Г у м а н и та р н а я пс и х о л о г и я
3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 т. Т. 2 / П. П. Блон-ский. Мм 1979.
4. Ждан А. Н. История психологии / А. Н. Ждан. М., 1990.
5. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. СПб., 2002.
6. Платон. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1 / Платон; под ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. М., 1968.
7. Платон. Собрание сочинений в 3 т. Т. 2 / Платон; под ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. М., 1970.
8. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998.
9. Солсо Ро Когнитивная психология / Р. Солсо. М., 1996.
Поступила 25.04.07.
К ПРОБЛЕМЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Е. Н. Песоцкая, кандидат философских наук
конкретизацию и применение философских категорий. Эти уровни являются переходными, содержащими элементы частнонаучного и обыденного знания. Теоретический уровень, на котором разрабатываются собственно философские понятия и категории, структурируется на четыре подуровня: подуровень философских категорий, философских принципов, философских наук и метафилософии.
Философский статус собственно категории «социальная активность личности» в отечественной науке находится в стадии формирования. Впервые она появилась в научном обороте с 1960-х гг. и относилась к сфере прикладной социологии (к исследованиям отдельных видов активности: трудовой, политической, правовой, семейно-бытовой и др.). Ее принадлежность к социальной философии отмечается лишь в последнее десятилетие в связи с появлением ряда обобщающих работ [22, 23]. Для признания этого факта необходима дальнейшая, фундаментальная разработка теории социальной активности личности, а также совокупности ее оснований — социально-философских и естественно-научных.
Еще в начале XX в. в науке определились философско-методологические основания (установки) исторического знания в сравнении с естественно-научным [10; 19; 24]. На важ-
© Е. Н. Песоцкая, 2007
В 1980-е гг. в философии науки разрабатывается понятие «статуса». Определенный вклад в его широкое толкование внесен известными социологами Р. Линтоном, Д. Мер-тоном, Р. Тернером, Т. Парсонсом. Философский статус понятия означает его соответствие общемировоззренческому уровню рассмотрения, для чего оно должно удовлетворять основным признакам философских категорий. К таким признакам отечественный автор Я. Ф. Аскин относит существенность и фундаментальность; всеобщность; максимальную обобщенность по содержанию; способность служить всеобщим средством познания; невыводимость из других понятий; соотносительность [20, с. 160]. Важно также отметить признак включенности в систему философских категорий.
В определении философского статуса какой-либо теории существенное значение имеет учет трех уровней философского знания: фактуального, прикладного и теоретического [1, с. 94 — 98]. Философско-фактуальный включает совокупность фундаментальных и частных фактов современной науки и практики, интерпретированных философски (рассмотренных с позиций основного мировоззренческого вопроса — «человек и мир»). Философ-ско-прикладной уровень ориентируется на
ность ценностного преломления социально-гуманитарного знания одним из первых указывает Г. Риккерт, характеризуя его основные отличия от естественных наук [15, с. 90 —
эц»
Трудности оформления единых теоретико-
О
имеют мировоззренческое, методологическое и социальное содержание. Для всех естественно-научных теорий мировоззренческими и методологическими основаниями являются принцип целостности, принцип развития, системной организации объектов и другие. Мировоззренческие основания включают совокупность фундаментальных принципов и законов, отражающих общие (универсальные) свойства и законы бытия материи, либо важные стороны реальности (общий закон гармонии, золотого сечения и др.). В теориях, базирующихся на исторически конкретном мировоззрении ученого, такими основаниями служат принцип причинности, единства материи и движения, времени и пространства, закон сохранения материи и ее общих свойств (энергии, движения, массы), принцип зависимости пространственно-временных свойств от структурных отношений в материальных системах (например, отношения качественной симметрии или нарушенной симметрии в живых системах, детерминирующие их нормальное функциональное состояние и активность, теория циклов [13, с. 40 — 47; 18] и т. д. Гносеологические (методологические) основания включают комплекс принципов научного познания исследуемого феномена. Сюда входят: принцип относительности и взаимодополнительности знаний, преемственности объективных истин, един-вершения концепции социальной активности ство исторического и логического в познании,
