ББК 74.58 УДК 334 Ш 95
К РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В РОССИИ
(Рецензирована)
Шульгатый Леонид Петрович,
доктор педагогических наук, профессор кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 233 88 59, e-mail: [email protected]
Голик Владимир Иванович,
доктор технических наук, главный научный сотрудник Центра геофизических исследований Владикавказского научного центра РАН и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Тел.: (952) 839 45 99, e-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что присоединение России к странам Болонской декларации обнаружил ряд ее недостатков. В статье приведен анализ позиционируемых достоинств декларации и результаты их не подтверждения в образовательной системе, приведшие к снижению уровня подготовки выпускаемых специалистов высшей квалификации. Сделан вывод, что реализация декларации не только не способствует улучшению состояния высшего образования, но и дискредитирует существовавшее ранее высокое качество высшего образования в России.
Ключевые слова: болонская декларация, образовательная система, уровень подготовки, специалисты, квалификация, высшая школа, качество образования.
TO IMPLEMENTATION OF THE BOLOGNA DECLARATION IN RUSSIA
Shulgaty Leonid Petrovich,
doctor of pedagogical sciences, professor of Department of economy of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (861) 233 88 59, e-mail: [email protected]
Golik Vladimir Ivanovich,
doctor of technical science, senior, researcher of the Center of Geophysical Research of the Vladikavkaz Russian Academy of Sciences scientific center and Government of the Republic Northern Ossetia-Alania. Ph.: (952) 839 45 99, e-mail: [email protected]
Summary. Relevance of the real research is caused by the fact that accession of Russia to the countries of the Bologna declaration was found by a number of her shortcomings. The analysis of the positioned advantages of the declaration and results their not the confirmations in educational system which have led to decrease in level of training of the let-out experts of the top skills is provided in article. The conclusion is drawn that implementation of the declaration not only doesn't promote improvement of a condition of the higher education, but also discredits the existing earlier high quality of the higher education in Russia..
Keywords: bologna declaration, educational system, preparation level, experts, qualification, the higher school, quality of education.
Процессы глобализации, стремительные темпы развития технологий предъявляют растущие требования к качеству трудовых ресурсов, их постоянному квалификационному росту. В мире уже давно быстрыми темпами растет борьба за квали-
фицированные кадры не только между компаниями, но и между государствами [1].
Актуальность вопроса возрастает в силу того, что многие компании России в предыдущее десятилетие не просто восстановили объёмы производ-
ства. Они стали конкурентоспособными на мировом уровне и успешно осваивают мировые рынки. В то же время нехватка квалифицированных специалистов является одним из сдерживающих факторов развития российской экономики.
Национальная доктрина и федеральная программа развития образования - результат коллективных усилий практиков и теоретиков образовательного дела России нуждаются уточнении, корректировке и механизме исполнения с учетом опыта других стран [2-4].
Качество высшего образования зависит от состояния сегодняшней вузовской науки, пострадавшей из-за экономических трудностей постреформенного периода, утечки мозгов, отсутствия средств на исследования новой техники и технологий в ведущих отраслях науки.
Программа интеграции высшего образования и науки должна обеспечить:
- гарантию качества образования;
- раскрытие индивидуальных способностей обучающихся;
- учет потребностей и способностей обучающихся;
- поддержание уровня науки.
Разработка и реализация реформ осложняется недостатком ресурсов и отсутствием механизмов их исполнения, которые появляются в результате позитивных социально-экономических преобразований.
Процессы развития человеческого сообщества ставят перед образованием задачу подготовки людей, которые будут жить в разветвленной системе сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами человеческого труда.
Попыткой решения проблем образования является принятие Болонской Декларации, которую называют вступлением в эпоху преобразований национальных систем образования. Декларация включает в себя ряд ключевых моментов.
1.Переход национальных систем образования на двухуровневые программы и квалификации высшего образования бакалавр и магистр. Причины перехода:
- необходимость кадров с различным уровнем квалификации;
- затруднения с финансированием возрастающей массы студентов;
- превращение квалификации бакалавр в основную категорию на рынке труда с возможностью повышения уровня образования до магистра, с возвратом к образованию после практической деятельности.
2. Повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования с укреплением связи
среднего профессионального образования с университетским и возможностью для продолжения образования.
3. Сокращение нормативного срока обучения с введением двухуровневой системы высшего образования сроком от 3 до 4 лет.
