Научная статья на тему 'К проблеме управления системой подготовки спортивного резерва'

К проблеме управления системой подготовки спортивного резерва Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
520
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / YOUNG ATHLETES / STANDARD-LEGAL DOCUMENTS / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Квашук Павел Валентинович, Грачев Николай Павлович, Маслова Ирина Николаевна

В статье рассматриваются основные проблемы управления подготовкой резерва спортивных сборных команд Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Квашук Павел Валентинович, Грачев Николай Павлович, Маслова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harking back to the problem of management of the training system for the preparation of sports reserve1The All-Russia Scientific Research Institute Physical Training

The article goes into the basic problems of management of the training system for preparation of the reserve of sports national teams of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К проблеме управления системой подготовки спортивного резерва»

6. Полынский, Р. А. Региональная информационная технология мониторирования психофизического развития и двигательной подготовленности населения Липецкой области / Р.А. Полынский, П.А. Кириенко, М.В. Кацубин // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 10. - С. 56-62.

7. Смирнова, О.Л. Технология применения видов гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Смирнова О.Л. - Хабаровск, 2006. - 174 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796

К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО

РЕЗЕРВА

Павел Валентинович Квашук, доктор педагогических наук, профессор, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК),

Москва

Николай Павлович Грачев, кандидат педагогических наук, доцент,

Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы управления подготовкой резерва спортивных сборных команд Российской Федерации.

Ключевые слова: юные спортсмены, нормативно-правовые документы, тренировочный процесс.

HARKING BACK TO THE PROBLEM OF MANAGEMENT OF THE TRAINING SYSTEM FOR THE PREPARATION OF SPORTS RESERVE

Pavel Valentinovich Kvashuk, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The All-Russia Scientific Research Institute of Physical Training,

Moscow,

Nikolay Pavlovich Grachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irina Nikolaevna Maslova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Voronezh State Institute of Physical Training

Annotation

The article goes into the basic problems of management of the training system for preparation of the reserve of sports national teams of the Russian Federation.

Keywords: young athletes, standard-legal documents, training process.

ВВЕДЕНИЕ

В результате произошедших в стране социально-экономических изменений система детско-юношеского спорта, обеспечивавшая ранее надлежащий уровень подготовки спортивного резерва, значительно изменилась.

Были практически утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. В связи с прекращением финансирования детско-юношеского спорта через систему профсоюзов, территориально-ведомственная организация подготовки резерва, обеспечивавшая как массовость, так и высокий уровень качества этой работы, уступила место территориальной организации.

В результате этого большинство детско-юношеских спортивных школ лишилось своих исторических названий, практически прекратилась централизованная подготовка одаренных молодых спортсменов в сборных командах центральных советов спортивных

обществ, которая позволяла обеспечить отбор и качественную подготовку перспективных молодых спортсменов независимо от наличия необходимых условий в местах их проживания.

В связи с этим целью исследования является анализ состояния системы подготовки спортивного резерва.

Отсюда задачей исследования явилось определение проблем массового детско-юношеского спорта и пути их решения.

В процессе исследования были изучены Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также проводилось анкетирование 2700 тренеров-преподавателей ДЮСШ, СДЮШОР и училищ олимпийского резерва (УОР) по различным видам спорта.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В настоящее время в ряде видов спорта значительная часть одаренных детей, не имея необходимых условий для подготовки, отсеивается или вынуждена уехать из своего региона для спортивного совершенствования в имеющиеся в стране училища (техникумы, колледжи) олимпийского резерва.

Отъезд перспективных юных спортсменов, а также необходимость добиться повышения уровня финансирования приводит к стремлению значительного числа тренеров и молодых атлетов форсировать спортивную подготовку и повышать работоспособность за счет применения запрещенных фармакологических средств.

Результатами сложившейся в ряде видов спорта в настоящее время системы подготовки являются довольно высокие спортивные достижения российских спортсменов в юношеском возрасте и недостаточно высокий уровень результатов у взрослых спортсменов. Кроме того, постоянный отток из регионов страны лучших спортсменов в УОР других регионов, имеющих лучшее материальное обеспечение, в первую очередь города Москвы, приводит к снижению конкуренции в юношеском и молодежном спорте. Это все меньше стимулирует стремление как региональных тренеров и руководителей спортивных организаций, так и тренеров УОР к качественной работе по выявлению и подготовке молодых талантов.

Выходом из сложившегося положения может стать развитие сети федеральных учреждений, позволяющей ввести научно обоснованную систему отбора одаренных детей, сохранить конкуренцию в детско-юношеском и молодежном спорте, вести целенаправленную подготовку молодых спортсменов к высшим спортивным достижениям.

В целях создания необходимых условий для роста спортивного мастерства юных спортсменов и возможности выявления наиболее способных из них, зачастую имеющих меньший биологический возраст и в связи с этим, более позднее физическое развитие, необходимо создать соответствующую систему спортивных соревнований.

В настоящее время принципы формирования Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий и, как следствие, региональных календарей физкультурно-спортивных мероприятий не соответствует этой задаче.

