Научная статья на тему 'К столетию со дня рождения академика Ивана Петровича Павлова'

К столетию со дня рождения академика Ивана Петровича Павлова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К столетию со дня рождения академика Ивана Петровича Павлова»

Изучить и обобщить имеющийся опыт, оказать методическую помощь лечебным учреждениям — имеет важнейшее значение для привлечения всей массы лечащих врачей к профилактической деятельности.

Перед гигиеническими научными учреждениями и учеными гигиенистами стоит серьезная задача в области систематической и повседневной работы по повышению квалификации санитарных кадров. Ученые гигиенисты в большом долгу перед практическими санитарными работниками: ведь до сих пор санитарные работники не располагают необходимыми руководствами и пособиями по важнейшим разделам практической работы. Создать в короткий срок библиотеку практического санитарного врача, в которой были бы освещены наиболее животрепещущие вопросы санитарной работы,— одна из первоочередных задач наших ученых гигиенистов.

Итак, формы практической помощи санитарным органам многообразны. Здесь важно подчеркнуть необходимость самой тесной, органической связи между научными учреждениями и санитарными органами, необходимость быстрейшего внедрения в практику результатов научных исследований.

«Наиболее верный и правильный путь внедрения достижений науки в практику, — говорит акад. С. И. Вавилов, — это прямая связь научных учреждений с предприятиями и сельским хозяйством». Нет более верного и прямого пути внедрения достижений гигиенической науки в практику, чем прямая, непосредственная связь гигиенических учреждений и кафедр с санитарными органами.

Мы призываем наши гигиенические научные учреждения, гигиенические кафедры, ученых гигиенистов быстрее откликнуться на призыв ра-богничоь науки и практики города Ленина и конкретными практическими делами поддержать их патриотический почин.

Проф. Е. М. Беркович

К столетию со дня рождения академика Ивана Петровича Павлова

27 сентября 1949 г. исполняется 100 лет со дня рождения величайшего русского физиолога И. П. Павлова.

Иван Петрович Павлов прожил долгую, 86-летнюю, жизнь. В личности Павлова переплелись идеальные черты гениального исследователя-материалиста, отдавшего всю свою жизнь без остатка изучению физиологии, и пламенного патриота. Обладая исключительной силой мышления, способностью тончайшего анализа и обобщения фактов, огромной волей и целеустремленностью, умением концентрировать внимание на определенной задаче и отдавать все силы на ее разрешение, И. П. Павлов оставил редчайшие образцы глубины и силы научного творчества в различных областях физиологии. Работая в области физиологии кровообращения или разрабатывая проблемы пищеварения, или, наконец, создавая в сущности новую дисциплину — объективное изучение высшей нервной деятельности,— везде он обнаруживал ценнейшие данные, основанные на огромном числе наблюдений, тщательных экспериментов, которых никто не мог ни опровергнуть, ни отрицать.

Фактам Иван Петрович придавал исключительное значение. «Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты,— говорил он,— как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории — пустые потуги». Любую

теорию, 1сак бы заманчива она ни была, он безжалостно оставлял, если она не соответствовала фактам.

Воспитанный на идеях великих русских революционеров-демократов <Писарева, Чернышевского, Добролюбова, Герцена и др.), Иван Петрович в своей научной деятельности становится последовательным материалистом. Особенно широко развернул он борьбу за материализм в связи с разработкой учения о высшей нервной деятельности. Для него было несомненным, что природа, мир материален и существует вне и независимо от человека, что познание мира есть отражение в мышлении этого мира. Объективность пространства и времени была для него

неоспорима. Структура и функция организма отражают его взаимодействие с внешним миром. Организм, говорил Павлов, лишь относительно •обособившаяся часть среды. Все детали структуры и проявления ее в движении — результаты взаимоотношения частей структуры между собой или с внешним миром. Этими высказываниями Иван Петрович -особенно подчеркивал значение взаимосвязи организма с внешней средой.

На формирование взглядов И. П. Павлова как ученого оказал большое влияние величайший русский клиницист прошлого столетия С. П. Боткин, от которого Иван Петрович воспринял идею нервизма, ставшую впоследствии основной идеей в системе его физиологических взглядов. Но, конечно, наиболее сильно во всей научной деятельности Павлова сказалось влияние «отца русской физиологии» И. М. Сеченова.

И. П. Павлов неоднократно подчеркивал роль Сеченова в развитии русской физиологии и идейную связь между Сеченовым и его собственной деятельностью. Оценивая эту связь, он пишет: «Да, я рад, что вместе с Иван Михайловичем (Сеченовым) и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могучей власти физиологического исследования

вместо половинчатого весь нераздельно животный организм. И это — целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общей человеческой мысли».

Стоя на позициях материализма, И. П. Павлов открыл основные законы высшей нервной деятельности — торможение и иррадиацию нервных процессов в коре головного мозга, законы индукции и т. д. Это позволило установить власть физиолога-материалиста над многими процессами, происходящими в мозгу. И. П. Павлов показал, что в работе мозга все явления строго связаны между собой, и этим укрепил позиции детерминизма в неврологии. Он связал основные функции мозга с определенной структурой больших полушарий и дал новые принципы локализации функции и предела их заменимости. Он изучал механизм действия органов чувств, подошел к разрешению проблемы сна, гипноза, нервных заболеваний и т. д. Он подтвердил единство психического и физического. Имя Павлова — символ мощи материалистической науки. Это было и остается непреложным не только для материалистов, но и для сторонников антинаучных идеалистических воззрений. Отсюда и борьба против учения Павлова. Еще в 1906 г. И. П. Павлов предвидел неизбежность этой борьбы. Он говорил: «Нельзя закрывать глаза на то, что прикосновение истинного последовательного естествознания к последней грани жизни не обойдется без крупных недоразумений и противодействия со стороны тех, которые издавна и привычно эту область явлений природы обсуждали с другой точки зрения и только эту точку зрения признавали единственной законной в данном случае».

