Научная статья на тему 'К СТОЛЕТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

К СТОЛЕТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / FIRST UNIVERSITIES / ПЕРМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / PERM UNIVERSITY / ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И МЕХАНИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ / FACULTY OF MECHANICS AND MATHEMATICS / FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлев В.И.

Приводится краткая история развития математического образования в Пермском университете - одном из первых государственных университетов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CENTENARY OF MATHEMATICAL EDUCATION AT PERM UNIVERSITY

The article presents a brief history of the development of mathematical education at Perm University, which is one of the first state universities of Russia.

Текст научной работы на тему «К СТОЛЕТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

2016

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Математика. Механика. Информатика

Вып. 3(34)

УДК 51(091)

К столетию математического образования в Пермском университете

В. И. Яковлев

Пермский государственный национальный исследовательский университет Россия, 614990, Пермь, Букирева, 15 iakovlev@psu.ru; 8(342) 2 39 62 98

Приводится краткая история развития математического образования в Пермском университете - одном из первых государственных университетов России.

Ключевые слова: Первые университеты; Пермский университет; физико-математический и механико-математический факультеты.

DOI: 10.17072/1993-0550-2016-3-129-142

1. Первые университеты

Образование как общественный институт существовало на протяжении всей истории Человечества. Начавшись как профессиональное, передаваемое из поколения в поколение, с накоплением общечеловеческих знаний о Природе, Человеке и Обществе, в древнем мире, оно стало реализовываться не только в кругу семьи, но и в специализированных научно-учебных, философских школах Древнего Китая, Индии, Греции, Арабского халифата.

Возникновение мировых религий привело к потребности в широкой популяризации этих учений и создании школ нового типа. И первые учебные заведения, дававшие знания религиозного, общечеловеческого содержания, создавались по инициативе и при активном участии деятелей буддизма, христианства, мусульманства и других религиозных направлений. Они создавались при монастырях, кафедральных соборах сначала как внутренние школы, а позднее и как светские учебные заведения.

Так появились первые учебные заведения, получившие название университетов (см. табл. 1).

© Яковлев В. И., 2016

Таблица 1

Европа Америка

Константинополь (Аудиториум, 425) Harvard University (1636)

Салерно (мед. школа, 946 - 1861) Yale University (1701)

Болонья (юр. школа, XI в.) University of Pennsylvania (1740)

Париж, Оксфорд (XII в.) Princeton University (1746)

Саламанка, Падуя, Неаполь (XIII в.) Columbia University (1754)

Тулуза (1229), Кембридж (XIII в.) Brown University (1764)

Прага (1348), Краков (1364) Dartmouth College (1769)

Вена (1365), Гейдельберг (1385) Cornell University (1865)

2. Высшее образование в России до первой четверти XX века

В 1914 г. в России было 63 государственных и 54 общественных и частных высших учебных заведения [1]. В том числе 22 высших женских курсов, 17 инженерных институтов, 10 земледельческих, 8 военных академий, 10 педагогических институтов,

Приведем некоторые из них, ставшие первыми центрами высшего образования в нашей стране (в скобках год основания): Киево-Могилянская академия (1516), Славяно-греко-латинская академия (1687), Школы, семинарии (ХУ1-ХУИ в.), Морская академия (Петербург, 1715), Университет при Петербургской АН (1725-1766),

Академия художеств (1757),

Педагогический институт (Петербург,1804), Институт корпуса инженеров путей сообщения (1809),

Московская духовная академия (1814), Технологический институт (1832), Архитектурное училище (1830), Училище гражданских инженеров (1832), Императорская Военная Академия (1832), Межевой институт (1835), Институт корпуса горных инженеров (1834),

Московское техническое училище (1868).

Кроме специализированных вузов до 1917 г. в России было 14 университетов:

1. Московский университет (1755),

2. Дерптский (Юрьевский; 1893-1918)

университет (с 1632 - академия Густавиана, закрыт в 1710 г. и открыт заново в 1802, с 1919 - Тартуский университет),

3. Виленский университет (с 1579 -академия и университет (учредители - Король и Папа), с 1773 - Главная школа, с 1803 -университет (Александр 1, в 1823 - один из крупнейших в Европе!), в 1832 закрыт).

4. Казанский университет (1804),

5. Харьковский университет (1804),

6. Петербургский университет (1819),

7. Александровский университет (с 1640 - академия Або (Турку), с 1827 - университет, с 1917 - Хельсинкский университет),

8. Университет им. Св. Владимира (Киев, 1834),

9. Варшавский университет (1816-1830, с 1857 - Медакадемия, с 1863 - университет),

10. Новороссийский университет (Одесса, 1864),

11. Сибирский университет (Томск, 1878),

12. Николаевский университет (Саратов, 1909),

13. Ростовский университет (1915 эвакуированный Варшавский, 1917),

14. Пермский университет (1916 -отделение Петербургского, 1917.).

У каждого университета был свой собственный устав. Образование, как правило, было трехлетним. Университет обычно состоял из четырех отделений (факультетов): физико-математического, словесных наук, медицины, нравственных и политических наук. Однако в некоторых университетах были свои особенности. Так, в Виленском университете был богословский факультет, в Дерпт-ском - богословский, юридический, философ-

ский и медицинский факультеты. Философский факультет в Дерпте включал кафедры чистой и прикладной математики, астрономии, теоретической и опытной физики, химии, ботаники, минералогии, сельского хозяйства, технологии. Первые два года на этом факультете отводились для чистой математики (арифметика, алгебра, геометрия и тригонометрия, аналитическая геометрия и алгебра, дифференциальное и интегральное исчисление), третий год - для прикладной математики (механика, оптика, астрономия и другие науки).

Сравнительные исследования показывают, что в канун Первой мировой войны Россия не была самой отсталой страной мира. Это относится и к системе российского образования. В стране существовала развитая система начальных и средних школ, 30 % населения были грамотны, в вузах училось более 40 000 студентов. Основные показатели российской системы образования (число средних и высших учебных заведений, число студентов на 10 000 жителей и другие) были сопоставимы с показателями Англии, Германии, Франции и других европейских стран, но уступали американским. В США было значительно больше университетов, в них обучались около 150 000 студентов, а в средних учебных заведениях обучались около 1 млн человек.

Кроме этого, существовали особенности национальных образовательных систем. Так, в России было меньше университетов (Россия -13, Великобритания - 15, Германия - 22), но больше специализированных вузов (военных, морских, технических, сельскохозяйственных, женских, ...), которые часто были крупнее соответствующих европейских институтов, академий, высших школ. Во многих российских вузах осуществлялось углубленное изучение математических наук. В частности, на 10 высших женских курсах и в 9 университетах были физико-математические факультеты, а всего в России было более 60 кафедр чистой и прикладной математики (24 в институтах и военных академиях). Среди первых российских профессоров было довольно много иностранных ученых, но уже после 1815 г. в вузах преобладали отечественные преподаватели.

В начале XX в. качество образования в наших вузах было достаточно высоким. Косвенно это подтверждается профессиональными успехами наших известных инженеров, ученых, профессоров, в том числе, покинувших Россию после 1917 г.: И.И.Сикор-

ский, С.П.Тимошенко, А.А.Лебедев, В.К.Зворыкин, В.Н.Ипатьев, А.Е.Чичибабин и другие.

