СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ
DOI: 10.17805/zpu.2018.2.10
К социальному портрету молодого россиянина: опыт исследования карьерных устремлений*
А. И. Андреев
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, А. В. Андриянов Российский союз студенческих организаций, Е. А. Антипов, С. М. Павлова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению карьерных траекторий и устремлений российской молодежной интеллектуальной элиты. Актуальность работы обусловлена тем фактом, что в современных сложных условиях развития России возрастает необходимость более точного социологического представления о молодых россиянах, особенно в части их карьерных устремлений и ожиданий, планируемых перспектив достижения целей. Исследование необходимо для совершенствования стратегических и тактических инструментов реализации государственной молодежной политики как межотраслевой сферы направленных на молодежь усилий государства.
Исследование проводились в 2017 г. методом опроса в Интернете 4572 студентов, аспирантов и выпускников ведущих российских вузов в возрасте 17-30 и более лет (77 субъектов России; 258 вузов). Выборка стратифицированная. Изучалось мнение молодежи относительно карьерных траекторий и ориентаций и уровень патриотизма респондентов. Двухаспектное исследование позволило сравнить мнения и представителей российской молодежной интеллектуальной элиты с различным уровнем патриотизма. Описаны основные результаты анализа следующих карьерных аспектов: мотивы получения высшего образования и выбора специальности, основные типы карьерных траекторий после окончания вуза. Приведены результаты анализа представлений российской молодежной интеллектуальной элиты относительно желаемого типа компаний для трудоустройства, характеристик «хорошего» рабочего места, зарплатных ожиданий на ближайший год и факторов смены работы.
Исследование показало, что представители молодежной интеллектуальной элиты весьма осознанно и целенаправленно подходят к выбору специальности и вуза и в дальнейшем
* Статья подготовлена по материалам исследования, проведенного при поддержке гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Российским союзом ректоров.
The article was prepared on the basis of a study conducted with the support of the grant in accordance with the decree of the President of the Russian Federation No. 68-rp of 05.04.2016 and on the basis of a competition conducted by the Russian Union of Rectors.
в основном ориентированы на работу по полученной специальности. От работодателя молодые талантливые россияне ожидают прежде всего возможности для самореализации, хороших условий труда (достойной заработной платы и благоприятного психологического климата), а также возможностей для карьерного роста. Установлено, что в основном российская талантливая молодежь настроена достаточно патриотично, гордится своей страной и демонстрирует вербальную готовность трудиться на отечественных предприятиях.
Ключевые слова: молодежь; государственная молодежная политика; кадровая политика; карьера; трудоустройство
ВВЕДЕНИЕ
Государственная молодежная политика (далее — ГМП) в Российской Федерации
характеризуется значительной научной базой. Однако имеющиеся достижения на практике используются относительно на слабом уровне. Причины этого — невысокая скоординированность данной сферы с другими сферами государственной политики, относительная (и хроническая) ее «невстроенность» в текущую управленческую повестку страны, недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения самой отрасли (которая на самом деле является межотраслевой управленческой областью, а с управлением такими отраслями всегда возникают проблемы — не только в России) и ряд других, на что и указывают Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (см.: Распоряжение Правительства ... : Электронный ресурс), принятые в 2014 г. (но так и не решившие указанных проблем). Так или иначе «кадровая» составляющая молодежной политики сегодня требует неотложного внимания даже не в контексте указанных проблем ГМП, а просто в целях обеспечения реализации долгосрочных и среднесрочных стратегических социально-экономических планов, устойчивого экономического роста и развития, а также национальной безопасности нашей страны.
Очевидно, что процесс подготовки кадров для национальной экономики должен включать серьезную воспитательную компоненту, которая призвана сделать из студента не просто профессионала, но прежде всего настоящего гражданина и патриота, способного самостоятельно оценивать свой трудовой потенциал, готового к труду на благо родины, постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Результаты многих социологических исследований карьерных установок выпускников и ожиданий работодателей (например, результаты исследования А. Б. Яшкова, описанные в статье А. И. Ковалевой (Ковалева, 2012)) подтверждают, что для работодателей гораздо важнее поведенческие качества молодых специалистов (трудолюбие, упорство, умение работать в команде) и личностные компетенции (адаптивность, способность к обучению), чем профессиональные качества, что подтверждает тезис о роли воспитательной компоненты института высшего образования, являющегося важнейшим институтом гражданской и трудовой социализации. Вопрос о важности воспитательной и внеучебной работы при подготовке молодых специалистов неоднократно рассматривался в научной литературе (Ильинский, 2011аЬ, 2012; Андреев, Андрия-нов, Ильин, Сирота, 2009; Андреев, Андриянов, Ильин, 2009; Мухамеджанова, Павлова, 2015).
