Научная статья на тему 'К разгадке тайны так называемого Олонецкого списка «Слова о полку Игореве»'

К разгадке тайны так называемого Олонецкого списка «Слова о полку Игореве» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" / АРХЕОГРАФИЯ / СПИСКИ / СЛОВЕСНОСТЬ / УЧЕБНИКИ / ХРЕСТОМАТИЯ / SONG OF IGOR''S CAMPAIGN / ARCHAEOGRAPHY / LISTS / LITERATURE / TEXTBOOKS / TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бурыкин Алексей Алексеевич

Статья содержит обобщение и анализ наиболее надежных данных с сообщением о так называемом Олонецком списке «Слова о полку Игореве», который, как считается, находился в Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске и исчез в первой четверти ХХ века. Автор показывает, что это сообщение основано на недопонимании: преподаватель семинарии имел полный текст «Слова», очевидно, по печатному изданию, а студенты семинарии держали в руках хрестоматию, где текст «Слова о полку Игореве» был дан в отрывках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the solution of the mistery of the so-called "Olonets copy" of "The Song of Igor''s Campaign"

The article contains generalisation and the analysis of the most reliable data with the message on the so-called Olonets copy of "The Song of Igor's Campaign" which, as it is considered, used to be available in Olonets theological seminary in the City of Petrozavodsk and disappeared in the first quarter of the 20th century. The author shows that this message is based on misunderstandings: the seminary teacher had the full text of "The Song of Igor's Campaign", obviously, under the printing edition, and the seminary students had control over the textbook where the text of "The Song of Igor's Campaign" was given in fragments.

Текст научной работы на тему «К разгадке тайны так называемого Олонецкого списка «Слова о полку Игореве»»

УДК 801.8

Бурыкин Алексей Алексеевич

доктор филологических наук, доктор исторических наук Институт лингвистических исследований РАН

albury@rambler.ru

К РАЗГАДКЕ ТАЙНЫ ТАК НАЗЫВАЕМОГО ОЛОНЕЦКОГО СПИСКА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Статья содержит обобщение и анализ наиболее надежных данных с сообщением о так называемом Олонецком списке «Слова о полку Игореве», который, как считается, находился в Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске и исчез в первой четверти ХХ века. Автор показывает, что это сообщение основано на недопонимании: преподаватель семинарии имел полный текст «Слова», очевидно, по печатному изданию, а студенты семинарии держали в руках хрестоматию, где текст «Слова о полку Игореве» был дан в отрывках.

Ключевые слова: «Слово о полку Игореве», археография, списки, словесность, учебники, хрестоматия.

Все согласны с тем, что «Слово о полку Игореве» представляет собой поистине уникальный памятник древнерусской литературы домонгольского периода. Уникальность его разноаспектна - она заключена и в том, что оно является редким из известных нам образцом светской ораторской прозы, имеющим жанровые связи с летописями, воинскими повестями, восточнославянским фольклором и фольклором степных народов, и в том, что «Слово» дошло до своих издателей в единственном списке в рукописи сложного состава, и эта рукопись позднее оказалась утраченной, что уже в течение длительного времени дает кому-то шанс оспаривать его подлинность. Все, что удалось найти в архивах, - это так называемая Щукинская рукопись «Слова о полку Игореве», в которой, однако, мы находим больше следов различных изданий «Слова» XIX века, нежели признаков того, что она списана с какой-то древней копии «Слова» или переписана из Мусин-Пушкинской тетради [1; 11].

Так называемый Олонецкий список «Слова» представляет собой самый интригующий сюжет в археографии «Слова о полку Игореве». Кажется, единственная публикация, посвященная этой археографической загадке «Слова о полку Игоре-ве» в последние 30 лет, - это статья В. Семенова, опубликованная в 1989 г. в литературном журнале «Север» [7].

Бесспорной заслугой автора данной статьи является то, что он смог обозреть весь круг лиц из числа жителей Петрозаводска, кто мог знать о существовании Олонецкого списка «Слова», а также расспросить их потомков о таинственной рукописи. Но ни К.Ф. Филимонов, упоминаемый Л.А. Твороговым, ни В.Ф. Снитко, преподававший в той же семинарии, ни А.Н. Капусткин, основательно занимавшийся историей Петрозаводска, ни Д.В. Островский, который до своей кончины имел как минимум полтора года на то, чтобы объявить о сенсационной находке (при том, что он оставался практически единственным обладателем уникальной рукописи!) не оставили однозначных сведений. Рассказы о загадочной рукописи «Слова», собранные В. Семеновым, частично противоречат

как друг другу, так и тому, что мы знаем о ней из публикаций Л.А. Творогова.

