Научная статья на тему 'К теоретическому обоснованию инновационных подходов в физкультурном воспитании студентов вузов'

К теоретическому обоснованию инновационных подходов в физкультурном воспитании студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ / INNOVATIONAL APPROACHES IN PHYSICAL CULTURE UPBRINGING OF STUDENTS / СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / STAGES OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF A PERSONALITY / АКТИВНЫЙ ИНТЕРЕС К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ACTIVE INTEREST TO PHYSICAL CULTURE / СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ / STRUCTURE OF MOTIVATION / ДВИГАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / CONSCIOUSNESS AND UNDERCONSCIOUSNESS OF A PERSONALITY / MOVING SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуркин Перт Калистратович

К теоретическому обоснованию инновационных подходов в физкультурном воспитании студентов. В статье освещаются теоретические предпосылки для инновационных подходов в физкультурном воспитании студентов. Раскрываются стадии формирования физической культуры личности. Показываются значение и механизмы формирования активного интереса к физической культуре. Раскрывается структура мотивации занятий физической культурой. Подчеркивается и объясняется значение двигательной среды с позиций основных компонентов мотивации:знаний, сознания и подсознания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дуркин Перт Калистратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE THEORETICAL BASIS INNOVATIVE APPROACHES IN PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

To the theoretical grounds of innovational approaches in physical culture upbringing of students. In the article theoretical conditions for innovational approaches in physical culture upbringing of students are illustrated. (elucidated). Stages of formation of physical culture of a personality are uncovered. The importance and mechanisms of formation of active interest to physical culture is shown. The structure of motivation of physical culture exercises is uncovered. The importance of moving sphere from the position of main components of motivation: knowledge, consciousness and undercon sciousness of a personality is underlined and explained.

Текст научной работы на тему «К теоретическому обоснованию инновационных подходов в физкультурном воспитании студентов вузов»

К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Дуркин П.К.

Архангельский государственный технический университет,

г. Архангельск, Россия

TO THE THEORETICAL BASIS INNOVATIVE APPROACHES IN PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

Durkin P. K.

Arkhangelsk state technical University,

Arkhangelsk, Russia

Аннотация. К теоретическому обоснованию инновационных подходов в физкультурном воспитании студентов. В статье освещаются теоретические предпосылки для инновационных подходов в физкультурном воспитании студентов. Раскрываются стадии формирования физической культуры личности. Показываются значение и механизмы формирования активного интереса к физической культуре. Раскрывается структура мотивации занятий физической культурой. Подчеркивается и объясняется значение двигательной среды с позиций основных компонентов мотивации: знаний, сознания и подсознания личности.

Summary. To the theoretical grounds of innovational approaches in physical culture upbringing of students. In the article theoretical conditions for innovational approaches in physical culture upbringing of students are illustrated. (elucidated). Stages of formation of physical culture of a personality are uncovered. The importance and mechanisms of formation of active interest to physical culture is shown. The structure of motivation of physical culture exercises is uncovered. The importance of moving sphere from the position of main components of motivation: knowledge, consciousness and underconsciousness of a personality is underlined and explained.

Ключевые слова. Инновационные подходы в физкультурном воспитании студентов, стадии формирования физической культуры личности, активный интерес к физической культуре, структура мотивации, двигательная среда, знания, сознание и подсознание личности.

Keywords. Innovational approaches in physical culture upbringing of students, stages of formation of physical culture of a personality, active interest to physical culture, the structure of motivation, moving sphere, knowledge, consciousness and underconsciousness of a personality.

В период гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях нашей страны возникла настоятельная необходимость в научном обосновании и анализе инновационных подходов в физкультурном воспитании студентов. Изучение специальной научно-методической литературы показывает, что самой актуальной проблемой кафедр физического воспитания вузов является формирование у студентов физической культуры.

Поэтому все инновации в физическом воспитании студентов должны быть нацелены, прежде всего, на решение этой задачи. Однако в большинстве случаев такая нацеленность отсутствует, в публикациях нет достаточно чётких теоретических обоснований, теоретических подходов, что, естественно, вызывает у читателей не понимание и сомнения в возможности с помощью таких инноваций достичь главной цели - воспитания у студентов физической культуры. В данной статье мы изложим наши теоретические позиции и результаты многолетних социально-педагогических исследований по этой проблеме, которые могут быть использованы при разработке инновационных подходов в физкультурном воспитании студентов.