методологических основании в социальных науках связаны с отсутствием всеобщепризнан-ных парадигм в социологии. Это «та особенность, которая отличает ее от естествознания» [5, с. 238 — 239]. Методологические основания общей теории социальной активности личности включают в себя ряд методологических установок: философских, общенаучных, естественно-научных и социогуманитарных. Социогуманитарная основа феномена активности социального субъекта представляет собой синтез основных знаний в области философии, психологии, социологии, педагогики, этики и др. Настоящая теория — достижение отечественной социологической, психологической, педагогической и философской мысли. В 1960 — 1970-х гг. выходит в свет значительное число публикаций, посвященных данному феномену. Это связано с тем, что именно в России сложился комплекс причин и условий для рассмотрения последнего. Разработанная в отечественной гуманитарной мысли философская методология в целом имеет относительную завершенность. В качестве теоретического за-
личности выступают ее гносеологические основания: общефилософские, общенаучные, со-циогуманитарные (в том числе социально-философские), естественно-научные и частнона-учные (биомедицинские, физические, психологические и социологические), впервые обобщенные в табл. 1.
Для современной науки большое значение имеет определение «оснований научной теории», обозначающее ведущие принципы и законы какой-либо теории, составляющие сущ-
О
ность ее содержания, придающие ей целостность. В каждой науке имеются собственные теоретические и философские основания. Собственные теоретические основания служат для объяснения эмпирических фактов и предсказания новых явлений в данной области знания. Философские основания — это те принципы и законы данной науки, которые
теории и эксперимента, принцип познаваемости, единства теории и практики. В системе методологических оснований раскрываются взаимоотношения общих методов познания к исследуемому объекту: системно-структурным, аксиоматическим, моделированием и аналогией. Понятия гносеологических и методологических оснований близки по содержанию, если они используются для объяснения особенностей живых объектов, явлений природы, интеграции научного знания либо являются нормативными и ориентирующими установками в познании.
Социально-практические основания теории включают в себя систему принципов и положений, определяющих место данной научной теории или концепции в общем человеческом знании, ее цель в аспекте удовлетворения социальных и духовных потребностей и ориен-
п Методология научного исследования ценностных компонентов естественно-научного и социального познания впоследствии разрабатывается М. Вебером, Х.-Г. Гадамером, К. Поппером и др. /3; 6; 13].
ценностную специфику. Он позволяет методологически конкретно выделить и рассмотреть основные сферы и виды деятельности и активности в качестве таких оснований использу- ности в аспекте их ценностно-целевой пред-
тации, движущеи силы и закономерности развития теории как социального явления. В изучении феномена социальной активности лич-
ются принципы системно-конструктивного аксиологического подхода, определяющие его
метности и принадлежности, направленности преобразований.
Таблица 1
Классификация научно-гносеологических (методологических) оснований концепции
социальной активности личности
I. Общефилософские основания
1. Принцип целостности и всеобщей взаимосвязи мира. 2. Принципы самодвижения (внутренней активности) и самодетерминации материи. 3. Принцип информационного отражения. 4. Принцип системности и самоорганизации материи. 5. Принцип зависимости пространственно-временных свойств от структурных отношений в материальных системах._
II. Общенаучные основания
1. Принцип относительности и взаимодополнительности знания. 2. Общая теория систем (ОТС). 3. Принцип «золотого сечения». 4. Общий закон гармонии. 5. Субстратный и кибернетический подходы. 6. Теория самоорганизации открытых неравновесных систем (синергетика). _•
III. Естественно-научные основания
В биологии и медицине: 1. Теория диссипативных структур. 2. Принцип единства живой и неживой природы. 3. Эволюционно-генетический подход. 4. Биоинформационный подход. 5. Принцип необратимости.
4 ; .