Есть в этой статье и неосторожная фраза самого В. Семенова: «Откуда взялся и куда пропал рукописный хронограф, в составе которого находилось "Слово о полку Игореве", остается неясным» [7, с. 118]. Ни один из источников информации, которые использует автор данной статьи, не говорит о том, что Олонецкий список «Слова» был включен в хронограф.

Наконец, совершенно не может соответствовать действительности присутствующее в статье предположение В. Семенова, что И.Е. Троицкий рассказывал о таинственной рукописи «Слова» А.И. Соболевскому как своему студенту [7, с. 118] - дело в том, что Алексей Иванович Соболевский (1857-1929) окончил Московский университет в 1878 году, то есть ко времени встречи с И.Е. Троицким он уже не был студентом, а в свои студенческие годы вообще не был петербуржцем.

Обратимся к тем фактам, которые можно считать бесспорными и на которые мы можем опираться, научно подходя к рассмотрению проблемы Олонецкого списка «Слова о полку Игореве».

По сути дела все, что мы знаем об Олонецком списке «Слова», сообщено нам в одном-единствен-ном источнике - в примечании Н.М. Каринского к его известной, до известной степени культовой статье «Мусин-Пушкинская рукопись "Слова о полку Игореве" как памятник псковской письменности XV-XVI вв.», вот оно: «В заседании Общества любителей древней письменности, где читался настоящий реферат, проф. А.И. Соболевский сообщил любопытное сведение об исчезнувшем уже в настоящее время одном из списков Слова о полку Игоря. Лет 20 тому назад проф. А.И. Соболевскому рассказывал проф. И.Е. Троицкий, что преподаватель словесности Олонецкой духовной семинарии, показывая в классе ученикам, в числе которых тогда был и И.Е. Троицкий, старую рукопись, сказал: «Вот здесь содержится другой список Слова о полку Игореве, гораздо более подробный, чем тот, который напечатан» (курсив наш. - А. Б.). Когда впоследствии И.Е. Троицкий приехал в Петрозаводск, преподаватель, сообщав-

© Бурыкин А.А., 2017

Специальный выпуск, 2017 Вестник КГУ

37

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ший о списке Слова о полку Игореве, уже умер, и И. Е. не мог найти следов рукописи, о которой он слышал в семинарии» [5, с. 212, прим. 1].

Обращаем внимание - это все, что мы знаем об Олонецком списке «Слова»; причем, стоит заметить, даже наш первоисточник содержит информацию, передаваемую из третьих рук - ибо все остальные сообщения об Олонецком списке «Слова» основываются на этом примечании к статье Н.М. Каринского и тем самым не имеют ценности оригинальных источников или же восходят к итогам деятельности тех исследователей, кто основывался в своих разысканиях на данном сообщении.

Иван Егорович Троицкий, единственный человек, который сам свидетельствовал о том, что он видел Олонецкий список «Слова», родился в 1834 году в Пудожском уезде Олонецкой губернии, воспитывался в Каргопольском духовном училище и Олонецкой семинарии, окончил духовную академию в 1859 году [10]. После этого И.Е. Троицкий с 1859 по 1861 годы сам преподавал в Олонецкой семинарии логику, психологию, патристику и латинский язык, позже он стал профессором Санкт-Петербургской духовной академии. Скончался И.Е. Троицкий 2 августа 1901 года [3] - следовательно, он мог рассказать об Олонецком списке «Слова» А.И. Соболевскому где-то в 90-е годы XIX века.

Можно ли рассматривать известные нам слова преподавателя Олонецкой семинарии «Вот здесь содержится другой список Слова о полку Игореве, гораздо более подробный, чем тот, который напечатан» как свидетельство того, что этот преподаватель (и уже неясно, был ли им Д.П. Ягодкин или Ф.С. Рождественский) располагал иным, «гораздо более подробным» списком «Слова», чем тот, который был издан Мусиным-Пушкиным? Все те немногочисленные энтузиасты, обращавшие внимание на проблему Олонецкого списка «Слова», поступали именно так и давали на поставленный вопрос положительный ответ. Отметим - именно слова «гораздо более подробный, чем тот, который напечатан» и создавали главную интригу для поисков исчезнувшей рукописи. Однако обращение к биографии единственного очевидца этого таинственного списка, профессора И.Е. Троицкого, как это ни парадоксально, заставляет отрицательно ответить на поставленный вопрос.