Ввиду наметившихся проблем воспроизводства кадров практически во всех сферах нет нужды уточнять, что необходимо уделять особое внимание состоянию кадрового потенциала, основой которого является научно ориентированная молодежь — студенты и выпускники ведущих российских вузов.
Сложность в положении молодежи в социально трудовых отношениях усугубляется сокращением ее численности в общей структуре населения. В ближайшие 20 лет численность трудоспособного населения сократится на 16 млн человек. Сокращающаяся численность молодежи, вступающей в трудоспособный возраст в 2006-2025 гг., возместит убыль рабочей силы только наполовину. За период 2007-2025 гг. суммарные потери ВВП составят 102 трлн руб., потери налоговых поступлений — 30,7 трлн руб. (Зубок, Ростовская, Смакотина, 2016: 21).
Согласно различным прогнозам к 2030 г. доля россиян в возрасте от 14 до 30 лет в общей численности населения не поднимется выше 20%. Данная тенденция означает постепенное сокращение количества трудоспособных граждан и, как следствие, снижение темпов экономического роста. При этом (уникальный случай в истории России) более многочисленное по сравнению с молодым старшее поколение будет в ближайшие годы уходить из активной трудовой жизни, т. е. в ряде сфер на двух ушедших на пенсию может найтись только один им на замену. А что, если эти сферы связаны с наукой, образованием, инновациями, т. е. со всем тем, без чего у России в ближайшие годы могут быть трудности не столько экономического, сколько экзистенциального порядка? (см.: Андреев, 2017).
В целях компенсации и преодоления проблем от таких «кадровых ударов» стоит уделять пристальное внимание состоянию российской интеллектуальной молодежной элиты, а именно качеству профессиональной подготовки, особенностям карьерных и жизненных стратегий, уровню патриотизма и в целом жизнеспособности молодых поколений, а также изучению мнений и устремлений самой молодежи (Павлова, Терентьев, 2015: Электронный ресурс).
ИССЛЕДОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ ТРАЕКТОРИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ В 2017 г. авторами данной статьи, представляющими оргкомитет Международного молодежного научного форума «Ломоносов», Российский союз студенческих организаций и Всероссийский Клуб молодых исследователей, при поддержке Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию было проведено социологическое исследование российской интеллектуальной молодежной среды — студентов, аспирантов, молодых ученых, условно определяемых авторами как «молодые таланты» или «молодая интеллектуальная элита». Исследовались восприятие и осознание ими российской цивилизационной идентичности, понимание роли России в мировой науке, культуре, а также карьерные и миграционные траектории современной молодежи. В настоящей работе приведены некоторые наиболее интересные результаты исследования по вопросам карьерных траекторий и устремлений современной талантливой молодежи, поэтому сделанные выводы стоит относить именно к данной категории молодежи и лишь частично (с поправкой на активность и социальное благополучие) — к генеральной выборочной совокупности — всей современной российской молодежи.
Участниками исследования стали студенты, аспиранты и выпускники ведущих российских вузов в возрасте 17-30 и более лет, представляющие 77 субъектов Российской Федерации и все федеральные округа России, а также 258 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, — всего 4572 человека. Выборка стратифицированная — в нее вошли представители всех уровней обучения, а также
выпускники ведущих российских вузов. Опрос проводился в сети Интернет посредством рассылки приглашений и размещения информации об исследовании в научной сети для талантливой молодежи.
Среди респондентов были представители всех основных направлений обучения (технических, естественно-научных, гуманитарных, педагогических и иных) и профессиональных специализаций с небольшим преобладанием естественно-научной и социально-гуманитарной специализаций.
Отдельно при анализе результатов исследования была выделена подгруппа «патриотично настроенных» молодых талантов (они составляют 66,6% всех респондентов), однозначно положительно отвечавших на вопрос: «Гордитесь ли Вы своей страной?» (т. е. Россией). Также в ходе исследования были выделены подвыборки жителей глубинки, городов, городов федерального значения, а также активистов, т. е. лиц, имеющих опыт участия в общественной деятельности или студенческом самоуправлении.
