Научная статья на тему 'К проблеме выбора приоритетов при организации риск-ориентированного надзора за безопасностью потребительской продукции, обращаемой на едином экономическом пространстве России, Республики Беларусь и Республики Казахстан'

К проблеме выбора приоритетов при организации риск-ориентированного надзора за безопасностью потребительской продукции, обращаемой на едином экономическом пространстве России, Республики Беларусь и Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Анализ риска здоровью
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ / CONSUMER GOODS / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР / RISK-BASED SUPERVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З.

Значительные объемы взаимной торговли между странами Евразийского экономического союза в сочетании с актуальностью защиты населения от рисков негативных воздействий продукции на здоровье ставят задачу оптимизации надзора за продукцией, обращаемой на рынке. Одним из путей оптимизации является переход на риск-ориентированную модель деятельности санитарной службы и выбор видов продукции, подлежащих первоочередному (приоритетному) контролю. Предложены подходы к выбору приоритетов, основанные на учете масштабов использования продукции, специфики контингентов потребителей, известных видов опасностей, результатов контрольно-надзорной деятельности. Установлено, что к приоритетным видам продукции, экспортируемой странами-членами ЕАЭС на общий рынок и формирующим потенциально наибольшие риски причинения вреда здоровью потребителей могут быть отнесены: молочная продукция; яйца птиц (группа ТН ВЭД 04); жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения (группа ТН ВЭД 15); сахар и кондитерские изделия из сахара (группа ТН ВЭД 17); продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных (группа ТН ВЭД 16); алкогольные и безалкогольные напитки и пр. (группа ТН ВЭД 22); овощи, корнеплоды и клубнеплоды (группа ТН ВЭД 07); игрушки, игры и спортивный инвентарь (группа ТН ВЭД 95). В отношении данных групп товаров необходимым является первоочередное обоснование профилей риска, разработка алгоритмов и регламентов проведения контрольно-надзорных мероприятий и совершенствование методов их лабораторного сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SETTING PRIORITIES IN THE ORGANIZATION OF RISK-BASED SUPERVISION OVER THE SAFETY OF CONSUMER PRODUCTS TRADED ON THE COMMON ECONOMIC SPACE OF RUSSIA, BELARUS AND KAZAKHSTAN

Significant volumes of mutual trade between the countries of the Eurasian Economic Union, combined with the urgency of protecting the population against the risks of negative impacts on the health products are aiming to optimize the supervision of the products traded in the market. One of the ways to optimize is the transition to a risk-based model of health service activities and choice of products for top-priority (priority) control. The approaches to the selection of priorities are offered, based on the account of the product use, consumer contingent specificity, known types of hazards, results of inspection and enforcement activities. It was found that the priority products exported by EASE member countries on the common market and forming potentially the greatest risk of harm to the health of consumers may include: dairy products; bird eggs (FEACN group 04); fats and oils of animal or vegetable origin and their cleavage products; prepared edible fats; waxes of animal or vegetable origin (FEACN group 15); sugar and sugar confectionery (FEACN group 17); meat, fish or crustaceans, mollusks or other aquatic invertebrates (FEACN group 16); alcoholic and soft drinks and so on. (FEACN group 22); vegetables, roots and tubers (FEACN group 07); toys, games and sports equipment (FEACN group 95). In relation to these groups of products the priority study of the risk profile required, as well as the development of algorithms and regulations of the supervisory and control measures and improvement of laboratory support methods.

