Научная статья на тему 'К расчету ригелей в металлических многоярусных однопролетных рамах с учетом регулирования усилий'

К расчету ригелей в металлических многоярусных однопролетных рамах с учетом регулирования усилий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МНОГОЯРУСНЫЕ ОДНОПРОЛЕТНЫЕ РАМЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ УСИЛИЙ / ОПТИМАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / METAL MANY-TIER SINGLE-SPAN FRAMES / CONTROL OF FORCES / OPTIMAL DESIGNING / METAL STRUCTURES / AUTOMATED DESIGN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коковихин Иван Юрьевич, Алёхин Владимир Николаевич

Статья посвящена вопросу регулирования усилий в узлах металлических многоярусных однопролетных рам. Представлены новые технические решения по регулированию НДС в рамах и произведена оценка полученных решений с точки зрения экономии материала в ригелях рамы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Коковихин Иван Юрьевич, Алёхин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CALCULATION OF CROSS-BAR IN METAL SINGLE-SPAN FRAMES WITH CONTROLING THE FORCES IN THEM

The paper is devoted to the regulation of forces in the nodes of many-tier single-span steel frames. New technical decisions for the regulation of stress-strain state in frames are given and the estimation of received decisions from the point of view of economy of materials in the girders of the frame is made.

Текст научной работы на тему «К расчету ригелей в металлических многоярусных однопролетных рамах с учетом регулирования усилий»

УДК 624.01

КОКОВИХИН ИВАН ЮРЬЕВИЧ, аспирант, [email protected]

АЛЁХИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, канд. техн. наук, доцент, Уральский государственный технический университет,

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

К РАСЧЕТУ РИГЕЛЕЙ В МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МНОГОЯРУСНЫХ ОДНОПРОЛЕТНЫХ РАМАХ С УЧЕТОМ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСИЛИЙ

Статья посвящена вопросу регулирования усилий в узлах металлических многоярусных однопролетных рам. Представлены новые технические решения по регулированию НДС в рамах и произведена оценка полученных решений с точки зрения экономии материала в ригелях рамы.

Ключевые слова: Металлические многоярусные однопролетные рамы, регулирование усилий, оптимальное проектирование, металлические конструкции, автоматизированное проектирование.

KOKOVIKHIN, IVAN YURYEVICH, P.G., [email protected]

ALEKHIN, VLADIMIR NIKOLAYEVICH, Cand. of tech. sc., assoc. prof.,

Ural State Technical University,

19 Mira st., Yekaterinburg, 620002, Russia

THE CALCULATION OF CROSS-BAR IN METAL SINGLE-SPAN FRAMES WITH CONTROLING THE FORCES IN THEM

The paper is devoted to the regulation of forces in the nodes of many-tier single-span steel frames. New technical decisions for the regulation of stress-strain state in frames are given and the estimation of received decisions from the point of view of economy of materials in the girders of the frame is made.

Keywords: metal many-tier single-span frames, control of forces, optimal designing, metal structures, automated design

Металлические многоярусные однопролетные рамы являются составной частью каркаса (основной несущей конструкцией сооружения), которая воспринимает и передает на фундамент все вертикальные и горизонтальные нагрузки.

Одним из направлений снижения расхода материала на элементы рамных конструкций является регулирование их напряженно-деформированного состояния (НДС). Примеры регулирования усилий в строительных конструкциях решетчатых ригелей однопролетных рам приведены в книгах [1], [2].

Во многих задачах регулирования (первого типа) главным является выполнение требования выравнивания напряжений или усилий. Оно основано на идее равнопрочности, и в этом обнаруживается связь с оптимизацией, так как многие равнопрочные конструкции являются оптимальными по расходу материала.

© И.Ю. Коковихин, В.Н. Алёхин, 2010

В задачах регулирования другого типа требуется улучшить какую-либо характеристику конструкции в определенной пропорции к заданной (например, уменьшить максимальный момент на 20 % или повысить устойчивость или увеличить собственную частоту). Такая постановка более близка к оптимальному проектированию.

В настоящей статье рассмотрены технические решения по регулированию НДС в металлических многоярусных однопролетных рамах и произведена оценка полученных решений с точки зрения экономии материала в ригелях рамы.

Для повышения прочности и жесткости элементов каркаса металлической многоярусной однопролетной рамы, а также снижения металлоемкости и упрощения монтажа за счет возможности регулирования усилий в элементах рамы предлагается конструкция узла примыкания ригеля к крайней колонне в многоярусной раме [3] и узла рамного металлического каркаса многоэтажного здания [4].

