Научная статья на тему 'К содержанию понятия «Речевая стратегия» в исследовании письменного дискурса'

К содержанию понятия «Речевая стратегия» в исследовании письменного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3521
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ / АВТОРСКИЕ ИНТЕНЦИИ / AUTHOR 'S INTENTIONS / SPEECH STRATEGY / STRATEGY OF COMMUNICATION / ORAL SPEECH / WRITTEN SPEECH / INTERPRETATION / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ерохина Елена Геннадьевна

Статья посвящена понятию «речевая стратегия», которое широко используется сегодня в лингвистике. Проводится сравнение диссертационных работ, описывающих стратегии речи, и рассматриваются особенности анализа стратегий письменного текста. Предложено авторское определение речевой стратегии и первичная типология стратегий исторического текста на материале русской историографии XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SPEECH STRATEGY IN RESEARCHES OF THE WRITTEN DISCOURSE AND TEXT

The article deals with the concept of speech strategy, which is commonly used in linguistics nowadays. The author makes a comparison of theses that research speech strategies. She also explores the special aspects of the analysis of a written text. The article proposes the author ’s definition of a speech strategy and primary typology of strategies of the historical text on the material of Russian historiography of 19 c.

Текст научной работы на тему «К содержанию понятия «Речевая стратегия» в исследовании письменного дискурса»

В.Н. Трунин-Донской. - М.: Изд-во МГУ 1986. - 304 с.

11. Корет, Э. Основы метафизики [Текст] / Э. Ко-рет; пер. с нем. В. Терлецкого. - Киев: Тандем, 1998.

- 248 с.

12. Кравченко, А.В. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка [Текст] / А.В. Кравченко. - Иркутск: Ирк. обл. типография № 1, 2001. - 261 с.

13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.

- 304 с.

14. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - 320 с.

15. Леонтьев, А.Н. К психологии образа [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вестник МГУ Сер. 14. Психология. -1986. - №3. - С. 73.

16. Леонтьев, А.Н. Психология образа [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вестник МГУ Сер. 14. Психология. -1979. - №2. - С. 12.

17. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - Воронеж: Изд-во Ин-та практической психологии: МОДЭК, 1996. - 424 с.

18. Лосев, А.Ф. Самое само: Сочинения [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Эксмо-Пресс, 1999. - 1024 с.

19. Малинович, Ю.М. Антропологическая лингвистика как интегральная наука [Текст] / Ю.М. Малинович, М.В. Малинович // Антропологическая лингвистика: Концепты. Категории. - Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2003. - С. 7-28.

20. Малинович, Ю.М. Антропологическая лингвистика как интегральная наука: лингво-философский и понятийно-содержательный базис [Текст] / Ю.М. Ма-линович // Антропологическая лингвистика: Вестник ИГЛУ. Сер. Антропологическая лингвистика. - 2004.

- № 7. - С. 4-15.

21. Маркс, К. Сочинения [Текст]: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1955. - Т. 3. -653 с.

22. Общее языкознание. Внутренняя структура языка [Текст] / под ред. Б.А. Серебренникова. - М.: Наука, 1972. - 566 с.

23. Петров, М.К. Язык. Знак. Культура [Текст] / М.К. Петров. - М.: Наука, 1991. - 328 с.

24. Поливанов, Е.Д. Статьи по общему языкознанию [Текст] / Е.Д. Поливанов. - М.: Наука, 1968. - 376 с.

25. Потапов, В.В. Динамика и статика речевого ритма: Сравнительное исследование на материале славянских и германских языков [Текст] / В.В. Потапов; предисл. В.К. Журавлева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 344 с.

26. Потапов, В.В. У истоков речеведения [Текст] / В.В. Потапов // Лингвистическая полифония: сб. в честь юбилея профессора Р.К. Потаповой / отв. ред. чл.-кор. РАН В.А. Виноградов. - М.: Языки славянских культур, 2007. - С. 19-40.

27. Потапова, Р.К. Об определении коммуникативного веса супрасегментных элементов, формирующих словесное ударение - выделенность [Текст] / Р.К. Потапова // Материалы Всерос. конф. по коммуникативным единицам языка. - М., 1984. - С. 96-99.

28. Потапова, Р.К. Теоретические и прикладные аспекты речевой сегментологии [Текст] / Р.К. Потапова // Проблемы фонетики / отв. ред. Л.Л. Касаткин. - М.: Ин-т рус. языка РАН 1995. - С. 7-20.