Текст научной работы на тему «К проблеме выбора приоритетов при организации риск-ориентированного надзора за безопасностью потребительской продукции, обращаемой на едином экономическом пространстве России, Республики Беларусь и Республики Казахстан»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА:

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РИСКА ЗДОРОВЬЮ

УДК 614.3

К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПРИОРИТЕТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ОБРАЩАЕМОЙ НА ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ, РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

А.Ю. Попова1, Н.В.Зайцева2, И.В. Май2, П.З. Шур2

1 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Россия, 127994, г. Москва, Вадковский переулок, 18, строение 5 и 7

2 ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»,

Россия, 614045, г. Пермь, ул. Монастырская, 82

Значительные объемы взаимной торговли между странами Евразийского экономического союза в сочетании с актуальностью защиты населения от рисков негативных воздействий продукции на здоровье ставят задачу оптимизации надзора за продукцией, обращаемой на рынке. Одним из путей оптимизации является переход на риск-ориентированную модель деятельности санитарной службы и выбор видов продукции, подлежащих первоочередному (приоритетному) контролю. Предложены подходы к выбору приоритетов, основанные на учете масштабов использования продукции, специфики контингентов потребителей, известных видов опасностей, результатов контрольно-надзорной деятельности. Установлено, что к приоритетным видам продукции, экспортируемой странами-членами ЕАЭС на общий рынок и формирующим потенциально наибольшие риски причинения вреда здоровью потребителей могут быть отнесены: молочная продукция; яйца птиц (группа ТН ВЭД 04); жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения (группа ТН ВЭД 15); сахар и кондитерские изделия из сахара (группа ТН ВЭД 17); продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных (группа ТН ВЭД 16); алкогольные и безалкогольные напитки и пр. (группа ТН ВЭД 22); овощи, корнеплоды и клубнеплоды (группа ТН ВЭД 07); игрушки, игры и спортивный инвентарь (группа ТН ВЭД 95). В отношении данных групп товаров необходимым является первоочередное обоснование профилей риска, разработка алгоритмов и регламентов проведения контрольно-надзорных мероприятий и совершенствование методов их лабораторного сопровождения.

Ключевые слова: потребительские товары, безопасность, риск-ориентированный надзор.

Евразийский экономический союз на сегодня — это более 20 млн км2 территории, на которой проживает порядка 182,1 млн человек. Годовой объем взаимной торговли ЕАЭС превышает 60 млрд долларов США (USD). В этой сумме более 14 млрд долларов составляют объемы взаимной торговли потребительскими товарами: 7,5 млрд долларов - непродовольст-

венными товарами; 6,6 млрд долларов - продовольственными товарами. При этом наиболее значимые вклады в объемы взаимной торговли вносят Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Население этих стран (в сумме более 173 млн человек) формирует и самый большой потребительский рынок [7].

© Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З., 2015

Попова Анна Юрьевна - доктор медицинских наук, профессор, руководитель, главный государственный санитарный врач Российской Федерации (е-mail: depart@gsen.ru; тел. 8 (499) 973-26-90).

Зайцева Нина Владимировна - академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор (e-mail: znv@fcrisk.ru; тел. 8 (342) 237-25-34).

Май Ирина Владиславовна - доктор биологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе (e-mail: may@fcrisk.ru; тел. 8 (342) 237-25-47).

Шур Павел Залманович - доктор медицинских наук, ученый секретарь (e-mail: shur@fcrisk.ru; тел. 8 (342) 238-33-37).

Свободное движение товаров, как и свободное движение услуг, капитала и рабочей силы, являются условием существования и развития Евразийского экономического союза. Однако обращение на общем рынке большой массы и номенклатуры товаров широкого круга производителей из разных стран требует эффективных мер по обеспечению безопасности населения каждого государства в отдельности и союза в целом.

Защита граждан от некачественной и потенциально опасной для здоровья потребительской продукции на территории единого экономического пространства, в том числе продукции, поступающей из государств-участниц ЕАЭС, рассматривается Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации как важнейшее направление деятельности. Санитарные службы используют весь набор законодательно закрепленных инструментов контроля и надзора - это и надзор за производством пищевых продуктов (в том числе за применением принципов ХАССП), и лицензирование определенных видов деятельности, в том числе связанных с производством потребительских товаров, и регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и препаратов, отдельных видов опасной продукции и ряда товаров, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации.