В результате проведения исследования было выявлено, что при получении высшего образования молодые талантливые россияне выбирают вуз и специализацию весьма осознанно. При этом ведущими мотивами получения высшего образования у современной российской интеллектуальной элиты являются следующие: желание получить определенную специальность (так ответило 35,8% всех респондентов; чаще данный вариант ответа встречался у жителей городов федерального значения); гарантия успешного трудоустройства (29,3% всех ответивших, причем, как правило, об этом заявляли чаще активисты и жители городов). А вот мотив получения высшего образования как такового выбрали лишь 11,9% всех респондентов, причем чаще это были представители российской глубинки, для которых высшее образование по-прежнему является критерием статусности и успешности.
Установлено, что специальность молодая интеллектуальная элита выбирает исходя из интереса к данной деятельности (данный вариант ответа выбрали 37,8% ответивших, причем среди жителей городов федерального значения этот показатель чуть выше — 39,5%). Вторым по популярности фактором выбора специальности стало альтруистическое желание российской молодежи, работая, приносить пользу обществу — 24% опрошенных (данный показатель выше у активистов (25,6%), патриотов (25,7%) и значительно ниже у так называемых непатриотов (20,3%) и жителей глубинки (20%)). Возможность построения хорошей карьеры, благодаря выбранной специальности, значима как фактор для 14,1% опрошенных (в подвыборке активистов и патриотов данный показатель немного выше, чем в среднем по выборке).
Эмпирически установлено, что в целом по выборке респонденты после окончания вуза намерены начать трудовую деятельность (почти 45% всех ответов), чуть больше 30% готовы продолжить учиться, немного больше 7% намерены посвятить себя семье (в большинстве своем это девушки), а для 8% этот вопрос не актуален.
Весьма интересно с точки зрения стратегического планирования кадровой политики государства было проанализировать ориентации молодой интеллектуальной элиты относительно желания и готовности работать по полученной специальности, типа компании, в которой они планируют работать, относительно критериев «хорошей» компании и максимальных зарплатных ожиданий, фактора смены работы.
Так, среди всех ответивших на вопрос: «Собираетесь ли Вы после окончания вуза работать по специальности?» — более 60% ответили да; 16,1% ответили, что уже работают по специальности; 15,3% затруднились с ответом; около 6% ответили нет.
Установлено, что менее всего ориентированы работать по специальности жители Москвы и Санкт-Петербурга (48,3% против 53,4% по всей выборке). В то же время в аспекте сравнения представителей различных специальностей менее всего ориентированы на работу по полученной специальности гуманитарии, представители сельскохозяйственных и аграрных специальностей. Более всего ориентированы на работу по специальности будущие военные и медики. Более подробная информация размещена на рис. 1.
Рис. 1. Мнения респондентов по перспективам работы по полученной специальности в зависимости от полученной специальности, % от числа опрошенных
Fig. 1. Respondents' opinions on the prospects of work in the acquired speciality, depending on the speciality received, % of the number of respondents
Говоря о самых «нелояльных» к своей профессии специалистах, «топ-3» выглядит следующим образом: управленцы (менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление) — 16,2%; представители социально-гуманитарного профиля — 15,6% и инженеры — 15,4% (см. рис. 1). Безусловно, доля таких специалистов в общей выборке довольно мала, однако данное распределение может свидетельствовать о скором изменении атласа профессий и баланса специалистов на рынке труда. Отсутствие лояльности в социально-гуманитарном профиле, скорее всего, связано с низкими заработными платами, а вот аналогичная ситуа-
ция среди инженерных специальностей вызывает ряд вопросов. Возможно, данный факт связан с низким престижем и заработными платами среди инженеров на данный момент.
Выявлено, что около 40% респондентов хотели бы работать в государственных организациях, почти четверть опрошенных — организовать свою собственную компанию/фирму; чуть более 20% — работать в негосударственных организациях, чуть больше 14% желают связать свою профессиональную жизнь с органами исполнительной власти.
