Научная статья на тему 'К созданию наблюдающего устройства для двигателей постоянного тока'

К созданию наблюдающего устройства для двигателей постоянного тока Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
158
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ / ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ / METHOD OF LEAST SQUARES / DC MOTOR PARAMETER IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Гаргаев Андрей Николаевич, Каширских Вениамин Георгиевич

Рассмотрены метод наименьших квадратов и рекуррентный метод наименьших квадратов для проведения динамической идентификации параметров двигателей постоянного тока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Гаргаев Андрей Николаевич, Каширских Вениамин Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About creating state observers for DC Motors

Least squares method and recursive least squares method for online parameters identification of DC Motors are considered.

Текст научной работы на тему «К созданию наблюдающего устройства для двигателей постоянного тока»

УДК 622.532:004.4

А.Н. Гаргаев, В.Г. Каширских

К СОЗДАНИЮ НАБЛЮДАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА

В регулируемых электроприводах, например, на карьерных экскаваторах и буровых станках, до настоящего времени широко применяются электродвигатели постоянного тока (ДПТ). Известно, что характеристики электродвигателя в значительной степени определяются его электромагнитными параметрами (активные и индуктивные сопротивления обмоток, постоянные времени, магнитный поток), которые могут отличаться от каталожных данных из-за нестабильности технологического процесса при изготовлении и некоторых видах ремонта.

Знание действительных значений электромагнитных параметров ДПТ позволяет судить о его техническом состоянии и, при необходимости, корректировать технологический процесс.

Кроме того, в процессе эксплуатации текущие значения параметров зависят также от режимов нагружения и теплового состояния ДПТ, поэтому желательно контролировать параметры в реальном времени с использованием получаемой информации для управления, диагностики и защиты электропривода.

Из-за технической сложности или невозможности прямого измерения параметров ДПТ непосредственно в процессе его работы, целесообразно применение наблюдающего устройства, работа которого заключается в следующем: измеряются входные и выходные сигналы ДПТ, а далее, с помощью методов идентификации, оцениваются его параметры.

В качестве входных сигналов при этом используются прикладываемые к обмоткам напряжения, а в качестве выходных - токи обмоток и угловая скорость якоря.

Здесь рассматривается использование метода наименьших квадратов (МНК), с помощью которого минимизируется некоторая функция невязки модели и измеренных данных [1].

Достоинство этого метода заключается в том, что не требуется априорной информации об объекте.

Для проведения динамической идентификации ДПТ его математическая модель [2] (1) представляется в виде (2), а затем в виде (3):

и = ¡Я + Ь ;

В В В Вт,’

&

&

ия = ь К у + 4 +кФ°;

'я у

(1)

Jdo = М - Мс,

&

где и я , и в - напряжения питания обмоток якоря и возбуждения; Iя, Iв - токи обмотки якоря и обмотки возбуждения; Ья , Ьв - индуктивности

обмотки якоря и обмотки возбуждения; Яя у , Я в

- активные сопротивления обмоток якоря и возбуждения; О - угловая скорость вращения якоря;

с

Рис. 1. Переходные процессы ДПТ

J - момент инерции; М - электромагнитный момент; Мс - момент сопротивления; Ф - магнитный поток;

і = а, ■ и - а2 —-;

в 1 в 2 &

&ія ія = а3 ■ ия - а4 ■—я-а5 ■ о; аї

Jdo= м - Мс, Жї

1 Ьв 1

где а =—; а2 = —; а3 = —

1 Я 2 Я 3 Я

(2)

я у

а4 = ^; а5 =

4 Яяу 5 Я я У

(3)

где

г =

ие () -

&

г 2 =

Жі

и я() - -о()

- массивы наблюдаемых входных переменных, размерность которых зависит от размера выборки

н; у = [¡в ( )], у = [Л ( )]Л, - массивы наблюЛ = [а1 а2 ],

'1Ы> 2 и я У*/Аы

даемых выходных переменных;

А = [

а3 а4 а5\ -массивы оцениваемых параметров; У в, Уя - погрешности, вызванные процессом измерения и оцифровкой входных сигналов.

Для оценивания параметров ДПТ уравнения (3) представляются в виде [3]:

Р>=№ • г, ]■■• ¿Г • У;

Л, = [[ • ¿2 ] г 2Г • у, ,

а результатом решения этих уравнений, на основе использования измеренных данных, являются значения коэффициентов а1 ... а5, из которых затем определяются параметры электродвигателя по формулам:

Яв

= -1; Т = ^; Тв

а.

а,

а2;

п 1 т а4 гт , а5

Яян = ; Ьяъ = ; Гя = а4 ; Ф = Г,

а3 а3 а3 ■ к

где Тв, Тя - электромагнитные постоянные времени обмотки возбуждения и цепи якоря.

Для проверки эффективности метода были использованы данные, полученные при моделировании работы ДПТ (рис. 1). Численное решение системы уравнений при этом проводилось методом Рунге-Кутты 2-го порядка, а затем с помощью МНК были определены параметры модели (см. табл.).

