Научная статья на тему 'К проблеме сращивания аппарата управления с организованной преступностью в российской Федерации'

К проблеме сращивания аппарата управления с организованной преступностью в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
456
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮРОКРАТИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаев Павел Анатольевич

Цель: Рассмотрение актуальных проблем формирования негативного социального явления криминального бюрократизма с целью выработки предложений, направленных на борьбу с ним. Методология: Автором применялись формально-юридический метод и метод теоретического моделирования. Результаты: В статье проанализированы основные научные подходы к проблеме эволюционирования бюрократии в более опасные для общества и государства формы, охарактеризованы основные этапы эволюционирования бюрократии в криминальную бюрократию. Новизна/оригинальность/ценность: В статье содержатся представляющие научную и практическую значимость авторские обобщения и выводы, направленные на совершенствование научных представлений о криминальной бюрократии как негативной форме девиантного поведения государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исаев Павел Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a problem of merging of management personnel with organized crime in Russian Federation

Purpose: Consideration of actual problems of formation of the negative social phenomenon of criminal bureaucracy for the purpose of development of the offers directed on fight against it. Methodology: The author applied a formal-legal method and a method of theoretical modeling. Results: In article the main scientific approaches to a problem of an evolution of bureaucracy in more dangerous to society and the form state are analyzed, the main stages of an evolution of bureaucracy in criminal bureaucracy are characterized. Novelty/originality/value: Article contains representing scientific and practical importance author’s generalizations and the conclusions directed on improvement of scientific ideas of criminal bureaucracy as to a negative form of deviant behavior of civil officers.

Текст научной работы на тему «К проблеме сращивания аппарата управления с организованной преступностью в российской Федерации»

Исаев П.А. к проблеме сращивания аппарата управления с организованной преступностью в российской федерации

цель: Рассмотрение актуальных проблем формирования негативного социального явления криминального бюрократизма с целью выработки предложений, направленных на борьбу с ним.

методология: Автором применялись формально-юридический метод и метод теоретического моделирования.

результаты: В статье проанализированы основные научные подходы к проблеме эволюционирования бюрократии в более опасные для общества и государства формы, охарактеризованы основные этапы эволюционирования бюрократии в криминальную бюрократию.

новизна/оригинальность/ценность: В статье содержатся представляющие научную и практическую значимость авторские обобщения и выводы, направленные на совершенствование научных представлений о криминальной бюрократии как негативной форме девиантного поведения государственных служащих.

Ключевые слова: бюрократия, организованная преступность, управление.

Isayev P.A. to a problem of merging of management personnel with organized crime in Russian federation

Purpose: Consideration of actual problems of formation of the negative social phenomenon of criminal bureaucracy for the purpose of development of the offers directed on fight against it.

Methodology: The author applied a formal-legal method and a method of theoretical modeling.

Results: In article the main scientific approaches to a problem of an evolution of bureaucracy in more dangerous to society and the form state are analyzed, the main stages of an evolution of bureaucracy in criminal bureaucracy are characterized.

Novelty/orlglnallty/value: Article contains representing scientific and practical importance author’s generalizations and the conclusions directed on improvement of scientific ideas of criminal bureaucracy as to a negative form of deviant behavior of civil officers.

Keywords: bureaucracy, organized crime, management.

Определенные отклонения в поведении чиновников нашей страны можно проследить на протяжении всего периода существования российской государственности. В теории управления такие отклонения получили название «своекорыстный бюрократизм» [3-8].

Своекорыстный бюрократизм существовал в своем обыденном понимании, бытующем в политической литературе, вплоть до появления такого негативного всенивелирующего и всепоглощающего явления, как организованная преступность. До этого момента своекорыстная бюрократия направлена в угоду конкретного лица - чиновника, преследует минимальные, можно сказать, «примитивные» цели в угоду одному человеку. В то же время уже на данной отправной точке она сопряжена с совокупностью противоправных действий, как самого чиновника, так и лица, в угоду которого он действует: как правило, материальное или денежное вознаграждение чиновнику за его «внимание» и «оперативность» в решении вопроса, от него зависящего. При ощущении безнаказанности своекорыстье чиновника из единичного

случая превращается вначале в эпизодичность с определенной частотой повторяемости его отклоняющегося от нормы поведения. Причем частота такого отклоняющегося поведения чаще всего напрямую зависит как от внутренних факторов личности самого чиновника, например гражданской позиции, моральных качеств, совести, так и от внешних факторов: безнаказанности, поощрения такого поведения «сверху», т. е. предпосылки зарождения системы круговой поруки в самом аппарате управления.