Действительно, реакционные ученые встретили работы Павлова враждебно. Еще в 1912 г. известный реакционный физиолог Шерринг-тон. заявил Павлову: «А знаете, ваши условные рефлексы в Англии едва ли будут иметь успех, потому что они пахнут материализмом». В послевоенные годы наблюдается дальнейшее развитие идеалистических направлений в разлагающейся науке США и Западной Европы. Это находит свое отражение в новом подъеме злобных выступлений против учения И. П. Павлова со стороны мракобесов всех мастей и направлений. Расцвет советской науки явно оказался не по вкусу представителям витализма и теологии. Шеррингтон, который в последнее время занялся проповедью о происхождении души человека из сферы звезд и созвездий, снова выступает против учения Павлова.

И. П. Павлов еще при жизни ответил своим критикам, желающим возродить давно отброшенное учение о душе как о непознаваемой сущности: «Для натуралиста, — писал он, — все в методе, ¡в шансах добыть непоколебимую прочную истину, и с этой только обязательной для него точки зрения душа как натуралистический принцип не только не нужна ему, но даже вредна».

И. П. Павлов был гениальным новатором-материалистом в науке и опрокинул немало идеалистических кумиров и идолов. В течение всей своей долгой жизни он твердо и последовательно боролся за подлинную науку и научное мировоззрение, никогда не отступая от своих принципов. Несмотря на враждебную критику, мировое общественное мнение не могло не оценить заслуг И. П. Павлова, и это признание нашло свое выражение и в присуждении ему Нобелевской премии в 1904 г., и в избрании его доктором Кэмбриджского унив»оситета в 1912 г., и в единодушном признании его «старшиной физиологов мира» на XV Международном конгрессе физиологов в 1935 г. и т. д.

Будучи глубоко русским человеком, И. П. Павлов был страстным патриотом. Он всей душой любил свою родину и свой народ. Среди либеральной и реакционной дореволюционной буржуазии считалось мод-мым всячески клеветать на русский народ, выискивать в нем отрицательные черты. Павлов горячо протестовал против этого. «Это дрянной нанос,— говорил он,— это проклятое наследство крепостного права». Он

глубоко переживал неудачи России. В 1905 г. в тяжелую пору поражений на Дальнем Востоке он воскликнул с горечью: «Нет, только революция может Россию спасти. Правительство, которое довело до такого позора страну, должно быть немедленно свергнуто». В это же время он сочувственно выступает в пользу студенток, покинувших курсы в знак протеста против реакционной профессуры. Он оказывает им помощь, читая лекции на дому. Приветствуя победу революции на I съезде физиологов, Павлов отметил: «Мы только что расстались с мрачным, гнетущим временем». В Париже на предложение дать интервью о Советской России он гневно ответил: «Вне пределов родины я о ней не рассказываю». На замечание, что наука не имеет родины, он вспылил: «А у ученого она должна быть». Он глубоко верил в силу и таланты своего народа. Он отказывается от помощи иностранных врачей, заявляя, что русские ¡врачи оперируют не хуже немецких. Оценивая исключительно благоприятное положение науки в Советском Союзе, Павлов заявляет: «Мы, руководители научных учреждений, находимся прямо в тревоге и беспокойстве по поводу того, будем ли мы в состоянии оправдать все те средства, которые нам предоставляет правительство». Его патриотизм ярко сказался в заявлении, которое он сделал в 1935г. после тяжелой болезни. Он сказал: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколь позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству».

Павлов оставил огромное научное наследство, которое теперь разрабатывается его многочисленными учениками. Факты, обнаруженные Павловым, с успехом используются в самых разнообразных отраслях медицины. Клиника внутренних болезней, клиника нервных и психических болезней, психология, фармакология и другие дисциплины эффективно используют учение Павлова.

К сожалению, в гигиенических дисциплинах учение Павлова не нашло еще надлежащею развития, а между тем гигиена питания, личная гигиена, гигиена труда и другие разделы гигиены могли бы быть в значительной мере построены на основах, разработанных Павловым и его учениками. Его идеи о взаимоотношении человека и среды можно было бы использовать при разработке многих гигиенических проблем. Разработка проблем акклиматизации, гигиены освещения, борьбы с шумом и т. д. будет значительно эффективнее в свете учения И. П. Павлова. Несмотря на всю близость и плодотворность идей Павлова для гигиенических наук, эти идеи еще не достаточно используются при разрешении гигиенических задач. Необходимо заполнить этот пробел в возможно короткий срок. От учения И. П. Павлова должен быть переброшен надежный мост к гигиеническим наукам. Это обязаны сделать гигиенисты и физиологи совместно.

Многотомный труд «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.»

Достижения советской медицины в Великой Отечественной войне общеизвестны.

На полях величайших в истории человечества битв советские врачи выдержали серьезнейшее испытание. Для того чтобы возвратить в строй более 70% раненых воинов, требовались не только героизм и самоотверженность, но и высокий уровень советской медицинской науки, правильная организация медицинского обеспечения и зрелость медицинских кадров.

Руководители медицинской службы на фронтах и в тылу, врачи всех рангов, военных и гражданских лечебных учреждений — от пслко-

2 Гигиена и санитария, № 9

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.