Вместе с тем отдельной задачей остается контроль безопасности продукции, уже выпущенной на рынок и претерпевшей ряд транспортировок, упаковок, перегрузок или иных операций на пути от производителя к потребителю. Государственный санитарный надзор должен ставить и ставит надежный барьер на пути потенциально опасных товаров к потребителю. Так, Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в установленном законом порядке только в 2014 г. было изъято товаров из оборота в натуральном выражении 101 623,2 единицы, что составило 3,0 % от общего количества проверенных товаров. Среди изъятых из оборота товаров - мясо и птица (порядка 72 тонн, или 1,8 % проинспектированной продукции); колбасные изделия (более 19 тонн, или 0,7 % проинспектированной продукции), цельномолочная продукция (более 44 тонн, или 3,4 %), детское молочное сухое питание (77,4 тонны, или 0,8 % проинспектированной продукции) и т.п. [4].

В Республике Беларусь в 2014 г. органами санитарного надзора выявлено, что из 113,45

тысячи проб пищевых продуктов и продовольственного сырья порядка 0,56 % проб не отвечали гигиеническим нормативам содержания химических загрязнителей; порядка 1,7 % плодоовощной продукции не удовлетворяло требованиям по микробиологическим показателям, что создавало угрозу для жизни и здоровья потребителей. Приняты меры по удалению товаров из обращения [6].

Органы надзора в Республике Казахстан, контролируя и демпфируя риски для здоровья населения, в первом полугодии 2013 г. выявили и забраковали порядка 100 тонн недоброкачественных продуктов питания (молочная продукция - 43 тонны, мясная продукция 14 тонн, кондитерские изделия — 10 тонн), которые не соответствовали санитарным нормам по микробиологическим показателям и/или не имели документов, подтверждающих соответствие обязательным санитарно-эпидемиологическим требованиям [2].

Вместе с тем вести тотальный контроль безопасности потребительских товаров в условиях значительного и распределенного рынка крайне сложно. Ситуация усугубляется существенным расширением параметров, которые требуется исследовать, при оценке безопасности товара [1, 9—11]. Адекватные установленным нормам безопасности современные лаборатор-но-инструментальные исследования, сопровождающие контрольно-надзорные мероприятия, существенно удорожают процедуру контроля и должны использоваться исключительно целенаправленно и результативно. Таким образом, встает проблема обоснованного выбора приоритетов при организации контроля (надзора). Прежде всего это касается четкого выделения товаров, формирующих наибольшие риски для здоровья потребителей. Задача актуальна как для Российской Федерации, так и для других стран-членов Евразийского экономического союза.

Следует отметить, что в Республике Беларусь перечень продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, законодательно закреплен [8]. Согласно Постановлению Минздрава Республики Беларусь к такой продукции относятся:

— минеральная вода (природная столовая, лечебно-столовая, лечебная), бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости (в том числе для использования в детском питании);

— тонизирующие напитки;

— алкогольная продукция, слабоалкогольная продукция, пиво;

— специализированные пищевые продукты, в том числе продукты: детского питания, предназначенные для беременных и кормящих женщин, а также для диетического и спортивного питания;

— биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище;

— пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов,

— пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты и т.п.;

— стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в том числе ферментные препараты;

— косметическая продукция; средства и изделия для гигиены полости рта;

— средства дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

— товары бытовой химии;

— предметы личной гигиены для детей и взрослых;

— предметы детского обихода до трех лет: посуда и изделия, используемые для питания детей, предметы по гигиеническому уходу;

— одежда для детей (первый слой);

— изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме столовых принадлежностей, технологического оборудования;

— ряд других товаров.

Утвержденный документом список товаров довольно обширен. Реализация контроля по всему перечню продукции крайне затруднительна, что требует дополнительных критериев приоритезации объектов надзора.

К потенциально опасным товарам в Российской Федерации ранее были отнесены материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения; дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей (кроме применяемых в ветеринарии); товары бытовой химии. Однако действовавшее до 2012 г. Постановление № 262 от 04.04.2001 г. [3] ныне отменено.

Список приоритетных товаров, подлежащих первоочередному контролю на стадии обращения товаров на рынке, в ЕАЭС на сегодня отсутствует.

В соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД), определенной решением совета ЕЭК № 54 от 16.07.2012 г. [5], из 97 групп товаров отдельные товары из 69 групп подлежат санитарно-эпидемиологическому надзору на таможенной границе и территории ЕАЭС. Это — пищевые продукты (ТН ВЭД 02—05, 07 5, 27 9, 32—34, 35), товары для детей (ТН ВЭД 32, 34, 39, 40, 42—44, 46, 48—56, 60—65, 87, 94, 95), парфюмерно-косметические средства, средства гигиены (из группы ТН ВЭД 33) и др.

Переход на организацию контрольно-надзорных мероприятий с учетом потенциального риска причинения вреда здоровью потребителей, т.е. внедрение модели риск-ориентированного надзора, в полной мере соответствует интересам всех сторон: граждан как потребителей, органов власти, бизнеса. Концентрация усилий надзорных органов на объектах, представляющих наибольшую опасность для здоровья потребителей, повышает гарантии потребителей на безопасную продукцию и, одновременно, способствует более рациональному и эффективному использования средств, выделенных на осуществление надзора за исполнением государственной функции. Обеспечение условий адекватности интенсивности контрольно-надзорной деятельности риску причинения вреда, предполагающих сокращение числа проверок на объектах низкого риска для потребителей, способствует снижению общей административной нагрузки на бизнес. Прозрачность и ясность процедур оценки риска в целом повышает доверие общества к надзорным органам.

С целью внедрения модели риск-ориентированного надзора за безопасностью в потребительской продукции были предложены подходы для предварительного рекогносцировочного выбора приоритетов на территории единого экономического пространства ЕАЭС.

В качестве критериев выбора приоритетных видов товаров рассматривались частота вероятных нарушений обязательных требований к безопасности продукции, наличие среди потребителей товаров особо уязвимых групп — детей, беременных, пожилых людей или людей с ограниченными возможностями, а также масштаб вероятных негативных последствий для здоровья населения.

При сборе исходных данных и их анализе руководствовались следующими положениями:

— продукция должна была быть внесена в «Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (кон-

тролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза» и иметь код по ТН ВЭД Таможенного союза;

— для каждого вида продукции должны быть определены объемы (нормативы) потребления на 1 человека в год;

— единицы измерения количества продукции и объемов (нормативов) потребления должны совпадать;

— система оценок строится на открытой общедоступной информации о товарообороте и результатах предыдущей контрольно-надзорной деятельности.

Для определения приоритетных видов продукции проводили вычисление долевого вклада каждого вида продукции по формуле

Таблица 1

Суммарный объем взаимных экспортных поставок ряда основных товаров, Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь (2012 г.)

Код ТН ВЭД ТС Продукция Единица измерения Суммарный объем экспортных поставок Усредненные годовые нормы потребления на человека

