Т.В. Ерёмина, д-р техн. наук, проф.
Ж.Т. Чагдуров, аспирант, e-mail [email protected] Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ
УДК 658.001.25
К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
В статье приведены статистические данные по производственному травматизму и профессиональным заболеваниям, причины их возникновения. Указаны цели и задачи охраны труда. Дан анализ профессиональных рисков и системы управления ими.
Ключевые слова: охрана труда, производственный травматизм, профессиональные заболевания, профессиональные риски, управление рисками, система управления.
T.V. Eryomina, Dr. Sc. Engineering, Prof.
Z.T. Chagdurov, P.G.
OCCUPATIONAL RISKS MANAGEMENT
The article presents statistics on occupational injuries and illnesses, their causes. It reveals goals and objectives of labor protection. An analysis of occupational risks and their control systems is given.
Key words: labor protection, industrial injuries, occupational diseases, occupational risks, risk management, control system.
В настоящее время экономические и людские потери в нашей стране связаны с неудовлетворительными условиями труда. Сегодня свыше 30% ежегодно умирающих россиян - это граждане в трудоспособном возрасте. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 и в 2,5 раза - средний показатель смертности по России. Именно по этой причине средняя ожидаемая продолжительность жизни населения в России на столь неестественно низком уровне - 66 лет, что на 12 лет меньше, чем в США, на 11,5 года меньше, чем в странах Евросоюза, и на 5 лет меньше, чем в Китае [1].
В Российской Федерации ежегодно около 180 тыс. чел. умирает по причинам, связанным с воздействием вредных и опасных производственных факторов. Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно получают травмы на производстве около 200 тыс. чел., регистрируется более 10 тыс. случаев профессиональных заболеваний, более 14 тыс. чел. становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания [2].
При этом официальным статистическим наблюдением охвачено менее 81% трудящихся. Более того, статистика не учитывает растянутые во времени причинно-следственные связи вредных факторов с повреждением здоровья трудоспособного населения: производственно-обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций трудящихся, т.е. так называемые скрытые профессиональные риски, уровень которых превышает 70% всех рисков наступления случаев утраты здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов.
Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития «человеческой составляющей» в системе производительных сил Российской Федерации стали проблемой национальной безопасности, так как представляют серьезную угрозу перспективам развития страны. Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую очередь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования. Бессмысленно принимать меры по стимулированию рождаемости без исправления ситуации с потерей здоровья и жизни населения на рабочих местах. Не имеет смысла увели-
чивать ассигнования на здравоохранение населения, если люди теряют жизнь и здоровье на работе.
Более того, до тех пор, пока ситуация в этой области не изменится, нельзя всерьез говорить не только о решении наших демографических и гуманитарных проблем, но и о дальнейших возможностях экономического роста.
Известно, что ежегодные экономические потери, обусловленные неблагоприятными условиями труда, оцениваются в 500 млрд. руб. (1,9% ВВП). По экспертным оценкам, из-за болезней в среднем теряется до 10 рабочих дней (в странах Евросоюза - 7,9 дня) на одного работающего [3].
Таблица
Удельный вес численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда в Российской Федерации (на конец года; в процентах от общей численности работников)
Федеральный округ Российской Федерации 2003 2005 2007 2009 2011 2013
Центральный 15,6 16,3 18,1 17,2 18,7 20,3
Северо-Кавказский 10,3 12,6 15,4 16,2 17,8 18,0
Северо -Западный 18,4 19,4 20,3 21,6 22,0 23,6
Южный 20,3 21,6 23,7 24,5 26,7 28,4
Приволжский 17,6 18,2 17,3 18,4 19,3 21,2
Сибирский 21,8 23,6 26,9 28,1 30,4 32,7
Дальневосточный 23,3 24,2 26,7 30,4 32,8 35,5
Уральский 20,6 21,6 24,9 27,3 30,3 31,1
По Российской Федерации 17,1 18,3 19,6 21,3 23,5 26,2
В таблице приведены статистические данные удельного веса численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Удельный вес численности увеличился с 17,1% в 2003 г. до 26,2% в 2013 г. по Российской Федерации, при этом по ряду округов (Сибирский, Дальневосточный и Уральский) этот показатель еще выше. По данным Минздрав-соцразвития России, наибольшая численность работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наблюдалась в Дальневосточном (35,5%), Сибирском (32,7%) и Уральском (31,1%) федеральных округах, причем в Дальневосточном федеральном округе данный показатель превышал среднероссийский уровень во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав данного федерального округа.