Министром просвещения в 1915-1916 годах был граф Павел Николаевич Игнатьев (1870-1945) - сын генерала Николая Павловича Игнатьева (1832-1908), русского посла в Константинополе, а затем - министра внутренних дел, и внук генерала Павла Николаевича Игнатьева (1790-1879) - директора Пажеского корпуса, генерал-губернатора Санкт-Петербурга, а затем - Председателя Совета министров. П.Н. Игнатьев-младший с 1904 по 1907 гг. являлся председателем Киевской земской управы, с 1907 по 1909 - губернатором Киева, с 1909 по 1912 гг. - директором Департамента земледелия в Главном управлении землеустройства и земледелия, с 1912 по 1914 гг. - товарищем главноуправляющего земледелием (т.е. заместителем министра), в 1915-1916 г. - Министром народного просвещения, с 1917 г. - главой русского Красного Креста.

Перед самой революцией 1917 г. под руководством П.Н. Игнатьева были разработаны основы так и не состоявшейся реформы российского образования. Главными направлениями реформы, отражавшей взгляды выдающихся педагогов второй половины XIX - начала XX вв. (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, НИ. Пирогов, В.И. Чарнолуский), должны были стать: привлечение общественности к управлению образованием; автономия образовательных учреждений и большие права органов местного самоуправления в сфере образования; поощрение частной инициативы; создание единой школы с преемственностью всех ее ступеней; отделение школы от церкви; содействие развитию национального образования; отмена всех сословных, национальных и других ограничений; всеобщее обязательное начальное образование; совместное обучение мальчиков и девочек; свобода преподавания и отмена цензуры учебников; регулярное обновление содержания образования. В 1917 г., как бывший царский министр, Павел Николаевич обвинялся Временным правительством в государственной измене и подвергался допросам в рамках следственных действий. Однако это не помешало ему быть избранным в том же году Почетным членом Российской Академии наук, Петроградского и Пермского университетов.

После 1919 г., находясь в иммиграции, П.Н. Игнатьев опубликовал свои мемуары о работе в качестве министра. Из его воспоминаний, а также из других публикаций начала XX в., можно сделать вывод о том, что в России существовали реальные планы по модернизации и развитию всей системы государственных и частных образовательных учебных заведений страны. Министерство просвещения, при активной поддержке Николая II, планировало целую серию важных реформ в системе среднего и высшего образования. В том числе, открытие не менее 9 новых университетов и технических вузов (в Ростове-на-Дону, Перми, Иркутске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Ярославле, Екатери-нославле, Владивостоке, Ташкенте), новых факультетов в уже существующих университетах (Томском, Саратовском), принятие нового университетского устава, расширявшего права профессорской коллегии (особенно в кадровых вопросах) и другие. Однако Февральская и Октябрьская революции 1917 г. привели к полному отказу от его планов.

Главными центрами математического образования России в конце XIX - первой четверти XX в. были Петербургский, Московский, Киевский, Казанский и Харьковский университеты. При университетах были созданы научные математические общества, студенческие кружки, издавались научные труды. В вузах работали такие известные математики и механики, как А.А. Марков, А.М. Ляпунов, В.А. Стеклов, Д.Ф. Селиванов, Н.М. Гюнтер, В.Г. Имшенецкий, И.В. Мещерский, Д.К. Бобылев, А.Н. Крылов, П.О. Сомов, Г.В. Колосов, Н.Б. Делоне, Н.Н. Лузин, Б.К. Млодзеев-ский, Д.Ф. Егоров, С.П. Фиников, Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин, А.П. Норден, Е.А. Болотов, П.В. Воронец, А.П. Котельников, Г.К. Суслов, О.Ю. Шмидт, Н.Г. Чеботарев, Г.В. Колосов, П.П. Граве, Л.С. Лейбензон, Г.Ф. Вороной.

С установлением Советской власти (в период 1917-1920 гг.) была продолжена политика расширения сети образовательных учреждений. В России появились новые вузы, в том числе, университеты в Тифлисе, Баку, Симферополе (сначала как филиал Киевского университета), Нижнем Новгороде (на базе политехнического института), Воронеже (эвакуированный Юрьевский университет), Ярославле (из Демидовского лицея), Самаре (из пединститута), Екатеринодаре (Краснодаре),

Ставрополе, Владикавказе, Костроме, Омске, Иркутске, Ташкенте и других городах.

В 1920 г. в Екатеринбурге был открыт Уральский университет. В его состав входили институты: горный, политехнический и другие, в 1922 г. переименованные в факультеты. В последующие 1920-е годы общее число вузов сократилось, так как некоторые из них были закрыты или слиты с другими (Смоленск, Ярославль, Самара, Астрахань и т.д., слились 1-й и 3-й московские университеты).

В это время решительно изменилась образовательная политика нового государства. Основным идеологом новой российской системы образования и организации науки стал Михаил Николаевич Покровский - историк по образованию, академик АН БССР (с 1928) и АН СССР (с 1929), зам. наркома просвещения (до 1932) А.В. Луначарского. Как историк-марксист он считал, что история - это политика, обращенная в прошлое, а государственная система образования должна отражать интересы правящего класса. "Положения об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики", подписанного Я.М. Свердловым и М.Н. Покровским, принятое на заседании ВЦИК 30.09. 1918 г., предполагало решительный разрыв со сложившимися традициями российского образования. В частности, отменялись единые программы, классноурочная система, оценки, вместо учителей вводились "школьные работники" и т.д. Старая концепция общего образования также упразднялась. Создавалась единая трудовая школа (ЕТШ, без сложного, ориентированного на местные нужды, деления на типы учебных заведений), состоящая из двух ступеней: первая (начальная) - 5 лет, вторая (средняя) - 4 года.

Решительные изменения произошли и в высшей школе. В соответствии с декретом Совнаркома РСФСР "О правилах приема в высшие учебные заведения", подписанного В.И. Лениным и М.Н. Покровским 02.08.1918 года, были отменены вступительные экзамены и подача документов о полученном образовании. Фактически в университеты принимали всех желающих, кому исполнилось 16 лет. Это привело к резкому росту числа студентов и изменению социального состава студенчества (большинство были из рабочих и крестьян). Для придания образованию идеологической направленности предполагалось закрытие гуманитарных фа-

культетов и создание новых факультетов общественных наук (ФОН). Первый ФОН был открыт 03.03.1919 г. в 1-м Московском университете на базе юридического и историко-филологического факультетов. Именно на ФОНах создавались первые кафедры истории социализма, истории рабочего движения, Конституции РСФСР и т. п. Здесь, в первую очередь, внедрялся марксизм-ленинизм как теоретическая основа всех наук, удалялась старая профессура, основной набор студентов шел за счет рабочих факультетов.

Такой наплыв студентов вызывал серьезные затруднения: не хватало преподавателей, аудиторий (занятия проходили в 2-3 смены), многие студенты были не подготовлены к слушанию университетских лекций и оказывались совершенно беспомощны, когда дело доходило до лабораторных и семинарских занятий. Попытки преподавателей провести проверку знаний вновь набранных студентов власти расценивали как антисоветские действия и саботаж. Однако дальнейший ход учебы показывал, что она многим не под силу. Образовавшийся в результате упразднения гимназий разрыв между вузами и школой попытались заполнить системой рабфаков.

Так, в феврале 1919 г. при институте народного хозяйства им. Плеханова был открыт первый рабочий факультет (рабфак), а затем они были организованы при всех университетах.