Таблица

Параметры модели Оцененные параметры

МНК РМНК

Яв, Ом 185 185 189.3

Ьв, Гн 50 49.91 46.48

Яя, Ом 3.5 3.5 3.502

Ь£я, Гн 0,02 0.0199 0.0202

При таких условиях метод работает идеально, с малой погрешностью, вызванной лишь неточностью численных методов решения дифференциальных уравнений. В данном случае оценку можно производить всего по двум измерениям.

Была проанализирована также работа алгоритма при наличии шума в измеренных данных, с допущением, что шум имеет нормальное распределение с нулевым математическим ожиданием.

в

Для моделирования шума был использован алгоритм Бокса-Мюллера [4].

Искусственное введение шумов в измеряемые величины приводит к увеличению погрешностей оценок, которые, однако, не превышают единиц процента. Увеличение интенсивности шумов до очень больших значений, порядка 20-30% от величины полезного сигнала, также не приводит к неустойчивому процессу оценивания (см. табл.). С увеличением объема выборки точность оценивания увеличивается, но также увеличивается и время оценивания.

Кривая тока, полученная путем моделирования (рис. 2) с использованием оцененных параметров, достаточно точно соответствует кривой измеренного тока, полученной при испытании электродвигателя типа П-12. Было также проведено оценивание параметров ДПТ типа ПС-41 в процессе его работы. Анализ полученных результатов показал, что использование алгоритма на основе МНК позволяет оценивать текущие параметры ДПТ в реальном времени с допустимой для практического использования погрешностью - не более 10% .

С целью использования в наблюдающем устройстве, была также проведена проверка пригодности рекуррентного метода наименьших квадратов (РМНК), который позволяет в реальном времени вычислить новую оценку параметров в. + 1, если известны предыдущая оценка вг, ковариационная матрица ошибок оценивания параметров Рг+1 и информация о векторах входных 1.+1 и выходных Уг+1 величин.

Алгоритм получения оценок основан на решении матричной системы уравнений [5]:

Д+1 = Д +К • Р • - (£ -^ -Д);

р.+1 =р- - (Р-Гг - Р. - 2М - II - Р );

Гг = (^ - Р - 2М +Р) Л

где р - весовой коэффициент, определяющий скорость «забывания» предыдущей информации о входном сигнале (находится в диапазоне от 0 до 1, обычно ближе к 1); у - промежуточный коэффициент.

Для оценивания параметров с помощью РМНК, необходимо задаться начальными значе-

1 1 s 1 Г 1 1 1

~' i

Rfl

LlZ

Lfl

0 5М 1W0 1»« 2 ОЭС 25ЭС ЭвО* 5500 4000 iSOt

t, me

Рис. 4. Процессы оценивания параметров обмотки якоря ДПТ

Рис. 5. Процессы оценивания параметров обмотки возбуждения при наличии шума

ниями Д0 , Ро, при этом для получения матрицы Ро используются параметры измерительной системы, а Д0 принимают исходя из априорной информации об объекте.

Смоделировав работу ДПТ, получили результаты оценивания параметров, приведенные на рис.

3, 4.

Анализ показывает, что на идеальных данных РМНК работает также идеально - оценивание происходит за короткое время с пренебрежимо малой погрешностью (см. табл.). Задавая программным способом изменение сопротивления, видим способность метода отслеживать изменения параметров обмотки возбуждения и обмотки якоря.

В случае зашумления измеренных данных, РМНК хорошо оценивает параметры только в ди-

намических режимах работы ДПТ, а в статических режимах дает значительные ошибки (рис. 5). Следовательно, этот алгоритм применим только для использования в наблюдающих устройствах электроприводов с динамическими режимами работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотренные здесь методы, а также разработанные для их реализации алгоритмы и программное обеспечение были использованы для создания мобильного испытательного стенда, работоспособность которого была проверена в производственных условиях на электроприводах карьерного экскаватора.

Таким образом, получаемая в процессе работы технологического оборудования с помощью наблюдающего устройства информация о текущих значениях параметров ДПТ может быть использована для целей управления, диагностики и защиты электроприводов от аварийных режимов работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Эйкхофф П. Основы идентификации систем управления. Оценивание параметров и состояния. -М.: Мир, 1975. - 687 с.

2. Ключев В.И. Теория электропривода: Учеб. для вузов. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Энерго-атомиздат, 2001. - 704 с.

3. Каширских В.Г. Динамическая идентификация параметров и управление состоянием электродвигателей приводов горных машин [текст]: Диссертация на соискание учен. степени д-ра техн. наук. - Кемерово, 2005.

4. Брандт З. Анализ данных. Статистические и вычислительные методы для научных работников и инженеров. Пер. с англ. - Мир, 2003. - 686 с.

5. Спиди К. Теория управления: Идентификация и оптимальное управление. / Спиди К., Браун Р., Гудвин Дж. - М., Мир, 1973. - 248 с.

□ Авторы статьи

Гаргаев

Андрей Николаевич, аспирант кафедры электропривода и автоматизации КузГТУ. Е-таП:ап(1ге1345@уап11ех.ги

Каширских Вениамин Георгиевич, докт.техн. наук, профессор каф. электропривода и автоматизации КузГТУ. E-mail: kvg@kuzstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.