С точки зрения изучения карьерных траекторий молодых потенциальных драйверов российской экономики большой интерес представляет анализ представлений интеллектуальной молодежи относительно «хорошей работы». Ранжирование критериев «хорошей работы» в среднем по выборке выглядит следующим образом: во-первых, это наличие возможности реализоваться по выбранной специальности; во-вторых, достойная заработная плата (по данным исследований Г. П. Бессокир-ной, именно заработная плата (хороший заработок) являлся ведущим мотивом труда в СССР и сохраняет данную позицию у рабочих сегодня (Бессокирная, 2017)); в-третьих, наличие благоприятных условий труда и хорошего психологического климата; в-четвертых, хорошие возможности для карьерного роста.
Отдельно стоит отметить, что ответ на данный вопрос предполагал возможность выбора до трех вариантов из девяти возможных, поэтому у представителей различных рассматриваемых нами подгрупп ранг и процентное соотношение между критериями различны. В частности, для активистов карьерный рост важнее, чем благоприятный психологический климат (первый и второй по популярности ответ аналогичен с ответами по всей выборке в целом); для жителей глубинки на первом месте стоит и профессиональная реализация, и желание хорошо зарабатывать, далее следует возможность построения карьеры и потом, с отрывом, наличие благоприятного психологического климата. Для жителей небольших и средних городов, а также городов федерального значения результаты аналогичны общим результатам по выборке в целом.
Относительно зарплатных ожиданий молодой интеллектуальной элиты можно сказать следующее: в целом чуть менее половины респондентов настроены получать в текущем году в среднем 21-40 тыс. руб./мес., почти 30% согласны получать до 20 тыс. руб./мес. Около 20% намерены получать 41-60 тыс. руб./мес. И чуть более 10% — от 61 тыс. руб./мес. и выше. Причем у представителей рассматриваемых нами подгрупп эти данные разнятся (рис. 2).
Важен вопрос о стратегии поиска работы. Выяснено, что большинство молодых людей поиск работы будут осуществлять через Интернет (размещать резюме, искать объявления). Так ответило чуть больше 20% респондентов, вторым по популярности стал ответ о поиске работы через институт стажировок и лично, приходя на мероприятия. Чуть больше 10% респондентов намерены поиск работы осуществлять с помощью вуза и самостоятельно, без чьей-либо помощи.
Наконец, основным фактором смены работы в среднем по выборке является более высокий уровень заработной платы и премий (26,9%); после чего следует возможность самореализации (19,9%), далее — дружественный коллектив и социально-психологический климат (14%). Гибкий график и официальное трудоустройство имеют значение только примерно для 8% респондентов, ответивших на данный вопрос.
50,00% 45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
Рис. 2. Минимальные зарплатные ожидания на текущий год у различных групп респондентов,
% от числа опрошенных
Fig. 2. Minimum salary expectations for the current year for different groups of respondents,
% of the number of respondents
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выборе будущего места работы молодые специалисты будут руководствоваться многими факторами, но прежде всего для них важны возможность самореализации, перспективы личного и карьерного роста и высокая заработная плата. Очевидно, что необходимо на ранних этапах «погружать» студентов и молодых специалистов в программы «кадрового резерва» — с одной стороны, а с другой — создавать условия (программы и т. д.) для материального обеспечения. Кроме того, надо думать о создании и поддержке современного корпоративного духа, ощущения командности, теплой, дружеской обстановки в коллективе, инвестировать в современные условия труда.
Молодым людям нужно давать больше информации о вакансиях, следить за разнообразием проводимых мероприятий и участвующих в них работодателях, чтобы представителям любых факультетов и специальностей было интересно принимать в них участие. Причем важно понимать, что эта информация должна быть в общем доступе в сети Интернет. Для молодых талантливых людей большое значение имеет возможность проявить себя, поэтому они ожидают от будущего работодателя создания условий для профессионального и карьерного роста. Как уже упоминалось, современные программы «кадрового резерва» с большим спектром игровых практик и широкими линейками оценок, а также наставничество должны стать непременными атрибутами деятельности заинтересованного в молодежи предприятия.
Самая недооцененная участниками опроса черта будущего работодателя — это обеспечение льготами и поддержкой. Это показывает, что сами по себе программы поддержки молодых людей энтузиазма у них не вызывают (видимо, из-за их «избирательности» и невсеобщности охвата), однако это не означает, что от этого инструмента нужно отказаться.
