Педагогика. Социология
К ПРОБЛЕМЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ НА ОБЩЕСТВО
DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.028 Балашова Елена Сергеевна, к.фил.н., доцент (e-mail: balashova.l.s@gmail.com) Суровегина Екатерина Сергеевна, преподаватель (e-mail: ekaterina.surovegina@mail.ru) Липатова Ангелина Витальевна, студент (e-mail: liav2002@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет
им. К. Минина
В настоящее время одним из актуальных способов решения социальных проблем является социальная реклама. Социальная реклама оказывает существенное влияние на развитие духовных и нравственных ценностей общества. В долгосрочной перспективе этот вид рекламы нацелен на создание правильной модели поведения в обществе. Предметом исследования является влияние социальной рекламы на людей. Новизна работы: в результате работы были выявлены новые актуальные социальные проблемы людей, которые должны быть освещены с помощью социальной рекламы, выявлено отношение людей к социальной рекламе на данный момент. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, обобщение, систематизация, метод анкетирования.
Ключевые слова: общество, социальная реклама, функции социальной рекламы, отношение к социальной рекламе, влияние социальной рекламы.
Введение. В современном мире реклама играет огромную роль. С помощью рекламы можно донести множество информации до людей, рассказать об актуальных общественных проблемах, которые необходимо решать. Реклама оказывает огромное влияние на людей в наше время, особенно такой вид рекламы, как социальная, именно она поднимает все насущные проблемы людей, и обращает внимание общества на данные проблемы.
Цель работы и методика исследования. Цель работы: анализ основных аспектов социальной рекламы, ее понятий, функций. Методы исследования: анализ, методы аналогии, синтеза и классификации.
Изложение основного материала исследования. Стремительное развитие и усложнение социальных отношений порождает возникновение новых социальных проблем [1, 2, 3]. Одним из инструментов их решения можно считать социальную рекламу [4]. Обратимся к ее определению. В Федеральном законе «О рекламе» ею называют информацию, «распространяе-
мую любым способом и в любой форме, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечивающую интересы государства» [5].
По мнению А.В. Фоминой, социальная реклама - это освещение социально значимых событий [6]. А.В. Лукьянова и М.В. Аборина пишут, что социальная реклама представляет собой вид рекламы, направленный на изменение той или иной модели поведения в обществе [7]. А.В. Деманов и А.С. Королевский считают, что «социальная реклама - это некоммерческий вид рекламы, направленный на пропаганду социально значимых идей, изменение моделей поведения, а также привлечения внимания к актуальным проблемам общества, и его нравственным ценностям» [8, с.20].
Исходя из представленных определений, можно говорить о том, что основными целями социальной рекламы являются привлечение внимание к социально значимым проблемам и формирование модели поведения, наиболее приемлемой для конкретного общества [9, 10]. Для достижения указанных целей социальная реклама решает ряд важных задач:
1) популяризирует социальные проблемы;
2) мотивирует общество на решение социальных проблем;
3) информирует о возможных последствиях социальных проблем;
4) предлагает варианты решения социальных проблем;
5) влияет на поведенческие характеристики людей;
6) выступает способом повышения социальной ответственности [11].
На основе понятий, целей и задач социальной рекламы представляется возможным сформулировать ее характерные черты:
- социальная реклама не имеет коммерческой направленности, ее цель не сопряжена с получением прибыли;
- целевая аудитория социальной рекламы - это все общество. В отличие от коммерческой рекламы, которая нацелена на узкий круг людей, социальная реклама воздействует на широкую общественность;
- эффект от социальной рекламы - долгосрочный;
- социальная реклама нацелена на изменение поведенческих характеристик в обществе [12].
Обращаясь к статье О.Г. Ломака «Социальная реклама как предмет социологического исследования», можно выделить следующие функции социальной рекламы:
1) информационная функция направлена на информирование общества о наличии социальной проблемы, а также предоставление статистики в какой-либо проблемной области. Применение указанной функции может сопровождаться предоставлением конкретных вариантов решения проблем;
2) идеологическая функция предполагает продвижение идей в массы путем формирования общественного мнения;
3) образовательная функция заключается в распространении и закреплении в обществе социальных ценностей, знаний о социальных проблемах,
их причинах и способах решения. Указанная функция способствует повышению грамотности населения в каких-либо вопросах;
4) специализирующая функция предполагает создание социально одобряемых установок в обществе, транслирует приемлемую модель поведения, а также направлена на предотвращение аморального поведения;
5) мотивационная функция способна побудить людей к действию, к определенного рода поступкам (например, помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию) [11].