4. Изменения в структуре и организации докторских программ с отменой двухуровневых структур научных степеней и централизацией управления докторскими программами, в том числе по присуждению ученой степени в рамки университетской деятельности.
5. Введение новых децентрализованных механизмов обеспечения качества образования: самооценка; внешний аудит; аккредитация независимыми организациями, объективность оценки качества; прозрачность управленческой и финансовой деятельности вузов.
В рамках Болонского процесса большое внимание уделяется дистанционному и непрерывному образованию с обеспечением доступности образования на протяжении всей жизни работника [5-6].
Так, при учете выполненной учебной нагрузки на смену академическим часам приходит накопительный переводной кредит. Осуществляются изменение в содержании программ с учетом интересов работодателей. Высшее образование становится ориентированным на рынок труда. Двухступенчатая система позволяет осуществить массовую подготовку на базовом уровне и избирательную на последующем. Предполагается, что, причем платный подход повысит конкурентоспособность образования.
Важным направлением в системе европейского образования является привлечение внебюджетных средств на развитие образования.
Практика применения концепция Болонского процесса при некоторых положительных факторах имеет и симметричные отрицательные моменты [7-8].
1.Переход системы образования на двухуровневую квалификации высшего образования, сняв с государства обязанность финансирования студентов на завершающей стадии образования, не превратил квалификацию бакалавр в основную категорию на рынке труда с возвратом к образованию после практической деятельности.
Так, группа индийских студентов, получив квалификацию бакалавра в России, в Индии не смогла трудоустроиться и была вынуждена завершать образование в России по традиционной схеме.
2. В России в большинстве отраслей квалификация бакалавр не имеет статуса высшего образования и не предоставляет право руководить работами, например, в горной промышленности.
Возможность для продолжения образования бакалавров не имеет механизма реализации и не применяется в практике.
3. Сокращение нормативного срока обучения осуществляется, преимущественно, за счет технических дисциплин при увеличении доли общеобразовательных.
4. Децентрализация управления докторскими программами, в том числе по присуждению ученой степени в рамки университетской деятельности, является привилегией только нескольких ВУЗов и не коснулась основной массы учебных заведений, имеющих диссертационные советы. По существу, такой подход и не должен иметь общего распространения, поскольку не все периферийные советы располагают специалистами достаточного уровня.
5. Введение новых децентрализованных механизмов обеспечения качества образования, имея благие намерения, на деле превращает деятельность работников высшего образования в сплошную череду разработки методических материалов и отчетов, отвлекая от преподавания.
Высшее образование не стало ориентированным на рынок труда, поскольку предприятия не имеют возможности трудоустраивать бакалавров, тем более предоставлять им льготы для обучения на второй стадии.
Реально достигнутой целью Болонского процесса является платный подход, в результате которого повысилась не конкурентоспособность образования, а возможности получения законченного образования у состоятельной части общества. Этому же способствует и привлечение на развитие образования внебюджетных средств, контролируемых представителями той же части общества.
Концепция Болонского процесса принята в России не всеми и не в полном объеме. Так, большой заслугой считается сохранение прежней системы образования в ВУЗах горнопромышленного профиля.
Отечественная школа подготовки кадров, например, для минерально-сырьевого комплекса по данным международных рейтингов отстаёт от мирового уровня. Объективной оценке качества подготовки специалистов способствует создание собственной национальной системы для объективной оценки результативности работы вузов с участием в ней ученых и потребителей кадров.
Одной из причин отрыва высшего образования от требований индустрии является специфика России, где бизнес не ориентирован на решение стратегических задач, идет примитивизация технологических укладов.
Подготовка инженерных кадров переживает трудное время, из-за перехода на подушевое фи-
нансирование, снижение норматива на подготовку кадров, включая оплату труда профессорско-преподавательского состава и стипендиальное обеспечение.
Поспешность в реформировании системы образования приводит к несогласованности принятых образовательных стандартов. Утвержденный перечень специальностей не соответствует требованиям работодателей. Например, выпускник организации среднего профессионального образования горного профиля, окончивший её по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», не может работать по этой специальности, так как на подземные работы может быть принят только «Горный техник-электромеханик», а эта специальность в государственном перечне уже отсутствует.
Реорганизация вузов, осуществляющих подготовку кадров, должна проводиться с учётом оценки последствий таких преобразований. Подготовка специалистов не только должна отвечать требованиям работы на особо опасных производствах и объектах, но и соответствовать перспективам развития мирового промышленного комплекса.
