d045d24b8ab3c1b88147da91f9&chksm=bd51a57d8a262c6b574b81c98300ab312d1 90a144ba3d5f2e2894e705efd836b19ed9116b4d9&3rd=MzA3MDU4NTYzMw==&scene=6#rd>
воспарение)*, серия «Небо» №17, изготовленная в 1784 г.** (рис. 1). Она имеет рукоять «пистолетного» типа, изготовленную из хотанского белого нефрита сорта «бараний жир» (кит. янчжи ^Яй).
* В англоязычных переводах предлагается перевод «Парящее сокровище» (Soaring Treasure), однако это противоречит грамматическому строю китайской фразы. Скорее всего, сочетание «Драгоценное воспарение» является каким-то даосским термином, одним из тех, которыми пользовался император Хунли для наречения некоторых своих сабель, мечей и кинжалов.
** Сабли подразделялись на серии «Небо», «Земля» и «Человек» и имели порядковые номера, указывавшиеся на клинках. Их хранили в специальных ящиках комплектами.
Рис. 3. Сабля Коумин, серия «Небо» №27. Рис. 4. Кинжал с нефритовой рукоятью. Китай, 2-я половина XVIII в. Музей Китай, 2-я половина XVIII в. Частное
провинции Ляонин, г. Шэньян, КНР собрание [Электронный ресурс] // URL:
[Электронный ресурс] // URL: <http://www.michaelbackmanltd.com/3201.html>
<https://kknews.cc/culture/9o36n5.html>
К сожалению, данная сабля стала широко известна, в первую очередь, благодаря продаже ее на одном из аукционов в Гонконге в 2008 г за рекордно высокую сумму в 58 900 000 гонконгских долларов и попала в частное собрание лица, не пожелавшего раскрыть инкогнито. В связи с этим сабля Баотэн в настоящий момент доступна для изучения исключительно по фотографиям и описаниям, сделанным для целей аукционной продажи*.
* Подлинность сабли была подтверждена рядом экспертов, в т.ч. Сюй Цидэ и Хуанфу Цзяном.
Рис. 6. Паз в нефритовой рукояти для крепления клинка
Аналогичные рукояти имеют сабли Гэчжи - Останавливающая ору-
жие) серии «Небо» №12, Коумин (Ш® -Прерывающая звуки) серии «Небо» №27, а также Чжэньюань (:М® - Устрашающая на дальних расстояниях) серии «Земля» №30, Баотэн серии «Небо» №30 и другие* (рис. 2; 3; 7).
Все вышеперечисленные сабли, несмотря на роскошную отделку, весьма утилитарны и имеют соответствующий боевому оружию вес и длину - так, пара Баотэн серии «Небо» №30 и Чжэньюань серии «Земля» №30 весят (с ножнами) 1540 и 1744 г. при общей длине сабли 86,4 и 87,1 см соответственно. Размеры кинжалов также довольно велики - в частных коллекциях и музейных собраниях известны бишоу с нефритовой «пистолетной» рукоятью общей длиной от 37 до 52 см (рис. 4). Предположительно, личные сабли императора вызвали подражания у цинских сановников высокого ранга, имевших возможность видеть их во время посещения дворца, а также покупавших дорогие резные изделия из нефрита, поступавшие в Китай через Восточный Туркестан. К этому же выводу подталкивает и информация из сообщения Н.Я. Бичурина, что существует массовая нелегальная торговля нефритом между собственно китайскими провинциями и Синьцзяном (рис. 5; 9).
* Сабля Гэчжи была похищена в Пекине летом 1900 г. офицером немецкой армии и в 19051911 гг. продана им шведскому доктору Энгстрёму, помогавшему возводить госпиталь на немецкой базе ВМФ в Цзяочжоу, а затем продана потомками Энгстрёма 16 декабря 2016 г. на аукционе АИак, США, за 1 200 000 долларов США.