Большинство российской молодежи — студентов и выпускников ведущих вузов (66,6%) — привязаны к России и гордятся своей страной. Абсолютное большинство опрошенных отмечает, что обеспокоены социально-экономическим положением в стра-
Акгивнсты Жители глубинки Жители городов Жители Москвы и Патриоты
Санкт-Петербурга
■ до 20 тыс. руб. ■ 21 — 40 тыс. руб, ■ 41—60 тыс. руб. 61—100 тыс. руб. 101— 200 тыс. руб. более 200 тыс. руб.
не, регионе и своем месте проживания. Большинство (почти половина) российской молодежи готово поступиться своими частными интересами ради общественных только в особых экстремальных случаях. Около 30% однозначно готовы пожертвовать своими интересами ради общественных (более характерно для патриотов, наименее характерно для «непатриотов»).
В качестве предложений по совершенствованию кадрового аспекта молодежной политики можно сказать следующее. Хорошие условия труда, в том числе технические, интересная работа с нетривиальными задачами, к которым можно проявить самостоятельный подход, стабильность и хорошие отношения с коллегами дополняют список важных черт «работодателя мечты». Только развитие соответствующих производств и поддержка инновационных идей и инициатив молодежи могут создать такие условия; требуется увеличить количество учебных часов, затрачиваемых на профориентацию, и нормативно закрепить современные требования к содержанию данных занятий.
Реализация перечисленных мер на практике позволит создать условия для реализации трудового и личностного потенциала российской молодежной интеллектуальной элиты и, как следствие, будет способствовать общему росту кадрового потенциала страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 25.12.2017).
Андреев, А. И. (2017) «Кадровые удары» как кризисные периоды в новейшей истории // Экономика и управление: проблемы, решения. Т. 3. №5. С. 91-100.
Андреев, А. И., Андриянов, А. В., Ильин, И. В. (2009) Молодежная политика в сфере науки и образования: новые идеи для России // Молодежная политика: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития / отв. редактор И. В. Ильин. М. : Профиздат. 240 с. С. 163-180.
Андреев, А. И., Андриянов, А. В., Ильин, И. В., Сирота, О. С. (2009) Университетское воспитание и молодежная политика в контексте задачи гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ // Об образовании. Евразийское пространство. М. : Издательство Московского университета. Серия «Евразийские университеты XXI века» / гл. ред. В. А. Садовничий. 403 c. С. 199-216.
Бессокирная, Г. П. (2017) Изменились ли мотивы труда рабочих в постсоветской России? // Социологические исследования. №1. С. 94-105.
Зубок, Ю. А., Ростовская, Т. К., Смакотина, Н. Л. (2016) Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М. : ИТД «Перспектива». 166 с.
Ильинский, И. М. (2011a) Воспитание в индивидуализированном обществе // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 3-8.
Ильинский, И. М. (2011b) Воспитать — значит питать // Студенчество. Диалоги о воспитании. №4. С. 2-5.
Ильинский, И. М. (2012) Высшее образование для XXI века // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 3-7.
Ковалева, А. И. (2012) Профессиональная мобильность // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 298-300.
Мухамеджанова, В. Ф., Павлова, С. М. (2015) Формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов через участие в органах студенческого самоуправления // Университетское образование (МКУО-2015) : сб. ст. XIX Междунар. науч.-ме-
тод. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Пенза, 9-10 апреля 2015 г.) : в 2 т. / под ред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. Пенза : Изд-во ПГУ. Т. 2. 310 с. С. 247-249.
Павлова, С. М., Терентьев, А. Л. (2015) Подготовка кадров для обеспечения научно-технического развития современной России (результаты социологического опроса) [Электронный ресурс] // Система государственного стратегического планирования в Российской Федерации: перспективы формирования : сборник научных статей I Международной научно-практической конференции 26 ноября 2015 г. URL: http://professor.rosnou.ru/sites/default/files/dopfiles/Сбор-ник^(: (дата обращения: 26.12.2017).
Дата поступления: 29.12.2917 г.
TO THE SOCIAL PORTRAIT OF A YOUNG RUSSIAN: A CAREER ASPIRATIONS RESEARCH EXPERIENCE
A. I. Andreyev Lomonosov Moscow State University, A. V. Andriyanov Russian Union of Students' Organisations, E. A. Antipov, S. M. Pavlova Lomonosov Moscow State University
The article presents the results of an empirical research devoted to the study of the career trajectories and aspirations of the Russian young intellectual elite. The relevance of the work is stipulated by the fact that under contemporary difficult geopolitical conditions of Russia there is a growing need for a more detailed concept of Russian young people, especially in terms of their career aspirations and expectations, planned prospects for achieving their goals. The research is necessary for improving strategic and tactical tools to implement the state youth policy as an interdisciplinary sphere of the youth-orientated efforts of the state.