29. Потапова, Р.К.Особенности немецкого произношения [Текст] / Р.К. Потапова, Г. Линднер. - М.: Высш. шк., 1991. - 319 с.

30. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии [Текст] / Э. Сепир; пер. с англ. А.Е. Кибрика. - М.: Универс, 1993. - 656 с.

31. Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: Просвещение, 1995. - 304 с.

32. Paul, H. Deusche Grammatik [Text] / H. Paul. - Bd. III, Teil IV: Syntax (Erste Hälfte). - Tübingen Niemeyer, 1968.

УДК 81.13 ББК 81.1

Е.Г. Ерохина

К СОДЕРЖАНИЮ ПОНЯТИЯ «РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ» В ИССЛЕДОВАНИИ

ПИСЬМЕННОГО ДИСКУРСА

Статья посвящена понятию «речевая стратегия», которое широко используется сегодня в лингвистике. Проводится сравнение диссертационных работ, описывающих стратегии речи, и рассматриваются особенности анализа стратегий письменного текста. Предложено авторское определение речевой стратегии и первичная типология стратегий исторического текста на материале русской историографии XIX в.

Ключевые слова: речевая стратегия; коммуникативная стратегия; устная речь; письменная речь; интерпретация; типология; авторские интенции

Y. Yerokhina

THE CONCEPT OF SPEECH STRATEGY IN RESEARCHES OF THE WRITTEN

DISCOURSE AND TEXT

The article deals with the concept of speech strategy, which is commonly used in linguistics nowadays. The author makes a comparison of theses that research speech strategies. She also explores

© Ерохина Е.Г., 2014

the special aspects of the analysis of a written text. The article proposes the author's definition of a speech strategy and primary typology of strategies of the historical text on the material of Russian historiography of 19 c.

Key words: speech strategy; strategy of communication; oral speech; written speech; interpretation; typology; author's intentions

Понятие речевой стратегии вошло в лингвистику в 1970-х гг. вместе с исследованиями Т. ван Дейка [ван Дейк, 1989] и к настоящему времени заняло достаточно устойчивую позицию в репертуаре единиц, которые лингвистика использует при изучении текста. Общее и повсеместно признанное понимание стратегии заимствовано из военных наук и сводится к планированию последовательности действий, которые должны привести к искомому результату с максимальной выгодой для их производителя [ван Дейк, 1989, Иссерс, 2008]. В лингвистической науке это определение адаптировано к реалиям языковой коммуникации и в первую очередь устного диалога: речевая стратегия - «комплекс действий, направленный на достижение коммуникативной цели» [Иссерс, 2008, с. 54].

Исследователи устной речи внесли значительный вклад в описание стратегий, установив связи стратегии с когнитивным и прагматическим аспектом речи (Т. ван Дейк, О.С. Иссерс, Н.А. Формановская), соотношение стратегий с функциональными стилями и жанрами речи (А. Вежбицка, В.В. Дементьев), функционирование стратегий в устном диалоге и привязанном к конкретным временным и пространственным координатам дискурсе (М.Л. Макаров). В целом, эти работы раскрывают понятие стратегии в рамках диалогического общения и потому апеллируют к особенностям поведения собеседника, типу языковой личности [Румянцева, 2004], правилам кооперации и их нарушению при стремлении к победе [Иссерс, 2008, с. 70]. Между тем анализ речи с позиций стратегического планирования и реализации сегодня распространяется на все большую территорию, охватывая нехудожественные тексты разного тематического направления: юридические, медицинские, религиозные (например, жанр проповеди), исторические. В связи с этим теория речевых стратегий требует дополнения и развития.

Рассмотрим теоретические основы дис-

сертационных исследований, посвященных описанию и классификации стратегий письменного дискурса. В настоящее время каталог диссертационных исследований Российской государственной библиотеки насчитывает всего 12 работ, темой которых указано исследование коммуникативных или речевых стратегий. Анализ семи из этих диссертаций и двух авторефератов из области филологических и педагогических наук выявил следующие особенности изучения стратегий письменной речи:

1. Природа речевых стратегий описывается исследователями как вторичная по отношению к природе речевого материала. Иными словами, изучение стратегий зиждется на сведениях о жанровой принадлежности материала, его структурных и дискурсивных особенностях. Отталкиваясь от описания адвокатского дискурса, конститутивных признаков научных статей или жанров политического дискурса, авторы научных работ переходят к стратегиям, соответствующим всем описанным ранее признакам данного типа дискурса или текста [Зигманн, 2003; Никонова, 2010; Нифонтова, 2013; Салахова, 2006; Солдатова, 2013].