Рис. 5. Типичная нефритовая «пистолетная» рукоять, смонтированная на китайский клинок. Предположительно Индия, XVIII в. Частное собрание [Электронный ресурс] // URL: <http://www.michaelbackmanltd.com/3201.html>
Рис. 7. Сабля Гэчжи серии «Небо» №12. Рис. 8. Сабля, приписываемая тайпинскому
Китай, 2-я половина XVIII в. полководцу Тань Шаогуану (1835-1863)
[Электронный ресурс] // URL: Электронный ресурс] // URL: <http://
<https://kknews.cc/culture/v88la4.html> nicecasio.pixnet.net/blog/post/454295807>
Кроме того, определенная еще в период Цяньлун поставка дани от княжества Хами в виде готовых сабель подразумевала аккумуляцию в дворцовых кладовых некоторого количества готового оружия, оформленного в восточнотуркестанских традициях, к которым можно отнести и популярную во 2-й половине XVIII в. «пистолетную» рукоять из нефрита. Оружие из дворцовых кладовых могло выдаваться членам императорского клана и высшим сановникам империи, что также свидетельствует о возможности существования оружия с нефритовыми «пистолетными» рукоятями вне императорского обихода.
Однако, к сожалению, о достоверно атрибуированных образцах китайских сабель с нефритовыми «пистолетными» рукоятками, принадлежавшими не императору Хун-
ли лично, нам неизвестно, хотя периодически всплывающие на антикварных аукционах предметы подобного типа позволяют предположить их отнюдь «не император*
ское» происхождение .
Таким образом, можно утверждать, что все известные китайские сабли с нефритовыми «пистолетными» рукоятями датируются периодом 1748-1796 гг.** либо, другими словами, 2-й половиной XVIII в.
Однако помимо этих нефритовых рукоятей «первого типа» существуют и сабли с «пистолетными» рукоятями, изготовленными из лакированного дерева. Внешне они не имеют никакого сходства с нефритовыми рукоятями сабель, изготовленных по заказу императора Хунли или ввезенных из Индии и Восточного Туркестана.
Эти сабли также встречаются крайне редко - до настоящего момента автору известна лишь одна сабля с подобной рукоятью, находящаяся в его личном собрании, а также немногочисленные изображения подобных сабель с фресок широко известного за пределами Китая буддийского монастыря Шаолинь.
В монастырском павильоне Байидянь (ЕЙ^Ж) имеется несколько фресок, сохранившихся после пожара 1928 г. и реставрированных в конце ХХ века. На них изображены монахи, отрабатывающие разные виды единоборств - обучение бою с оружием (кит. ляньбинци ШАЖ), бою без оружия (кит. ляньцюаньтао Ш^^), а также парные и групповые бои (рис. 9).
На фресках Байидянь можно различить не менее 6 человек, вооруженных парными и одинарными саблями с «пистолетной» рукоятью и специфической формы клинками с резким изгибом в последней трети клинка (рис. 9; 10). Рукояти сабель окрашены в кораллово-красный цвет. По внешнему виду рукоятей на изображениях определить их материал невозможно. Не различимы также и детали прибора рукояти.
Единственный известный автору реальный экземпляр имеет деревянную рукоять аналогичной формы, покрытую черным лаком, однако форма клинка существенно отличается - это слабоизогнутый клинок дамасской стали пятигранного сечения***.
* Нельзя исключить и подделку - так, в последнее время на аукционах несколько раз продавалась «императорская сабля» с названием Ляньцзин (Яй - Закалка квинтэссенции жизни) серии «Небо» №26 по совершенно бросовым ценам - торги начинались от 1 тысячи долларов, а максимальная цена продажи составила порядка 29 тысяч долларов. По всей видимости, в этом случае имела место хорошо сделанная копия реальной сабли с этим названием.
** В заказанных императором Хунли партиях сабель и кинжалов встречаются также и другие виды рукоятей - зооморфные (в виде лошадиных голов и т.п.), с закрытыми гардами и других форм. В 1900 г. часть этих сабель, кинжалов и мечей была похищена вошедшими в Пекин войсками восьми держав и в дальнейшем либо была частично возвращена Китаю, либо всплыла на антикварном рынке. Основная часть заказанного императором оружия в настоящее время находится в собрании музеев Гугун в Пекине, КНР. Сабля, атрибуируемая как принадлежавшая тайпинскому военачальнику Тань Шаогуану (1835-1863), вызывает определенного рода сомнения в связи с тем, что неизвестны обстоятельства ее обнаружения и современное место хранения.