На рис. 1 изображена конструкция узла примыкания ригеля к крайней колонне в многоярусной раме. Указанная задача в работе [3] достигается за счёт того, что соединительные элементы выполнены в виде уголков, которые установлены с наружной и внутренней сторон примыкающей к ригелю полки колонны, а верхняя полка ригеля снабжена закрепленными снизу упорными деталями в виде уголков с отверстиями для болтов. При этом в соединительных элементах, расположенных в уровне ниже верхней полки ригеля, выполнены горизонтальные отверстия, в которые для возможности регулирования усилий в элементах рамы вставлены дополнительные горизонтальные высокопрочные болты различной длины, не превышающей 0,15 пролета ригеля, каждый из которых противоположным концом закреплен на одной из упорных деталей, установленных снизу к полке ригеля. Кроме этого, наружная полка колонны ниже уровня расположения ригеля, а внутренняя полка колонны выше уровня ригеля снабжены изнутри закрепленными снизу упорными деталями в виде уголков с отверстиями для болтов, а соединительные элементы в виде уголков установлены с внутренней стороны наружной полки колонны в уровне нижнего ребра жесткости. При этом в соединительных элементах, установленных с внутренней стороны наружной полки колонны, в уровне нижнего ребра жесткости, и с внутренней стороны внутренней полки колонны, в уровне верхнего ребра жесткости, выполнены вертикальные отверстия. В отверстия вставлены вертикальные высокопрочные болты различной длины, не превышающей 0,3 высоты колонн выше и ниже расположенных ярусов рамы, каждый из которых одним концом закреплен с соединительными деталями, а другим - с одной из упорных деталей, установленных к полкам колонн различных ярусов.

На рис. 2 изображена конструкция узла 1 в ригеле металлической рамы. В работе [4] положительный эффект достигается за счёт того, что двутавровый элемент, расположенный в пролете, опирается нижней полкой свободно, без крепления болтами, на нижнюю полку торца смежного неразрезного элемента ригеля, которая снабжена приваренной снизу металлической пластиной, а стенки торцовых частей совмещенных в узле элементов ригеля снабжены приваренными вертикальными несущими ребрами жесткости. При этом ребра жесткости в торцах элемента ригеля, расположенного в пролете, выполнены увели-

ченной толщины и ширины и снабжены в нижней части отверстиями, в которых для возможности регулирования усилий в элементах рамы установлены концы предварительно-напряженных стержней, а также дополнительной пластиной - упором, приваренной сверху кромки нижней полки элемента ригеля.

Рис. 1. Боковой вид конструкции узла примыкания ригеля к крайней колонне в многоярусной раме

Рис. 2. Конструкция узла 1 в ригеле металлической рамы

В отличие от существующих, в предложенном узле ригели работают совместно с железобетонной плитой, а введенные в среднюю часть ригелей предварительно-напряженные элементы из высокопрочной стали повышают несущую способность и деформативность рамного каркаса.

Для оценки влияния регулирования усилий в верхней полке ригеля вблизи узлов рамы [3] и в нижней полке в пролетной части ригеля [4] были выполнены расчеты. Расчеты проводились в программе Lira 9.4 R8. Расчетная конечно-элементная модель фрагмента рамы выполнена с использованием конечных элементов (КЭ), тип 241, с учетом развития пластических деформаций (физически нелинейный универсальный прямоугольный КЭ оболочки), диаграмма работы стали принята как для стали высокой прочности С 390, размер конечных элементов, тип 241, принят 50^50 мм, расчет физически нелинейный. Для упрощения и оценки адекватности расчетной конечноэлементной модели были составлены стержневые расчетные схемы.

Расчетная схема с регулированием усилий в верхней полке ригеля вблизи узлов рамы. Геометрические параметры фрагмента рамы: пролет ригеля L = 12,0 м; высота фрагмента рамы H = 8,0 м. Типы жесткости колонн, ригеля и упорных деталей фрагмента рамы с регулированием усилий в верхней полке ригеля вблизи узлов рамы приведены на рис. 3.

Расчетная схема выполнена с использованием конечных элементов, тип 10 (универсальный стержень), на опорах (сверху и снизу колонны) принято шарнирное закрепление, расчет линейный. Нагрузки: фрагмент рамы загружен равномерно распределенной нагрузкой, приложенной к ригелю, интенсивностью 10 т/м. Для уменьшения и выравнивания опорных и пролетных изгибающих моментов в ригеле рамы выполнялось регулирование усилий

в верхней полке ригеля вблизи узлов рамы. Усилие натяжения высокопрочных болтов моделировалось с помощью приложения сосредоточенной силы к колонне на расстоянии 400 мм, от узла соединения с ригелем и к верхнему узлу упорной детали высотой 400 мм, установленной на расстоянии 2 м от узла соединения ригеля с колонной. Сосредоточенные силы направлены по оси Х друг к другу таким образом, чтобы на приопорном участке ригеля создать сжатие. Значение усилия натяжения высокопрочных болтов в верхней полке ригеля вблизи узлов рамы варьировалось от 0 до 100 т.

Рис. 3. Расчетная схема с регулированием усилий в верхней полке ригеля вблизи узлов рамы

Расчетная схема с регулированием усилий в нижней полке в пролетной части ригеля. Геометрические параметры фрагмента рамы: пролет ригеля Ь = 12,0 м; высота фрагмента рамы Н = 8,0 м. Типы жесткости колонн, ригеля и упорных деталей фрагмента рамы с регулированием усилий в нижней полке в пролетной части ригеля приведены на рис. 4.