В рамках темы исследования необходимым является рассмотрение основных видов социальной рекламы. К.В. Зверева выделяет следующие виды:
- ценностная реклама - это вид социальной рекламы, целью которой является распространение в обществе любых нематериальных ценностей, взглядов или убеждений;
- реклама некоммерческой организации, проекта, мероприятия или программы - это вид социальной рекламы, направленный на решение социальных проблем и привлечение внимания общественности;
- информационно-образовательная социальная реклама - это вид социальной рекламы, которая содержит подробную информацию по определенной теме и носит образовательный характер;
- государственная социальная реклама - это реклама, размещаемая государственными учреждениями и направленная на обеспечение и защиту интересов этих учреждений (например, реклама о своевременной уплате налогов);
- социальная реклама НКО - реклама некоммерческих организаций (например, реклама фонда помощи детям, оставшимся без родителей);
- коммерческая социальная реклама - это разновидность социальной рекламы, которую различные коммерческие организации размещают по собственной инициативе и за свой счет;
- общественная социальная реклама - вид социальной рекламы, размещаемой по инициативе, за счет и от имени неофициальных общественных движений или групп, а также по инициативе и за счет отдельных граждан [13].
Результаты и их обсуждение. Нами было проведено исследование в формате онлайн, в ходе которого использовался метод опроса. В опросе приняли участие 59 респондентов разного возраста. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов. Особое внимание в данном опросе следует уделить таким вопросам, как «Какая социальная реклама наиболее актуальна?» и «Как Вы относитесь к социальной рекламе, встречая ее?». Результаты опроса представлены на рисунке 1 и рисунке 2.
20,3
32,2
□ Реклама СПИДа
□ Дети-сироты
□ Здоровый образ жизни
□ Экология
□ Бездомные животные
Рисунок - 1. Какая социальная реклама наиболее актуальна?
На основании рисунка 2 можно сделать вывод, что большую часть респондентов привлекает социальная реклама. Об этом заявили 61% опрошенных. Не обращают внимание на социальную рекламу 13,6% опрошенных. Безразлично относятся к социальной рекламе 23,7% респондентов. 1,7% респондентов заявили о раздражительном эффекте от социальной рекламы. Следовательно, социальная реклама оказывает значительное влияние на людей, поскольку большая часть респондентов обращают на нее внимание, а, значит, содержание рекламы находит у них отклик.
23,7
□ Не обращаю внимание
□ Она привлекает мое внимание
□ Все равно
□ Раздражает
Рисунок - 2. Как Вы относитесь к социальной рекламе, встречая ее?
Проведенный опрос показал, что сегодня социальная реклама занимает значительное место среди факторов, влияющих на поведение людей, так как она помогает формировать правильное отношение к актуальным проблемам современного общества. Среди актуальных проблем можно назвать проблемы СПИДа и ВИЧ, экологию, детей-сирот, бездомных животных, здорового образа жизни, наркомании, алкоголизма и др.
Заключение. Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы. Под социальной рекламой понимается действенный инструмент
социального управления, основными целями которого являются привлечение внимание к социально значимым проблемам и формирование модели поведения, наиболее приемлемой для конкретного общества [14, 15, 16].
В исследовании было установлено, что социальная реклама имеет широкий спектр функций, среди которых можно выделить информационную, идеологическую, образовательную, специализирующую, мотивационную. Наличие широкого функционала и разнообразие видов социальной рекламы позволяет ей воздействовать на все общество.
Анализ влияния социальной рекламы на людей показал, что указанный вид рекламы является действенным механизмом, поскольку помогает формировать правильное отношение к актуальным проблемам современного общества и в целом привлекает внимание людей [17, 18]. Социальная реклама в России имеет перспективы развития, поскольку в настоящее время имеется множество нерешенных социальных проблем, таких как заболевания, передающиеся половым путем, проблемы экологии, детей-сирот, бездомных животных, а также проблемы здорового образа жизни, наркомании и алкоголизма и др. [19, 20] В исследовании также делается вывод о значимости увеличения распространения социальной рекламы по телевидению и в социальных сетях.