2. При описании стратегий термины «речевая стратегия» и «коммуникативная стратегия» оказываются дублетными синонимами и могут заменять друг друга [Румянцева, 2004, с. 90]. Точно также описываемые тактики могут быть названы как «речевыми», так и «коммуникативными».

3. Понятие «коммуникативная стратегия» чаще всего объясняется на основе прецедентных исследований устного диалога, в частности, работ О.С. Иссерс, с частичным заимствованием и адаптацией выделенных исследовательницей категорий: стратегия самопрезентации, навешивание ярлыков, понижение статуса собеседника и т.д. При этом конкретные типы стратегий и тактик автоматически переносятся на материал письменного дискурса (анализ текстов А.П. Чехова и Ку-

прина, анализ англоязычной художественной литературы) [Румянцева, 2004, Мулькеева, 2005].

4. Явная недостаточность теоретической базы, подготовленной исследованиями устного диалога, приводит к вынужденному «изобретательству» многих исследователей. В результате предварительного анализа материала рождаются авторские типологии стратегий, выстроенные с учетом не совпадающих между собой критериев.

Все эти особенности говорят о том, что теоретическая база для изучения стратегий письменной речи все еще находится в стадии формирования. Тематический разброс в выборе материала диссертационных исследований иллюстрирует новизну этих работ: практически ни одно из исследований не повторяется тематически. Это приводит к тому, что каждый автор чувствует себя первооткрывателем в данной области и может в полной мере проявить свои творческие способности, гибкость и склонность к самостоятельной интерпретации языкового материала. Как пишет один из диссертантов о стратегии, ее «нельзя описать операционально, описание речевых стратегий всегда носит содержательный характер и базируется на интерпретации» [Зигманн, 2003, с. 99-100].

Как же совместить это условие интерпретации с достижениями вышеупомянутых исследователей?

Изучение стратегий письменной речи (текста или дискурса) действительно возможно проводить, опираясь на исследования устной речи. Так, например, тезисы И.Н. Борисовой истинны как для анализа устной речи, так и при описании письменного текста: «Коммуникативная стратегия речи есть способ реализации замысла, она предполагает отбор фактов и их подачу в определенном освещении с целью воздействия на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферу адресата. Понятие коммуникативной стратегии задается соотношением «действительность - автор - текст - адресат» [Борисова, 1999. Режим доступа: http://www.sgu.ru/structure/philological/ linghist/sbornik-zhanry-rechi/materialy-vypuskov]. Как при этом следует относиться к синонимическому употреблению терминов «коммуникативной» и «речевой» стратегий?

Поскольку инструментарий для изучения

стратегий коммуникации еще находится в стадии формирования, терминологическая сетка может быть размытой. Мы находим, что между коммуникативной и речевой стратегиями существует следующее различие: коммуникативная стратегия описывает речевое поведение коммуникантов (или автора текста) «от ситуации», опираясь на единицы, используемые в когнитивистике, а именно, фреймы и сценарии. Речевая стратегия описывает речевое поведение «от текста», отталкиваясь от уже реализованной линейной манифестации повествования или диалога. Это различие обусловлено комплексом значений, ассоциативно закрепившихся в лингвистике за соответствующими прилагательными, и может быть скорректировано в будущем.

Мы предлагаем собственное понимание речевой стратегии и ее особенностей, а также типологию стратегий исторического нехудожественного текста, обусловленную предварительным анализом классических повествовательных больших историй XIX в. (текстов Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Д.И. Иловайского). Данные тексты относятся к так называемым большим нарративам [Ме-гилл, 2009, с. 118]: они охватывают историю нации с акцентом на зарождение и становление государственности и тем самым представляют описываемый народ на мировой арене. Мы рассматриваем сюжетные фрагменты этих текстов, посвященные событиям правления Бориса Годунова и истоков Смутного времени на Руси. В силу ограниченного объема статьи мы вынуждены кратко резюмировать результаты анализа данных материалов.