В Постановлении Народного комиссариата просвещения (НКП, от 11.09.1919) предписывалось: "Открыть при университетах республики подготовительные курсы, как автономные учебно-вспомогательные учреждения, имеющие целью подготовку в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу, присвоив им название Рабочих факультетов". Предполагалось, что рабфаки изменят социальный состав студенчества и подготовят рабоче-крестьянскую молодежь к учебе в вузах. Срок обучения на рабфаках был установлен в 6 месяцев, но позднее его продлили до 2, а затем и 4 лет. Набор на рабфаки проводился только по направлениям райкомов РКП и комсомола, фабрично-заводских профсоюзных комитетов. К концу гражданской войны насчитывалось 74 дневных рабфака и 14 вечерних, на них обучалось несколько десятков тысяч человек. Значительное число студентов рабфаков состояло в

компартии и комсомоле. Все студенты рабфаков получали стипендии, им выдавались красноармейские пайки, и они должны были стать опорой советской власти в вузах.

В 1918 г. Постановлением Советского правительства были отменены экзамены в вузах (исключался любой контроль знаний студентов). Для уравнивания преподавательского состава были отменены все ученые степени и звания. Каждый желающий, если он мог читать лекции, имел возможность занять должность профессора. Так многие доценты, преподаватели и даже люди без педагогического опыта стали профессорами. Запрещалось работать в одном университете на преподавательской работе более 15 лет. Далее предстояло переходить на другую работу или выдержать всероссийский конкурс. Например, в Московском университете 90 из 99 профессоров должны были пройти этот конкурс, а 175 доцентов, приват-доцентов и других лиц сразу получили звание профессора. Аналогичной была ситуация и в других университетах.

3. Физико-математический факультет (1916-1922), естественное и физико-техническое отделение педагогического факультета (1922-1930)

Пермский университет был открыт в октябре 1916 г. как филиал Петроградского университета. Он был первым на Урале и седьмым из современных российских "класс-сических" университетов. Законодательно (решением Временного Правительства) ПГУ получил статус самостоятельного университета 05 мая 1917 г. Важнейшую роль в этом событии сыграл знаменитый меценат Николай Васильевич Мешков (1851-1933). Его доверенным лицом в министерской комиссии по организации университета был известный профессор-механик Московского университета Сергей Алексеевич Чаплыгин (1969-1942). Первым ректором ПГУ был назначен профессор-астроном Юрьевского университета Константин Доримедонтович Покровский (1868-1944) [10, 11].

По планам министерской комиссии в состав университета должны были входить четыре факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский и юридический. Однако в год открытия был осуществлен прием только на три факультета. Медицинский факультет стал отделением

физико-математического факультета. Всего в университет было принято 522 студента, из которых на отделения физико-математического факультета (математическое, медицинское, естественное, химическое) - 386, на юридический факультет - 72, на историко-филологический факультет - 64 студента.

Важнейший вклад в создание педагогического коллектива нового университета внес столичный университет. В 1916-1920 гг. преподавателями физико-математического факультета ПГУ работали лучшие выпускники математического отделения Петербургского университета - А.С. Безикович, В.В. Безико-вич (Дойникова), А.Ф. Гаврилов, А.А. Фридман, Я.Д. Тамаркин, Р.О. Кузьмин, И.М. Виноградов, Н.С. Кошляков (математики), а также преподаватели и выпускники других вузов - К.Д. Покровский (астроном), К.Ф. Абрамович (математик), Г.Г. Вейхардт (физик), А.А. Добиаш (физик), В. Тркал (физик), С.В. Орлов (астроном), Г.А. Шайн (астроном). О.К. Житомирский (математик), В.О. Окулов (механик), А.Б. Вериго (механик), Н.Н. Ежов (физик), М.В. Битовт (физик), В.В. Тяжелов (физик), А.А. Шульц-Ку-ликовская (физик), Н.П. Неронов (математик), Б.М. Щиголев (математик).

Первым деканом физико-математического факультета (и проректором) был назначен профессор Казанского университета Б.К. Поленов (геолог). В 1917-1920 гг. эту должность последовательно занимали профессора Н.В. Кул-ташев (химик), А.А. Рихтер (биолог), А.С. Без-икович, А.А. Фридман, Я.Д. Тамаркин (математики). На факультете было создано Физико-математическое общество (К.Д. Покровский -председатель, А.С. Безикович - казначей, А.А. Фридман - секретарь) и начато издание научных трудов - "Журнал физико-математического общества при Пермском университете". В первых двух выпусках журнала (1919, 1921) были опубликованы работы (для некоторых первые) будущих известных ученых (Р.О. Кузьмина, И.М. Виноградова, Б.М. Щиголева, А.А. Фридмана, А.С. Безиковича). Несмотря на трудности и лишения тех лет, на заседаниях общества регулярно (раз в полтора месяца) проводились заседания.

Драматические события (гражданская война) 1918-1920 гг. существенно осложнили и без того непростую ситуацию на всех факультетах университета. Менялись названия факультетов, открывались новые (технический,

факультет общественных наук (ФОН) - организован вместо историко-филологического и юридического), однако физико-математический, сельскохозяйственный и медицинский факультеты продолжали свою работу и в 1920 г. к ним был добавлен "рабфак" (подготовительные курсы). С июля 1919 по июль 1920 г. университет находился в эвакуации в г. Томске. Осенью 1921 г. на физико-математическом (математическое, химическое, биологическое, геологическое, фармацевтическое отделения), медицинском, техническом, агрономическом факультетах, ФОН и рабфаке уже обучались 2296 студентов и работали 211 научных работников (из них - 52 профессора).

Одним из студентов был Н.Д. Моисеев -будущий профессор, заведующий кафедрой небесной механики МГУ, директор Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга (ГАИШ), известный историк механики.

В сентябре 1921 г. правительством был утвержден первый советский устав высшей школы, предполагавший существенное ограничение университетской автономии, революционную перестройку структуры вузов, их образовательной и научной деятельности. Решением Наркомпроса в 1922 г. физико-математические факультеты были преобразованы в педагогические (для подготовки преподавателей). Физико-математические факультеты были оставлены только в четырех университетах: Московском, Петроградском, Казанском и Томском. Так, в Пермском университете появился (03.07.1922) педагогический факультет с отделениями естественных наук, общественно-экономических наук, лингвистическим (правовое отделение и технический факультет были закрыты) и институтом народного образования, возникшем в 1921 г. В 1924 г. отделение естественных наук было преобразовано в физико-техническое. Педагогический факультет стал одним из самых крупных в университете.

Первый выпуск педагогического факультета состоялся в 1925 г. Среди первых выпускников было 9 математиков. В этот период деканами были профессор А.И. Сырцов (1922-1923), преподаватель П.Л. Будрин (с октября 1923), А С. Соколов (1928-1930). На физико-техническом отделении работали профессора С.П. Слугинов (математик, 19211936), А Н. Нефедьев (астроном, 1923-1927), Б.В. Станкевич (физик, 1924), П.А. Смирнов (физик, 1925-1927), К.К. Дубровский (астро-

ном, 1931-1933), доценты Б.В. Бородин (1922-1932), Ф.Г. Трубин (1921-1929), Н.Н. Ежов, В.В. Тяжелов, ассистенты А.Б. Вериго (до 1927, но фактически до 1925 г.), А.А. Шульц-Куликовская (до 1929 г.), М.В. Битовт (физик), А.И. Хатенко (математик, 1930). Среди преподавателей появились свои выпускники - И.П. Мерзляков, А.А. Короткова.

К 1930 г. было выпущено 5 томов "Журнала физико-математического общества", издавались "Труды математического Семинария" (научно-математический кружок профессора С.П. Слугинова).