Сегодняшнему выпускнику ВУЗа надо быть не только специалистом данного профиля, но и экономистом, экологом и т.д. Цель обучения в ВУЗах состоит в том, чтобы научить студентов гуманному обращению с природой, умению конструктивно участвовать в защите природной среды и рациональном использовании природных ресурсов, что определяет экономику и экологию субъектов хозяйствования [9-12].
В современных условиях от специалиста требуется высокая квалификация, компетентность, ориентированность в смежных областях деятельности, социальная и профессиональная мобильность, умение эффективно работать на уровне мировых стандартов, современное мышление и т. д.
На современном этапе взаимоотношение общества и природы достигли состояния конфликта. Наиболее остро стоит проблема экологизации жизни общества. Образование является составляющей гуманистического развития личности будущих поколений и одним из элементов реализации концепции устойчивого развития общества. Особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у студентов ответственности перед социоприродным окружением.
Россия вступила в Болонский процесс в 2003 г., выполняя обязательное условие для вхождения в европейскую и мировую экономику. При сомнительных достоинствах этого была разбалансирова-
на доказавшая свое превосходство в мире система образования, на смену которому пришёл не до конца продуманный набор промежуточных решений.
В качестве главного мотива предполагалась, что узкая подготовка студентов к определённой специальности с чёткой специализацией позволит не тратить лишнее время на дополнительные и не всегда нужные предметы. На практике снижение аудиторных часов на профильные дисциплины снизило качеств образования.
Связанная с реформой бюрократизация системы высшего образования существенно ограничивает возможности преподавания и научной деятельности. С 2012 г. реформирование высшего образования активизируется в худшую сторону.
Количество всевозможных отчётов, учебных и рабочих программ, УМК, фондов оценочных средств и т. д. увеличивается. Под давлением сверху руководство ВУЗов требует от преподавателей ведения документации, которая отвлекает их от непосредственной работы.
По мнению подавляющего большинства преподавателей ВУЗов задача высшего образования заключается не в искусственном вживлении чужеродных систем образования, а сохранение в адаптацией ко времени традиций высшего образования России, которые пользовались уважением во все времена ее истории. А критерием качества образования должны быть не рейтинги недружественных и необъективных европейских институтов, а результаты практической деятельности выпускников Российских ВУЗов во всех сферах существования человеческого общества.
ИСТОЧНИКИ:
1. Golik V. I., Khasheva Z.M., Economical Efficiency of Utilization of Allied Mining Enterprises Waste. The Social Sciences // Medwell Journals. - 2015. - №10 (5). - P. 682-686.
2. Golik V., Doolin A., Komissarova M., Doolin R. Evaluating the Effectiveness of Utilization of Mining Waste. // Medwell Journals. - 2015. - №9 (5). -P. 1993-5250.
3. Golik V. I., Hasheva Z. M., Galachieva S. V. Diversification of the Economic Foundations of Depressive Mining Region. The Social Sciences // Medwell Journals. - 2015. - №10 (5). - P.678-681
4. Khasheva Z.M., Golik V.I. The Ways of Recovery in Economy of the Depressed Mining Enterprises of the Russian Caucasus // International Business Management. - 2015. - №9 (6). - P. 1209-1216.
5. Kizil M. S. Recent developments in Australian mining education. Proceedings of the 4th International Mining Congress of Turkey. // IMCET. - 2015. - P. 93-100.
6. Waters D. B. Mining education in Australasia // Aus IMM Bulletin. - 2014. - №1.
7. Mousset-Jones, Pierre F. X. Mining education at a crossroads // Engineering and Mining Journal. -2004. - Vol. 205.- P. 10.
8. Malcolm T. Researching higher education. - McGraw-Hill, 2013. - 288 p.
9. Mergers and Alliances in Higher Education International Practice and Emerging Opportunities / Eds.: A. Curaj, L. Georghiou, J. Cassingena Harper, E. Egron-Polak.
10. Замошникова Н. Н. Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации с 1990 по 2015 годы: взгляд из региона.
- 2015. - № 4 (63). - С.67-77.
11. Горбунова Е. М. Основные результаты мониторинга участия России в Болонском процессе: Болонья глазами студентов // Вестник международных организаций. - 2008. - № 2. - С. 9-26.
12. Филиппов В. Высшая школа России перед вызовами XXI в. // Высшее образование в России. - 2001.
- №1,2.