The research was conducted in 2017 by means of an online survey of 4572 students, postgraduates, and graduates from the leading Russian universities, aged 17-30 and older (77 subjects of Russia; 258 universities). The sample is stratified. It studied young people's opinion on career trajectories and orientations, and the respondents' patriotism level. The two-aspect research made it possible to compare opinions of representatives of the Russian young intellectual elite with varied levels of patriotism. The article describes the main results of the analysis of the following career aspects: the motives for receiving higher education and choice of speciality, the main types of career trajectories after graduation. It shows the results of an analysis of Russian young intellectual elite representatives in terms of their desired type of employer companies, characteristics of a good job, salary expectations for the coming year, and factors of job change.
The research showed that representatives of the young intellectual elite exhibit a very conscious and purposeful approach to the choice of speciality and university and, in the future, they are mainly orientated to work in the acquired profession. The basic things that talented young Russians expect from the employer include the following: opportunities for self-fulfillment, good working conditions (good salary, healthy psychological environment), and opportunities for career growth. It is defined that Russian talented young people are mainly quite patriotic, proud of their country and demonstrate verbal readiness to work for domestic enterprises.
Keywords: young people; state youth policy; personnel policy; career; employment
REFERENCES
Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 noiabria 2014 g. № 2403-r «Ob utverzh-denii Osnov gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda». Konsul'tantPlius [online] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 171835/ (access date: 25.12.2017). (In Russ.).
Andreev, A. I. (2017) «Kadrovye udary» kak krizisnye periody v noveishei istorii. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniia, vol. 3, no. 5, pp. 91-100. (In Russ.).
Andreev, A. I., Andriianov, A. V. and Il'in, I. V. (2009) Molodezhnaia politika v sfere nauki i ob-razovaniia: novye idei dlia Rossii. In: Molodezhnaia politika: istoricheskii opyt, sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia / ed. by I. V. Il'in. Moscow, Profizdat. 240 p. Pp. 163-180. (In Russ.).
Andreev, A. I., Andriianov, A. V., Il'in, I. V. and Sirota, O. S. (2009) Universitetskoe vospitanie i molodezhnaia politika v kontekste zadachi gumanitarnogo sotrudnichestva na prostranstve SNG. In: Ob obrazovanii. Evraziiskoe prostranstvo. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. Issue «Evraziiskie universitety XXI veka» / ed.-in-chef V. A. Sadovnichii. 403 p. Pp. 199-216. (In Russ.).
Bessokirnaia, G. P. (2017) Izmenilis' li motivy truda rabochikh v postsovetskoi Rossii? Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 1, pp. 94-105. (In Russ.).
Zubok, Iu. A., Rostovskaia, T. K. and Smakotina, N. L. (2016) Molodezh' i molodezhnaia politika v sovremennom rossiiskom obshchestve. Moscow, ITD «Perspektiva». 166 p. (In Russ.).
Il'inskii, I. M. (2011a) Vospitanie v individualizirovannom obshchestve. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 3-8. (In Russ.).
Il'inskii, I. M. (2011b) Vospitat'' — znachit pitat'. Studenchestvo. Dialogi o vospitanii, no. 4, pp. 2-5. (In Russ.).
Il'inskii, I. M. (2012) Vysshee obrazovanie dlia XXI veka. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 3-7. (In Russ.).
Kovaleva, A. I. (2012) Professional'naia mobil'nost'. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 298-300. (In Russ.).
Mukhamedzhanova, V. F. and Pavlova, S. M. (2015) Formirovanie obshchekul'turnykh i profes-sional'nykh kompetentsii budushchikh spetsialistov cherez uchastie v organakh studencheskogo samoupravleniia. In: Universitetskoe obrazovanie (MKUO-2015) : sb. st. XIX Mezhdunar. nauch.-metod. konf, posviashch. 70-letiiu Pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine (g. Penza, 9-10 apre-lia 2015 g.) : in 2 vol. / ed. by A. D. Guliakov and R. M. Pecherska. Penza, PGU Publ. Vol. 2. 310 p. Pp. 247-249. (In Russ.).