В 1929-1930 гг. в СССР начался новый этап вузовской реформы. Началось выделение факультетов в самостоятельные учебные заведения - институты. В итоге на смену некоторым университетам пришли самостоятельные институты, а оставшиеся университеты (их иногда называли новыми) предназначались для подготовки преподавателей вузов, техникумов и школ, научных кадров по физико-математическим и естественным наукам. Однако уже в 1933 г. часть институтов была закрыта, а некоторые укрупнены (из 362 вузов было сформировано 280, в которых обучались 265 тыс. студентов).

Из ПГУ в 1930 г. были выделены химико-технологический (переведен в г. Березники, но вскоре закрыт), сельскохозяйственный, ветеринарный (переведен в г. Троицк), медицинский и педагогический институты. В 1931 г. новый Пермский университет состоял из физического, биологического, геологического, химического, зоологического отделений. Во вновь созданные институты была передана лабораторная база, библиотечный фонд, туда перешли работать многие преподаватели, но не было четкого разграничения между управленческим аппаратами университета и педагогического института (был общий директор), студенты институтов по-прежнему занимались в университетских аудиториях. В 1933 г. было принято решение о возрождении университета в составе 4 факультетов: физико-математического, биологического, химического и геологического.

4. Физико-математический факультет в 1933-1960 годах

В 1933 г. физико-математический факультет имел только две специальности - металлофизика и математика. Деканом факультета был В.И. Кармилов. И в связи с тем, что большая часть оборудования физиче-

ских лабораторий была передана педагогическому институту и заведующему кафедрой физики (с 1931) Н.Н. Ежову, пришлось заново создавать лабораторную базу кафедры. В вузах вновь была введена лекционная система преподавания.

В 1934-1935 гг. на математическом отделении работали профессор С.П. Слугинов (зав. кафедрой), доценты Н.А. Коротков (декан) и П.В. Бордовский, ассистенты А.А. Ко-роткова и С.С. Шатунова. На физическом отделении работали и.о. профессора С.П. Лит-виненко (зав. кафедрой), доценты П.Е. Степанов (с 01.09.1935 зав. кафедрой общей физики), О.А. Базилевская, А.Т. Титов. (зав. кафедрой металлофизики), ассистенты И.П. Мерзляков, А.А. Ушаков и 7 сотрудников учебно-вспомо-гательного персонала.

В октябре 1936 г. университет отмечал свое 20-летие. С начала этого года физико-математический факультет состоял из двух отделений (математического и физического) и четырех кафедр: математики и механики, опытной физики, теоретической физики и металлофизики. Первые два года студенты учились по общему учебному плану, а разделение на математиков и физиков происходило с третьего курса. Такое совместное обучение продолжалось до начала 1950-х гг. Деканом факультета, заведующим кафедрой математики и механики, проректором по заочному отделению был назначен приехавший из Иркутска профессор Борис Акселевич Викберг.

В 1938 г. по инициативе Б.А. Викберга на физико-математическом факультете появились три новые кафедры: математического анализа (приказ № 47 от 26.03.1938), теоретической механики (приказ № 122 от 13.09.1938), высшей алгебры и геометрии (приказ № 122 а, от 13.09.1938). Деканом физико-математического факультета с осени 1938 по март 1940 года вновь был доцент Н.А. Коротков, позднее перешедший работать в Ленинградский военно-механический институт, находившийся в годы войны в эвакуации в Перми. Далее (до 1942) деканом был доцент И.В. Цыганков, с 1939 г. работавший доцентом кафедры высшей алгебры и геометрии. Секретарем факультета была Весенина.

Первым заведующим кафедрой математического анализа был назначен профессор Б.А. Викберг. После его смерти в сентябре 1938 г. и.о. зав. кафедрой был назначен и.о. профессора А.А. Темляков На кафедре рабо-

тали доцент, к.ф.м.н. А.Н. Чибисов (назначен проректором ПГУ), ассистенты А.В. Костин и И.П. Подольный (позднее работал в Ленинградском Военно-механическом институте), лаборант В.П. Волошкевич). В 1939 г. кафедра математического анализа была переименована в кафедру высшей математики. В 1940 г. приступил к работе доцент Б.Н. Бабкин. К кафедре теоретической механики был приписан доцент А.А. Ушаков. На кафедре высшей алгебры и геометрии работали зав. кафедрой, доцент Н.А. Коротков, ассистент А.А. Коротко-ва, лаборант И.П. Петухов.

В 1940 г., в связи с переименованием г. Перми в г. Молотов, Пермский университет был переименован в Молотовский государственный университет им. А.М. Горького. Это название сохранялось до 1958 г.

В военные годы (с 1942 по 1944 гг.) деканом физико-математического факультета был Иван Петрович Мерзляков. На факультете работали академик В.И. Смирнов (зав. кафедрой механики, 1941), профессор МГУ С.А. Яновская (зав. кафедрой алгебры, 1941-1943 гг.) и некоторые московские преподаватели. После отъезда Софьи Александровны из Перми несколько студентов по ее рекомендации перевелись в МГУ. Среди них были будущие профессора мехмата МГУ М.М. Постников, О.А. Олейник (академик РАН), Е.Б. Дынкин.

В год окончания войны в университете было пять факультетов, на которых обучались 667 студентов и работали 123 преподавателя, в том числе 13 профессоров и 37 доцентов. На физико-математическом факультете работали три кафедры. Секретарем деканата в 19451947 гг. была Ольга Владимировна Кермик (Дерендяева), ее сменила Нурулина, а с 1951 по 1960 гг. - Лидия Степановна Луканова.

В 1949 г. в университете вновь появился технический факультет (впервые был в 19201922 г.) с четырьмя отделениями: металлургическим, горным, химико-технологическим и гражданского строительства. В его структуре была открыта кафедра механики, а позднее -кафедры технологии металлов и энергетики (1951), химической технологии неорганических веществ (1952).

В 1958/59 учебном году на техническом факультете уже было 16 лабораторий, несколько кабинетов и учебных мастерских. Первым деканом и заведующим кафедрой механики был назначен к.ф.м.н., доцент И.Ф. Верещагин.

В 1950-х гг. на кафедрах физмата и тех-фака работали многие замечательные ученые и преподаватели: Г.А.Бугаенко, Е.Е. Драхлин, Е.Г. Гонин, Ю.Н. Котков (первый пермский мастер спорта по шахматам), Г.А. Жданов, Б.Н. Бабкин, Ю.В. Девингталь, Г.С. Шевцов, И.Г. Севрук, Г.К. Ибраев, Р.А. Рекка и другие.

С 1947 по 1951 гг. кафедрой высшей алгебры и геометрии заведовал доцент И.В. Цыганков. Важным событием в организации математического образования и научных исследований в Перми стал приезд из г. Свердловска известного алгебраиста профессора С.Н. Черникова, возглавлявшего кафедру высшей алгебры и геометрии ПГУ с 1951 по 1961 гг. Сергей Николаевич был не только блестящим профессором математики, но и прекрасным организатором и научным руководителем признанной научной школы в области теории групп. Многие его ученики впоследствии стали известными учеными, профессорами университетов.