Список литературы
1. Мальцева С.М., Балашова Е.С., Егорова Т.А. Социальная сеть как средство удовлетворения потребностей человека в условиях виртуальной реальности // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2019. № 6 (25). С. 87-93.
2. Орлова Е.С., Намазова М.Р. Мода в обществе потребления и философии постмодернизма // Человек. Культура. Общество. Материалы IX Международной научнопрак-тической конференции. Под редакцией Н.В. Розенберг. 2019. С. 52-57.
3. Строганов Д. А., Суровегина Е.С., Поштару Р.И. Проблема обесценивания феномена любви в современном мире (в историческом контексте) // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 3 (45). С. 118-124.
4. Самсонова И.П. Социальная реклама и её роль в жизни современного российского общества // Известия Института систем управления СГЭУ. 2019. №. 2. С. 61-64.
5. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЭ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения: 11.11.2020).
6. Фомина А.В. Социальная реклама: понятие, особенности, способы оценки // Мировая наука. 2019. №5. С. 539-541.
7. Лукьянова А.В., Аборина М.В. Социальная реклама как способ пропаганды семейных ценностей // Электронный научный журнал. 2019. № 3. С. 11-14.
8. Деманов А.В., Королевский А.С. Правовое регулирование социальной рекламы в РФ // Полемос. 2020. С. 18-24.
9. Чайковская В. А. Влияние социальной рекламы на психику человека // Конкурс лучших работ. М., 2020. С. 239-241.
10. Воронкова А.А., Мальцева С.М., Никанорова В.С. К вопросу о методах психологического воздействия рекламы на потребителя // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 28-33.
11. Ломака О. Г. Социальная реклама как предмет социологического исследования // Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам. 2018. С. 64-66.
12. Севумян Э.Н. Влияние философии бренда на ценности "общества потребления" // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 5A. С. 69-75.
13. Зверева К.В. Роль социальной рекламы в формировании общественного мнения // Коммуникативное пространство современности как сфера действия PR и рекламы. Луганск, 2019. С. 50-53.
14. Ардуванова А. А. Влияние социальной рекламы на общество // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. №. 1. С. 6-9.
15. Киртянова С.Г. Эффективность социальной рекламы и её влияние на решение значимых проблем общества // Материалы XI Международной научно-практической конференции молодых ученых «Зажги свою звезду». 2016. С. 106-110.
16. Трищенко Д. А. Социальная реклама в формировании ценностных ориентаций личности // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2016. №. 4. С. 218-225.
17. Балашова Е.С. Бессмертие как концепт теории и истории культуры Монография. Нижний Новгород: Волж. гос. инженер.-пед. ун-т., 2005. 135 с.
18. Мальцева С.М. Образ как симулятивное "произведение" бытия в культуре постмодерна // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011. № 3 (23). С. 76-79.
19. Строганов Д. А. Герметическая конгрегация как неформальное сообщество: институциональный аспект // Vita memoriae: история, память, идентичность: Сборник статей по материалам IV всероссийской научной конференции молодых ученых, студентов и учащихся МБОУ СОШ. 2017. С. 14-19.
20. Кафтан В.В. Философское осмысление и социальное измерение экономического пространства // Пространство и Время. 2016. № 3-4 (25-26). С. 55-63.
Balashova Elena Sergeevna, Candidate of Philosophy, associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (e-mail: balashova.l.s@gmail.com)
Surovegina Ekaterina Sergeevna, educator, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
(e-mail: ekaterina.surovegina@mail.ru)
Lipatova Angelina Vitalievna, student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
(e-mail: liav2002@mail.ru)
ON THE PROBLEM OF THE IMPACT OF SOCIAL ADVERTISING ON SOCIETY
Currently, one of the most relevant ways to solve social problems is social advertising. Social advertising has a significant impact on the development of spiritual and moral values of society. In the long run, this type of advertising is aimed at creating the right model of behavior in society. The subject of the study is the impact of social advertising on people. Novelty of the work: as a result of the work, new topical social problems of people that should be covered by social advertising were identified, and people's attitude to social advertising at the moment was revealed. The methodological basis of the research is based on General scientific methods of cognition, such as analysis and synthesis, generalization, systematization, and the questionnaire method.
Keywords: society, social advertising, functions of social advertising, attitude to social advertising, influence of social advertising.