Научная статья на тему 'Применение фильтра Калмана для динамической идентификации двигателей постоянного тока'

Применение фильтра Калмана для динамической идентификации двигателей постоянного тока Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
427
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛЬТР КАЛМАНА / ДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА / KALMAN FILTER / DC MOTORS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Гаргаев Андрей Николаевич, Каширских Вениамин Георгиевич

Показано, что фильтр Калмана можно использовать для системы функциональной диагностики и защиты от аварийных режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Гаргаев Андрей Николаевич, Каширских Вениамин Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Kalman filter for dynamic identification of DC motors

It is proved that Kalman filter can be used for system diagnostics and functional protection from emergency operation.

Текст научной работы на тему «Применение фильтра Калмана для динамической идентификации двигателей постоянного тока»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Francisco J. Perez-Pinall, Ciro Nunez, Ricardo Alvarez. A novel Speed Control Approach in Parallel-Connected Induction motor by using a single inverter and Electronic Virtual Line-Shafting // Power Electronics Specialists Conference, 2005. PESC '05. IEEE 36th 2005 Page(s):1339 - 1345

2. Hirotoshi Kawai, Yusuke Kouno, Kouki Matsuse. Characteristics of Speed Sensorless Vector Control of Parallel Connected Dual Induction Motor Fed by A Single Inverter // Power Conversion Conference, 2002. PCC Osaka 2002. Proceedings of the Volume 2, 2-5 April 2002 Page(s):522 - 527 vol.2

3. Jiangbo Wang, Yue Wang, Zhaoan Wang, Jun Yang, Yunqing Pei, Qiang Dong. Comparative Study of Vector Control Schemes For Parallel-Connected Induction Motors // Power Electronics Specialists Conference, 2005. PESC '05. IEEE 36th 2005 Page(s):1264 - 1270

4. Itaru Ando, Motoki Sate, Masaki Sazawa, Kiyoshi Ohishi. High Efficient Parallel-Connected Induction

Motor Speed Control with Unbalanced Load Condition using One Inverter // Industrial Electronics Society, 2003. IECON '03. The 29th Annual Conference of the IEEE Volume 1, 2-6 Nov. 2003 Page(s):162

- 167 vol. 1

5. Yusuke KONO, Taketo FUSHIMI and Kouki MATSUSE. Speed Sensorless Vector Control of Parallel Connected Induction Motors // Power Electronics and Motion Control Conference, 2000. Proceedings. IPEMC 2000. The Third International Volume 1, 15-18 Aug. 2000 Page(s):278 - 283 vol.1

6. Ещин Е.К. Электромеханические системы многодвигательных электроприводов. Моделирование и управление. - Кемерово: Кузбасский гос. техн. ун-т, 2003. -247 с.

7.Ещин Е.К. Задача управления электромагнитным моментом асинхронного электродвигателя -прямое управление моментом / //Вестник КузГТУ, 2006. №6.2. С.61-63.

8. Ещин Е.К. Управление электромагнитными моментами параллельно работающих асинхронных электродвигателей от одного инвертора // Вестник КузГТУ, 2007. №5. С.49-50.

9. R. Gunabalan and V. Subbiah. Speed -Sensorless Vector Control of Parallel Connected Induction Motor Drive Fed by a Single Inverter using Natural Observer // International Journal of Electrical and Computer Engineering 5:5 2010 Page(s):316 - 321.

□ Автор статьи:

Ещин

Евгений Константинович, докт. техн.наук, профессор каф. прикладных информационных технологий КузГТУ. Email: [email protected]

УДК 622.313.33

А.Н. Гаргаев, В.Г. Каширских

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЛЬТРА КАЛМАНА ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Для повышения надежности и эффективности работы двигателей постоянного тока (ДПТ) необходимо использовать систему функциональной диагностики и защиты от аварийных режимов работы. Информация для этой системы может быть получена в реальном времени с помощью динамической идентификации ДПТ.

Одним из эффективных методов для этих целей является фильтр Калмана [1], который позволяет оценивать вектор состояния и параметров исследуемой системы при известной структуре ее динамической модели, с использованием ряда неполных и зашумленных измерений. В данной статье приведены результаты проверки возможности использования фильтра Калмана для динамической идентификации ДПТ.

Для применения фильтра Калмана математическая модель системы разделяется на две части [2]:

1) модель, описывающая состояние системы:

Х[к+1] = Е[К+1|к]х[к] + В[к+1|к]и[к] + Н[к],(1) где X - вектор состояния системы; и - вектор входных воздействий; Н - вектор возмущающих воздействий; Е - переходная матрица состояния; В - переходная матрица управления;

2) модель, описывающая цепь измерения системы:

У [к ] = Н [к ]х[к ] + &[к ]и[к ] + У[к ], (2)

где у - вектор измеряемых переменных; V - вектор шумов измерительной системы; Н, G - мат-

Электротехнические комплексы и системы

129

рицы коэффициентов. Подстрочный индекс обозначает момент времени: к - текущий, к+1 - последующий.

Для одновременной идентификации переменных величин и параметров фильтр Калмана расширяют, добавляя к вектору состояния X вектор параметров 0. При этом линейные уравнения (1) и (2) становятся нелинейными по параметрам.