Итак, речевая стратегия - это способ построения высказывания, соответствующий типу передаваемой информации и реализующий определенную авторскую интенцию. Стратегия существует как в аспекте планирования (интенции), так и в аспекте реализации речи, именно второе позволяет анализировать уже написанный текст с позиций речевых стратегий.

Явно выраженная сюжетная структура вкупе с авторской интерпретацией исторических событий приводит к тому, что речевые стратегии исторических текстов должны выполнить две основных функции: передачу событийной канвы и передачу авторского отношения к описываемому. Соответствующие этим функ-

циям стратегии мы назвали информативной и аксиологической.

Информативная стратегия обеспечивает читателю доступ к последовательности событий, составляющей исторический сюжет: смерть царевича Дмитрия - смерть царя Федора Иоанновича - конец династии Рюриковичей - начало правления Бориса Годунова - события, подготовившие всплеск народных волнений (неурожай, голод, мор) - появление Дмитрий Самозванца - реакция Годунова. Эта последовательность фактов составляет фабулу всех четырех исторических текстов (Щербатов, Карамзин, Ключевский, Иловайский). Однако каждый историк объясняет эти факты по-своему: одной хроникальной тактикой историческое повествование обойтись не может. Поэтому сюжет на основе общей фабулы выстраивается уникальный, и объяснение прошлого, от порядка представления фактов до их интерпретации, обеспечивает рефлективная тактика - установление причинно-следственных связей между фактами и событиями, аргументация в поддержку того или иного видения сюжета. Так, Д.И. Иловайский, обстоятельно излагающий события описываемого периода, видит исток Смуты во враждебной политике соседней с Московской Русью Речью Посполитой: «Адский замысел против Московского государства - замысел, плодом которого явилось самозванство - возник и осуществился в среде враждебной нам польской и ополяченной западно-русской аристократии». [Иловайский, 1894-1899, с. 1] В свете этой позиции фабула об отношениях Годунова с боярами Нагими (родственниками царевича Дмитрия) и экономических обстоятельствах 1590-х гг. получают у историка четкое объяснение: «Идея самозванства вытекала почти сама собою из таких обстоятельств, в которых находилась тогда Московская Русь. <...> Идея самозванства, по всей вероятности, немалое время носилась в разных головах и внутри Московского государства, и вне его пределов, пока осуществилась на деле. Гораздо удобнее могла она осуществиться, конечно, не внутри государства, а в такой соседней и неприязненной ему стране, какою была Речь Посполитая с ее своевольным пьянством и хищным украинским казачеством» [Иловайский, 1894-1899, с. 2].

Иная историческая интерпретация повлек-

ла бы за собой и другое построение сюжета

- с другими рефлективными и хроникальными тактиками. Так, Ключевский в своей интерпретации периода Смутного времени придерживается концепции «общей смуты в головах», отчего действующие лица его повествования приобретают черты марионеток или неудачливых игроков, как Борис Годунов: отдельные люди оказываются бессильны перед обстоятельствами [Ключевский, 1988, с. 16-26].

Вместе хроникальная и рефлективная тактики составляют информативный пласт исторического повествования, который традиционно относят к объективному в истории.

Аксиологическая же стратегия передает авторскую эмоциональную оценку описываемого, в силу чего может быть описана как выражение субъективного в истории. Эта стратегия реализуется в риторических тактиках и частично в портретной тактике

- это характерно для истории лиц и событий, где хроника большого масштаба перемежается с характеристиками отдельных исторических лиц. Портретная тактика проявляется в аспекта номинации действующего лица: царь Борис Иловайского, державный преступник Карамзина и рабоцарь Ключевского [Там же. С. 24], в целых фрагментах, посвященных одному персонажу и в информативных стратегиях, где объяснение поступков персонажа может быть дано с учетом их нравственно-этического содержания (характерно для текстов Карамзина) [Ерохина, 2012]. Риторические тактики представляют собой точечное вмешательство субъективного в информативную стратегию текста: это восклицания, средства художественной выразительности, риторические вопросы и другие элементы речи, которые передают пафос автора и обращают внимание читателя на тот или иной элемент повествования. Так, например, подчеркнуто отстраненный и даже наукообразный текст Иловайского приобретает ироническую окраску в описании внешней политики Годунова:

- По отношению к западным соседям эта была политика, можно сказать, робкая.

- Поляков стращал союзом со Шведами, а последних союзом с Поляками, и конечно ничего не достиг подобными бесполезными хитростями.

