Научная статья на тему 'Технология диагностики букс на ходу поезда с использованием радиодатчиков'

Технология диагностики букс на ходу поезда с использованием радиодатчиков Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
693
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Поддубняк В. Й., Борзилов И. Д., Петухов В. М.

В работе предложена технология непосредственного контроля состояния буксового узла с использованием встроенных радиодатчиков Сделан вывод, что предлагаемая система диагностики повысит уровень автоматизации процесса контроля букс и безопасность движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Технологія діагностики букс на шляху прямування з використанням радіодатчиків

В роботі запропонована технологія безпосереднього контролю стану буксового вузла з використанням убудованих радіодатчиків Зроблено висновок, що пропонована система діагностики підвищить рівень автоматизації процесу контролю букс і безпеки руху.

Текст научной работы на тему «Технология диагностики букс на ходу поезда с использованием радиодатчиков»

АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАН1КА, ЗВ'ЯЗОК

УДК 629.4.067.3:629.4.027.11

ПоддубнякВ.Й., к.т.н, професор,ректор (ДонИЖТ) Борзилов И.Д., к.т.н., профессор (УкрГАЖТ) Петухов В.М., ассистент (УкрГАЖТ)

ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ БУКС НА ХОДУ ПОЕЗДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОДАТЧИКОВ

Постановка проблемы. Создание транспортных коридоров типа «Восток-Запад» потребует ускорение пропуска грузовых поездов повышенного веса и длины, удлинение гарантийных участков безотказного их проследования с безусловным обеспечением безопасности движения.

Важнейшим элементом, влияющим на безопасность, является состояние буксового узла. В настоящее время на железных дорогах Украины основным средством автоматического обнаружения неисправных букс при движении поезда являются системы дистанционного контроля нагрева букс типа ПОНАБ, ДИСК-Б, АСДК-Б. Данный метод косвенного контроля позволяет судить о неполадке в буксовом узле, используя как критерий превышение порогового значения температуры корпуса буксы.

Основной недостаток данных систем заключается в том, что они обнаруживают только ненормальный нагрев поверхности корпуса буксы, что далеко не всегда свидетельствует о повышенной температуре подшипников и шейки оси [1].

Нагрев буксы солнечным излучением, торможение в зоне контроля, горячий груз, выброс горячего топочного шлака, слив горячей воды и т.д. приводит к необоснованным остановкам и задержкам поездов.

Следует заметить, что значительное количество отказов буксового узла может происходить без увеличения температуры корпуса, например, как наиболее распространенная неисправность — нарушение торцевого крепления буксы или может иметь место локальный нагрев, находящийся вне зоны сканирования системы [2].

В тоже время, как показывает анализ, в 2005 году осмотрщиками

вагонов было выявлено 48,2% неисправных букс [3], что свидетельствует о низком уровне автоматизации процесса контроля состояния букс на ходу поезда.

Основная часть. На основе проведенного анализа различных систем автоматического контроля букс [4] и используя специфику наших железных дорог можно предложить следующую технологию диагностики букс грузовых вагонов на ходу поезда.

Современные технологии уже сейчас позволяют использовать беспроводные датчики в буксах грузовых вагонов, где в силу ряда причин использование проводной передачи данных проблематично [4].

Сенсорная система, которая устанавливается внутри буксы грузового вагона и в процессе движения поезда осуществляет беспроводную передачу данных о состоянии подшипников и заблаговременно предупреждает о наличии потенциально опасных ситуаций до возникновения отказа (рисунок 1).

1 - букса с ЯБ-датчиком; 2 - временное оборудование.

Рисунок 1 - Схема диагностики букс на ходу поезда.

Данная система может выполнять следующие функции:

- контроль температуры буксового узла;

- контроль сползания буксы с шейки оси.

Для измерения параметров и передачи информации на приемники используются датчики на базе технологии ЯБ. Комплект датчиков, расположенных непосредственно на подшипнике и в месте посадки, обеспечивает максимальную достоверность.

При прохождении пункта контроля, ЯБ-датчиком на приемник сбрасывается информация о состоянии буксы. Далее эта информация поступает на перегонное оборудование, где происходит её обработка и передача на станционное оборудование (ПТО вагонов).

На ПТО вагонов также передаются данные от других диагностических систем. Использование информационной избыточности повышает достоверность оценки технического состояния подвижного состава во время движения.

Далее принимается решение о необходимости ремонта или отцепки забракованного вагона. Данные о параметрах каждого проконтролированного поезда регистрируются для последующего хранения, часть из них передаётся на следующий ПТО (рисунок 2), так как их наличие увеличивает достоверность диагностирования многих дефектов.

Рисунок 2 — Структурная схема обработки и передачи данных

Данная технология может быть интегрирована в довольно развитую систему типа ДИСК-Б (АСДКБ), где возможно использование таких компонентов этой системы как:

-перегонное оборудование (стойки, микропроцессорный комплект, электроснабжение и т.д.);

- линии связи;

- станционное оборудование ( АРМ оператора ПТО и т. п.).

Вывод. Прямой контроль параметров буксового узла увеличивает вероятность обнаружения неисправности ещё задолго до появления внешних признаков, которые-то и фиксируют современные средства автоматического дистанционного контроля нагрева букс.

Предлагаемая система в отличие от системы Тткеп передает данные от буксы не на ведущий локомотив, а на контрольные посты, расположенные на перегоне, что позволит значительно уменьшить

мощность передатчика, а за счет использования структуры ДИСК-Б (АСДКБ) — сократить капитальные затраты и эксплуатационные расходы и ускорит адаптацию этой системы.

Список литературы

1. Выбор автоматизированных средств контроля перегрева букс вагонов в пути следования/ И.Д.Борзилов, В.М.Петухов// Iнформацiйно-керуючi системи на залiзничному транспорть-2006.-№2.-С.48-51.

2. Температурный режим буксового узла при нарушении торцевого крепления и тепловой контроль/А.А.Миронов, В.Л.Образцов, А.Э. Павлюков// Железнодорожный транспорт. -2005. - №6. -С. 50-51.

3. Аналiз стану безпеки руху на залiзницях Украши у 2005 рощ/ Мшютерство транспорту та зв'язку Украши. Державна адмшютращя залiзничного транспорту. Головне управлшня безпеки руху та екологп.- Кшв-2006.-С.44-52.

4. C. Ytuarte. Railway Age, 2002, № 1, с. 37 - 39.

УДК 656.216.2:621.397.7

Германенко О.А., инженер Дон.ж.д.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ВСТУПЛЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА ПЕРЕЕЗД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СКОРОСТИ ИХ ДВИЖЕНИЯ.

ЧАСТЬ 3

Постановка проблемы. Основным условием надежного и безопасного функционирования переездов является соблюдение очередности проследования транспортными средствами его опасной зоны. На магистральных железных дорогах Украины, исходя из различий в скорости перемещения подвижных единиц железно- и автодорожного транспорта, а также длин тормозных участков, преимущественным правом проследования переездов обладает железнодорожный транспорт (на промышленных предприятиях это условие не сохраняется из-за невысоких скоростей движения и особенностей технологического процесса основного производства).

Однако за последние годы проблема в местах пересечения железных дорог и автомагистралей еще более обострилась по причине не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.