Научная статья на тему 'К проблеме установления характеристик автора письменного текста'

К проблеме установления характеристик автора письменного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
236
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННЫЙ ТЕКСТ / WRITTEN TEXT / ДЕЙКСИС / DEIXIS / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / PSYCHOLINGUISTICS / АВТОР / AUTHOR / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литвинова Татьяна Александровна

Рассматриваются ощие вопросы, связанные с пролемой установления характеристик личности автора письменного текста. Приводится краткий озор заруежных исследований по данной пролеме, который показывает, что в науке накоплено достаточно доказательств того, что языковые параметры текста могут дать достоверную информацию о личности его автора, в том числе его дуевном и физическом здоровье. Осоенно информативным в этом отноении является анализ служеных слов и местоимений. Ооснована неоходимость подоных исследований применительно к русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Литвинова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Problem of Determination of Written Text Author Characteristics

The article deals with the problem of determination of characteristics of the author of a written text. A brief summary of foreign studies related to this problem was given. The summary shows that there is much to prove that the style parameters of a text reveal reliable information on the personality of its author, in particular, on his mental and physical health. The necessity of a similar research based on the Russian language was proved.

Текст научной работы на тему «К проблеме установления характеристик автора письменного текста»

Lingua mobilis № 2 (35), 2012

К ПРОБЛЕМЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК АВТОРА ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА

Т. А. Литвинова

Рассматриваются общие вопросы, связанные с проблемой установления характеристик личности автора письменного текста. Приводится краткий обзор зарубежных исследований по данной проблеме, который показывает, что в науке накоплено достаточно доказательств того, что языковые параметры текста могут дать достоверную информацию о личности его автора, в том числе его душевном и физическом здоровье. Особенно информативным в этом отношении является анализ служебных слов и местоимений. Обоснована необходимость подобных исследований применительно к русскому языку.

Ключевые слова: письменный текст, дейксис, психолингвистика, автор, индивидуальные особенности.

Введение. В настоящее время является общепризнанным, что текст как продукт индивидуальной речевой деятельности может служить средством диагностики индивидуально-типических особенностей свойств личности, поскольку за каждым текстом стоит своеобразная языковая личность. К числу таких особенностей относятся особенности человека как биологического существа (пол, возраст), как мыслящего и чувствующего существа (особенности мышления и сферы чувств) и как общественного существа (социальные признаки (уровень образования, профессия и пр.) и черты характера) (подробная классификация характеристик человека, представленных в языке, дана, напр., в [1]).

Теоретическая и практическая значимость исследований, направленных на выявление характеристик человека в созданном им письменном тексте, не-оспорима: современная лингвистика мало знает о том, на каких именно языковых уровнях отражаются те или иные характеристики личности: существуют лишь отдельные исследования (да и то в основном на материале английского языка, см. обзор в [2]), единой теоретической концепции не выработано, тогда как в повседневной практике, например, правоохранительных органов часто

50

Языкознание

приходится иметь дело с анонимными письмами-угрозами; создателям целевой рекламы в интернете многое мог бы дать анализ языка блоггеров, участников социальных сетей и др. с целью выявления интересующих их параметров личности участников интернет-пространства для повышения эффективности рекламы, и др., и пр.

1. К проблеме определения индивидуально-личностных характеристик автора текста. Описывая одно и то же событие, люди используют разные языковые средства, тем самым выражая в речи свою индивидуальность. «Извините, не могли бы Вы мне передать соль, если Вас не затруднит?» и «Эй, подай мне соль!» - речевые акты с одинаковой прагматической направленностью. Однако языковые средства, используемые авторами этих высказываний, говорят нам намного больше, чем просто о потребности в соли в текущий момент. Выбор языковых средств отражает личность человека, его настроение, социальный статус и множество других характеристик. «Каждая личность конкретна и является частью истории, признаки письма и содержание документа несут в себе информацию о данной личности и том этапе исторического процесса, частью которого она является. Они свидетельствуют об образовании, возрасте, профессии ... о конкретных явлениях и событиях, имевших место в период написания документа» [3. С. 117].

