Научная статья на тему 'К строительству лечебно-профилактических учреждений в третью пятилетку'

К строительству лечебно-профилактических учреждений в третью пятилетку Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К строительству лечебно-профилактических учреждений в третью пятилетку»

И. И. КОВАЛЕВ (Москва)

К строительству лечебно-профилактических учреждений в третью пятилетку

Вряд ли какой-либо другой участок здравоохранения нуждается в таком радикально санитарном воздействии, как строительство лечебно-профилактических учреждений. Если в прежние периоды и даже в течение второй пятилетки это строительство ограничивалось десятками или сотнями лечебно-профилактических учреждений, то уже с 1937 г. органам здравоохранения необходимо разрешать грандиозную проблему ежегодного массового строительства, насчитывающего тысячи учреждений.

Достаточно указать на полный исключительными заботами о матери и ребенке сталинский декрет об улучшении родильно-ясельной помощи, чтобы получить представление о потребности строительства многих тысяч родильных домов и яслей уже в 1937 г. и в первые годы третьей пятилетки. Анализ народнохозяйственного плана 1937 г., являющегося преддверием новой пятилетки, говорит об огромном внимании партии и правительства к здравоохранению. Это внимание дает крепкий стимул для мощного подъема оздоровительных мероприятий в стране и в частности для строительства лечебно-профилактических учреждений в стране.

Насколько этот участок является отстающим, можно судить по некоторым цифрам, характеризующим развитие строительства лечебно-профилактических учреждений, например, Москвы. В настоящий момент Москва располагает по различным специальностям 23 255 койкаши, находящимися в ведении различных органов здравоохранения (НКЗдрав СССР, НКЗдрав РСФСР, Мособлздрав, Мос-горздрав, "Г'ранссанупр НКПС и т. д.). Потребность же в коечной помощи, исходя из невысокой для Москвы нормы в 9 коек на 1 ООО душ населения, определяется в 33 585 коек (не считая психиатрических). При росте населения, предусмотренном десятилетним планом реконструкции Москвы, эта цифра возрастает до 40 500 коек, а с учетом дальнейших перспектив—до 45 000 коек.

Таким образом, Москва нуждается в течение ближайших 2—3 лет в строительстве 10 330 новых коек, на десятилетие —17 445 коек, а с учетам разных перспектив — 21745 новых коек. К этому количеству недостающих новых коек необходимо прибавить еще около 3 000 коек, необходимых для пользующихся коечной помощью приезжих больных с разных концов СССР (сейчас в Москве ежедневно занято приезжими свыше 2 500 коек).

Кроме того, значительная часть старых московских больниц нуждается в коренной реконструкции.

Принимая во внимание установленный директивными органами объем будущей общей больницы в 250—300 коек, Москве понадобится выстроить около 100 новых больниц.

Таким образом, Москва уже сегодня нуждается в постройке 30—35 новых больниц.

Представление же о темпах проведенного больничного строительства дают цифры строительства родильных домов, яслей и больниц за 1936 г.*.

1 <Наше строительство», 1937 г., № 5, стр. 27.

Территория Всего строилось в 1936 г. Введено в эксплоатацию и я . в* Сметная стоимость законченного строительства Примечание

объектов1 коек объектов| коек е 5? = о ч и о

Всего по СССР____ 750 61 796 139 5 960 436,8 44,9 Из 66 сверхлимит-

в том числе: ных больниц на

Московская область 46 4 284 5 311 8 820 коек сдано

Ленинградская » 21 1 114 1 70 только 7 больниц

Горьковская » 7 471 1 100 на 720 коек (Воро-

Калининская » 8 195 1 20 неж, Сталинград,

Свердловская » 17- 1 121 3 49 Вольск, Москва).

Саратовская » 5 70 — — По ряду больниц

Донецкая » 57 1 855 20 915 строительство

Днепропетровская выполнено на

область .......... 24 1 790 4 38 15—25%

Белорусская область 18 1 294 2 112

Москва же вообще до 1936 г. не построила, за исключением нескольких отдельных корпусов в разных больницах, ни одной новой больницы.

Причина такого отставания кроется прежде всего в слабой организации подготовки строительства — плохом планировании, плохом качестве проектов и омет, запоздалом утверждении проектов и смет, в растягивании строительства на ряд лет и в слабой концентрации средств «а основных строительных объектах.

Между тем в утвержденном постановлением ЦИК и СНК СССР 29.111.1937 г. народнохозяйственном плане Союза ССР раздел «Здравоохранение», являясь конкретным воплощением внимания и заботы партии и правительства к здоровью народа, открывает широчайшие перспективы в развертывании строительства лечебно-профилактических учреждений.