6. Теория функциональных систем (ТФС). 7. Рефлекторная концепция психических процессов И. М. Сеченова. 8. Концепция психофизики. 9. Теория ВНД И. П. Павлова. 10. Принцип информационного соподчинения и выборочной мобилизации структур. 11. Концепция энергетического взаимодействия организма со средой (Ж. Кольмар, А. Л. Чижевский).
В физике:
1. Закон сохранения и превращения вещества, энергии и информации.
2. Принцип неравновесности диссипативных структур. 3. Принцип когерентности элементов системы.
4. Принцип квантовой целостности структурных единиц системы.
5. Принцип полевых информационных взаимодействий.
IV. Социогуманитарные основания
В социальной философии:
1. Герменевтический подход (с ориентацией на внутренний мир личности). 2. В аксиологии (теории
социальных ценностей и оценок). 3. Принцип периодической смены парадигмы ценностного мышления.
_ « #
4. Принцип самодетерминации социальных объектов. 5. Принцип ответственной вненаходимости исследователя. 6. Комплексный подход.
В психологии и педагогике:
f
1. Учение о психологических типах личности. 2. Деятельностный подход. 3. Принцип ведущей деятельности. 4. Принцип анализа психики по единицам Л. С. Выготского. 5. Принцип активности, предметности и неадаптивной природы деятельности субъекта. 6. Принцип опосредования, интериоризации и экстериоризации. 7.. Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого явления в структуре деятельности личности.
4
8. Принцип реактивной и активной организации процесса деятельности. 9. Принцип сочетания адаптивного и
неадаптивного типов активности. 10. Принцип самодетерминации
/
и произвольной саморегуляции поведения, деятельности и активности индивида. 11. Принцип объективной и предметной детерминации активности. 12. Принцип актуальной детерминации активности. 13. Мотивационно-динамическая стратегия изучения
у
организации личности. 14. Диспозиционная концепция личности В. А. Ядова. 15. Концепция потенциала человека. 16. Инструментальный метод исследования высших психических функций. 17. Теория установки Д. Н. Узнадзе. 18. Учение об
архетипах и бессознательном. 19. Динамическая концепция
♦
личности в психологии.
В прикладной социологии:
1. Предметно-ценностно-целевой подход в классификации видов деятельности личности.
2. Комплексный подход в социологическом исследовании.
3. Целостная логико-семантическая
¥
модель социальной активности личности -(на базе структурной и факторной операционализации концептуальных понятий). 4. Принцип сложной нормативно-числовой оценки. 5. Принцип индивидуальной оценки социальной активности (в отличие от статистической). 6. Принцип многоуровневости социальных оценок.
7. Принцип поэтапной интеграции индикаторов и критериев измерения.
8. Построение алгоритма для обработки данных на ЭВМ.
9. Комбинирование методов шкалирования и баллирования.
Философские основания органически входят в содержание естественных наук, определяя их мировоззренческую структуру. От исходной философской идеи зависит степень обоснованности разрабатываемой гипотезы или концепции [7, с. 3]. Совокупность всех философских оснований составляет неотъемлемую часть философии естествознания. При анализе философских оснований теории социальной активности личности необходимо отметить, во-первых, их всеобщность, т. е. они содержат мировоззренческие, ценностные гуманистические методологические и социальные аспекты; во-вторых, интегратив-ность — объединение знаний о человеке и его природе, полученных в разных областях естественных и гуманитарных наук.
В обстановке пересмотра сложившихся в естествознании теорий и систем гуманистически ориентированные философско-мировоз-зренческие принципы становятся одним из условий развития всего комплекса наук о человеке [25]. Философская методология по отно-
Частнонаучные исследования феномена человека как фундаментальной социоприродной целостности все более тяготеют к объединению. Это влечет за собой все более тесное сближение и взаимодействие на основе принципа взаимодополнительности противоположных концептуально-методологических подходов (рациональных и внерациональных, научных и вненаучных и т. п.). Также вырисовывается все более четкое сближение естествознания и социально-гуманитарных наук; происходит их методологическое взаимообогащение.