Известным советским математиком, авторитетным научным руководителем был и профессор Лев Израилевич Волковыский, возглавлявший в 1955-1965 гг. кафедру теории функций, выделенную из кафедры математического анализа. С 1946 г. на кафедре математического анализа работал доцент Семён Ильич Мельник (с 1947 по 1972 гг. - зав. кафедрой).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успешное развитие физико-математического факультета в 1950-е гг. и острая потребность в специалистах, имеющих основательное физико-математическое образование (математиках-прикладниках, механиках, физиках, преподавателях физико-математических дисциплин), сделали неизбежным дальнейшее развитие физико-математического образования, теоретических и прикладных научных исследований. В 1960 г. в Перми был открыт политехнический институт (в него были переведены все студенты, некоторые сотрудники и лаборатории технического факультета ПГУ), в феврале в университете был создан вычислительный центр, а в мае физико-математический и технический факультеты прекратили своё существование, став родоначальниками двух новых факультетов: механико-математического и физического. Это было начало нового этапа развития физико-математического образования и науки в Пермском крае.

5. Механико-математический факультет

11 мая 1960 г. приказом Министерства высшего профессионального образования РСФСР № 364 "О структуре Пермского государственного университета им. А.М. Горького" физико-математический факультет ПГУ был разделен на два - механико-математический и физический факультеты. Первым деканом механико-математического факультета был назначен доцент И.В. Цыганков, возглавлявший физико-математического факультет с 1948 по 1956 гг. В состав мехмата вошло 4 кафедры: математического анализа, теории функций, высшей алгебры и геометрии, механики.

На кафедре высшей алгебры и геометрии к 1960 г. сформировалась получившая международную известность алгебраическая школа, которую, как и кафедру, возглавлял профессор Сергей Николаевич Черников (в дальнейшем - член-корреспондент АН УССР). Из научной школы С.Н. Черникова вышли академик РАН И.И. Еремин, член-корреспондент АН СССР М.И. Каргаполов, 5 докторов и 9 кандидатов наук. В дальнейшем эту кафедру возглавляли профессор Петр Иванович Трофимов (1961-1986), доценты Александр Анатольевич Иванов (1987-1990, ныне -профессор Вроцлавского университета), Яков Давидович Половицкий (1990-2002) и Владимир Николаевич Павелкин (2008 - 2013).

В 2002 г. кафедра была преобразована в кафедру дискретной математики и информатики и ее возглавил профессор Евгений Карлович Хеннер - известный специалист в области использования информационных технологий в образовании. В 2008 г. эта кафедра была переименована в кафедру информационных технологий (выпускающую кафедру по новой специальности "Информационные технологии") и из нее вновь выделена кафедра алгебры и геометрии (заведующий кафедрой - В.Н. Павелкин).

Кафедру теории функций до 1965 г. возглавлял профессор Лев Израилевич Волковы-ский. На кафедре существовала известная научная школа в области теории функций, из которой вышло 5 докторов и 10 кандидатов физико-математических наук. По инициативе Л.И. Вол-ковыского и Ю.В. Девингталя в 1960 г. в ПГУ был создан вычислительный центр. Его до 1990 г. возглавлял доцент Ю.В. Девингталь.

После 1965 г. кафедрой заведовали доценты Герман Александрович Жданов (19651967), Юрий Владимирович Девингталь (1967-1972), профессор Иван Васильевич Мисюркеев (1972-1988), доцент Александр Андреевич Калмыков (1988-1999). В 1978 г. кафедра переименована в кафедру теории функций и функционального анализа. ИВ. Мисюркеевым была создана научная школа, занимающаяся нелинейным функциональным анализом. Пять выпускников этой школы стали кандидатами физико-математических наук. При А.А. Калмыкове появилось новое научное направление - системный анализ образовательных технологий. С 1960 по 1972 гг. кафедра была выпускающей, как по специальности "Математика", так и по новой специальности "Вычислительная математика". В 1999 г. кафедра была присоединена к кафедре математического анализа.

В 1972 г. из кафедры теории функций была выделена кафедра прикладной математики. Ее первым заведующим стал директор ВЦ ПГУ Юрий Владимирович Девингталь. С 1984 г. кафедру возглавляли профессора Евгений Леонидович Тарунин (с 1984 по 1999 гг.) и Сергей Владимирович Русаков (с 1999 г.), каждый из которых подготовил значительное число кандидатов наук и внёс важный вклад в развитие научно-образовательной базы кафедры и формирование педагогического коллектива.

В 1991 г. из кафедры прикладной математики (с 1993 г. - кафедра прикладной математики и информатики, ПМиИ) выделилась кафедра математического обеспечения вычислительных систем (МОВС) под руководством профессора Александра Ивановича Микова. Большинство нынешних доцентов этой кафедры - ученики А.И. Микова. После А.И. Микова кафедру возглавляли доценты Людмила Николаевна Лядова (2003-2008) и Светлана Игоревна Чуприна (с 2008). Кафедры ПМиИ и МОВС стали основной базой для подготовки студентов по одному из наиболее популярных и сейчас на факультете направлений "Прикладная математика и информатика".

В 1963 г. на факультете вновь (после 1939) появилась кафедра высшей математики. Она предназначалась для преподавания математических дисциплин на других факультетах университета. Ее первым заведующим был доцент Борис Николаевич Бабкин (до 1975 г.). В дальнейшем кафедру возглавляли доцент Нина Валериановна Воронина

(1975-1986), профессора Владимир Михайлович Суслонов (1986-2005) и Игорь Егорович Полосков (с 2005 г.).

В 1991 г. из кафедры высшей математики выделилась кафедра теории вероятностей и математической статистики. Ее заведующими были профессора Ян Петрович Лумель-ский (1991-1996) и Ракип Ахметович Абусев (1996-2005). В 2005 г. эта кафедра вновь была присоединена к кафедре высшей математики.

Кафедру математического анализа 24 года (с 1947 по 1971 гг.) возглавлял доцент Семен Ильич Мельник. Им было создано новое научное направление, связанное с некоторыми приближенными методами решения задач математической физики, подготовлено 4 кандидата наук. В дальнейшем заведующими этой кафедры были доценты Римма Александровна Рекка, Алексей Алексеевич Олейник и профессор Валерий Нагимович Аптуков. На кафедре появились новые научные направления, в частности, связанные с математическим моделированием и механикой.

Кафедру механики (с 1969 г. - механики и процессов управления) в 1960-1961 гг. возглавлял доцент Николай Фролович Лебедев. Однако ее основателем и многолетним заведующим (в 1949-1960 гг. и с 1961 по 1974 гг.) был доцент, позднее профессор - Иван Фёдорович Верещагин, ставший основателем пермской научной школы механиков. Под его руководством зародились и развивались научные направления кафедры, научные связи кафедры со многими ведущими вузами и исследовательскими институтами страны.

В этот период научные интересы сотрудников кафедры были сосредоточены на проблемах движения аппаратов с переменной массой и управления движением сложных механических систем.

Профессор И.Ф. Верещагин подготовил более 10 кандидатов наук.

С 1974 г. кафедру механики и процессов управления возглавлял профессор Владимир Владимирович Маланин (с 1984 г. - проректор, с 1987 г. - ректор, с 2010 г. - президент университета). Он основал новые научные направления, связанные с динамикой сложных динамических (в том числе стохастических) систем, подготовил двух докторов и восемь кандидатов наук. В связи с открытием новой специальности "Компьютерная безопасность" в 2006 г. кафедра была переименована в кафедру

процессов управления и информационной

безопасности (ПУиИБ) и стала выпускающей не только для направления "Механика и математическое моделирование", но и для специальности "Компьютерная безопасность".