Расчетная схема выполнена с использованием конечных элементов, тип 10 (универсальный стержень), на опорах (сверху и снизу колонны) принято шарнирное закрепление, ригель состоит из двух неразрезных элементов, жестко связанных с колонной, и среднего балочного элемента, который шарнирно (шарнир по иУ) связан с неразрезными элементами, расчет линейный. Нагрузки: фрагмент рамы загружен равномерно распределенной нагрузкой, приложенной к ригелю, интенсивностью 10 т/м. Для уменьшения пролетного изгибающего момента в ригеле рамы выполнялось регулирование усилий в середине пролета ригеля. Усилие натяжения высокопрочных болтов моделировалось с помощью приложения сосредоточенной силы к нижним узлам упорных деталей высотой 400 мм, установленных на расстоянии 2 м от узлов соединения ригеля с колонной. Сосредоточенные силы направлены по оси Х друг к другу таким образом, чтобы на среднем участке ригеля создать сжатие. Значение усилия натяжения высокопрочных болтов в нижней полке в пролетной части ригеля варьировалось от 0 до 100 т.

7

А

о-

<¡=10 т/м

|7=й../а?и^Г

2000

2000

Н.'Котш -

-пот

-стенка

(Ш0І і (6Ж)

X

>-

12000

\\\ Ч\ Л\\

Рис. 4. Расчетная схема с регулированием усилий в нижней полке в пролетной части ригеля

Эпюры изгибающих моментов при регулировании усилий в верхней полке ригеля вблизи узлов рамы приведены на рис. 5, при регулировании усилий в нижней полке в пролетной части ригеля - на рис. 6.

б

а

-99.912

-99.912

71.808

31.087

31.087

85.299

73.404

Рис. 5. Эпюры изгибающих моментов при регулировании в верхней полке ригеля вблизи узлов рамы:

а - усилие натяжения высокопрочных болтов равно 0 т; б - усилие натяжения высокопрочных болтов равно 100 т

б

4.1&ч Jt\66

-98.151

-98.151

\-35.S34 -35.834/

^^4Л66

46.482

а

Рис. 6. Эпюры изгибающих моментов при регулировании усилий в нижней полке в пролетной части ригеля:

а - усилие натяжения высокопрочных болтов равно 0 т; б - усилие натяжения высокопрочных болтов равно 100 т

Результаты определения изгибающих моментов при регулировании усилий в высокопрочных болтах занесены в таблицу.

Результаты определения изгибающих моментов при регулировании усилий в высокопрочных болтах

№ п/п Местоположение участков, на которых выполнялось регулирование усилий Наименование внешних усилий и изгибающих моментов в сечениях ригеля рамы Величины внешних воздействий и изгибающих моментов в сечениях ригеля рамы

1 В верхней полке ригеля вблизи узлов рамы Значение усилия натяжения высокопрочных болтов в узле рамы, т 0 10 100

Значение изгибающего момента Му в пролете ригеля рамы, т-м 85,299 84,11 73,404

Значение изгибающего момента Му на опоре ригеля, т-м 99,912 97,102 71,808

2 В нижней полке в пролетной части ригеля Значение усилия натяжения высокопрочных болтов в середине пролета ригеля, т 0 10 100

Значение изгибающего момента Му в пролете ригеля рамы, т-м 86,482 82,482 46,482

Значение изгибающего момента Му на опоре ригеля, т-м 98,151 98,151 98,151

Выводы

1. При регулировании усилий только в ригелях металлических многоярусных однопролетных рам в соответствии с решением [3] снижение значения изгибающего момента на опорах может составлять до 20-25 %.

2. При регулировании усилий по концам балочного элемента ригеля в металлической многоярусной однопролетной раме по техническому решению [4] снижение значения изгибающего момента в середине пролета ригеля может составлять до 40-45 %.

Библиографический список

1. Регулирование. Синтез. Оптимизация. Избранные задачи по строительной механике и теории упругости / Н.П. Абовский, Л.В. Енджиевский, В.И. Савченков [и др.]. - М. : Стройиздат, 1993. - 456 с.

2. Ольков, Я.И. Оптимальное проектирование металлических предварительнонапряженных ферм / И.С. Холопов. - М. : Стройиздат, 1985. - 156 с.

3. Патент Российской Федерации на полезную модель № 78827. Узел примыкания ригеля к крайней колонне в многоярусной раме / Алехин В.Н., Иванов Г.П., Коковихин И.Ю. -Опубл. 10.12.2008, Бюллетень № 34.

4. Патент Российской Федерации на полезную модель № 85509. Узел рамного металлического каркаса многоэтажного здания / Алехин В.Н., Иванов Г.П., Коковихин И.Ю. -Опубл. 10.08.2009, Бюллетень № 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.