Как было сказано выше, И.Е. Троицкий окончил духовную академию в 1859 году, следовательно, он учился в Олонецкой семинарии в конце 1840-х -начале 1850-х годов. Нам теперь известно из специальных исследований, посвященных изучению «Слова о полку Игореве» в учебных заведениях, что в это время в обиходе и, соответственно, на столах учеников находилась «Историческая хрестоматия церковно-славянского и русского языков» А.Д. Галахова, изданная в Москве в 1848 году [2,

с. 167]. В этой хрестоматии текст «Слова о полку Игореве» напечатан в отрывках. А это означает, что текст, «гораздо более полный, чем тот, который напечатан», мог содержаться не в другой редакции «Слова», а в любом печатном издании «Слова», выпущенном в 1800-1840-х годах. Возможно, что «гораздо более полный» текст «Слова» содержался в преподавательском конспекте Д.П. Ягодкина, и такие конспекты, надо полагать, имелись в изобилии, поскольку к началу XX века мы имеем уже массу печатных учебных изданий «Слова о полку Игореве», которые выходили в свет во множестве провинциальных городов. Следующая по времени учебная хрестоматия - «Историческая хрестоматия церковнославянского и русского языков» Ф.И. Буслаева - появилась только в 1861 году, то есть в то время, когда И.Е. Троицкий уже сам был преподавателем Олонецкой семинарии.

Из всего сказанного следует, что фраза «Вот здесь содержится другой список Слова о полку Игореве, гораздо более подробный, чем тот, который напечатан», которую запомнил И.Е. Троицкий, все-таки не свидетельствует о существовании рукописи «Слова», которая могла бы превосходить своей полнотой известный нам текст Мусин-Пушкинского издания этого памятника. Наши наблюдения соответствуют предположениям М.Д. Каган-Тарковской, согласно которым в истории об Олонецком списке «Слова» речь могла идти об учебных материалах по словесности, связанных с чтением и изучением «Слова» [4, с. 73].

В истории с Олонецким списком «Слова о полку Игореве» имеется еще одна странность. Один из материалов, сообщающий об Олонецком списке «Слова» и известный в литературе по археографии «Слова», - это письмо Л.А. Творогова к академику М.Н. Тихомирову, опубликованное в 1948 году на страницах журнала «Вопросы истории» [8, с. 134136], - кстати, то самое, с упоминания которого начинается статья В. Семенова. В этом письме излагаются некоторые принципиально новые факты об истории Олонецкого списка «Слова», которые могли бы привлечь и привлекли к себе внимание исследователей, по существу, как новый источник сведений о рукописи «Слова». Однако пишущим на эти сюжеты остается неизвестным то, что отчет о поездке Л.А. Творогова в Петрозаводск, во время которой он собирал материалы об Олонецком списке «Слова», был опубликован еще в 1929 году [9, с. 5-8]. И вот что странно и необъяснимо - в этой публикации мы не находим вообще ни одного упоминания о «Слове о полку Игореве», как будто бы «Слово» вообще не интересовало автора во время его визита в Петрозаводск, и это обстоятельство абсолютно непонятно и необъяснимо. Почему Л.А. Творогов, опубликовавший отчет о своей поездке по свежим следам в 1929 году, умолчал о возможности отыскать рукопись «Слова» и заговорил

38

Вестник КГУ ^ Специальный выпуск, 2017

об Олонецком списке «Слова» только 20 лет спустя, остается без объяснения.

Итак, из сказанного следует, что, скорее всего, Олонецкий список «Слова о полку Игореве» как отдельная рукопись, продолжающая традицию бытования этого памятника в древнерусской книжности, никогда не существовал. В тех обстоятельствах, которые вызвали к жизни филологическую легенду о нем, мог фигурировать только преподавательский конспект или рукописная копия с какого-либо печатного издания «Слова» от 1800 года примерно до 1845-1846 годов. Однако изучение наиболее близких к первоисточнику сообщений об Олонецком списке «Слова о полку Игореве» позволило получить некие позитивные результаты.