С 2011 г. кафедру ПУиИБ возглавляет профессор Вадим Иванович Яковлев. С 2004 г. специальность "компьютерная безопасность" является одной из самых востребованных не только на мехмате, но и в университете. Многие студенты получают "губернаторскую" стипендию, активно и успешно участвуют в жизни университета, в региональных и международных конкурса, чемпионатах. Среди преподавателей кафедры есть талантливые ИТ-специалисты, лауреаты премии Пермского края в области науки за лучшую работу в области информационных технологий (Ю.Р. Айдаров - 2007, А.Н. Фирсов - 2008 г.), в 2016 г. Л.М. Ермакова получила ученую степень доктора философии (phd) в университете г. Тулуза (Франция).

В 1969 г. из кафедры механики была выделена кафедра теории упругости под руководством профессора Николая Фроловича Лебедева, ставшего основателем в ПГУ научных направлений, связанных с механикой твердого деформируемого тела (МТДТ). В развитие новой кафедры (с 1977 г. - кафедра МТДТ) существенный вклад внесли ее дальнейшие руководители - профессора Габдула Касимович Ибраев (1977-1986), Николай Фролович Лебедев (1986-1989) и Юрий Алексеевич Дубравин (1989-2004). В период заведования кафедрой Ю.А. Дубравиным (в связи с появлением нового направления, связанного с механикой жидкостей и газов) кафедра получила новое название - кафедра механики сплошных сред (МСС).

В 1999 г. на мехмате появилась новая кафедра - прикладной механики и вычислительных технологий (ПМиВТ), - заведующим которой стал профессор, академик РАН, директор ИМСС РАН Валерий Павлович Матвеенко.

В 2004 г. эта кафедра была объединена с кафедрой МСС и получила название механики сплошных сред и вычислительных технологий (МССиВТ). До 2014 г. этой кафедрой заведовал академик В.П. Матвеенко. С 2015 г. кафедрой заведует профессор Александр Львович Свистков. Сейчас кафедра имеет мощный кадровый потенциал и передовую материально-техническую базу. В 1995 г. был открыт филиал кафедры в ИМСС УрО РАН (г. Пермь).

Большую организационную работу по развитию факультета проводили деканы: Иван Власович Цыганков (1960-1961), Герман Александрович Жданов (1961-1965), Иван Васильевич Мисюркеев (1965-1972), Евгений Андреевич Шамордин (1972 - 1984), Александр Иванович Миков (1984-1989), Александр Иванович Севрук (1989-1995), Юрий Алексеевич Дубравин 1995-2004), Вадим Иванович Яковлев (2004-2014), Андрей Геннадьевич Кузнецов (с 2014).

В организации учебной работы многое зависело от деятельности заместителей декана по учебной работе. В разные годы эту должность занимали Г.А. Жданов, Р.А. Рекка, Е.А. Шамордин, М.Д. Гончаров, А.В. Демидов, Р.А. Абусев, В.Н. Терпугов, В.М. Выдрин, А.И. Севрук, В.А. Антонов, А.П. Скачков (1995 -2004), Е Ю. Никитина (2004 - 2013), А С. Гла-дышева (с 2013 г.). Им помогали секретари и методисты мехмата: Тамара Петровна Пахомо-ва (1960-1964), Лилия Федоровна Кузьменко (Колчанова, 1964-1966), Зинаида Михайловна Григоренко (1965-1966), Надежда Николаевна Уткина (1966-1967), Ольга Николаевна Ребри-на (1967-1971), Ольга Николаевна Новикова (1971-1972), Светлана Ивановна Омелик (1972-1980), Земфира Рафгатовна Бактикова (до 1989 г.), Елена Викторовна Гуляева (19891993), Татьяна Ивановна Грибалева (19931995), Татьяна Николаевна Поморцева (1995 -2013), Татьяна Александровна Шибалкина (1985-2013), Марина Асанхановна Неизвестных (с 2013 г.), Вера Игоревна Горелова (с 2014 г.). Секретарями по вечернему и заочному отделениям в разное время были Игорь Плато-нович Лапчинский, Григорий Иванович Караваев, Валентина Тимофеевна Яковлева, Татьяна Александровна Шибалкина.

На протяжении всей истории факультета (с некоторыми перерывами) на нем велось очное (дневное), вечернее и заочное обучение (по разным специальностям и направлениям).

После 2004 г. на факультете осуществлялся прием и на сокращенную форму обучения по направлению "Прикладная математика" для выпускников колледжа информационных технологий и других средних специальных учебных заведений. До первой трети 1990-х гг. неуклонно увеличивались цифры приема абитуриентов (1965 - 100, 1971 - 150, 1985 - 200, 2015 - более 200), и, как следствие, - общее количество студентов, выпускников и преподавателей.

На протяжении всей истории факультета (с некоторыми перерывами) на нем велось очное (дневное), вечернее и заочное обучение (по разным специальностям и направлениям). После 2004 г. на факультете осуществлялся прием и на сокращенную форму обучения по направлению "Прикладная математика" для выпускников Колледжа информационных технологий и других средних специальных учебных заведений.

Отметим, что до первой трети 1990-х гг. неуклонно увеличивались цифры приема абитуриентов (1965 -100, 1971 - 150, 1985 - 200, 2015 - более 200), и, как следствие, - общее количество студентов, выпускников и преподавателей.

В 1961 г. на факультете осуществлялась подготовка по трем специальностям: матема-

В табл. 2 приведены цифры только по очному отделению. Контингент студентов заочного отделения до 1984 г. также увеличивался (1961 - 99, 1984 - 218), но далее (до 2005 г.) он был в пределах 100 - 110 человек. В 2015 г. было 35 заочников ("Информационные технологии"). Начиная с 2000 г. существенную роль стал играть и внебюджетный прием (в том числе, и на сокращенную форму обучения для выпускников ССО). Поначалу это было 30-40 студентов, в 2004 - около 100, в 2005 - почти 150, в 2006-2007 гг. - около 100 человек. Далее количество внебюджетных студентов неуклонно сокращалось.

В 1995 г. на факультете состоялся первый выпуск бакалавров по направлениям "Математика" и "Механика", в 1996 г. - по направлению "Прикладная математика и информатика". В эти же годы был осуществлен первый прием в магистратуру по этим направлениям (в 1995 г. в магистратуру поступило 14 человек). В 1995- 1998 гг. диплом бакалавра получали все выпускники IV курса, а далее большинство продолжало учебу на V курсе (как специалисты) или в магистратуре.

В дальнейшем в бакалавриат поступали только те студенты, которые планировали обу-

тика, механика, вычислительная математика, на которых обучалось 253 студента (очное обучение), работали 33 преподавателя (3 доктора наук, профессора и 9 кандидатов наук, доцентов). В этот год 41 выпускник получил диплом об окончании мехмата. Но уже в 1971 г. факультет выпустил более 1000 специалистов. Тысячный диплом был вручен ленинской стипендиатке Т. Сметаниной.

С 1972 г. место "Вычислительной математики" заняла "Прикладная математика и информатика". В 2004 г. на мехмате появилась новая специальность - "Компьютерная безопасность", а в 2007 - направление "Информационные технологии" (с 2015 г. на нем существует и заочное обучение).

чение в магистратуре. Остальные студенты зачислялись как специалисты (на 5-летнее обучение). В 1997 г. первые 7 студентов окончили магистратуру по направлениям "Математика" и "Механика" (Остапенко Е.Н., Фёдорова Е.В., Кагайкина Л.Е.), а в 1998 г. состоялся первый выпуск магистров-прикладников.

В 2007-2010 гг. студенты-математики (специалисты и магистры) имели возможность получить дополнительную квалификацию "Преподаватель". За 4 года она была присвоена более 50 выпускникам. С 2008 г. на базе РИНО начато обучение по дополнительной квалификации "Системный инженер" (для студентов других факультетов ПГУ).

