Научная статья на тему 'К СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ТРУДА РАБОЧИХ НА ПУНКТАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА И РЕМОНТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ'

К СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ТРУДА РАБОЧИХ НА ПУНКТАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА И РЕМОНТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.И. Вольфсон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ТРУДА РАБОЧИХ НА ПУНКТАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА И РЕМОНТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ»

УДК 313.8:656.225

Г. И. Вольфсон

К СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ТРУДА РАБОЧИХ НА ПУНКТАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА И РЕМОНТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

Рабочие основных специальностей пунктов технического осмотра и ремонта железнодорожных вагонов (ПТО) — осмотрщики, слесари без-отцепочного ремонта, слесари-автоматчики, слесари (смазчики) буксового узла — входят в число наиболее массовых и ответственных профессий железнодорожного транспорта. Они обеспечивают безопасность движения поездов' и сохранность грузов, осуществляя контроль за техническим состоянием вагонов. Выявленные дефекты устраняются рабочими ПТО на месте, без отцепки вагонов, нуждающихся в ремонте. Безотцепочный ремонт вагонов производится на открытом воздухе, круглосуточно, с чередованием 12-часовых дневных и ночных смен, в условиях дефицита времени и повышенной опасности травматизма. Гигиенические исследования, касающиеся этой группы железнодорожных рабочих, крайне малочисленны.

В целях углубленной социально-гигиенической характеристики профессий лиц, обслуживающих ПТО, мы провели исследование в 30 наиболее типичных из них на Северной железной дороге с общим числом рабочих в несколько тысяч человек. Из основных профессий ПТО наиболее многочисленную группу составляют осмотрщики (47%). На долю слесарей безотцепочного ремонта приходится 28%, слесарей (смазчиков) буксового узла — 10%. Наряду с мужчинами на ПТО широко применяется труд женщин (27%), преимущественно работающих смазчицами.

Среди работников ПТО преобладают лица 30—49 лет (67%). Представители некоторых других массовых профессий железнодорожного транспорта (например, монтеры пути) несколько «моложе». Сравнительно высок удельный вес лиц со стажем работы от 15 лет и более (39%). Большая часть (88%) рабочих — семейные. Большинство обследованных имеют семьи из 4 (37%) человек или из 3 (26%) человек. Две трети (67%) рабочих проживают в городе и рабочих поселках, остальные — в сельской местности.

В последние годы в ПТО многое делается для введения комплексной механизации, приведения в порядок рабочих мест, дальнейшего улучшения условий труда и быта рабочих. Однако, несмотря на улучшающиеся из года в год жилищные условия, еще не все рабочие ПТО имеют отдельные квартиры. Водопроводом обеспечены 34% квартир; 39% домов, в которых проживают рабочие ПТО, пользуются водопроводными колонками, 29% — колодцами. Канализацию в домах имеют 31% работников, люфт-клозеты — 23%, надворные уборные — 46%.

Характеристика трудовой деятельности в ПТО дана в соответствии со схемой комплексной объективной оценки условий, физической тяжести и нервной напряженности труда, разработанной И. С. Кандрором и Д. М. Деминой. , '

Поскольку рабочие ПТО днем и ночью трудятся на открытом воздухе и при любой погоде (дождь, пурга, холод, жара), условия их труда во многом определяются климатом местности. С целью характеристики его были составлены и обработаны 26 ООО карточек погоды момента на 12 и 0 часов для 24 станций Северной железной дороги, где расположены ПТО. Время учета комплекса метеорологических данных отражает погодные условия дневной и ночной рабочих смен. На основе корреляционных взаимосвязей между различными метеорологическими комплексами и вызы-

ваемыми ими тепловыми состояниями работающего человека по методике Е. М. Ратнера (1967) составлена физиологическая характеристика климата. Выявлена высокая частота (до 52% числа дней в году) повторяемости интенсивности холодовых нагрузок (погоды классов 2—X и 3—X) на терморегуляцию и преобладание дискомфортных тепловых состояний на территории всех изученных станций. В зависимости от частоты вероятной повторяемости погоды классов 2—X и 3—X проведена типизация изученных станций. Выделены группы станций, где интенсивные холодо-вые нагрузки на терморегуляцию отмечаются до 20%, от 20 до 30% и свыше 30% дней в году. Разработанная типизация климата использована для гигиенического нормирования (обоснование нормы выдачи спецодежды, установление частоты и длительности перерывов при работе на открытом воздухе в холодное время года и т. п.).

Влияние отрицательных климатических факторов приобретает особую значимость в связи со строгой регламентацией производственного процесса, увязанного с графиком движения поездов, нередко исключающим возможность укрытия рабочих от холода и ветра зимой, а также от чрезмерной инсоляции летом. К тому же, как показали наши собственные наблюдения и опрос рабочих, существующая спецодежда не вполне удовлетворяет гигиеническим требованиям и недостаточно защищает работающих от холода, влаги и смазочных масел. К другим неблагоприятным факторам относятся недостаточная общая искусственная освещенность рабочих мест (до 2 лк); интенсивный шум широкого спектра, в среднем 90 дб, максимальный 120 дб\ микробная обсемененность (по данным 2500 анализов) рук и одежды рабочих в результате контакта с загрязненными подвагонным оборудованием и почвой станционных путей; наличие гнуса; постоянный контакт со смазочными маслами и иногда — с вредными сыпучими и пылящими химическими веществами (ядохимикаты и т. п.).