Алгоритм работы расширенного фильтра Калмана можно разделить на две повторяющиеся процедуры: сначала производится предсказание состояния системы и предсказание измеряемой величины на основании полученных данных о состоянии, а затем производится корректировка предсказанного состояния с использованием ошибки измерения.

Далее определяются переходные матрицы и,

путем последовательного решения системы матричных уравнений, коэффициента передачи Кал-мана.

В качестве математической модели состояния ДПТ будем использовать известные уравнения, представленные в виде:

d- = (Uв - 'в ■ Rß

~~h = Вя - iя ' Rя - 'в®ЭЛL12 ^я . dt

После преобразования этих уравнений и расширения вектора состояния, добавляем вектор параметров. В результате получим расширенную дискретную модель состояния обмоток возбуждения и якоря:

Рис. 1. Процесс оценивания параметров обмотки возбуждения ДПТ с шумом

Рис. 2. Процесс оценивания параметров обмотки якоря ДПТ с шумом

1В[К+1] 1в[к] + (и

' Rb[k])Lb[k]Тк•

Rb[k+1] Rb[k ]•

в[к] 1b[k] j vb[k ]) b[k ] K

T1 = T1 •

j-‘b[k+\] ^в[к ]

U Я[K ] —

Я [к ] 1Я [к ] ' RЯ [к ]

— Ю[К] ' Т12[К] ' 1В[К]

Т—1 T ■

Я [к ] K ’

ЯЯ [к+1] ЯЯ [к ]’ Ья[к+1] Ья[к ]’ Ь12[к+1] Ь12[к ]•

Здесь и я , и в - напряжения питания обмоток якоря и возбуждения; IЯ, IВ - токи обмотки якоря и обмотки возбуждения; Ья , Ь - индуктивности обмотки якоря и обмотки возбуждения; Ьі2

- взаимная индуктивность; р - число пар полюсов; ЯЯ і ■ К - активные сопротивления обмоток якоря и возбуждения; о - частота вращения якоря; Тк - период дискретизации.

Предсказание состояния ДПТ для обмотки возбуждения и обмотки якоря будем осуществлять по следующим уравнениям:

■ f ■ 1В +(и В — 1В ' RB )Т1Тк

f , z ) = ft = Rb

/3 _ ТВ _

f (хєя ,z ) =

- -

/1

ft =

/3

_ f4 _

(U Я — І Я ' R Я —^ ®ЭЛ ' Т12 ' ІВ J

R я

L—1 Т12

l-ЯТк

где Х* =[ів Яв ЬВ\; Хя =я Кя ЬЯ Ь2 - оцениваемые вектора состояния и параметров обмотки возбуждения и якоря. Частные производные, полученные из этих уравнений, позволят найти переходные матрицы состояния ДПТ в виде:

Л1_ 1 _ Яв[к]Ьв[к]Тк ;

(К) -

л Л 2 Л

0 1 0

0 0 1

в[к] в[к] к Л 1в[к ]Тв[к]Тк •

A3— (иВ — Ів[к]' Rb[k])Тк

Fe(K)

Л

1 2 3 4

0 1 0 0

0 0 1 0

0 0 0 1

Т—1 t Я [к ря [к ] К

^ 2 І я [К ]' Тя[к ]TK •

1 я [к 1 ' R я [к 1 СО[ к ] ' -Т12 Г к ] '1 в [ к ] Ук

1Я[кУ^я[к] Ш[к] * 12[к]■ 1В[к]/* к ;

Х 4 ®[к ] ■ ^Я [к ] ■ 1в[к ] ■ Т •

Математические модели цепи измерения обмоток возбуждения и якоря будут при этом иметь следующий вид:

Уз[к ] = 1В[к ]’ У Я[к ] = 1Я[к ]’ а матрицы коэффициентов:

Нв к 1= [1 о 0]; Н Я[к ] = [1 0 0 0]. Результаты компьютерного моделирования ДПТ типа П-12 и работы алгоритма оценивания параметров приведены в таблице и рис. 1,2.

Параметры и Оцененные Относи-

переменные параметры и тельная

состояния переменные погреш-

модели состояния ность, %

1в, А 0.541 0.5398 0.22

Rb, Ом 185 185.72 0.39

Lb, Гн 50 52.66 5.32

1я, А 6.607 6.608 0.015

Ra, Ом 3.5 3. 589 2.54

LXя, Гн 0.02 0.0253 26.5

L12, Гн 1.4 1.3894 0.76

Анализ полученных результатов показал, что фильтр Калмана позволяет определять параметры и переменные состояния ДПТ в реальном времени с допустимой для практического использования погрешностью (за исключением суммарной индуктивности якорной цепи) и его можно использовать для получения информации, необходимой для системы функциональной диагностики и защиты от аварийных режимов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Я +

3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эйкхофф П• Основы идентификации систем управления. Оценивание параметров и состоя-ния.-М.: Мир, 1975.-687 с.

2. Завьялов В.М. Управление динамическим состоянием асинхронных электроприводов горных машин [текст]: Диссертация на соискание учен. степени д-ра техн. наук. - Кемерово, 2009.

Авторы статьи

Гаргаев

Андрей Николаевич, аспирант кафедры электропривода и автоматизации КузГТУ. Е-таД:ап(1ге1345@уап11ех.ги

Каширских Вениамин Георгиевич, докт.техн. наук, профессор каф. электропривода и автоматизации КузГТУ. E-mail: [email protected]

Электротехнические комплексы и системы 131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.