Более уместным кажется определение этого типа стали не как «дамасской», смешиваемой в обыденном сознании с булатами, а как стали, полученной при проковке перекрученного пакета стальных полос (проволок) с разным содержанием углерода, дающих при финишной полировке или же протравке изделия красивый узор из переплетающихся линий. В этом отношении кажется очень удачным английский термин twistcore (перекрученный сердечник), отражающий технологический процесс получения этой стали. Технология получения подобной стали была широко известна не только на мусульманском Востоке, но и в Центральной Азии (Тибет и Монголия), и в Китае.
Рис. 9. Монахи обучаются обращению с оружием. Фрагмент фрески павильона Байидянь, монастырь Шаолинь, уезд Дэнфэн, провинция Хэнань, КНР. 1-я треть XIX в. [Электронный ресурс] // URL: <http://ironbodhisattva.blogspot.ru/>
Рис. 10. Явление Киннары. Фрагмент фрески павильона Байидянь, монастырь Шаолинь, уезд Дэнфэн, провинция Хэнань, КНР. 1-я треть XIX в. [Электронный ресурс] // URL: <http://www.shaolin.org.cn/templates/ T_newS_list/index.aspx?nodeid=191&page=ContentPage&contentid=18106>
Рис. 11. Спарринг во дворе Шаолиньского монастыря. Иллюстрация из сочинения Линьцина «Хунсюэ иньюань туцзи» (1849) [Электронный ресурс] // URL: <https:// thebamboosea.wordpress.com/2012/05/31/%E9%B4%aBB%E9%9B%AA%E5%9B%A0%E70/o B7%A3%E5%9C%96%E8%A8%98-a-wild-swans-trail-part-3-the-shaolin-monastery/>
Рис. 12. Визит Линьцина к Ши Чжаньмо (?). Фрагмент фрески павильона Байидянь, монастырь Шаолинь, уезд Дэнфэн, провинция Хэнань, КНР. 1-я треть XIX в. [Электронный ресурс] // URL: <http://ironbodhisattva.blogspot.ru/>
Рис. 13. Сабля Рис. 14. Сабля с видоизмененной «пистолетной» рукоятью,
с «пистолетной» рукоятью XIX в. Собрание Музея изящных искусств Кёнъин, Сеул,
из собрания автора. Республика Корея [Электронный ресурс] // URL:
Китай, 1-я треть XIX в. <http://www.arscives.com/historysteel/korean.swordlist.htm>
Рукоять имеет у гарды орнаментированную драконами куй (Ш) обоймицу бингу (МШ), скрепляющую щечки обкладки рукояти, а также пропущенную через головку рукояти втулку для крепления темляка, видимые окончания которой оформлены в виде многолепесткового цветка (рис. 13).
По другим иконографическим источникам, а также известным автору музейным и частным собраниям подобного рода сабли не прослеживаются. Клинки с резким изгибом в последней трети также встречаются нечасто. По стечению обстоятельств,
Рис. 15. Традиционный нож голок, ХХ в. Ява, Индонезия. Частное собрание [Электронный ресурс] // URL: <http://manonjayaknives.blogspot.ru/2016/03/golok-galonggong-manonjaya-balik-mipih.html>
w
Рис. 16. Крис, 1-я половина XIX в. Суматра, Индонезия. Частное собрание [Электронный ресурс] // URL: <https://www.ima-usa.com/products/original-indonesian-dutch-east-indies-island-of-sumatra-kris-dagger-circa-1840.html?variant=26158762181>
Рис. 17. Сабля с нефритовой «пистолетной» рукоятью неизвестного происхождения. Корректная атрибуция и датировка затруднена [Электронный ресурс] // URL: <https://ru.pinterest.com/pin/354799276864827661/>
например, клинок с аналогичным изгибом в последней трети находится в собрании автора и по особенностям конструкции эфеса может быть датирован 1-й половиной XIX в.
Еще один образец сабли с клинком, имеющим похожую форму, находится в частном собрании в США и датирован американским коллекционером и мастером боевых искусств Скоттом М. Роделлом (Scott M. Rodell) концом 1840-х - началом 1850-х гг.*.