Отметим, что с 1970 г. количественный рост контингента студентов и преподавателей был небольшим, однако значительно улучшался качественный состав преподавателей. Увеличилось число штатных кандидатов и докторов наук (Г.К. Ибраев (с 1975 г.), Н.Ф. Лебедев (с 1983 г.), Е.Л. Тарунин (с 1983 г.)). Только за 2000-2008 гг. на факультете защищено 6 докторских и 7 кандидатских диссертаций. Уже к 1984 г. процент преподавателей кандидатов и докторов наук, вырос с 43,3 % до 69,8 % (см. табл. 3).

Таблица 3

Годы 1961 1965 1970 1984 2010 2015

Преподаватели (всего/штат.) 33 54 60 70 184/138 144

Канд., доц. 9 16 26 49 75/45 66

Докт., проф. 3 1 1 5 30/13 20/12

Таблица 2

Годы / кол-во студентов 1961 1964 1976 1991 1996 2001 2006 2009 2015

Студ. 253 668 672 717 599 630 798 900 635

Вып. 41 93 123 87 120 98 97 120 105

Кроме того, значительно увеличилась эффективность научно-исследовательской работы преподавателей и сотрудников факультета. Научные направления мехмата возглавляли профессора С.Н. Черников, Л.И. Волковыский, И.Ф. Верещагин, П.И. Трофимов, Н.Ф. Лебедев, Г.К. Ибраев, И.В. Мисюр-кеев, В.В. Маланин, Е.Л. Тарунин, В.М. Суслонов, А.И. Миков, Я.П. Лумельский, Р.А. Абусев, П.Н. Сапожников, А.Н. Верещагин,

B.П. Матвеенко, Ю.А. Дубравин, Е.К. Хеннер,

C.В. Русаков, В.И. Яковлев, В.Н. Аптуков, А.Л. Свистков, И.Е. Полосков, В.Ф. Панов, И.Н. Шардаков, ИГ. Семакин, Л.Н. Ясниц-кий, К.Г. Шварц, О.Г. Пенский, доценты Ю.В. Девингталь, С.И. Мельник, В.М. Пестренин, Л.Н. Лядова, С.И. Чуприна, А.Г. Деменев.

В 1960 г. сотрудниками факультета были опубликованы 42 научные статьи, в 1970 - 77, а в 1984 г., почти при такой же численности преподавателей, как в 1970, - уже 181. В 2004 -341, в 2008 - 574, в 2015 г. - 700 (в том числе, 74 - ВАКовских, 76 - Skopus, 14 - WoS). Только за 2000-2010 гг. издано 26 монографий.

Регулярно издаются научные журналы и сборники научных работ кафедр ПУиИБ, МОВС, ВМ, ПМиИ: "Проблемы механики и управления" (с 1972 г.), "Вестник Пермского университета. Математика, механика, информатика" (с 1993 по 2007 гг. - 1 выпуск в год, 2008-2009 - 2 выпуска, 2010 г. - 3 выпуска, с 2011 гг. - 4 выпуска в год).

В 2007-2010 гг. совместно с ПГГПУ и ПНИПУ издавался иллюстрированный журнал для молодежи "Живая математика" (выпущено 5 номеров). К 50-летию факультета (в 2010 г.) были изданы книги "Мехмат сегодня. Mechmath forever" (304 с.), "Мехмат. Биографический справочник" (244 с.), сборник очерков по истории факультета "Наш мехмат" (484 с.), в 2015 г. (к 55-летию ММФ) - "Ученые мехмата" (409 с.)

Ежегодно проводятся факультетские научные конференции (в том числе студенческие), научно-методическая конференция "Рождественские чтения" (кафедра прикладной математики и информатики).

Кафедра механики и процессов управления трижды проводила большие региональные совещания заведующих кафедрами теоретической механики вузов Урала, Сибири и Дальнего востока, участвовала в организации и проведении VIII Всероссийского съезда по теоретической и прикладной механике (2001).

В мае 2016 г. факультет стал организатором международного форума "Математика и глобальные вызовы XXI века", посвященного вековому юбилею университета. В организации и проведении форума приняли участие многие российские университеты (МГУ, ПНИПУ, ПГГПУ и другие), ПНЦ УрО РАН, министерства Пермского края, известные зарубежные и отечественные ученые. В рамках форума прошли международный симпозиум "Дифференциальные уравнения - 2016", научные конференции (молодых ученых, по информационной безопасности, по высокопроизводительным вычислениям, по искусственному интеллекту, по преподаванию математических и информационных дисциплин), разнообразные выставки, круглые столы, заседание НМС УМО по математике и механике (с участием деканов более 40 вузов России) и другие мероприятия.

С годами менялось финансирование НИР. Если в 1969 г. объем хоздоговорных работ составлял 45 тыс. руб., то в 1984 он достиг 255 тыс. (с экономическим эффектом 630 тыс.). В работе по хоздоговорной тематике в 1984 г. было привлечено 140 студентов.

В 2004 г. объем выполненных НИР (хоздоговорных и грантов) составил более 11 млн руб., в 2008 - около 24 млн руб. Ведущие профессора и доценты успешно участвуют в работах по грантам министерства, РФФИ, РГНФ, краевого правительства (В.В. Маланин, В.П. Матвеенко, Е.К. Хеннер, В.Н. Аптуков, И.Е. Полосков, О.Г. Пенский и другие), в работе МИГов (С.В. Русаков, Е.К. Хеннер, В.Н. Терпугов, С.И. Чуприна).

Следует отметить, что в первые годы существования физико-математического факультета большинство его преподавателей были выпускниками Петербургского университета. Но в дальнейшем важную роль стали играть выпускники МГУ: К.Д. Покровский, А.А. Ушаков, А.Н. Чибисов, Б.А. Викберг, С.Н. Черников (аспирантура), Л.И. Волковыский (аспирантура), А.Е. Райк, А.А. Темляков (аспирантура), Г.А. Жданов, Р.Б. Зархина, Н.Ф. Лебедев, И.В. Шрагин, В.В. Морозенко. Некоторые преподаватели нашего факультета защищали в МГУ диссертации (Б.Н. Бабкин, И.Ф. Верещагин, ЯП. Лумельский, С.В. Русаков, П.Н. Сапожников), поддерживали научные связи с коллегами из МГУ.

В 1970-1990 гг. с циклами лекций в ПГУ выступали профессора мехмата МГУ В.Г. Демин, В.В. Белецкий, И.А. Тюлина, профессора РУДН А.С. Галиуллин, Р.Г. Мухарлямов.

Расширилась и обновилась материально-техническая база факультета. К 1985 г. на факультете было 10 учебных лабораторий, вычислительный зал, зал микро- и малых ЭВМ, терминальный класс на 12 рабочих мест. В учебном процессе и для научных исследований широко использовался и потенциал компьютерного центра механико-математического факультета (бывшего вычислительного центра университета). Сейчас на факультете 12 прекрасно оборудованных компьютерных классов, и несколько учебно-исследовательских лабораторий.

Вместе с тем немало внимания уделяется методической работе. С 1979 по 1980 гг. по решению Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР на факультете проходил проверку экспериментальный учебный план для специальности "Механика", разработанный Е.А. Шамординым и заведующими кафедрами МиПУ (В.В. Малани-ным) и МТДТ (Г.К. Ибраевым) с целью улучшения организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.