Что касается так называемого Астраханского списка «Слова», который якобы видел на базаре в Астрахани в 1920-е годы или в начале 1930-х годов один из учеников акад. В.Н. Перетца и который, по романтическим предположениям тех, кто писал об этом, мог быть тождественным Олонецкому списку, то мы не располагаем на этот счет никакой заслуживающей внимания информацией (см.: [4; 6].) Сам В.Н. Перетц (1870-1935), кстати живший в последние годы в ссылке в Саратове, в своих трудах нигде о таком событии не упоминает [4, с. 73]. Не отмечен этот факт и ни в одной из достаточно многочисленных работ супруги В.Н. Перетца -Варвары Павловны Адриановой-Перетц, много занимавшейся «Словом о полку Игореве», которая не могла бы не знать о таком событии, если бы оно имело место. Осталось неизвестным и имя того из учеников В.Н. Перетца, который видел эту рукопись «Слова» на базаре в Астрахани, хотя кто-либо из молодых исследователей сам не преминул бы рассказать о таком событии еще в 1930-е годы. Самое же существенное заключается в том, что все рассказы об Астраханском списке «Слова» являются с очевидностью вторичными по отношению к истории Олонецкого списка, и время их рождения - это период между 1920-ми годами, когда Л.А. Творогов ездил в Петрозаводск, и 1948 годом, когда он изложил их в письме М.Н. Тихомирову.

В заключение нам остается сказать следующее. История об Олонецком списке «Слова о полку Иго-реве» не оказывается красивой легендой, которая не имеет под собой реальной основы, но она представляет собой результат стечения определенных обстоятельств, которые в дальнейшем получили не вполне адекватное истолкование. Если исследователи предшествующих поколений были полны надежд найти новый список «Слова о полку Игореве», то мы оставляем эти надежды. Судя по всему, четыре текста Мусин-Пушкинской тетра-

ди - «Сказание об Индийском царстве», «Повесть об Акире», «Слово о полку Игореве» и «Девгение-во деяние» - составляют наследие одного и того же автора, переводчика и составителя «Слова». Названные выше переводные повести известны в небольшом числе списков, то есть они переписывались мало, а «Слово», историческое сочинение вне летописного контекста, и вовсе почти не интересовало переписчиков, пока на него не обратил внимание автор «Задонщины». Мусин-Пушкинская тетрадь, таким образом, может быть второй или даже первой копией с оригинала конца XII века.

Библиографический список

1. Гаврюшин Н.К. Щукинская рукопись «Слова о полку Игореве» // Слово о полку Игореве и его время / под ред. Б.А. Рыбакова. - М.: Наука, 1986. -С. 393-404.

2. Елеонская А.С. «Слово о полку Игореве» в русской школе XIX - начала XX в. // «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVП веков. - М.: Наука, 1978. - С. 163-175.

3. Жукович П. Памяти профессора И.Е. Троицкого // Церковный вестник. - 1901. - № 32. -Стлб. 1009-1015.

4. Каган-Тарковская М.Д. Легендарные списки «Слова о полку Игореве» // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 48. - СПб.: Наука, 1993 -С. 68-73.

5. Каринский Н.М.Мусин-Пушкинская рукопись «Слова о полку Игореве» как памятник псковской письменности XV-XVI вв. // Журнал министерства народного просвещения. - 1916. -Декабрь. - С. 199-214.

6. Салмина М.А. Списки «Слова» // Энциклопедия «Слова о полку Игореве. Т. 4. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. - С. 45-46.

7. Семенов В.Б. По следам Олонецкого списка «Слова о полку Игореве» // Север (Петрозаводск). - 1989. - № 5. - С. 115-120.

8. Творогов Л.А. Письмо к акад. М.Н. Тихомирову // Вопросы истории. - 1948. - № 9. - С. 134-136.

9. Творогов Л.А. Памятники старины нашего Севера и их состояние // Бюллетень ЛОИК-ФУН [Ленинградского общества исследователей культуры финно-угорских народов]. - Л., 1929. -Вып. 1. - С. 5-8.

10. Троицкий И.Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 33б. - СПб., 1901. -С. 578-579.

11. Творогов О.В. Щукинский список «Слова» // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 5. -СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. - С. 247-248.

Специальный выпуск, 2017 Вестник КГУ

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.