Кроме того, у села Толстый Нос под Красноярском был случайно найден клинок, форма ко-
* По своему типу сабля напоминает не до конца сформировавшуюся саблю нювэйдао (ФЖЛ), однако рукоять сабли прямая, а клинок имеет не развитую елмань, а резкий изгиб в последней трети клинка, аналогичный изображениям века» - и^страдм из гаига Чака Уиллса "^от^ с фресок Шаолиньского монастыря. Spears & Maces (illustrated h^toiy °f weap°ns)"
Рис. 18. «Тибетский ритуальный меч XIX
торого в последней трети до некоторой степени напоминает изгиб клинков с фресок монастыря Шаолинь, однако рукоять сабли полностью утрачена - у клинка обломлен хвостовик [Митько и др., 2007, с. 116, рис. 1].
В связи с этим возникает вопрос о надежной датировке фресок павильона Байи-дянь - только они могут дать примерные даты бытования оружия с такими рукоятями. Специальные работы, посвященные фрескам Шаолиньского монастыря, нам неизвестны. В путеводителях и прочей литературе подобного рода преимущественно указывается очень расплывчатая «дата» - «начало XIX века».
Единственной известной нам попыткой более точно определить время написания фресок в павильоне Байидянь является работа израильского исследователя китайских боевых искусств Мейра Шахара «Монастырь Шаолинь: история, религия и китайские боевые искусства», вышедшая в свет в 2008 г. в издательстве Гавайского университета.
Не без оснований М. Шахар связывает создание фресок с визитом в Шаолинь в 1828 г. ревизора провинции Хэнань маньчжура Линьцина (ЩШ, 1791-1846). Согласно опубликованным в 1849 г. запискам Линьцина «Хунсюэ иньюань туцзи» (Й§ШН Ш ИИ1Е), он приехал в Шаолинь и вынудил настоятеля монастыря продемонстрировать боевые искусства, которыми владели монахи.
Поскольку изучение боевых искусств в Китае после восстания под руководством сект Байляньцзяо (1796-1804) и Тяньлицзяо (1813) находилось под официальным запретом, монахи не могли «донести» сами на себя, засвидетельствовав на стенах одного из павильонов монастыря свои боевые практики.
Собственно, и сам Линьцин не упоминает ничего о подобных фресках, сообщая лишь, что при беседе с монахами уверял их, что «давно слышал о боевых искусствах, культивирующихся в монастыре». После беседы с настоятелем Ши Чжаньмо Ш, ок. 1780 - ?), в которой Линьцин уверил монаха, что он понимает, что боевые искусства нужны монахам для того, чтобы охранять обитель, и не собирается предпринимать никаких враждебных действий, ему был продемонстрирован спарринг без оружия. В показательных выступлениях приняло участие несколько «здоровых монахов» (рис. 11). Их действия Линьцин описал очень завуалированно, использовав образы из даосского трактата «Чжуан-цзы»- «переваливаясь, [как] медведи, расправляли [крылья как] птицы» (ШЙйШФ).
После отъезда Линьцина начальник финансового департамента провинции Хэнань Ян Гочжэнь (ШМШ, ? - после 1841 г.) внезапно выделил 3700 лян серебра для ремонта и реконструкции помещений монастыря. Именно с этим визитом и последующим неожиданным финансированием можно связать создание фресок.
В качестве доказательства можно также привести изображение на одной из фресок - в беседке находится цинский чиновник (Линьцин) с сопровождающими и настоятель (Ши Чжаньмо) с послушниками, а на площадке перед ними происходит групповой спарринг (рис. 12). Цинские чиновники легко узнаваемы благодаря характерной прическе с выбритым лбом и длинной косой, а их неофициальное одеяние свидетельствует о неформальном характере встречи.
Таким образом, можно условно датировать фрески павильона Байидянь 1-й третью XIX в., что позволяет также уточнить время бытования сабель с характерной «пистолетной» рукоятью, изготовленной из лакированного дерева - вряд ли будет ошибочным предположение, что такие сабли изготавливали и применяли в 1-й половине
Рис. 19. Нефритовые «пистолетные» рукояти сабель, заказанных императором Цяньлуном в период 1748-1795 гг. Китай, 2-я половина XVIII в. Собрание музеев Гугун, Пекин, КНР [Электронный ресурс] // URL: <http://chineseswords2.freewebspace.com/photo.html>
XIX в., хотя ареал их распространения остается неизвестным. Поскольку данный тип рукояти встречается крайне редко, возможно предположить некоторое его локальное распространение в провинциях Северного Китая (например, Хэнань) в 1-й половине XIX в. Не исключено бытование сабель с рукоятями такого типа и в других провинциях, однако это предположение еще нуждается в дальнейшем обосновании.