То, что слова, которые люди употребляют, являются индикаторами их интеллектуального и даже физического состояния, известно давно. Еще З. Фрейд указывал, что ошибки и оговорки, которые люди допускают в своей речи, выдают их потаенные мысли и страхи. Факты, свидетельствующие о связи языка и особенностей личности человека, стали появляться в работах ученых в последние 50 лет. Психологи, занимающиеся проблемами изучения личностных особенностей, обращали внимание на слова и выражения, которые указывали на потребности людей в признании, одобрении и власти. Путем простого подсчета слов, связанных с выражением этих понятий в образцах текстов того или иного человека, исследователь может сделать заключение о тех или иных потребностях личности. В научных статьях, написанных практикующими психологами и врачами, встречаются отдельные сведения о том, что слова, которые люди используют, определенным образом коррелируют с психосоматическими заболеваниями, биполярным расстройством, шизофренией и пр. [1].

2. Компьютерные программы для изучения связи между языком и особенностями личности автора текста. Речевая деятель-

51

Lingua mobilis № 2 (35), 2012

ность, подчиняясь закономерностям вероятно-статистического характера, предопределяет необходимость при ее исследовании комплексного применения в рамках системно-структурного как качественных, так и количественных методов [4. С. 31]. Причем в последнее время специалистами подчеркивается возрастание роли количественных методов исследования письменной речи, позволяющих точнее воспроизводить наблюдаемые явления - например, разрабатывается метод выявления объема групп слов с определенной частотой встречаемости в зависимости от свойств конкретного автора [5. С. 12].

Однако, несмотря на стремительное развитие компьютерных технологий в последние годы, компьютерных программ такого рода известно немного. Одна из наиболее эффективных, по мнению ряда исследователей, - LIWC (Linguistic Inquiry and Word Count) - была разработана под руководством известного американского ученого Дж. Пеннебакера, занимающегося вопросами взаимосвязи между языком и свойствами личности. LIWC основана на данных созданных при помощи методов экспертной оценки словарей, в которых слова разделены на 70 лингвистических и психологически релевантных категорий. С использованием этой программы в любом тексте можно рассчитать процент слов с негативной или позитивной положительной оценкой, процент предлогов, местоимений, местоимений, слов, указывающих на последовательность изложения мыслей, и др. Достоинство этой программы в том, что она может за короткое время анализировать множество текстов. Сравнивая результаты этого анализа с данными психологических тестов участников экспериментов, можно установить определенные зависимости между языковыми параметрами текста и индивидуально-личностными особенностями [1].

3. Наиболее информативные языковые единицы с точки зрения выявления особенностей личности. Путем анализа десятков тысяч текстов на английском языке группа исследователей под руководством Дж. Пеннебакера установила, что личностные особенности гораздо слабее коррелируют с параметрами текста, имеющими отношение к его содержанию (количеством слов той или иной тематической группы, слов эмоциональной оценки), чем с формальными параметрами. Гораздо важнее то, КАК человек говорит, чем то, о ЧЕМ он говорит. Особенно информативным в этом отношении оказались служебные слова (союзы, частицы, артикли, предлоги) и местоимения. Эти слова относятся к числу самых частотных в языке, что также указывает на необходимость и важность их изучения.

52

Языкознание

Учеными были установлены интересные зависимости между особенно-стями употребления указанных выше языковых единиц и индивидуальными особенностями создателей текстов (см. обзор в [1]). Оказалось, что разные единицы несут информацию о разных параметрах личности. Так, личные местоимения оказались наиболее информативны для определения душевного и физического состояния создателя текста. Анализ употребления местоимений «я»/«мы» дает представление о самоидентификации человека, а употребление местоимений 2-го и 3-го лица - об отношении к другим людям. Несколько выводов, к которым пришли ученые под руководством Дж. Пеннебакера [6]:

1. Студенты, находящиеся в депрессии, использовали гораздо больше местоимений 1-го л. ед. ч. (I), чем те, кто никогда не страдал депрессией.