Несмотря на то, что в Едином календарном плане (ЕКП) всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий в каждом виде спорта есть раздел мероприятий молодежного (резервного) состава сборных команд России, включение в ЕКП, как правило, только одного соревнования для юношеских и юниорских возрастов не дает возможности обеспечить для этих возрастных групп необходимого уровня соревновательной практики.

В настоящее время в ЕКП практически отсутствуют межрегиональные и зональ-

ные соревнования для юниоров и юношей, проведение которых могло бы, с одной стороны, позволить увеличить до необходимого уровня количество значимых спортивных мероприятий для юных спортсменов, с другой стороны позволило бы более рационально расходовать выделенные средства за счет снижения стоимости проезда на значительные расстояния для участия во всероссийских мероприятиях.

Одной из главных проблем управления подготовкой спортивного резерва является слабая заинтересованность региональных и, особенно, муниципальных учреждений спортивной подготовки.

Анализ результатов работы тренеров-практиков, специалистов в области спортивной науки говорит о том, что существующее в системе многолетней подготовки квалифицированных спортсменов выделение организационно разных структур возрастноквалификационной направленности является условным. Практически, тренеры детских спортивных школ вынуждены ориентироваться не на задачи, стоящие перед этапами начальной подготовки, начальной спортивной специализации и регламентированными директивными документами, а на выполнение разрядных нормативов.

Следует отметить еще одну важную специфическую особенность современного спорта. Сегодня специалисты отмечают факт удлинения всего периода многолетней системы подготовки, прежде всего, за счет увеличения продолжительности этапа высшего спортивного мастерства.

Вместе с тем данное положение требует большей продолжительности базовой подготовки. В силу уникальности представителей мировой спортивной элиты периодизация многолетней системы подготовки предполагает усиление роли индивидуального подхода при планировании многолетнего учебно-тренировочного процесса на основе прогнозирования тенденций биологического развития и роста потенциальных возможностей спортсмена.

Значительные тренировочные нагрузки без учета возрастных и индивидуальных особенностей юных спортсменов приводят к нарушениям со стороны деятельности функциональных систем организма (кардиореспираторной, нервной, костно-мышечного и суставно-связочного аппарата). Таким образом, эксплуатация возрастных особенностей развития, провоцируя ранний рост спортивных достижений, не решает задач базовой подготовки, тем самым не обеспечивая «преемственность» уровня готовности подростков, юношей и девушек к решению задач следующих этапов многолетней спортивной подготовки.

Отсюда, основными проблемами управления подготовкой резерва спортивных сборных команд Российской Федерации в настоящее время являются:

- несовершенство законодательной базы, размытая ответственность за подготовку резерва в существующем федеральном законе № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», противоречие целей и задач, стоящих перед системой подготовки спортивного резерва, и системой дополнительного образования детей, а также положениями федерального закона № 131-ФЗ «О местном самоуправлении»;

- оторванность «конечного потребителя» - спортивных сборных команд России от основных рычагов управления системой подготовки спортивного резерва, планирование развития и финансирование которой осуществляется преимущественно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами самоуправления;

- несовершенство структуры управления подготовкой спортивного резерва на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, наличие объективной разнона-правленности интересов и задач в системе подготовки спортивного резерва у заинтересованных ведомств и органов власти;

- устаревшая нормативно-правовая база учреждений и организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;

- отсутствие установленных критериев оценки качества подготовки спортивного резерва.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день система управления сферой физической культуры и спорта в целом сформирована и близка к оптимальной. Но проблемы остаются. Во-первых, необходимо более четкое определение полномочий субъектов управления, а главное - реализация функций и задач каждого из субъекта сферы физической культуры и спорта. Во-вторых, требуется улучшение взаимодействия между субъектами управления. В-третьих, необходима система четкого контроля реализации принимаемых решений.

Отдельно следует выделить проблемы взаимодействия между органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Сегодня это одна из острейших проблем, ибо на уровне муниципальных образований, как правило, или отсутствуют соответствующие органы управления или представлены одним представителем и с явно недостаточной финансовой обеспеченностью.

В связи с вышеизложенным, можно заключить, что в настоящее время требуется:

- разработать и направить в субъекты Российской Федерации рекомендации по организации деятельности органов государственной власти и муниципалитетов в части создания условий для деятельности учреждений спортивной направленности;

- разработать стратегию развития училищ олимпийского резерва как системообразующих учреждений спортивной подготовки;

- усовершенствовать критерии формирования Единого календарного плана и Единой Всероссийской спортивной классификации;

- создать многоуровневую систему обследований и отбора перспективных спортсменов;

- разработать современные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность спортивных школ и других физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва в том числе по созданию отделений и групп для детей-инвалидов в детско-юношеских спортивных школах, а также созданию детско-юношеских спортивно-адаптивных школ;

- подготовить предложения по разработке и утверждению Типовых учебнотренировочных программ по видам спорта.

- разработать нормативные документы, регламентирующие проведение физкультурных и спортивных мероприятий по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html.

3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // http://www.infosport.ru/strategiya/.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.