1 2 3 4 5

0401 Молоко и сливки несгущенные т 296420 0,11

0402 Молоко и сливки сгущенные и сухие т 197757

0403 Пахта, йогурт, кефир т 46030

0404 Молочная сыворотка т 66968

0405 Масло сливочное т 81996 0,004

0406 Сыры и творог т 141549 0,024

из 0407 Яйца тыс. шт. 658950 0,260

0702 Томаты т 38995 0,12

1512 Масло подсолнечное т 116971 0,01

1601 Колбасы и аналогичные продукты из мяса т 103693 0,07

1604 Готовая или консервированная рыба. Икра т 24506 0,016

1701 Сахар т 302680 0,024

1806 Шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао т 72418 0,0146

1905 Хлеб и мучные кондитерские изделия т 69881 0,095

2203 Пиво л 143072753 182,5

6202 Верхняя одежда женская текстильная шт. 751596 0,4

6203 Одежда мужская текстильная шт. 1787361 1,9

6204 Одежда женская текстильная шт. 1714746 2,9

6403 Обувь с верхом из натуральной кожи пар 9147587 2

8471 Вычислительные машины для автоматической обработки информации шт. 4784690 1

8517 Аппаратура связи и части к ней шт. 4356804 1,5

из 2402 Табачные изделия тыс. шт. 8664920 7,3

из 6115 Чулочно-носочные изделия шт. 46479998 5

из 6212 Корсетные изделия шт. 12163206 3,75

из 8413 Насосы жидкостные шт. 2068341 1

из 8414 Насосы воздушные или вакуумные, компрессоры и вентиляторы шт. 1202673 1

из 8418 Холодильники, морозильники и холодильное оборудование шт. 1125152 1

из 8433 Машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур шт. 189197 1

из 8516 Бытовые и прочие электронагревательные приборы, электроплиты шт. 1428210 1

из 9013 Устройства на жидких кристаллах, лазеры шт. 28 1

( , РОЩ

Ю;

I

100,

роМ у

где Ю; — долевой вклад продукции в общее потребление товаров;

— число потребителей данного вида продукции;

I роЩ — общее число населения, пользующихся товарами.

Число потребителей конкретного вида товаров определяли как отношение общей обращаемой массы продукции (объема, штук и пр.) к средней норме потребления этого товара.

ному негативному влиянию в отношении пищевой продукции — товарам из группы «Молочная продукция» (группа ТН ВЭД 04) из группы «Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления...» (группа ТН ВЭД 15) и из группы «Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных» (группа ТН ВЭД 16) — более 5 млн человек (табл. 3).

К приоритетной относили продукцию, доля потенциальных потребителей которой превышала 5 % об общего числа населения, в отношении которой регистрировались случаи нарушения санитарно-гигиенических требований, и в число потребителей продукции входили уязвимые группы населения.

В целом с учетом масштабов распространения продукции, специфики контингентов потребителей, известных видов опасностей, результатов контрольно-надзорной деятельности последних лет к приоритетным видам продукции, экспортируемой странами-членами ЕАСЭ на общий рынок и формирующей потенциально

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Сведения о результатах проверок территориальных органов Роспотребнадзора в отношении отдельных видов товаров (продукции) (2012—2014 гг.)1

Наименование товара (товарной группы) Доля продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам, %

2012 2013 2014

Мясо и птица 5,0 11,0 1,8

в том числе мясо птицы 5,0 4,0 2,4

Изделия колбасные 3,0 0,9 0,7

Консервы мясные и мясорастительные 2,0 0,3 0,3

Консервы мясорастительные детские 0,2 0,0 0,1

Продукция рыбная пищевая (без рыбных консервов) 4,0 4,2 4,8

Консервы и пресервы из морепродуктов 1,0 1,1 -

Масло животное 2,0 1,3 1,8

Продукция майонезная и маргариновая 1,0 0,7 2,0

Сыры 1,0 1,6 1,8

Цельномолочная продукция 4,0 0,6 3,4

Детское молочное сухое питание 1,0 0,5 0,9

Яйцо птицы 4,0 0,1 0,7

Изделия макаронные 1,0 0,4 0,2

Сахар 1,0 0,2 0,7

Кондитерские изделия 6,0 4,3 3,5

Пряности пищевкусовые, приправы, добавки 7,0 5,7 7,0

Безалкогольные напитки и минеральные воды 2,0 2,5 0,3

Консервы плодоовощные и ягодные 2 0,4 0,6

Консервы для детского, диетического и диабетического питания 1,0 0,0 0,6

Средства моющие синтетические 1,0 23,8 0,5

Изделия парфюмерно-косметические 9,0 1,6 3,9

1 Форма федерального статистического наблюдения № 1-КЧ «Сведения о качестве проинспектированных потребительских товаров и нарушениях норм и правил торговли» / утв. Приказом Росстата № 38 от 4 июля 2005 г.

Подходы апробировали, используя в качестве исходных данных: статистическую информацию об объемах экспортных поставок основных товаров Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь в государства — члены Единого экономического пространства за 2012 г. и статистическую информацию о производстве продукции в натуральном выражении в 2012 г. Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь (табл. 2). Пример исходных данных — в табл. 1.