В 1984 г. состоялся первый выпуск студентов, работавших по этому плану, и ГЭК, назначенная министерством, одобрила эксперимент. До 1985 г. разработаны и изданы "Книжки программ и методических указаний" для студентов курсов всех специальностей, а "Книжка первокурсника" переиздавалась трижды.

За последние 15 лет издано более 150 учебных пособий, в том числе в центральных издательствах, и более 150 методических разработок, указаний и других методических материалов. Преподаватели факультета активно участвовали в разработке методической документации при внедрении новых образовательных стандартов, учебных планов, в методических конференциях университета и других вузов страны, кроме того, они используют в преподавании современные информационные ресурсы и новые информационные технологии.

В 2006-2007 гг. факультет активно участвовал в реализации Национального проекта "Образование". Более 25 профессоров и доцентов факультета впервые получили возможность побывать в ведущих зарубежных университетах (повышение квалификации, обмен опытом), а лабораторная база кафедр пополнилась оборудованием на сумму, превышающую 65 млн руб. В результате общение с зарубежными коллегами позволило выиграть

грант по программе Британского совета ("Бридж"). Грант дал возможность 8 магистрантам-прикладникам в 2010-2011 гг. получить дипломы магистров не только III У, но и университета г. Рединга (Великобритания). После получения университетом статуса Национального исследовательского университета (2010) практика зарубежных командировок и пополнения материальной базы кафедр была продолжена.

С 2000 г. более 15 профессоров и доцентов факультета были награждены государственными, правительственными и региональными наградами, почетными званиям Заслуженный деятель науки РФ (Е.К. Хеннер), Заслуженный работник ВШ РФ (Ю.А. Дубра-вин, Я.Д. Половицкий, В.И. Яковлев, С.В. Русаков), Почетный работник ВПО РФ, лауреат Строгановской премии (В.В. Маланин, В.П. Матвеенко). Лауреатами премии Пермского края в области науки стали профессора Е.Л. Тарунин и Е.К. Хеннер, а также трое молодых преподавателей: Ю.Р. Айдаров (2007), А.Н. Фирсов (2009), Д.А. Гагарина (2011).

Для поощрения лучших преподавателей и сотрудников ученым советом факультета в 2005 г. была учреждена медаль им. Л. Эйлера "За заслуги" (уже награждены более 120 преподавателей и сотрудников мехмата, ПГНИУ, ПНИПУ, ПГГПУ, МГУ и других университетов), а в 2007 г. - почетные звания "Почетный профессор мехмата" (награждены Е.Л. Тарунин, В.В. Маланин, В.П. Матвеенко, С.В. Русаков, Я.Д. Половицкий) и "Почетный доцент мехмата" (награждены Г.С. Шевцов, Р.А. Рекка, Н.А. Репьях). Факультет трижды (в 2005, 2010, 2015 гг.), проводил большие юбилейные мероприятия (45-, 50-, 55-летие) с участием студентов, преподавателей, сотрудников и выпускников мехмата.

Студенты факультета активно занимаются научной работой, культурной и общественной деятельностью; ранее участвовали в стройотрядовском движении (в 1966 г. был создан 1 отряд "Факториал", в 1970 их было 3, в 1984 г. - 13).

С 1960 г. более 30 лет при факультете работала Школа юных математиков для учащихся 7-10 классов, с 1972 г. - заочная Школа юных математиков. Занятия в ней часто вели самые квалифицированные преподаватели. Кроме того, студенты ежегодно успешно участвуют в региональных, всероссийских, международных олимпиадах по математике (2013 - III место, 2015 - II место; Израиль, Ариель), теоретической механике, информати-

ке, программированию, а также в студенческих конференциях и конкурсах научных работ.

В 2004 г. команда мехмата получила золотые медали Чемпионата мира по программированию (г. Прага), в 2013 г. - бронзовые (г. С.- Петербург).

Студенты мехмата - активные участники художественной самодеятельности. В академическом хоре университета со дня его основания всегда было много "мехматян". В первом составе "Бригантины" выступал В.М. Кондаков, в дальнейшем там пели Л.Б. Грай-фер, В. Попов, Т. Нестерова, М. Базуев, О. Пенский и др.

В 2004 г. "мехматяне" заняли I место в общем зачете, а позже дважды - II место. С 2004 по 2010 гг. мехмат трижды становился победителем в "Большой весне". Ежегодно на факультете проходит празднование Дня мехмата - "День числа п".

Не чужд "мехматянам" и спорт. Многие студенты занимаются в секциях спортклуба "Наука", часто показывают хорошие результаты на соревнованиях, входят в сборные команды ПГУ. Некоторые преподаватели успешно выступают в соревнованиях по шахматам, волейболу, в чемпионатах мира по зимнему плаванию (Е.Л. Тарунин - неоднократный чемпион и призер) и бальным танцам (Т.Ю. Шеина - неоднократный призер).

В заключение хочется отметить, что несмотря на значительные достижения, многочисленные позитивные перемены, произошедшие на мехмате за годы его существования, на факультете существует много проблем, мешающих его дальнейшему успешному развитию.

Тем не менее, история факультета еще далека от завершения и мехматяне смотрят в будущее с оптимизмом.

Список литературы

1. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М.: Академия наук СССР. Институт истории СССР, 1991. 392 с.

2. Яковлев В.И. Из истории физико-математического факультета ПГУ (1916-1960) // Вестник Пермского университета. Математика, механика, информатика. Вып. 3(3). Пермь: изд-во ПГУ, 2010. С. 4-15.

3. Яковлев В.И., Половицкий Я.Д. Механико-математическому факультету ПГУ - 50 лет // Вестник Пермского университета. Математика, механика, информатика. Вып. 3(3). Пермь: изд-во ПГУ, 2010. С. 16-20.

4. Половицкий Я.Д. Кафедры - предшественницы кафедр мехмата // Мехмат сегодня. Mechmath forever. Пермь: изд-во ПГУ, 2010. С 17-23.

5. Леонтьев А.А. История образования в России от древней Руси до конца ХХ века. URL: //http://www.ateismy.net/index.php?id=459&option =com_content&view=article (дата обращения: 10.06.2016).

6. Аврус А.И. История Российских университетов (очерки): монография // URL: http://www.twirpx. com/file/440793/ (дата обращения: 10.06.2016).

7. URL: http://lomonosovfund.ru/enc/ru/encyclopedia: 0128813:article (дата обращения: 10.06.2016).

8. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Механико-математический факультет Пермского государственного университета (дата обращения: 10.06.2016).

9. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи // М.: ИИЕТ РАН, 2009. 176 с.

10. Яковлев В.И., Макеев Н.Н. К.Д. Покровский. Хроника жизни ученого. Ч. 1 // Вестник Пермского университета. Математика, механика, информатика. Пермь: изд-во ПГНИУ 2014. Вып. 1(24). С. 94-104.

11. Яковлев В.И., Макеев Н.Н. К.Д. Покровский. Хроника жизни ученого. Ч. 2 // Вестник Пермского университета. Математика, механика, информатика. Пермь: изд-во ПГНИУ. 2014. Вып. 2(25). С. 85-8.

On the centenary of mathematical education at Perm University

V. I. Yakovlev

Perm State University; 15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia iakovlev@psu.ru; 8(342) 2 39 62 98

The article presents a brief history of the development of mathematical education at Perm University, which is one of the first state universities of Russia.

Keywords: first universities; Perm University; Faculty of Physics and Mathematics; Faculty of Mechanics and Mathematics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.