Уже в 1937 г. эти перспективы должны быть реализованы строительством многих тысяч яслей, родильных домов и больниц.

Это ставит перед органами здравоохранения ряд серьезнейших задач организационного характера, а перед государственной санитарной инспекцией выдвигает специальные задачи по рациональному разрешению санитарно-гигиенических проблем проектирования, строительства и пуска в эксплоатацию построенных лечебно-профилактических учреждений.

Прошедшее в апреле этого года Всесоюзное совещание госсанин-спекторов-коммунальников по специальному докладу о предупредительном санитарном контроле над проектированием и строительством лечебных учреждений отметило, что органы здравоохранения и государственная санитарная инспекция уделяли до сих пор чрезвычайно мало внимания предупредительному санитарному контролю над проектированием, строительством и эксплоатацией лечебно-профилактических учреждений.

Наркомздравы союзных республик, их архитектурные проектные организации и научно-технические советы проводят работу по проектированию и строительству лечебных учреждений без достаточного участия органов госсанинспекции. Вследствие этого выпускаемые архитектурно-проектными мастерскими проекты лечебно-профилактических учреждений, особенно типовых, имеют ряд крупных санитарных недочетов как в отношении планировки, благоустройства и бу-

дущей эксплоатации (водоснабжение, удаление,нечистот и отбросов и т. д.)! так и в отношении внутренней планировки зданий (входы, приемные, санитарные узлы, изоляторы, кухни, уборные, внутренняя связь и т. д.).

На некоторых проектах лежит печать упрощенчества и не всегда рационального стремления к удешевлению строительства.

В результате имеются крупные дефекты в проектировании и строительстве лечебно-профилактических учреждений, сданных в экс-плоатацию. На апрельском совещании 1937 г. по борьбе с кишечными инфекциями приводились примеры, когда сточные воды больниц являлись причиной эпидемических вспышек брюшного тифа. Материалы госсанинспекции говорят об отдельных лечебных учреждениях, которые, вследствие плохого устройства очистных сооружений, загрязняют источники водоснабжения. Правда, в большинстве случаев эти материалы относятся к давно построенным больницам.

На Украине, как выяснилось на совещании коммунальных госсанинспекторов, благодаря энергичному вмешательству госсанинспекции, успели «на ходу» выправить крупнейшие санитарные недочеты типовых проектов и добились соответствующего решения республиканского правительства.

Хуже обстоит дело с типовыми проектами НКЗдрава РСФСР.

Проектные организации оказались недостаточно подготовленными к работам, вытекающим из декрета о борьбе с абортами, улучшением родильной и ясельной помощи. Вопросы, связанные с проектированием и строительством тысяч яслей и родильных домов, не были подвергнуты обсуждению широкой медико-санитарной общественности (если не считать общественного просмотра нескольких десятков проектов в течение двух вечеров при плохом к тому же техническом оформлении просмотра). Все это вызвало спешку и упрощенчество в проектировании, спешку в просмотре, спешку в оформлении и утверждении, в результате чего типовые проекты содержат существенные санитарные недочеты.

Отнести эти недочеты, как старались это сделать на просмотре защитники некоторых проектов, на счет стремления к удешевлению строительства, конечно, нельзя.

Дефекты в проектировании и организации строительства приводят подчас к очень крупным разрывам между фактической и сметной стоимостью строительства за счет так называемых внетитульных работ.

Достаточно привести 3—4 примера: по московскому Марьинорощинскому диспансеру разрыв оказался в 305 тысяч рублей, по Челябинской акушерско-ги-некологической клинике в 213 тысяч рублей, по Грозненской поликлинике в 250 тысяч рублей, по Харьковской клинической больнице в 62 тысячи рублей.

Тем более опасна плохо увязанная с санитарной сущностью учреждения экономичность, когда вопрос идет о строительстве тысяч учреждений.

Приведем ряд санитарных недочетов типовых проектов, отмеченных Всесоюзным совещанием госсанинспекторов-коммунальников.

Проект яслей на 36 коек (деревянное здание)

1) отсутствуют указания по санитарному благоустройству усадьбы;

2) отсутствуют расчеты водопотребления и удаления хозяйственно-фекальных сточных вод и отбросов;

3) в незначительном по площади общем двухгрупповом фильтре 6 дверей, предполагающих возможность скрещивания потоков детей, персонала и посети-

телей (в 2 приемные, коридор бокса, уборной, кухню, комнату персонала, бельевую);

4) площадь бокса — 2,30 м2;

5) непроветриваемый узкий (1,35 м), не имеющий естественного освещения, тупиковый коридор у бокса и уборной;

6) туалетная является одновременно и горшечной;

7) при необходимости изоляции одной из групп на случай появления инфекции входом во вторую группу служит комната персонала и одна из групп остается без уборной.