Конструкция клинка и отделка деталей прибора образца сабли из собрания автора позволяет предположить, что подобного рода оружие применялось не только монахами, но и светскими воинами - прокованный из перекрученного пакета стальных полос с разным содержанием углерода клинок редко встречающегося в Китае пятигранного сечения*, остатки позолоты на сохранившихся деталях прибора, а также многочисленные изображения дракона куй дают возможность предположить, что эта сабля была изготовлена для военного чиновника среднего или даже высшего ранга.
В поисках клинкового оружия с рукоятями подобного типа в Азиатско-Тихоокеанском регионе мы неожиданно обнаруживаем отдаленный аналог легкой слабоизогнутой сабли с видоизмененной «пистолетной» рукоятью второго типа в собрании сеульского Музея изящных искусств Кёнъин (рис. 14).
Сабля из музея Кёнъин датируется XIX в., однако ее рукоять не является полным аналогом сабельных рукоятей с фресок монастыря Шаолинь и, возможно, представляет собой местное производное от китайского оригинала.
В Японии нет клинкового оружия, имеющего «пистолетные» рукояти первого и второго типов. Однако в странах Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Филиппины и т.д.) внезапно обнаруживается целая палитра рукоятей пистолетного типа как на длинноклинковом, так и короткоклинковом оружии - голоках, бадеках, паран-гах, баронгах, крисах и т.п.
* В Японии такое сечение клинка называется хирамунэ Сёбу-дзукури.
Несомненно влияние на местное холодное оружие голландских и португальских образцов морского клинкового оружия. Так, на одном из мечей с «пистолетной» рукояткой, изготовленном в 1919 г. на Яве, даже указано место изготовления на голландском языке - WIR A.Z.MTJIKEROEH. Возможно предположить влияние клинкового оружия Юго-Восточной Азии и, опосредованно, оружия португальских и голландских колонизаторов на развитие китайского клинкового оружия начала XIX в. в связи с обострением обстановки на южном побережье Китая, вылившимся в так называемую «пиратскую войну» 1790-1810-х гг.
Активно общавшиеся с представителями различных народностей Юго-Восточной Азии китайские пираты Гуандуна могли оказаться тем самым недостающим звеном в цепи заимствования китайскими оружейниками «пистолетной рукояти» второго типа. Таким образом, можно предварительно утверждать, что между «пистолетными» рукоятями первого и второго типов нет никакой генетической взаимосвязи. Однако эта гипотеза нуждается в дальнейшем обосновании, что в настоящее время затруднено отсутствием дополнительных материалов для проведения исследования.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что «пистолетная» рукоять на клинковом оружии Китая встречается в двух основных разновидностях:
1) нефритовая, изготовленная по образцу монгольских рукоятей мастерами из Синьцзяна или Пекина;
2) деревянная лакированная, изготовленная китайскими мастерами.
Рукояти первого типа теоретически могут встречаться на саблях, датированных периодом с 1750-х гг. (с момента входа цинских войск на территорию Джунгарии и Восточного Туркестана) и до самого крушения Цинской империи в 1912 г., однако более реалистичными кажутся датировки 1750-1790-ми гг. - мода на среднеазиатскую и индийскую экзотику в целом не пережила период правления Цяньлун. Как правило, источником поступления таких рукоятей являются камнерезные мастерские Индии, Восточного Туркестана и, в значительной степени, дворцовые мастерские Пекина.
Встречающиеся порой на антикварном рынке сабли с нефритовыми рукоятями в широких ножнах, зачастую позолоченных или отделанных в технике клуазоне (рис. 17), являются, по нашему мнению, в лучшем случае сувенирной продукцией для европейских и американских туристов, изготовленой в начале ХХ в., в худшем - современными подделками для антикварного рынка. Качество клинков у этих сабель крайне низкое, и основное внимание уделено украшению ножен. Страдает и качество обработки камня. Все вместе это позволяет предположить, в самом благоприятном для этих образцов случае, их дискретное существование с рукоятями первого типа - как минимум, их разделяют 100 лет*.