В русле поиска общеметодологических оснований рассматриваемой нами теории на первый план выступают комплексные системные критерии описания человеческого организма — носителя деятельности и активности как самоорганизующейся целостности. В процессе перехода научного познания на качественно новый постнеклассический этап понятие самоорганизации является одним из центральных в рамках системного подхода. Данное понятие характеризует процесс создания, вос-
шению к этим наукам выступает как общее произведения или совершенствования органи-учение о важнейших принципах и методах научного мышления. Тесная взаимосвязь философии и естествознания обусловлена особенностями человеческой природы. Как целостная система и природно-биологический носитель социальной деятельности организм помимо специфических свойств имеет общие, присущие всему живому закономерности развития и функционирования. Естественно-научные основания теории социальной активности составляет совокупность этих общих и част-
зации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации присущи открытым системным объектам различной природы: организму, человеческим коллективам, обществу и др.
В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования синергетики2) — теории само-
О
ных принципов, закономерностей, теории и законов, позволяющих комплексно исследовать указанный феномен. Философия как всеобщая методология в данном случае координирует и субординирует существующие в разных областях науки подходы к проблеме, системно обобщает факты, полученные при исследовании живой системы, придавая им логическую стройность и завершенность. Ее задача заключается в выработке мировоззрения, соответствующего современному уровню развития наук о человеке, социальной практике и определенным интеллектуальным требованиям времени.
организации, ориентированной на поиск, законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Синергетику предложено считать новой методологией социального познания. Исследование процессов самоорганизации продуктивно в рамках синергетической парадигмы, берущей начало в работах Г. Хакена и И. Пригожина [12, 14]. Синергетика получает развитие в трудах Е. А. Мамчур, В. С. Степина и других, являясь, на наш взгляд, общенаучным основанием теории активности личности. Как междисциплинарное основание научных исследований синергетика акцентирует внимание на процессах
2) Синергетика — греч. ьупег&а (синергия) — объединение, кооперация — общенаучное направление, исследующее процессы самоорганизации в живой и неживой природе — в биологических, социальных
и технических системах.
самоорганизации в естественных и искусственных системах [14]. При этом она опирается на идеи и понятия, используемые для описания деятельности и функционирования класса сложных открытых систем, в частности человеческого организма. Развитие ее методов связано с физикой, химией, физиологией. Цель — выработка общей методологии для исследования процессов возникновения и развития упорядоченных структур в названных системах.
Основа синергетики как научной методоло-понятие сложной, открытой и нелиней-
гии
О
о
нои системы, ведущей характеристикой которой являются связи и взаимодействия с множеством других систем, приводящие к обмену веществом, энергией и информацией.
Сочетание всевозможных внешних и внутренних связей порождает принципиальную особенность сложной открытой системы — ее нелинейность, т. е. неравномерный, подверженный воздействию случайностей тип развития и динамического поведения [9, с. 28]. Психологические и социальные объекты и феномены
и
характеризуются предельной степенью сложности и неустойчивости в поведении и требуют для своего описания языка синергетики. Ее понятия и категории все чаще используются в гуманитарных науках. Исследования последних дополняют список критериев сложных открытых нелинейных систем. Их уникальным свойством является информационный обмен. Свойство информативности следует считать существенным основанием для исследования динамических характеристик человеческого организма. Оно отражает способность этих систем к поступательному усложнению своей организации, к порождению и накоплению информации в процессе жизнедеятельности.
Для понимания синергетики методологически ключевое значение имеет теория дисси-пативных структур (ДС) [14]. ДС-структуры спонтанно возникают в открытых неравновесных системах. В естествознании (в физике) они используются для объяснения превраще-
постоянны. Окружающая среда способствует образованию постоянных флуктуаций (колебаний) в таких системах.
Чувствительность неравновесных состояний системы к флуктуациям, обусловленным их внутренней активностью и к флуктуациям из окружающей среды, открывает новые перспективы перед исследователями [15, с. 224].