2. Поэты, покончившие жизнь самоубийством, использовали в своем творчестве гораздо больше местоимений 1-го л. ед. ч., чем поэты, не имевшие суицидальных наклонностей. Интересно, что разницы в количестве слов с негативной оценочностью между этими группами выявлено не было.

3. Непосредственно после серьезных потрясений в обществе люди начи-нают реже употреблять местоимения 1-го л. ед. ч., чаще -местоимения 1-го л. мн. ч. Так, анализ сообщений в чатах непосредственно после смерти принцессы Дианы (в течение недели) показал, что количество местоимений «мы» увеличилось на 135 % от обычного уровня, а количество местоимений 1-го л. ед. ч. упало на 12 %. Однако уже через 10 дней после трагедии использование вернулось на прежний уровень.

4. Когда участники эксперимента по заданию руководителя продуцировали ложные сообщения, в их текстах резко сокращалось число местоимений «я» по сравнению с обычным уровнем.

Однако все эти выводы были сделаны, как уже говорилось, на материале английского языка.

Выводы. Представляется теоретически и практически значимым и актуальным рассмотреть особенности употребления самых частотных слов - служебных слов и местоимений - в русском языке с точки зрения отражения в них особенностей личности создателя текстов. Необходимо также разработать компьютерную программу, облегчающую подсчет употребления тех или иных единиц в тексте. Используя современные компьютерные технологии, мы сможем глубже по-

53

Lingua mobilis № 2 (35), 2012

нять взаимосвязь между словами, которые мы используем, и нашими мыслями, чувствами, особенностями личности.

Список литературы

1. Литвинова, Т. А. Лексемы, характеризующие человека по отноше-нию к труду, в воронежских говорах [Текст] / Т. А. Литвинова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. -2011. - Вып. 52. - С. 84-89.

2. Pennebaker, J. W. (2011). Secret life of pronouns: what our words say about us [Текст] / J. W. Pennebaker. - New York, Blumberry Press.

3. Алесковский, С. Ю. Основы графологии [Текст] / С. Ю. Алесковский, Я. В. Комиссарова. -М.: Юрлитинформ, 2006. - 216 с.

4. Вул, С. М. Криминалистическое исследование признаков письменной речи [Текст] / С. М. Вул. - Киев: РИО МВД СССР, 1973. - 44 с.

5. Комиссаров, А.Ю. Криминалистическое исследование письменной речи с использованием ЭВМ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / А. Ю. Комиссаров. - М., 2001. - 225 с.

6. Pennebaker, J. W. What our words can say about us: Toward a broader language psychology [Текст] / J. W. Pennebaker. Psychological Science Agenda, 2002. - P. 15, 8-9.

Spisok literatury

1. Litvinova, T. A. Leksemy, ha-rakterizujuwie cheloveka po ot-noshe-niju k trudu, v voronezhskih govorah [Tekst] / T. A. Litvinova // Vestnik Cheljabinskogo gosudarst-vennogo universiteta. Filologija. Iskusstvovedenie. - 2011. - Vyp. 52. - S. 84-89.

2. Pennebaker, J. W. (2011). Secret life of pronouns: what our words say about us [Tekst] / J. W. Pen-nebaker. - New York, Blumberry Press.

3. Aleskovskij, S. Ju. Osnovy gra-fologii [Tekst] / S. Ju. Aleskovskij, Ja. V. Komissarova. - M.: Jurlitin-form, 2006. - 216 s.

4. Vul, S. M. Kriminalistiches-koe issledovanie priznakov pis'mennoj rechi [Tekst] / S. M. Vul. - Kiev: RIO MVD SSSR, 1973. - 44 s.

5. Komissarov, A.Ju. Kriminalis-ticheskoe issledovanie pis'mennoj rechi s ispol'zovaniem JeVM: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk [Tekst] / A. Ju. Komissarov. - M., 2001. - 225 s.

6. Pennebaker, J. W. What our words can say about us: Toward a broader language psychology [Tekst] / J. W. Pennebaker. Psychological Science Agenda, 2002. - P. 15, 8-9.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.