Необходимость модернизации системы управления охраной труда связана с тем, что действующая в стране модель управления охраной труда, включая обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устарела, поскольку основана на концепции социальной политики применительно к экономическим и социально демографическим условиям Европы конца XIX в., когда рост народонаселения и активная миграция дешевой рабочей силы из деревень в города без проблем обеспечивала потребности индустриализации в достаточном объеме. Такая система сложилась как следствие низкой стоимости трудовых ресурсов, соответствующих невысоким профессионально-квалификационным требованиям работодателей в силу функциональной простоты трудовых операций конвейерно-поточного производства того времени. Эта модель была направлена в первую очередь на социальную поддержку рабочих и их семей, подверженных, в силу низкой квалификации и плохой профессиональной подготовки, высокому риску бедности в случае нетрудоспособности по производственным причинам [4].
Основной принцип данной системы состоит в том, что риск, связанный с необходимостью предоставления возмещения по несчастным случаям на производстве, несет страховщик, т.е. государство. Компенсация предоставляется по факту трудового увечья, производственной травмы пострадавшего работника, а не по причине наличия виновного. Такая схема приводит к отсутствию экономической заинтересованности сторон социально-трудовых отношений в проведении профилактических мероприятий, направленных на улучшение усло-
вий и труда, охрану здоровья и социальную защиту работников. Состояние охраны труда на большинстве промышленных предприятий, количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства будут соответственно расти показатели производственного травматизма и количество несчастных случаев на производстве.
Главная цель охраны труда - защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте при этом, под профессиональным риском понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья (в том числе, репродуктивного) или смерти, связанная с исполнением работником обязанностей по трудовому договору (контракту).
Управление профессиональными рисками - комплексная система мер, направленная на снижение профессионального риска до его допустимого уровня и обеспечивающая контроль (мониторинг) риска.
Допустимый (приемлемый) профессиональный риск - уровень профессионального риска, который формируется при оптимальных и допустимых условиях труда и не требует специальных мероприятий для его снижения.
Основными задачами улучшения условий охраны труда являются следующие:
1. Снизить риски несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. Повысить качество рабочих мест и условий труда.
3. Снизить смертность от предотвратимых причин.
4. Увеличить продолжительность жизни и улучшить здоровье работающего населения.
Основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи «post factum» к управлению рисками повреждения здоровья работников.
Поставленная цель и задачи могут быть достигнуты созданием всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности предприятия. Оценка, контроль и управление профессиональными рисками предполагают:
проведение анализа и оценку состояния здоровья работающего населения в причинно-следственной связи с условиями труда;
- информирование субъектов трудового права о профессиональном риске, вероятности его возникновения и методах контроля, а также о последствиях и ответственности;
- мониторинг динамики показателей профессионального риска;
- проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников.
Новая концепция системы управления профессиональными рисками основывается на фундаментальном принципе: «Кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять», как указано в [5].
Создание системы управления профессиональными рисками предполагает проведение комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мер, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников, а именно:
- создание системы выявления, оценки и контроля профессиональных рисков повреждений (утраты) здоровья работников для обеспечения превентивных мер защиты здоровья работника, включающих в себя предупредительные, профилактические и компенсационные мероприятия;
совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства для разделения и закрепления ответственности государства, работодателя
и работника за сохранение здоровья работников и поддержание трудовых ресурсов в работоспособном состоянии;
- построение эффективной сети информирования, консультирования и обучения различных групп работающего населения по вопросам охраны труда и здоровья на основе новых принципов управления профессиональными рисками;
- апробация новых методических разработок в рамках пилотных проектов, создание простых и доступных типовых образцов и моделей управления рисками для легкого копирования, тиражирования и распространения по Российской Федерации;
- основой системы управления профессиональными рисками станет активизация деятельности специальной оценки условий труда, а именно - оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Библиография
1. Государственный статистический ежегодник 2010 г. - М., 2011.
2. Научные разработки по реформированию системы охраны труда. НИИ Труда. - М., 2009. -
67 с.
3. Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342 н. - М., 2011.
4. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006 - 05. - М., 2007.
5. Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда: Постановление правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870. - М., 2009.
Bibliography
1. The State Statistical 2010 Yearbook - M., 2011.
2. Scientific research on reform of labor protection. Research Institute of Labor. - M., 2009. - 67 p.
3. On Approval of the Procedure for certification of workplaces regarding working conditions: Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation on 26 April 2011. № 342n. -M., 2011.
4. Guidelines for the hygienic assessment of working environment factors and labor process. Criteria for classification and working conditions. P 2.2.2006 - 05. - M., 2007.
5. On establishment of reduced working time, additional annual paid leave, increased wages for employees engaged in heavy work, work with harmful and (or) hazardous and other special conditions: Resolution of the Government of the Russian Federation of November 20, 2008 № 870. - M., 2009.