Таким образом, функциональные системы человеческого организма можно описать в рамках их конкретной пространственно-временной активности. Фактор времени в аспекте философско-мировоззренческого анализа особенно интересен для его целостной характеристики. С повышением уровня биологической организации возрастает восприятие сис-
О
темой ориентированного времени, что достига-
и
ет своей кульминации непосредственно в человеческом сознании.
Более глубокий методологический смысл обретает принцип необратимости. Необратимость понимается как процесс (сторона целостного восприятия) на уровне личности. Во внутреннем ощущении этой необратимости человек видит отличительный признак своего деятельного участия в социальных процессах. Для изучения его активности методологически значимым философским основанием служит принцип зависимости пространствен-
и
но-временных свойств от структурных отношений в материальных системах.
Применение естественно-научных теорий и принципов к социальному познанию требует особого внимания. Общенаучным методологическим основанием теории активности является теория функциональных систем (ФС) П. К. Анохина, характеризующая общие структурно-функциональные закономерности
О
процессов, в целостном организме, взаимодействующем со средой [2]. Она способствует углубленному изучению механизмов целостного поведения социального субъекта, его психической деятельности и возможности программирования и управления ими на основе знаний кибернетических закономерностей.
В основу теории ФС положено представление о функции как о достижении организмом приспособительного результата в меняющихся условиях. Функциональная система понимается как определенная организация активности разных элементов, приводящая на всех определяющие взаимодействие со средой, не- иерархических уровнях системы к достиже-
ния количественных изменении в качественные [17, с. 13 — 14] и прогнозирования поведения системы. Смысл использования теории ДС как методологического основания общей теории социальной активности личности в том, что параметры биопсихосоциальных систем,
нию требующейся адаптации. Понятие ФС отражает смысл кибернетических закономерностей, которые обусловливают программирование этапов поведенческо-деятельностных реакций на уровне ФС и целого организма посредством нервной системы.
Для полноты понимания и представления методологических оснований теории активности следует обратиться к рассмотрению способа существования сложных открытых систем, в качестве которого выступает их управление (самоуправление) [18, с. 102], заключающееся в сохранении целостности системы. Управление социальными процессами и феноменами, равно как и самоуправление — процессы, влекущие обращение к категории информации как общенаучной. Информация понимается в естествознании (в кибернетике) как отражение одного объекта в другом, используемое для выработки управляющих воздействий. Информация также понимается и онтологически, во взаимосвязи с объяснительной функцией информационного подхода, используемого в гуманитарном познании [8, с. 421 — 422].
Выделение наукой нового класса взаимодействий в сложных системах — информационного — методологически и мировоззренчески обусловливает использование категории информации и теории информации как методологических оснований для рассмотрения теории активности личности.
Конкретные показатели социальной активности личности и других социальных субъектов (классов, коллективов, социальных групп) являются важной социально-политической информацией. В обществе такая информация выступает средством обратной связи руководящих институтов с субъектами деятельности с целью управления ими.
К 2000 г. в эспериментально-теоретическом естествознании и информатике предложено определение информации как меры структурно-смыслового разнообразия мира [4, с. 30 — 31], следовательно, и ряда отдельных биопсихосоциальных феноменов31 Изучение взаимодей-ствия информации и энергии в эволюции сложных систем от неживых к живым и человеку, обладающему активным творческим со-
знанием, привело к появлению новых научных направлений междисциплинарного характера, например, биоэнергоинформатики и других,
предметом которых становится информационно-энергетическое единство человека, общества и природы.
В науке сложилась определенная практика использования категории информации как интегрирующей, снимающей противоречие между понятиями материального и идеального в мировоззрении, трактовке эволюции социопри-родных явлений и феноменов. Последние разработки в опытно-теоретическом естествознании и гуманитарных науках позволяют сделать общий вывод о необходимости принятия этими науками парадигмы целостности вещественной и информационной реальности. Это имеет методологическое значение для создания единой науки о человеке, целостного изучения его социоприродных свойств и сознания, детерминирующих проявление активности и жизнедеятельности. Открытие законов синергетики привело к пересмотру взглядов на фундаментальное взаимодействие в природе и обществе, на сценарии социального развития человека как объекта активного источника информации. Это означает потребность в более глубоком изучении и новой интерпретации законов и процессов информационного обмена внутри общества при его осуществлении субъектами социальной деятельности.