* Американский автор Чак Уиллс определил в своей универсальной книге-определителе одно из таких сомнительного вида изделий, как «тибетский ритуальный меч XIX века», не приведя обоснований. Подобного рода «определители оружия», оказывая существенное влияние на массового читателя, плохо влияют на развитие исследований в данной области.
Рукояти второго типа встречаются в собственно китайских провинциях в 1-й четверти - половине XIX в. Генетическая связь между рукоятями первого и второго типов из имеющихся в наличии материалов не прослеживается. Вполне допустимо также их дискретное по времени и географическому ареалу существование и влияние клинкового оружия европейского типа через посредство народов Юго-Восточной Азии.
Тем не менее, наличие «пистолетной» рукояти первого или второго типов представляет собой яркий датирующий признак и позволяет более надежно датировать предметы цинского клинкового оружия из музейных собраний и частных коллекций.
Автор выражает благодарность к.и.н. В.Е. Белановскому за предоставленную возможность ознакомиться с рядом редких образцов клинкового оружия Китая и Юго-Восточной Азии.
Библиографический список
Анисимова М.А. Оружие Востока XV - первой половины XX века: из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. СПб. : Атлант, 2013. 528 с.
Бичурин КЯ. Описание Чжуньгарии и Восточного Туркистана в древнем и нынешнем состоянии. Ч. II. СПб., 1829 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/ Bicurin/Opis_Czungar_Vost_Turkestan/text23.htm
Бичурин КЯ. Пекинское дворцовое правление // Русская беседа. Собрание сочинений русских писателей, издаваемое в пользу А.Ф. Смирдина. СПб., 1841. Т. 2. С. 4-59. [Электронный ресурс]. URL: http://www. vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Peking_dvorc_pravl/text.htm
Бичурин КЯ. Статистическое описание Китайской империи (в двух частях). М. : Восточный дом, 2QQ2. 464 с.
Карлова Е.М., Пастухов А.М., Попов А.Ю., Успенская E.H. Смертельная красота. Оружие Индии и Китая. Каталог выставки. М. : Государственный Музей Востока, 2015. 368 с.
Митько О.А., Кержаев А.М. Сабля из Кэвоселовского района Красноярского края // Вооружение и военное дело кочевников Сибири и Центральной Азии. Швосибирск : Швосибирский государственный университет, 2007. С. 115-117.
Shahar M. The Shaolin Monastery - History, Religion, and the Chinese Martial Arts, Honolulu -Havaí : University of Hawai'i Press, 2008. 281 p.
Wills Chuck Swords, Spears & Maces (illustrated history of weapons). Heatherton : Hinkler Books, 2014. 160 p.
Линьцин Xунсюэ иньюань туцзи (Иллюстрированные записки о следах гуся на белом снегу, порождающих причинно-следственные связи), Янчжоу, 2-е издание, 1847. (фотокопия ксилографа) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.scribd.com/document/93420649/%E9%B4%BB%E9%9B%A A%E5%9B%A0%E7%B7%A3%E5%9C%960/oE80/oA80/o98-3-6?ad_group=725X400343X04ccc6643bf 545e430e2850d0e4147c9&campaign=Skimbit%2C+Ltd.&content=10079&irgwc=1&keyword=ft750no i&medium=affiliate&source=impactradius
Пэн Пэн Дао бин сянцзянь (Сабля и воин - взгляд друг на друга). Цзинань : Шаньдун мэйшу чубаньшэ, 2011. 338 с. (на кит. яз.).
Xуанфу Цзянь Чжунгодаоцзянь (Ironandsteelswords of China). Цзинань : Минтяньчубаньшэ, 2007. 252 с. (на кит. яз.).
Цингун убэй (Военное снаряжение из цинских дворцов). Шанхай, Гонконг : Шицзи чубаньгу-фэнь юсянь гунсы, Шанхай кэсюэ чжишу чубаньшэ, Шанъу иньшугуань (Сянган) юсянь гунсы, 2008. 264 с. (на кит. яз.).