Частоту нарушений санитарно-эпидемиологических требований, регистрируемых в отношении того или иного вида товара, принимали в соответствии с данными уполномоченных органов, отражающими результаты контрольно-надзорной деятельности (пример данных по Российской Федерации приведен в табл. 2).

Определено, что из товаров, экспортируемых Россией, Казахстаном и Белоруссией на общий рынок, наибольшее число жителей государств-стран ЕАЭС подвержено потенциаль-

Таблица 3

Число потребителей ряда товаров из объема экспортных поставок Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь в государства — члены ЕАЭС и Единого

экономического пространства (2012 г.)

Код ТН ВЭД ТС Продукция Число потенциальных потребителей продукции, чел. Доля, %

1 2 3 4

Группа 04. Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные, в том числе: 39 425 750 22,75

0406 Сыры и творог 5 897 875

0401 Молоко и сливки несгущенные 5 519 772

0402 Молоко и сливки сгущенные и сухие

0403 Пахта, йогурт, кефир

0404 Молочная сыворотка

0405 Масло сливочное 20 499 000

из 0407 Яйца 2 534

Группа 07. Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды 324 958 0,23

Группа 15. Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения 14 453 220 8,34

Группа 16. Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных, в том числе: 4 263 180 2,46

1601 Колбасы и аналогичные продукты из мяса 1 915 214

1602 Готовые или консервированные продукты из мяса

1604 Готовая или консервированная рыба, икра 1 531 625

Группа 17. Сахар и кондитерские изделия из сахара 15 579 675 8,99

Группа 18. Какао и продукты из него 4 960 136 3,54

Группа 19. Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия 735 589 0,52

Группа 22. Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус 783 960 0,56

Группа 24. Табак и промышленные заменители табака 23 739 0,02

Группа 61. Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания 11 489 790 6,63

Группа 62. Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания 8 491 170 4,96

Группа 64. Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали 5 649 580 3,26

Группа 85. Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности 8 006 760 4,62

Группа 94. Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые, в том числе: 4 713 760 2,72

из 9403 Мебель прочая и ее части 2 832 262

из 9401 Мебель для сидения и ее части 983 245

Группа 95. Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности 41 037 440 23,68

наибольшую опасность для здоровья потребителей, могут быть отнесены:

— молочная продукция; яйца птиц (группа ТН ВЭД 04);

— жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения (группа ТН ВЭД 15);

— сахар и кондитерские изделия из сахара (группа ТН ВЭД 17);

— готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных (группа ТН ВЭД 16);

— алкогольные и безалкогольные напитки и пр. (группа ТН ВЭД 22);

— овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды (группа ТН ВЭД 07);

— игрушки, игры и спортивный инвентарь, их части и принадлежности (группа ТН ВЭД 95).

Перечень приоритетных видов товаров не является исчерпывающим и статичным. Сокращение или увеличение частоты нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере технического регулирования по той или иной продукции, изменение номенклатуры или объема товаров, поставляемых на общий рынок единого экономического пространства — все это может изменить структуру приоритетов. Однако на текущий момент именно в отношении выделенных групп товаров необходимым является первоочередное обоснование профилей риска, внедрение модели риск-ориентированного надзора, разработка алгоритмов и регламентов проведения контрольно-надзорных мероприятий с учетом потенциального риска причинения вреда здоровью потребителей, а также совершенствование методов их лабораторного сопровождения.

Список литературы

1. Абдуллаева Л.В. Контроль показателей безопасности молока и молочной продукции // Молочная промышленность. - 2013. - № 2. - С. 53-54.

2. В Казахстане уничтожено порядка 100 тонн недоброкачественной продукции / Госсанэпиднадзор. -URL: http: //www.primeminister.kz/news/show/25/v-kazahstane-unichtozheno-porjadka-100-tonn-nedobrokachest-vennoj-produktsii-gossanepidnadzor-/13-06-2013? lang=ru (дата обращения: 15.08.2015).

3. О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации»: Постановление правительства РФ № 262 от 4 апр. 2001 г. // КонсультантПлюс.