Наконец еще одним общефилософским тео-ретико-методологическим основанием для развития теории активности личности в нашем понимании является циклический подход к развитию природы и общества и их феноменов. Циклический подход можно расценивать как приближение к познанию одной из фундаментальных онтологических закономерностей, которая лежит в основе мировоззрения и выражает универсальный закон бытия, относящийся ко всем уровням организации материи.
Циклические процессы объективны и всеобщи, они присутствуют во всех развивающихся системах. Онтологические аспекты проблемы цикла составляют предмет мысли русских философов-космистов: В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского и др.
3) Понятие разнообразия является философской категорией, отражающей эволюционные свойства материальных объектов (систем); понятие смысла связано с интеллектуальной и духовной ценнос-! тями информации. Структурность в свою очередь соответствует уровню организации и степени упорядоченности системы организма и личности.
Но вопросы методологии циклического подхода всегда оставались за рамками анализа. Новая мировоззренческая ситуация в мировом сообществе, получившая выражение в теории ноосферного мышления, в формировании новой философской парадигмы, соединяющей ко-эволюционные, информационные, аксиологические аспекты, требует методологического анализа проблемы циклов.
Основным аспектом методологии циклического подхода сегодня является дальнейшая разработка теории цикла и использование ее основных принципов для объяснения ряда феноменов, прогнозирования явлений и процессов. Разработкой методологии занимаются с 1990-х гг. Ю. Н. Соколов, Н. К. Серов и др. [18]. В естествознании и социальных науках теория цикла положена в основу изучения повторяющихся процессов колебательного характера природных и социальных систем (в частности, в человеческом организме). Природную среду следует понимать как систему взаимосвязанных циклов, как некую колебательную систему синхронизированных колебаний. Организм человека как природно-биоло-гический носитель деятельности и социальной активности представляет также систему взаимосвязанных циклических процессов. Нормальное функционирование последних обеспечивает здоровое развитие, работоспособность и активность индивида.
Теория циклов как общая методология позволяет рассматривать человеческий организм как систему циклов, осуществляющих управление жизненными функциями.
В современном естествознании, точных науках, философии используется общий закон гармонии4), знание которого способствует пониманию сущности организации некоторого целого, в частности природных и социальных систем и их регуляции. Изучение специфики объективных законов гармонии и проблемы ее количественного измерения в упомянутых системах предлагается осуществлять на основе общенаучных методов и моделей, связанных с математикой и законами чисел (например, числа Фибоначчи, выражающие особую меру симметрии и асимметрии целостности).
Новые экспериментальные факты в области физиологии человека, рассмотрение параметров функционирования систем его орга-
4) Гармония есть связь частей в целое.
низма связаны с открытием числовых зако-нов-следствий, вытекающих из общего закона гармонии и претендующих на статус методологических оснований теории активности. Это числовой закон качественной симметрии, нарушенной симметрии, «золотого сечения» [23].
Социологические основания теории социальной активности личности выделены нами как частнонаучные на основе прикладных социологических исследований [22]. Эти основания включают предметно-ценностно-целевой подход в классификации основных видов деятельности личности, комплексный подход в социологическом исследовании, целостную логико-семантическую модель совокупной социальной активности личности (путем структурной и факторной операционализации концептуальных понятий), принцип ложной нормативно числовой и индивидуальной оценок социальной активности личности (в отличие от статистической), принцип многоуровневости оценок, принцип поэтапной интеграции индикаторов и критериев социологического измерения, алгоритмы электронной обработки данных, методы шкалирования и баллирования.