Цяньлунчао нэйфу чаобэнь Лифаньюань цзэли (Список уложения Палаты Внешних Сношений за период Цяньлун из дворцовой сокровищницы). 1789 [Электронный ресурс]. URL: http://ctext.org/ wiki.pl?if=gb&chapter=983875
Типы рукоятей на китайском оружии периода Цин*
Приложение 1
Тип
Рукоять
Материал
Период бытования
I Прямая сабельная
Дерево, текстильный шнур, сталь
Конец XVI - начало ХХ в. (становятся
архаичными к концу XVIII в.)
II Наклонная сабельная
Дерево, текстильный шнур, сталь
XVII - начало ХХ в. (получает большую популярность к середине XVIII в.)
III Изогнутая («горбатая») сабельная
Дерево, сталь
XVII - начало ХХ в. (получает большую популярность к середине XVIII в.)
IV
«Пистолетная» тип 1
Нефрит, медный
сплав, золото, полудрагоценные камни, сталь
2-я половина XVIII - начало
ХХ в. (пик популярности проходит к началу XIX в.)
IV!
«Пистолетная» тип 2
Дерево, лак, медный сплав
Начало - середина
XIX в. (генезис и период бытования предположителен)
IV. Зооморфная
Нефрит, медный сплав, полудрагоценные камни
2-я половина XVIII - начало
ХХ в. (пик популярности проходит к началу XIX в.)
* Фотографиями, приведенными в качестве иллюстраций к данным типам рукоятей, не исчерпывается все многообразие разновидностей рукоятей китайского клинкового оружия и использованных материалов. При этом имеются в виду только рукояти, встречающиеся на китайском оружии периода Цин (1636-1912). Период бытования индийских нефритовых рукоятей в данном случае не учитывается.
Тип
Рукоять
Материал
Период бытования
V Прямая
Обмотка текстильной лентой и шнуром по стальному хвостовику клинка
XVII - начало ХХ в. (наибольшую популярность приобретает с началом массовых восстаний в XIX в.)
VI Прямая мечевая
Нефрит
2-я половина XVIII - начало
ХХ в. (пик популярности проходит к началу XIX в.)
VI Прямая мечевая
Рог, медный сплав желтого цвета
XVII -начало ХХ в. (традиционная форма)
VII Прямая ножевая
Деревянные щечки, площатая конструкция
XVII -начало ХХ в. (традиционная форма)
VII Прямая ножевая
Нефрит, сталь,золото, полудрагоценные камни. Всадная конструкция
2-я половина XVIII - начало ХХ в. (популярная в высших слоях общества после завоевания Синьцзяна форма)
References
Anisimova M.A. Oruzhie Vostoka XV - pervoy poloviny KhKh veka: iz sobraniya Voenno-isto-richeskogo muzeya artillerii, inzhenernykh voysk i voysk svyazi [Weapons of the East of the 15th - the first half of the 20th Century: from the Collection of the Military Historical Museum of Artillery, Engineer and Signal Corps]. SPb. : Atlant, 2013. 528 p.
Bichurin N.Ya. Opisanie Chzhun'garii i Vostochnogo Turkistana v drevnem i nyneshnem sostoyanii. Ch. II [Description of Zhonggar and East Turkistan in the Ancient and Current State. Part II]. SPb., 1829 [Electronic Resource] URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Opis_Czungar_Vost_ Turkestan/text23.htm
Bichurin N.Ya. Pekinskoe dvortsovoe pravlenie [Peking Palace Rule]. Russkaya beseda. Sobranie sochineniy russkikh pisateley, izdavaemoe v pol'zu A.F. Smirdina [Russian Conversation. Collection of Works of Russian Writers, Published in Favor of A.F. Smirdin]. St. Petersburg, 1841. Vol. 2. Pp. 4-59 [Electronic Resource]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Peking_dvorc_ pravl/text.htm
Bichurin N.Ya. Statisticheskoe opisanie Kitayskoy imperii (v dvukh chastyakh) [Statistical Description of the Chinese Empire (in two parts)]. M. : Vostochnyy dom, 2002. 464 p.
Karlova E.M., Pastukhov A.M., Popov A.Yu., Uspenskaya E.N. Smertel'naya krasota. Oruzhie Indii i Kitaya. Katalog vystavki [Deadly Beauty. Weapons of India and China. Exhibition Catalog]. M. : Gosu-darstvennyy Muzey Vostoka, 2015. 368 p.