Производственный процесс для всех профессий ПТО характеризуется нестационарностью рабочего места и постоянным перемещением вдоль составов. По данным наблюдений 400 человеко-смен, каждый рабочий проходит за смену в среднем 19 км.

По существующим нормам на обработку каждого состава (20 вагонов) отводится 30 мин. Поэтому осмотр и ремонт вагонов рабочими, особенно осмотрщиками, производится в быстром темпе, со скоростью около 4,5 км/час. Пропитанная мазутом почва станционных путей, снег зимой и распутица в переходные периоды года затрудняют передвижение и способствуют травматизму.

Рабочие ПТО, чаще слесари, вручную или на санях и тележках перемещают грузы весом до 205 кг. Предельный вес груза на 1 человека 75 кг. Значительные усилия прилагаются и при выполнении работ всех видов. Даже при обычной ревизии буксового узла на открывание и закрывание крышки буксы затрачивается усилие от 10 до 15 кг. За смену рабочий осматривает в среднем 950 букс, максимально — до 1200 букс. При подъеме вагона домкратом 2 слесаря попеременно за 2—3 мин. 130—150 раз нажимают на рычаг с усилием 20—40 кг. На одном составе нередко производится 5—6 подъемочных ремонтов. Осмотрщики и слесари-автоматчики в среднем 400 раз за смену соединяют и разъединяют рукава воздушной магистрали (усилие 5 кг на операцию).

Хронометражными исследованиями (280 человеко-смен) установлено, что все работы производятся слесарем в неудобных позах, причем в 90% случаев с применением значительных усилий. Почти половину (46%) времени слесари работают в позе глубокого наклона. При смене предохранительных скоб, тормозных колодок и триангелей 48% времени рабочие выполняют свои операции лежа животом на оси колесной пары, бандаже колеса или на земле. Осмотрщики вагонов совершают за рабочую смену 1736±88 наклонов, осмотрщики-автоматчики и слесари-автоматчики —

1060±80, смазчики — около 1000; третья часть наклонов — глубокие.

Учитывая, что интегральным показателем тяжести труда является уровень энерготрат, мы исследовали его при различных видах действия у 90 рабочих ПТО всех основных профессий. Энерготраты у осмотрщиков вагонов в зависимости от темпа работы составили 274—359 (в среднем 325± 12) ккал/час, у слесарей — 326, у смазчиков (слесарей буксового узла)— 280±19 ккал/час. Наиболее тяжелыми работами являются подъем груженого вагона ручным домкратом (от 404 до 473 ккал/час), а также производственные операции, связанные с подноской деталей (до 530 ккал/час). Применение универсальной самоходной машины, сконструированной рационализаторами вагонного депо ст. Ярославль, позволило снизить тяжесть труда при смене подшипника на груженом вагоне и смене головки автосцепки в среднем на 100 ккал/час.

Быстрый темп работы при дефиците времени, высокая ответственность за качество ремонта, от которого зависит безопасность движения поездов, а также напряжение зрительного и слухового анализаторов в связи с необходимостью определения неисправностей на слух и визуально, вероят-.ность личного риска обусловливают напряженный характер труда в ПТО.

Исследованием физиологических функций в динамике у 30—50 рабочих каждой профессиональной группы (всего 3088 исследований) установлено достоверное снижение силы и выносливости мышц сгибателей пальцев правой кисти на 10—18% и становой силы — на 10—16%. Отмечено ухудшение и некоторых других физиологических показателей: снижается точность регулирования вертикальной позы по данным кефалографии, проявляется тенденция к снижению критической частоты слияния световых мельканий, изменяется частота тремора рук, возникают сдвиги со стороны сердечно-сосудистой системы (по показателям минутного объема крови). Эти изменения особенно заметны после 8 часов труда. Полученные данные свидетельствуют о развитии утомления у рабочих ПТО.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности изучена за 3 года среди постоянно работающего контингента ПТО (проанализировано около 17 000 листков нетрудоспособности). Преобладают болезни органов дыхания (56%), периферической нервной системы (11%), пищеварения (10%) и опорно-двигательного аппарата (около 7%), т. е. нозологические формы, связанные в определенной степени с условием и характером труда и быта рабочих ПТО. Особенно заметны заболевания женской половой сферы (у 65% обследованных смазчиц) и статическое плоскостопие у 90% женщин и 62% мужчин (из 584 человек, обследованных инструментально).

Полученный материал послужил основанием для разработки детальных рекомендаций по рационализации труда и улучшению быта работников ПТО. Значительная часть этих рекомендаций уже внедрена на Северной железной дороге.

ЛИТЕРАТУРА. КандрорИ. С., Демина Д. М. В кн.: Физиологические основы НОТ. М., 1970, с. 64. — Р а т н е р Е. М. Опыт физиолого-гигиенической характеристики климата территории заселения на основе оценки теплового состояния человека. Дисс. канд. М., 1967.

Поступала 17/11 1972 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.