- Точно также велись бесполезные пере-

говоры со Шведами...

- Борис не сумел воротить и одной Нарвы. [Иловайский, 1984, с. 364].

Для сдержанного стиля историка подобная ироническая окраска - редкий случай риторической тактики.

В заключение повторим, что данная типология речевых стратегий является одним из первых шагов в изучении исторического текста. Организация информации характерная для этих текстов, непременно включает в задачи исследователя внимание к соотношению объективного и субъективного, выделение нарративных структур и интерпретацию как условие адекватного понимания текста и авторского замысла.

Библиографический список:

1. Борисова, И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа [Электронный ресурс] / И.Н. Борисова // Жанры речи: Вып. 2. Саратов: Колледж, 1999. - 300 с. -Режим доступа: http://www.sgu.ru/structure/philological/ linghist/sbornik-zhanry-rechi/materialy-vypuskov (дата обращения: 05.03.2014).

2. Дейк ван, Т. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т. ван Дейк. - М., Прогресс, 1989. - 321 с.

3. Ерохина, Е.Г. Функционирование имени собственного в историческом нарративе (на материале «Истории» Н.М. Карамзина и «Истории» М.М. Щербатова) [Текст] / Е.Г. Ерохина // Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец, 2012. -№3, Т. 1. - С. 55-58.

4. Зигманн, Ж.В. Структура современного политического дискурса: речевые жанры и речевые стратегии [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Ж.В. Зигманн. - М., 2003. - 239 с.

5. Иванова, Л.О. Речевые стратегии как средство взаимопонимания субъектов педагогического процесса [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.О. Иванова. - Псков, 2003. - 204 с.

6. Иловайский, Д.И. История России: Московско-

царский период [Текст] / Д.И. Иловайский. - М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1894-1899. - Т. 3. - 719 с.

7. Иловайский, Д.И. История России [Текст] / Д.И. Иловайский. - Т. 4, Вып. 1. - М.: Тип-ия М.Г. Волчанинова, 1894. - 343 с.

8. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. - М., 2008. -288 с.

9. Ключевский, В.О. Курс русской истории: Часть III [Текст] / В.О. Ключевский // Сочинения: в 9-ти т. - М., 1988. - Т. 3. - 414 с.

10. Мегилл, А. Историческая эпистемология [Текст] / А. Мегилл. - М., Канон+, 2009. - 480 с.

11. Мулькеева, В.О. Речевые стратегии конфликта и факторы, влияющие на их выбор. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / В.О. Мулькеева. - СПб., 2005. - 190 с.

12. Никонова, Ю.И. Речевые стратегии и тактики в дискурсе немецкого газетного фельетона: прагматический аспект [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Ю.И. Никонова. - Иркутск, 2010. - 185 с.

13. Нифонтова, Д.Е. Речевые стратегии и тактики диалога в фастнахтшпилях Ганса Сакса: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Д.Е. Нифонтова - СПб., 2013. - 19 с.

14. Румянцева, Е.Н. Регулятивные речевые действия как фактор успешности диалога и компонент коммуникативной стратегии партнеров по общению: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Е.Н. Румянцева. - Орел, 2004. - 174 с.

15. Рыжков, М.С. Речевые стратегии участников синхронного интернет-дискурса на материале русско-и англоязычных чатов [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / М.С. Рыжков. - Елец, 2010. - 273 с.

16. Салахова, А.Г. Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / А.Г. Салахова. - Челябинск, 2006. - 231 с.

17. Солдатова, А.А. Речевые стратегии и тактики адвокатского дискурса в уголовных процессах [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.А. Солдатова. -Тверь, 2013. - 19 с.

УДК 81'42 ББК 81.2

Н.В. Копылова

КОГНИТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАПИСЕЙ МЕДИАПРОЕКТА STORYCORPS)

Статья посвящена когнитивным аспектам автобиографического массмедийного дискурса в форме аудиозаписей рассказов о событиях из жизни авторов. В исследовании выявляются базовые смыслы данного типа дискурса, образующие особый когнитивный сценарий, который сочетает в себе многообразие продуцируемых идей и обобщает наиболее значимые ценности американской культуры и общества.

Ключевые слова: когнитивный сценарий; автобиография; аудиозапись; рассказ; массме-дийный дискурс; медиапространство; концепт; пропозиция; американские ценности

© Копылова Н.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.