К проблеме выявления одаренности у детей младшего возраста
Жукова Елена Сергеевна, Богоявленская Диана Борисовна, Богоявленская Мария Евгеньевна
Психологический институт РАО
г.Москва
Ключевые слова:
одаренность, интеллект, обучаемость, методы диагностики, познавательная направленность
Актуальность выявления и сопровождения одаренных детей стремительно нарастает в последние четверть века. Это определяет как первоочередную задачу определение критериев эффективности современных форм раннего выявления детей с общей одаренностью.
Целью данного исследования было определение возможностей и ограничений тестовых форм диагностики одаренности, поскольку одним из доминирующих методов в данной области выступает психологическое тестирование.
Природа одаренности: Вместе с тем, выявление одаренности с новой силой ставит перед нами проблему понимания ее природы, что напрямую определяет выбор теста. Нами теоретически и методически реализовано понимание творчества и одаренности эмпирически усмотренное праотцом данной проблематики Ф.Гальтоном. Творческие способности (его высшую форму -гениальность), по его мнению, обеспечивают три фактора: высокий интеллект, личностные и мотивационные факторы, а так же выносливость. Именно интеграция этих качеств обеспечивает как отличительную черту одаренного человека приверженность делу и как следствие творчество [Гальтон Ф., 1865].
В авторском методе «Креативное поле» нам удается диагностировать эту «приверженность делу» как увлеченность выполняемой деятельностью. При этом мы фиксируем не только успешность ее выполнения, но и ее развитие, что ведет к открытию новых закономерностей, т.е. творчеству. Понятие творчества мы раскрываем через данный феномен - развития деятельности по своей инициативе [Богоявленская Д.Б. 1971, 2009, 2013]. Исследования в течение 40-ка лет показали, что к развитию принятой деятельности способны люди с нормальным развитием интеллекта и доминированием познавательной мотивацией в структуре личности. Испытуемых, открывающих новые закономерности, мы относим к эвристическому уровню, а тех, кто остается в рамках только выполнения (даже блестящего) предъявляемых задач, мы относим к стимульно-продуктивному уровню. Они продуктивны, поскольку овладевают новой деятельностью, но их деятельность всегда стимулирована извне.
Методы: С целью определение возможностей и ограничений тестовых форм диагностики одаренности нами в 2014-2015гг. проведен сопоставительный эксперимент по «Цветным матрицам» Дж. Равена (3-м сериям) и методике «Звери в цирке», детской модификации «Креативного поля» на 103 детях 6-9 лет. Эксперимент на 50 дошкольниках и 53 младших школьниках проводился на базе ГБОУ г. Москвы Центра образования «Школа здоровья» № 1679 г. Москвы и на базе детского сада ГБОУ Школа № 166 сп. №5. Анализ данных проводился с помощью программ IBM SPSS Statistics 22 с применением коэффициента непараметрической двухсторонней корреляции Спирмена.
В выборке дошкольников на эвристический уровень вышли только 2 ребенка с разным уровнем развития интеллекта. При этом выделяется группа детей с явно выраженной познавательной направленностью, однако возрастные особенности развития интеллекта не позволяют им выйти на обобщение наблюдаемых закономерностей.
Наличие высоких данных у этой группы детей по тесту Равена наблюдаются и в группе детей, не
проявивших познавательной мотивации. Данные проведенного нами ранее шестилетнего лонгитюда указывают на то, что дети с доминированием познавательной направленности в дошкольном возрасте, в школьном выходят на эвристический уровень.
В выборке второклассников на эвристический уровень выходят уже 10 детей. Корреляционный анализ по этой выборке выявил связь общего балла по тесту Дж. Равена с параметрами, характеризующими обучаемость, т.е. с данными этапа овладения деятельностью: с временем решения задачи (r=0.391 при p=0,01), с рационализацией способа действия (r=0,284 при p=0,05). Однако низкие показатели указывают на то, что фактор интеллекта не является решающим в выходе на творческий уровень. Следует также отметить, что дети, проявившие высокий уровень интеллектуального развития по тесту Равена и высокую обучаемость в «Креативном поле», наблюдаются нами как на эвристическом, так и на стимульно-продуктивном, когда ребенок ориентирован только на выполнение предъявленного задания.
Вывод: На основе полученных данных мы не можем ориентироваться на результаты теста Равена как показателя одаренности. Фактор интеллекта необходим для овладения деятельностью, но проявление одаренности как выхода на творческий уровень возможен лишь при доминировании в структуре личности познавательной мотивации, что ставит под сомнение валидность методов интеллектуального тестирования для выявления и прогноза развития детской одаренности.
Список литературы:
Богоявленская Д.Б. 1971. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Воп. Психол. № 1. с.144-146.
Богоявленская Д.Б. 2009. Психология творческих способностей. Монография. Самара: ИД «Федоров». 24 п.л.
Богоявенская Д.Б.. Богоявленская М.Е. 2013. Одаренность: понятие и диагностика. Монография. М: Развитие личности. 17,5 п.л.
Жукова Е.С. 2005. Исследование развития творческих способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте //Ежегодник РПО.Спец. выпуск. Том 2. Москва. с.88-97.
Bogoyavlenskaya D. 2013.Nature of changes in creativity scores in preschool and junior schoolchildren /D. Bogoyavlenskaya. // Procedia - Social and Behavioral Sciences, pp. 358-362. Web of Science
Galton F. 1865. Hereditary Talent and Character // MacMillan's Magazin. vol.XII
Court H. (2000, updated 2004). Manual for Raven's Progressive Matrices and Vocabulary Scales. Section 3: The Standard Progressive Matrices. San Antonio, TX: Harcourt Assessment