Mit'ko O.A., Kerzhaev A.M. Sablya iz Novoselovskogo rayona Krasnoyarskogo kraya [Saber from the Novoselovsky District of the Krasnoyarsk Territory]. Vooruzhenie i voennoe delo kochevnikov Sibiri i Tsentral'noy Azii [Armament and Military Arts of the Nomads of Siberia and Central Asia]. Novosibirsk : Novosibirskiy gosudarstvennyy universitet, 2007. Pp. 115-117.
Shahar M. The Shaolin Monastery - History, Religion, and the Chinese Martial Arts, Honolulu -Havai : University of Hawai'i Press, 2008. 281 p.
Wills Chuck Swords, Spears & Maces (illustrated history of weapons). Heatherton : Hinkler Books, 2014. 160 p.
Linqing Hongxue yinyuan tuzhi (Illyustrirovannye zapiski o sledakh gusya na belom snegu, porozh-dayushchikh prichinno-sledstvennye svyazi) [Illustrated Notes on the Tracks of a Goose on White Snow, Generating Causal Relationships)]. Yangzhou, 2nd edition, 1847 (photocopy of a xylograph] [Electronic Resource]. URL: https://ru.scribd.com/document/93420649/%E9%B4%BB%E9%9B%AA%E5%9B% A0%E7%B7%A3%E5%9C%96%E8%A8%98-3-6?ad_group=725X400343X04ccc6643bf545e430e285 0d0e4147c9&campaign=Skimbit%2C+Ltd.&content=10079&irgwc=1&keyword=ft750noi&medium=a ffiliate&source=impactradius
Peng Peng Dao Bing Xiangjian (Sablya i voin - vzglyad drug na druga). [Saber and Warrior - Look at Each Other)]. Jinan : Shandong meishu chubanshe , 2011. 338 p. (in Chinese).
Huangfu Jiang Zhongguo daojian (Iron and Steel Swords of China). Jinan : Mingtian chubanshe, 2007. 252 p. (in Chinese).
Tsingunubey (Voennoe snaryazhenie iz tsinskikh dvortsov) [Military Equipment from the Qing Palaces)]. Shankhay, Gonkong : Shitszichuban'gufen'yusyan'gunsy, Shankhay kesyuechzhishuchuban'she, Shan"uin'shuguan' (Syangan) yusyan'gunsy, 2008. 264 p. (in Chinese).
Qianlongchao neifu chaoben Lifanyuan zeli (Spisok ulozheniya Palaty Vneshnikh Snosheniy za period Tsyan'lun iz dvortsovoy sokrovishchnitsy) [(List of the Regulations of the Chamber of External Relations for the Qianlong Period from the Palace Treasury)]. 1789 [Electronic Resource]. URL: http://ctext.org/ wiki.pl?if=gb&chapter=983875
A.M. Pastukhov REGARDING THE TYPOLOGY OF HILTS OF CHINESE EDGED WEAPONS - THE "PISTOL" GRIP AS THE DATING CHARACTERISTICS
The most part of Chinese edged weapons traditionally have the hilt which is fixed by the riveting of the end of the tang on the end of the pommel. Some traditional hilts have wooden grips fixed to the tang with rivets. Practically all these hilts have the windings of textile cord or band. They are hilts traditional for China during thousands of years. However, as it is described in special literature, among Chinese edged weapons there are samples with so called "pistol" grips. These types are not traditional for China and could be used for the reliable dating characteristic for pieces of Chinese weapons in the museum and private collections. Judging by the material of the "pistol" grips - nephrite and wood - one is able to distinguish 2 types of handles dating by the 2nd half of 18th century and the 1sthalf of 19th century respectively. The 1st type could be connected reliably with the penetration of elements of Mughal military culture into the Qing Empire via Eastern Turkestan in the second half of the 18th century; the 2nd type could be connected presumably with the influence of the European naval edged weapons (beginning from Dutch and Portuguese ones) to the weapons of nations of South-East Asia and further - to the edged weapons of China. The extreme rarity of the hilts of the 2nd type demands the continuation of researches in this direction to find out the genesis of these hilts, the degree of popularity, the area and period of existing.
Key words: China, "pistol" grips, nephrite, hilt, Shaolin, sabers, Qianlong, Linqing.