Таким образом, сформированность социально-философского статуса теории социальной активности личности подтверждается, во-первых, соответствием понятия «социальная активность» основным признакам философских категорий; во-вторых, наличием особых социально-философских оснований: аксиологического - и комплексного системного подходов. Социально-философский статус общей теории социальной активности предполагает ее включенность во все уровни философского знания и исследования: философско-фактуальный, философско-прикладной и теоретический. Разработана система гносеологических оснований теории на основе анализа достижений в области философии, отечественного естествознания и социогу-манитарных наук второй половины XX в.
Соответственно своему статусу методологические (гносеологические) основания теории социальной активности представляют собой синтез философских, общенаучных, естественно-научных и социогуманитарных оснований, отражающих сложную специфику рассматриваемого феномена. Определяющая (координирующая и субординирующая) роль в его исследовании отводится философии.
Общефилософские основания теории активности личности — фундаментальные (универсальные) принципы, законы и теории, отражающие взаимоотношение общих методов познания к исследуемому феномену, имеющие интегративный и всеобщий характер. Это фундаментальный принцип целостности и всеобщей взаимосвязи мира, принцип информационного отражения, системно-структурной организации материальных объектов, самодвижения (внутренней активности) и самодетерминации материи, системности и самоорганизации материи, зависимости пространственно-временных свойств от структурных отношений в материальных системах.
К общенаучным основаниям общей теории социальной активности относятся придающие ей целостность и составляющие сущность ее содержания, подходы, принципы и законы, применимые во всех или в большинстве наук. Это субстратный, кибернетический подходы, общая теория систем (ОТС) и теория самоорганизации открытых неравновесных систем, общий закон гармонии, принцип относительности и взаимодополнительности знания, принцип «золотого сечения».
Посредством синергетики как теории самоорганизации природных, социальных и технических систем предложены описание качественного развития организма человека как носителя активности, оценка сложности его динамических пространственно-временных изменений.
Информационный подход — инструмент исследования информационно-энергетического единства и взаимосвязей сложных системных объектов, к которым относится человек. Он является методологической основой для характеристики комплекса существующих взаи-
модействий организма — носителя активности со средой. Комплексная аксиологическая оценка оптимальной саморегуляции, границ активности и самоуправления организма связана с пониманием специфики объективных законов, в частности, закона гармонии в природных и социальных феноменах, проблемы ее количественного измерения.
Социогуманитарные основания теории (включая социально-философские) представляют собой достижения в области общественных и гуманитарных наук, социальной философии, аксиологии, социологии, политологии, психологии, этики, педагогики. Посредством их обобщения выделены основные аспекты рассмотрения социальной активности личности (процессуально-деятельностный, индивидуаль-но-личностный и социально-оценочный).
Единые теоретико-методологические основания науки о человеке и теории активности личности находятся в стадии формирования, и продуктивность этого процесса зависит от признания в качестве ведущих при целостном изучении социальных феноменов ценностной, синергетической и информационно-вещественной парадигм.
Теоретически систематизированы естественно-научные основания теории активности личности с целью обобщения знаний о человеческом организме. Это категории и подходы, описывающие свойства, законы функционирования класса сложных открытых неравновесных систем. Сюда относятся: теория диссипативных структур (ДС) И. Пригожина, теория функциональных систем (ФС) П. К. Анохина, теория информации, общая теория гармонии, эволюционно-генетический подход, синергетика, биоинформационный подход и теория циклов в существовании и развитии биопсихосоциальных систем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеев П. В. Философия: учеб. для вузов / П. В. Алексеев, Л. В. Панин. М., 1996.
2. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональных систем / П. К. Анохин. М., 1978.
3. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; пер. с нем.; под общ. ред. Ю. Н. Давыдова. М.,
1990.
4. Волченко В. И. Информационная модель сознания номогенезе: философские, естественнонаучные и I социально-психологические аспекты / В. И. Волченко // Сознание и физическая реальность. Т. 4. № 3.
I 1999. С. 29 — 39.