Во-первых, процесс формирования интереса и потребности в занятиях физической культурой, как основы деятельностного компонента физической культуры личности, мы условно подразделяем на 2 стадии: формирующую и реализационно-формирующую.

Первая стадия осуществляется в детских дошкольных учреждениях, в школах и, безусловно, в семье. Здесь ребенку и школьнику необходимо предоставлять возможность заниматься различными видами спорта, системами физических упражнений, различными видами двигательной активности. Дети дошкольного возраста и школьники должны выбрать вид занятий, наиболее соответствующий их врожденным, генетически определенным психофизиологическим, морфологическим, конституциональным особенностям, типу нервной системы, характеру, темпераменту и личностным особенностям [3,8].

Вторая фаза - реализационно-формирующая, которая осуществляется в вузах, в производственных коллективах, в организациях, учреждениях, в акционерных обществах, в фирмах и т.д. Парадигма для нас, работников вузов, должна быть такой: не студент для кем-то придуманной или заданной физкультуры, а физкультура -для студента, для реализации его мотивов, потребностей и интересов

[7].

В центре личностных образований, обусловливающих физическую культуру школьников, лежит активный интерес к занятиям физической культурой. Поэтому необходимо научно обоснованно формировать этот интерес [4,5,6]. Интерес возникает в результате внутренней мотивации (внутренних побуждений школьника). У каждого практически здорового

ребенка есть естественная потребность в движениях, в новых впечатлениях, новой информации.

Занятия физкультурой в детских дошкольных учреждениях, в школах начинаются под давлением внешней мотивации (обязательное посещение занятий). Но педагогам следует применять такие средства, методы и методики воспитания мотивации, которые бы воспитывали внутреннюю мотивацию занятий, являющуюся психологической основой интереса [4,7].

Интерес вызывает активность, в результате которой формируются привычка и потребность, на основе которой возникают новые мотивы и интересы, воспитывается активно-положительное отношение к занятиям и физическая культура личности [8]. В мотивацию занятий мы включаем смысл занятий, мотивы, цели, интересы и эмоции. Смысл занятий может быть общественно и личностно значимым; мотивы - внешними и внутренними по отношению к воспитаннику; цели - перспективными и ближайшими; интересы - эпизодическими и постоянными; эмоции -отрицательными и положительными.

Активный, устойчивый интерес к физической культуре возникает тогда, когда смысл занятий носит личностный характер, мотивами являются внутренние побуждения воспитанника, цели - ближайшими, интересы - постоянными, эмоции - положительными. Интерес формируется из отдельных, порой очень кратковременных эмоциональных, целевых, результативных и личностных компонентов.

Все компоненты мотивации тесно взаимосвязаны между собой: реализация мотива может стать целью и наоборот - достижение цели может стать мотивом; реализация интереса к какому-либо виду спорта может стать целью и наоборот и т.д. При всем этом студенты и школьники испытывают эмоции: положительные или отрицательные [8]. Мотивы занятий мы подразделяем на результативные, процессуальные, отметочные (или зачетные), социально значимые (быть здоровым, готовым к жизни, труду и воинской службе) и мотивы избегания неприятностей. Любой мотив (кроме избегания неприятностей) может быть внешним (это требования преподавателей, родителей, деканатов) или внутренним по отношению к студенту. Чтобы внешний мотив стал внутренним необходимо применять научно обоснованные средства, методы и методики воспитания мотивации [4,6,7]. Внешняя и внутренняя мотивации должны существовать в диалектическом единстве. Отрицание роли внешней мотивации (то есть требований преподавателей, деканатов) не допустимо, особенно при отсутствии материальной базы и условий для занятий физкультурой, которые бы удовлетворяли студентов [7].

Если говорить кратко, то внутренние мотивы возникают тогда, когда занятия носят личностный смысл, цели ставятся доступные (ближайшие), оценка достижений производится по сдвигам в

результатах, а не по их абсолютным показателям, когда воспитанники испытывают положительные эмоции при успешной реализации мотивов и целей, при взаимоотношениях с преподавателем, с товарищами по группе, при существующих условиях занятий.