4. О защите прав потребителей в Российской Федерации в 2014 году: государственный доклад. - М.: Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, 2015. - 308 с.

5. О применении санитарных мер в Таможенном союзе: решение Комиссии Таможенного союза № 299 от 28 мая 2010 г. - URL: http: //www.alta.ru/tamdoc/10sr0299 (дата обращения: 11.08.2015).

6. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Беларусь в 2014 году: Государственный доклад. - Минск. Министерство здравоохранения Республики Беларусь, 2015. - 193 с.

7. Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза. - URL: http: //www.eura-siancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/Analytics_I_201506.pdf (дата обращения: 11.08.2015).

8. Об установлении перечня продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 57 от 5 июня 2012 г. http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num04/d04664.html (дата обращения: 05.09.2015).

9. Самойленко Н.П., Ястребова А.И., Белинская Н.Г. Национальные стандарты для контроля качества и безопасности табачной продукции // Стандарты и качество. - 2010. - № 9. - С. 32-34.

10. Слапогузова З.В. Контроль качества и безопасности копченой рыбной продукции // Рыбпром: технологии и оборудование для переработки водных биоресурсов. - 2009. - № 2. - С. 18-22.

11. Шелищ П.Б. Надежные измерения - основа контроля качества и безопасности продукции // Контроль качества продукции. - 2014. - № 10. - С. 61-63.

References

1. Abdullaeva L.V. Kontrol' pokazatelej bezopasnosti moloka i molochnoj produkcii [Control of milk and milk products' safety indicators]. Molochnajapromyshlennost', 2013, no. 2, pp. 53-54.

2. V Kazahstane unichtozheno porjadka 100 tonn nedobrokachestvennoj produkcii - Gossanjepidnadzor [In Kazakhstan, about 100 tons of substandard products are destroyed - Gossanepidnadzor]. Available at: http://www. primeminister.kz/news/show/25/v-kazahstane-unichtozheno-porjadka-100-tonn-nedobrokachestvennoj-produktsii-gossanepidnadzor-/13-06-2013?lang=ru.

3. O gosudarstvennoj registracii otdel'nyh vidov produkcii, predstavljajushhih potencial'nuju opasnost' dlja cheloveka, a takzhe otdel'nyh vidov produkcii, vpervye vvozimyh na territoriju Rossijskoj Federacii». Postanovle-nie pravitel'stva RF ot 04 apr. 2001 g. № 262 [On state registration of certain types of products that pose a potential danger to humans, as well as certain types of products, for the first time imported to the territory of the Russian Federation. RF Government Decree dated April 4. 2001 № 262].

4. O zashhite prav potrebitelej v Rossijskoj Federacii v 2014 godu: gosudarstvennyj doklad [On consumer protection in the Russian Federation in 2014: state report]. Moscow: Federal'naja sluzhba v sfere zashhity prav potrebitelej i blagopoluchija cheloveka Rossijskoj Federacii, 2015. 308 p.

5. Reshenie Komissii Tamozhennogo sojuza ot 28 maja 2010 g. № 299 «O primenenii sanitarnyh mer v Ta-mozhennom sojuze» [The decision of the Customs Union Commission dated May 28, 2010 № 299 "On the application of sanitary measures in the Customs Union"]. Available at: http://www.alta.ru/tamdoc/10sr0299/.

6. O sanitarno-jepidemiologicheskoj obstanovke v Respublike Belarus' v 2014 godu: Gosudarstvennyj doklad [On the sanitary-epidemiological situation in the Republic of Belarus in 2014: state report]. Minsk: Ministerstvo zdravoohranenija respubliki Belarus', 2015. 193 p.