5. Вригт Г.-Х. фон. Логико-философские исследования: избр. тр. / Г.-Х. фон Вригг; пер. с англ.; сост. В. А. Смирнов; общ. ред. Г. А. Рузавина, В. А. Смирнова. М., 1986.
6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер; пер. с нем.; общ. ред. Б. Н. Бессонова. М., 1988. I
7. Гершанский В. Ф. Проблема философских оснований теории квантовой термодинамики: автореф. дисс. ... канд. филос. наук / В. Ф. Гершанский. СПб.,-1999.
8. Гладков В. В. От информационной ограниченности к технологическому вопрошанию в образование / В. В. Гладков / / Космизм и новое мышление на Западе и на Востоке: материалы Междунар. конф. / под
ред. К. С. Пигрова. СПб., 1999. С. 419 — 423.
9. Каменская В. Г. Время в формировании измененных состояний сознания / В. Г. Каменская / / Сознание и физическая реальность. Т. 2. N° 4. 1997. С. 25 — 34.
10. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории: автобиография / Р. Дж. Коллингвуд. М., 1980.
11. Мартынова H. М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека. (Опыт постановки философской проблемы) / H. М. Мартынова / / Филос. науки. 1991. № 2. С. 74 — 82.
12. Методологические вопросы теоретической биологии и биофизики: сб. научн. тр. / АН СССР [ред-кол. М. В. Волькенштейн, И. Г. Фролов (отв. ред.) и др.]. Пущино, 1986.
13. Поппер К. Логика социальных наук / К. Поппер / / Вопросы философии. 1992. № 10.
14. Пригожин И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; пер. с англ.; общ. ред. В. И. Аршинова. М., 1990.
15. Риккерт Г. Науки о природе и о культуре / Г. Риккерт; пер. M. Е. Зингера / / Культурология. XX век: антология. М., 1995. С. 69 — 103.
16. Силин А. А. Тайна информации / А. А. Силина / / Сознание и физическая реальность. Т. 4. № 1. 1999. С. 3 — 14.
17. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации: учеб. пособие / А. В. Соколов. СПб.,
1996.
18. Соколов Ю. Цикл как основа мирозданья / Ю. Соколов и др. / / Циклические процессы в природе и обществе / под ред. Чурсина. 1995.
19. Тойнби А. Дж. Постижение истории: сб. / А. Дж. Тоинби; пер. с англ.; сост. А. П. Огурцов. М., 1991.
20. Фролов Д. Е. Категория «состояние» и ее методологическое значение: материалы Всесоюзн. науч. конф. / Д. Е. Фролов / / Философские науки. № 3. 1980. С. 159 — 183.
21. Фролов Д. Е. Ценностно-оценочная концепция социальной активности личности / Д. Е. Фролов / / Вестник Мордов. ун-та. 1994. № 4.
22. Фролов Д. Е. Активность личности студента (аксиологическая концепция в комплексном исследовании) / Д. Е. Фролов, В. И. Малкин. М., 1994.
23. Шевелев И. М. Золотое сечение = Section divine: три взгляда на природу гармонии / И. М. Шевелев, М. А. Марутаев. М., 1990.
24. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. Новосибирск, 1993.
25. Duvignaud J. Des sciences humaines / J. Duvignaud / / Philosopher des interrogations contemporaines. P. 2000. № 1. P. 383 — 393.
Поступила 25.04.07.
ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ
Н. С. Полутина
Процесс компьютеризации общества в последнее десятилетие претерпевает существенные изменения, связанные не только с ускоренными темпами развития компьютерной и Интернет-индустрии, но и с появлением качественно новых областей взаимодействия человека и компьютера. К таким областям мы относим игровую деятельность, которую, по мне-
нию ряда исследователей, следовало бы назвать рекреационной [1]. Рекреационная деятельность, впрочем, не исчерпывается игрой, хотя и содержит ее в качестве одного из основных компонентов.
Исследования психологии компьютеризации активно проводились в нашей стране с 1960-х гг. Я. А. Пономаревым, А. В. Брушлин-
© Н. С. Полутина, 2007