В этих случаях возникают внутренние результативные мотивы (желание достичь определенного результата в контрольных упражнениях, в соревнованиях), процессуальные мотивы (нравится заниматься, нравятся условия занятий, нравится преподаватель, нравятся взаимоотношения в группе, взаимоотношения с преподавателем и т.д.), возникают внутренние зачетные и отметочные мотивы, а также более успешно реализуются и воспитываются социально-значимые мотивы (быть здоровым, физически подготовленным к жизни, труду, воинской службе).

В целом возникает активно-положительное отношение к физической культуре, общественные ценности физической культуры становятся личностными ценностями наших воспитанников, то есть у них воспитывается физическая культура [6,8]. В настоящее время возникла настоятельная необходимость теоретически обосновать значение двигательной среды, как фактора физкультурного воспитания студентов. Дело в том, что определенная часть управленцев и руководителей (в том числе на самом высоком уровне) и непосредственно педагогов-преподавателей физической культуры по-прежнему отстаивают позиции стандартно-нормативного физического воспитания, существовавшего при советской власти. Итоги этой системы печальны: по нашим данным лишь 1-2% взрослого населения систематически занимаются физической культурой [5].

Мы ежедневно видим это по количеству бегающих, передвигающихся на лыжах, прыгающих в длину и высоту, метающих гранату, ядро и т.д. Этот эксперимент над народом России явно не удался. Поэтому на повестку дня поставлено спортивно-ориентированное физическое воспитание [2]. Наши исследования показывают, что это действительно эффективный инновационный подход к физкультурному воспитанию не только школьников, но и студентов [8].

В то же определенная часть ученых и педагогов показывают, что главным компонентом физкультурного воспитания молодежи являются валеологические знания [5,7]. Некоторые исследователи придают важное значение компьютеризации и информационным технологиям [6]. Безусловно, все эти средства воспитания важны. Но наши исследования показали, что важнейшее значение в физкультурном воспитании студентов имеет двигательная среда, соответствующая физкультурно-спортивным интересам наших воспитанников, то есть соответствующая материальная база. Без нее любые валеологические знания и информационно-компьютерные технологии в подавляющем

большинстве случаев не смогут решить проблему физкультурного воспитания студентов, то есть проблему самостоятельных занятий физической культурой [8].

И действительно, сегодня научная мысль отмечает необходимость принципиально нового подхода к воспитанию молодежи, как к сверхсложной проблеме мирового сообщества. Особенно интересны в этом отношении работы медиапедагогов и медиакультурологов [8].

Согласно нашим представлениям физическая культура личности включает в себя два основных компонента: интеллектуальный [1] и деятельностный. В этих направлениях и должны осуществляться педагогические воздействия. Интеллектуальный компонент - это, прежде всего, валеологические знания, а в основе деятельностного компонента лежат средства - виды спорта, системы физических упражнений и другие виды двигательной активности, которые мы называем деятельностными средствами физкультурного воспитания студентов.

При этом на основании проведенных социологических исследований [8] первостепенное значение мы придаем деятельностному направлению педагогических воздействий, считая важнейшей задачей создание двигательной среды, соответствующей физкультурно-спортивным интересам студентов.

Вторым по значению мы считаем интеллектуальное направление педагогических воздействий. А технологическое направление (это главным образом информационно-компьютерные технологии) должно лишь обеспечивать наибольшую эффективность первых двух направлений. Физкультурное воспитание личности мы рассматриваем, прежде всего, на культурологическом основании, как процесс развития индивидуальной культуры личности, становление индивидуальной системы ценностей, на базе которых формируются жизненные принципы каждой личности, как «человека культуры», «творца себя и культуры».

Неотъемлемым условием этого процесса мы считаем субъективное двигательное пространство, как пространство личностного саморазвития студента. Таким образом, двигательная среда является важным фактором физкультурного воспитания студентов. Вместе с тем физкультурное воспитание и самовоспитание мы понимаем и как процесс интеграции знаний, сознания и подсознания личности. На занятиях физической культурой у студентов происходит постоянный диалог между этими компонентами мотивации.

Результатом такого диалога должен стать субъект физкультурного воспитания - студент, который будет носителем предметно практической деятельности в воспитании, как источник и результат активности личности. Так как меняющийся социум ставит личность при занятиях физической культурой и спортом в определенные ситуации, в

том числе проблемные, от их решения и адаптации к ним зависит эмоциональный настрой личности.