Тот же проект для каменного здания

1) связь одной из групп с изолятором только через приемную и фильтр;

2) при заниженной площади изолятора наличие 3 очень коротких отрезков стен, 2 дверей и окна позволяет установить только 1 кроватку;

3) уборная, расположенная в полутемном коридоре, рядом с кухней;

4) в случае изоляции одной группы единственная уборная будет обслуживать только одну группу;

5) из комнаты персонала в детские помещения можно попасть только через коридор, фильтр и приемную.

Проект яслей на 80 коек

1) проект рассчитан на строительство в населенных пунктах, имеющих центральное водоснабжение и канализацию, между тем потребность в строительстве 80-коечных яслей выходит далеко за пределы количества канализованных горо. дов, которых к концу 1936 г. в СССР было всего 87; это обстоятельство требует, чтобы объяснительная записка и проект предусматривали в расчетах и схемах правильное разрешение проблемы удаления хозяйственно-фекальных сточных вод и при отсутствии центральной канализации;

2) при правильной планировке отдельных секций и комплекса хозяйственных помещений часть верхнего этажа запроектирована нерационально: а) дети попадают в изолятор из обоих этажей только через двор, б) врач (2-й этаж) может попасть в приемную и бокс изолятора на том же этаже или через проходную палату, или, спустившись в I этаж, пройти через двор и снова подняться во II этаж;

3) темными запроектированы: помещение для теплых вещей, проход из раздаточной кухни в секции, уборная и умывальня персонала;

4) сообщение бельевой (оторвана от прачечной) с этажами очень сложное: в прачечной доставка белья идет через двор и I эта!ж во II этаж в бельевую, откуда белье идет обратно по секциям обоих этажей.

Проект яслей на 120 коек

В этом проекте в отношении удаления нечистот имеются те же дефекты, что и в 80-коечном проекте. При удовлетворительном решении планировки входов помещений, отдельных секций, приемно-распределительных узлов имеются следующие недочеты:

1) заниженные площади: отдельных боксов (I этаж), внутренней раздаточной (4,95 м-) и раздачи питания на дом (2,6 м2); в последнюю можно попасть, только пройдя мимо ряда административно-хозяйственных помещений (грязная бельевая, хозяйственная кладовая, комната врача, канцелярия, уборная);

2) указание пояснительной записки на то, что здание должно быть ориентировано основными детскими помещениями на юг или юго-восток, проектировкой спальных помещений, изолятора и помещений грудников, данных в Противоположных ориентациях обоих этажей, опровергается.

Проект родильного дома на 7 коек

1) дан выход в центральный коридор дверей всех помещений дама, кроме кухни и квартиры акушерки: административной, приемной, смотровой, уборной, пропускника-изолятора, стерилизационной, родовой, 2 палат и уборной;

2) занижены площади: родовой—12,1 м2, площадь в 3-коечных палатах по 5,2 м2 на 1 койку, кухня, не имеющая подсобных помещений, 8,8 м2 и смотровая 7,7 м2;

3) нет никакой хозяйственной кладовой.

Проект родильного дома на 15 коек (деревянного)

Проект разработан в санитарном отношении хорошо, площади всех помещений занижены: 3-коечная палата—■ 14,63 м2, 2-коечная —13 м2, детская на 12 коек — 23,19 м2, кухня — 12,6 м2, кладовая — 2,81 м*.

Проект родильного дома на 15 коек (каменного)

Проект, давая удовлетворительные по норме помещения (за исключением выпускника и кладовой), выходы из палат, родовой, операционной и уборной предусматривает в один общий коридор.

В обоих типовых проектах родильного дома независимо от рельефа усадьбы, розы ветров и других факторов рекомендуется постановка хозяйственных служб в север о-восточном или северном углу усадьбы.

Проект молочной кухни и, консультации

1) вестибюль является общим как для матерей с здоровыми и сомнительными по инфекции детьми, посещающих консультацию, так и для посещающих молочную кухню;

2) так как процедурной в консультации нет, то площадь кабинетов врачей (11,1 и 10,9 м2) является заниженной;

3) ожидальня для одновременного пребывания 15—20 матерей с детьми (21,8 м2) также мала.

Наличие этих недочетов и необходимость внесения санитарно-I гигиенического направления в дальнейшее проектирование и строи-

тельство лечебных и профилактических учреждений ставит перед госсанинспекцией четыре основные задачи.

Первая и неотложная задача — это максимально активное влияние на соответствующие руководящие союзные и республиканские ' органы и прежде всего наркомздравы в смысле исправления санитарных недочетов в выпущенных типовых проектах для строительства 1937 г. В связи с этим в первую очередь ВГСИ необходимо дать конкретные указания наркомздравам союзных республик и их проектным . организациям об исправлении основных санитарных недочетов в выпущенных типовых проектах.