Pavlova, S. M. and Terent'ev, A. L. (2015) Podgotovka kadrov dlia obespecheniia nauchno-tekhnicheskogo razvitiia sovremennoi Rossii (rezul'taty sotsiologicheskogo oprosa). Sistema go-sudarstvennogo strategicheskogo planirovaniia v Rossiiskoi Federatsii: perspektivy formirova-niia: sbornik nauchnykh statei I Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 26 noiabria 2015 g. [online] Available at: http://professor.rosnou.ru/sites/default/files/dopfiles/C6opHrnK.pdf (access date 26.12.2017). (In Russ.).
Submission date: 29.12.2017.
Андреев Алексей Игоревич — кандидат биологических наук, доцент факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Адрес: 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1. Тел.: +7 (926) 295-47-59. Эл. адрес: [email protected]
Андриянов Андрей Владимирович — сопредседатель Президиума Всероссийской молодежной общественной организации «Российский союз студенческих организаций». Адрес: 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Главное здание МГУ, комн. А-1022 Тел.: +7 (916) 320-48-55. Эл. адрес: [email protected]
Антипов Евгений Александрович — заместитель начальника Управления информатизации Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Адрес: 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1. Тел.: +7 (926) 239-26-92. Эл. адрес: [email protected]
Павлова Светлана Михайловна — ведущий специалист управления информатизации Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Адрес: 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1. Тел.: +7 (925) 458-04-55. Эл. адрес: [email protected]
Andreyev Aleksey Igorevich, Candidate of Biology, Associate Professor, Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University. Postal address: 1, Leninskie Gory, Moscow, Russian Federation, 119991. Tel.: +7 (926) 295-47-59. E-mail: [email protected]
Andriyanov Andrey Vladimirovich, Co-chairman, Presidium, All-Russian Youth Public Organisation «Russian Union of Students' Organisations». Postal address: 1, Leninskie Gory, Lomonosov MSU Main Building, office A-1022, Moscow, Russian Federation, 119991. Tel: +7 (916) 320-48-55. E-mail: [email protected]
Antipov Evgeniy Aleksandrovich, Deputy Director, Informatisation Department, Lomonosov Moscow State University. Postal address: 1, Leninskie Gory, Moscow, Russian Federation, 119991. Tel.: +7 (926) 239-26-92. E-mail: [email protected]
Pavlova Svetlana Mikhaylovna, Leading Specialist, Informatisation Department, Lomonosov Moscow State University. Postal address: 1, Leninskie Gory, Moscow, Russian Federation, 119991. Tel.: +7 (925) 458-04-55. E-mail: [email protected]
РО!: 10.17805^ри.2018.2.11
Коллективные действия: подходы к пониманию
и особенности организации (библиографический обзор зарубежной литературы)*
А. В. Соколов
ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Статья посвящена анализу подходов в зарубежной науке к пониманию значимого социально-политического феномена — коллективных действий граждан, трактовка которых разная. Выделяется два подхода к пониманию коллективных действий: как отклоняющегося поведения (И. Друри, С. Скот) и как рационального поведения, направленного на защиту своих прав и интересов (К. Д. Опп, С. М. Бичлер).
Ключевое значение для формирования коллективных общностей людей, осуществления ими целенаправленных действий имеет, по мнению исследователей, чувство общности, идентичности. При этом есть расхождения во мнениях, что первично: идентичность, которая стимулирует к коллективным действиям, или коллективные действия, которые позволяют формироваться идентичности коллективно действующих людей. Чем сильнее индивидуумы идентифицируют себя с группой, тем более вероятно, что они будут участвовать в акциях поддержки данной группы, иных формах коллективного действия. Современные исследователи акцентируют внимание на особой значимости сетевых структур информационно-коммуникационных технологий (Интернета, социальных сетей), позволяющих приобретать коллективным действиям большую эффективность. В этих условиях между индивидуумами постепенно формируются устойчивые взаимоотношения, укрепляющие саму организацию коллективных действий.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта №17-03-00132 «Коллективные действия граждан по защите и реализации законных прав и интересов в современной России».
The study was funded by RFBR within the research project №17-03-00132 "Collective Action of Citizens on the Protection and Implementation of People's Legal Rights and Interests in Contemporary Russia".