Поэтому личность студента рассматривается нами и как субъект ценностно-эмоциональной основы физкультурного воспитания. Таким образом, физкультурное воспитание личности - это ценностно-смысловое и эмоционально-чувственное понятие и исследуется нами как процесс интеграции знания, сознания и подсознания (эмоций и чувств). Поэтому оно представляется нами как субъектный процесс, имеющий ценностно-эмоциональные основы.

Итак, интеграционное взаимодействие знания, сознания и подсознания является неотъемлемым условием успеха в физкультурном воспитании студентов. С целью определения необходимой приоритетности в воздействиях на эти составляющие мотивационной сферы студентов, нами было проведено анонимное анкетирование [6,7]. Оно показало, что ведущим компонентом в мотивационной сфере студентов является эмоциональный компонент, то есть интерес к определенным видам спорта, видам двигательной активности. Это значит, что эмоциональный компонент мотивации у них превалирует над рациональным.

На вопрос «Почему Вы помимо учебных занятий не занимаетесь физической культурой самостоятельно?», большинство студентов (85% из 540 опрошенных) ответили: «Нет условий». «Почему Вы не занимаетесь доступными видами: бегом или лыжами?», 92% студентов ответили: «Не нравится». Это означает, что подсознание, то есть отрицательные эмоции при занятиях этими видами, побеждает в диалоге с сознанием студента о необходимости укрепления своего здоровья и валеологическими знаниями, и студент не становится субъектом главного компонента физкультурного воспитания -деятельностного. Следует учитывать также тот факт, что современная воспитательная среда насыщена сильно действующими на эмоциональную сферу студентов информационно-техническими средствами.

Но, к сожалению, с помощью их демонстрируются события, основанные на стрельбе, взрывах, сексе, убийствах, ужасах, различных преступлениях, насилиях, оказывающих негативное воздействие на человека и деградирующих ценностно-эмоциональные устремления молодежи. А учебные занятия по физической культуре в большинстве случаев в вузах практически не затрагивают положительную эмоционально-чувственную сферу студентов.

Поэтому, естественно, физкультурное воспитание, как по идее-то целенаправленный педагогический процесс, не может противостоять негативным воспитательным факторам, воздействиям и в должной мере решать главную задачу - воспитания у студентов физической культуры.

Эмоциональное восприятие сущностного содержания современного физкультурного воспитания студентов рассматривается нами в контексте анализа кризисных явлений, возникших в результате провозглашения, с одной стороны, свободы выбора видов спорта или систем физических упражнений, а с другой отсутствие условий для выбора.

В итоге всего вышесказанного напрашивается логический вывод: нужно, прежде всего, создавать студентам условия (двигательную среду физкультурного воспитания) для свободы их выбора, для удовлетворения их эмоциональной потребности. Только в этом случае возможен успех в физкультурном воспитании студентов, в воспитании у них деятельностного компонента физической культуры, активного, творческого отношения к своему физическому совершенствованию. Эта позиция обоснована принципиальной ролью подсознания (то есть эмоций и чувств) в «таинстве» любой творческой деятельности, в том числе и физкультурной деятельности [7].

СП

X Список литературы:

1. Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 7.

- С. 37-41.

2. Бальсевич, В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3.

- С. 3-5.

3. Быховская, И. М. «Быть телом» - «иметь тело» - «творить тело»: три уровня бытия «HOMO SAPIENS» и проблемы физической культуры / И. М. Быховская // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7.- С. 2-5.

4. Дуркин, П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук / П. К. Дуркин. - Москва, 1995.

5. Дуркин, П. К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 8.- С. 2-5.

6. Дуркин, П. К. Проблемы формирования здоровья. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 2. - С. 5558.

7. Дуркин, П. К. К проблеме изучения мотивационно - потребностной сферы школьников и студентов / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. -№ 6. - С. 48-52.

8. Дуркин, П. К. Основные закономерности формирования физической культуры у студентов вузов / П. К. Дуркин // Феномен развития в науках о человеке : сборник статей III международной научно - практической конференции. - Пенза: Издательство «Приволжский Дом знаний», 2006. - С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.