7. Ob itogah vzaimnoj torgovli tovarami Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza [On the results of the mutual trade of the Eurasian Economic Union]. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makro-ec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/Analytics_I_201506.pdf

8. Ob ustanovlenii perechnja produkcii, predstavljajushhej potencial'nuju opasnost' dlja zhizni i zdorov'ja naselenija i priznanii utrativshimi silu nekotoryh postanovlenij Ministerstva zdravoohranenija Re-spubliki Belarus': postanovlenie Ministerstva Zdravoohranenija Respubliki Belarus' ot 05 ijunja 2012 g. № 57. [On establishing the list of products posing a potential danger to life and health, and repeal of some regulations of Ministry of Health of the Republic of Belarus: the decision of the Ministry of Health of the Republic of Belarus dated 5 June 2012 № 57].

9. Samoylenko N.P., Jastrebova A.I., Belinskaja N.G. Nacional'nye standarty dlja kontrolja kachestva i bezopasnosti tabachnoj produkcii [National standards for quality control and safety of tobacco products]. Standarty i kachestvo, 2010, no. 9, pp. 32-34.

10. Slapoguzova Z.V. Kontrol' kachestva i bezopasnosti kopchenoj rybnoj produkcii [Quality control and safety of smoked fish products]. Rybprom: tehnologii i oborudovanie dlja pererabotki vodnyh bioresursov, 2009, no. 2, pp. 18-22.

11. Shelishh P.B. Nadezhnye izmerenija - osnova kontrolja kachestva i bezopasnosti produkcii [Reliable measurements - the basis for quality control and product safety]. Kontrol' kachestva produkcii, 2014, no. 10, pp. 61-63.

ON THE ISSUE OF SETTING PRIORITIES IN THE ORGANIZATION OF RISK-BASED SUPERVISION OVER THE SAFETY OF CONSUMER PRODUCTS TRADED ON THE COMMON ECONOMIC SPACE OF RUSSIA, BELARUS AND KAZAKHSTAN

A.Yu. Popova1, N.V.Zaitseva2, I.V. May2, P.Z. Shur2

1Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Surveillance, Russian Federation, Moscow, 18, building 5 and 7, Vadkovsky lane, 127994

2FBSI "Federal Scientific Center for Medical and Preventive Health Risk Management Technologies", Russian Federation, Perm, 82 Monastyrskaya St., 614045

Significant volumes of mutual trade between the countries of the Eurasian Economic Union, combined with the urgency of protecting the population against the risks of negative impacts on the health products are aiming to optimize the supervision of the products traded in the market. One of the ways to optimize is the transition to a risk-based model of health service activities and choice of products for top-priority (priority) control. The approaches to the selection of priorities are offered, based on the account of the product use, consumer contingent specificity, known types of hazards, results of inspection and enforcement activities. It was found that the priority products exported by EASE member countries on the common market and forming potentially the greatest risk of harm to the health of consumers may include: dairy products; bird eggs (FEACN group 04); fats and oils of animal or vegetable origin and their cleavage products; prepared edible fats; waxes of animal or vegetable origin (FEACN group 15); sugar and sugar confectionery (FEACN group 17); meat, fish or crustaceans, mollusks or other aquatic invertebrates (FEACN group 16); alcoholic and soft drinks and so on. (FEACN group 22); vegetables, roots and tubers (FEACN group 07); toys, games and sports equipment (FEACN group 95). In relation to these groups of products the priority study of the risk profile required, as well as the development of algorithms and regulations of the supervisory and control measures and improvement of laboratory support methods.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: consumer goods, security, risk-based supervision.

© Popova A.Yu., Zaitseva N.V., May I.V., Shur P.Z., 2015

Popova Anna Urievna - MD in Medicine, Professor, Head, Chief State Medical Officer of the Russian Federation (e-mail: depart@gsen.ru; tel. 8 (499) 973-26-90).

Zaitseva Nina Vladimirovna - Academician of the Russian Academy of Medical Sciences, MD, Professor, Director (e-mail: znv@fcrisk.ru; tel.: 8 (342) 237-25-34).

Mai Irina Vladislavovna - DBS, Professor, Deputy Director for Science (e-mail: may@fcrisk.ru; tel. 8 (342) 237-25-47). Shur Pavel Zalmanovich - MD, Secretary of the Academic Council (e-mail: shur@fcrisk.ru; tel. 8 (342) 238-33-37).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.