Госсанинспекциям союзных республик необходимо немедленно включиться в работу проектных организаций по рассмотрению и переработке типовых проектов применительно к местным условиям, поставив вопрос перед совнаркомами союзных республик о пересмотре лимитов по строительству лечебно-профилактических учреждений, как это сделано в УССР. Наряду с этим в порядке предупредительного санитарного контроля над строительством лечебных учреждений представители госсанинспекции должны принять самое активное участие как в выборе соответствующих санитарным требованиям участков, так и дать программу санитарного благоустройства участков и возводимых учреждений в целом и особенно отдельных элементов санитарного благоустройства— водоснабжения, удаления нечистот и отбросов, санитарно-технического оборудования зданий, организации усадьбы и т. д.

Третья задача, предопределяющая правильное развитие всего комплекса работ санинспекций по предупредительному санитарному контролю над строительством лечебно-профилактических учреждений,— это разработка НКЗдравом СССР положения об этом контроле.

Это положение должно в первую очередь обязать органы здравоохранения, ведомства, общественные и хозяйственные организации, строящие лечебно-профилактические учреждения, не разрабатывать проектов этих учреждений, если программные задания (технико-экономические обоснования) не согласованы с соответствующей госсанинспекцией. Проектирующие организации в свою очередь не должны принимать к исполнению тех работ по проектированию лечебно-профилактических учреждений, на программных заданиях которых нет визы госсанинспекции.

Одним из важнейших этапов предупредительного санитарного контроля является момент рассмотрения и утверждения проектов исполкомами и совнаркомами. Поэтому участие госсанинспекции в рас-

смотрении этих проектов должно быть обязательным: районной для объектов, утверждаемых райисполкомами; городской (окружной) — для объектов, утверждаемых окрисполкомами и горсоветами; областной и краевой для проектов краевого значения; республиканской и всесоюзной — для проектов типовых, проектов республиканского зна- * чения, проектов медицинских вузов и научно-исследовательских ин-' статутов. В случае несогласия утверждающей организации е мнением госсанинспекции вопрос переносится на рассмотрение республиканской или всесоюзной госсанинспекции.

Чрезвычайно важно, чтобы при изменении в строительстве типовых проектов лечебных учреждений изменения, вносимые в проекты строящей или проектирующей организации в зависимости от местных условий (топографические, климатические и др.), обязательно согласовались с местной госсанинспекцией. Точно так же должно быть обязательным участие местной госсанинспекции в выборе участка под строительство, в определении характера и способа водоснабжения, отопления, освещения, вентиляции, способов удаления и обезвреживания сточных вод, нечистот и отбросов.

Серьезное положительное значение для разрешения санитарных задач должно иметь привлечение архитектурно-проектными организациями к работе соответствующих специалистов госсанинспекции во время самого процесса проектирования. Это участие поможет избежать ряд ошибок, могущих потребовать переделки представляемых на утверждение проектов.

В положении должно быть регламентировано право госсанинспек- . ции требовать при предварительном рассмотрении проектов необходимые материалы, освещающие основные вопросы санитарной планировки и санитарной техники (характер строения грунтов, глубина залегания подпочвенных вод, метеорологические данные, характеристика источника водоснабжения и качества воды и т. д.).

Характер работ госсанинспектора по систематическому предупредительному надзору во время строительства и во время приема и сдачи в эксплоатацию учреждений должен быть определен специальной инструкцией НКЗдрава СССР; здания могут сдаваться в эксплоатацию только с разрешения соответствующей госсанинспекции.

Несомненно, что только при активном участии госсанинспекции в работах по проектированию строительства и работе лечебно-профилактических учреждений в пределах приведенного выше минимального объема функций предупредительного санитарного надзора может быть обеспечено создание нормальных условий работы самого лечебного учреждения.

Бесспорно и второе положение, выполнение которого в значительной мере увеличит количество предпосылок для создания рациональных, особенно типовых проектов —это привлечение внимания к делу проектирования широкой врачебной общественности.

Есть еще один метод повышения качества проектов -— это экспериментальное проектирование по различным типам лечебных и профилактических учреждений, но этим делом, кроме Москвы, и то в узких пределах ясельного проектирования, никто не занимается, а им необходимо заняться проектным организациям НКЗдрава СССР, отвечающим за проектную продукцию для всей сети здравоохранения.

Активное проведение перечисленных мероприятий органами здравоохранения и, в частности, госсанинспекцией, мобилизация внимания инженерно-санитарных сил позволят в течение третьей пятилетки поднять один из важнейших участков заботы о человеке и человеке больном на высоту, достойную нашей социалистической родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.