Чиновник превращает данную форму своего криминального поведения в систему. По сути, в данном случае происходит тонкий момент превращения своекорыстной бюрократии в полу-криминальную. Как указывает ряд авторов, на примере бюрократии как социального явления можно проследить эволюцию ее в более опасные для общества и государства формы:

- I этап - бюрократия: чиновничий, государственный аппарат, номенклатура без девиантных отклонений - в чистом виде существует скорее как исключение, нежели как правило;

- II этап - своекорыстная бюрократия: содержит элементы карьеризма, желание максимально выгодно использовать свою должность как некое превалирующее социальное положение, деятельность таких лиц характеризуется малопо-лезностью или бесполезностью для общества;

- III этап - криминальная бюрократия: взяточничество, поборы, коррумпированность органов власти, генерирование латентной преступности, в том числе путем сокрытия информации о нарушениях;

- IV этап - бюрократия как оргпреступность: окончательное сращивание властных структур и преступного мира, т. е. ее легализация [1].

При этом данные авторы также прослеживают определенные этапы сращивания организованной преступности с бюрократическим аппаратом, выделяя, в частности, следующие стадии:

1. Налаживание первых, в том числе разовых, контактов и связей через родственников, друзей, знакомых, оказание небольших услуг, «помощи» в разрешении повседневных, рутинных дел, например, вполне законных, но в более сжатые сроки, чем установленные.

2. Установление продолжительных тесных родственных (браки, кумовство) и крепких дружеских, «деловых» отношений с взаимовыгодным оказанием услуг друг другу на возмездной, благодарственной основе или безвозмездно, в том числе с нарушением закона в той или иной степени.

3. Отношения специализируются в определенных отраслях, становятся устойчивыми, регулируются четкими и точными правилами -«внутренними законами» и имеют не только продолжительный характер, но и перспективы развития. Возникает некая система, имеющая свой механизм реализации воли заинтересованных сторон.

4. Система развивается, вовлекая все большее количество участников, возможно даже сторон. Территориально расширяется сфера ее деятельности, а направления диверсифицируются.

5. Представители ОПГ имеют достаточное влияние во власти, солидные финансовые средства и иные необходимые ресурсы, возможность участвовать, в том числе опосредованно, на вполне законных основаниях в органах власти, то есть сами становятся властью [1].

В свою очередь выделение указанных этапов симбиоза бюрократизма и организованной преступности позволяет прийти к следующим выводам: при определении основных криминологических характеристик криминальной бюрократии как составной части, обеспечивающей деятель-

ность организованной преступности, данную «ветвь» организованной преступности можно отнести к так называемой «беловоротничковой» преступности. При этом в данном случае, как правило, на ранних этапах проявляется симбиоз общеуголовной и беловоротничковой бюрократической преступности, которая, являясь буфером между криминализованным бюрократическим чиновничеством посредством материального вознаграждения последних обуславливает их девиантное поведение.

К тому же ввиду того, что человечество в конце XX века вступило в качественно новый период своего развития, когда взгляд в прошлое мало что дает, даже если это прошлое кому-то импонирует, объективные условия, в которых придется действовать человеку в XXI веке, диктуют новые формы мышления, поведения и сотрудничества людей. Соответственно по-новому должен быть подготовлен и организован субъективный фактор. Все, что предстоит сделать, реально возможно лишь при развитом государственном управлении внутри каждого государства и равноправной координации деятельности государств на международной арене. А это логично требует основательного исследования и практического освоения тех общественных источников и факторов, которые предопределяют современную сущность государственного управления [2], в том числе с последующей выработкой механизмов противодействия сращиванию бюрократического аппарата управления с организованной преступностью в нашей стране.

Пристатейный библиографический список

1. Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. Влияние криминальной бюрократии на этническую преступность в РФ: Монография. - Кисловодск: Изд-во КГТИ, 2007. -С. 30.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 2004. - С. 12.

3. Беседина А.С. Факторы, детерминирующие возникновение преступлений, связанных с незаконной регистрацией сделок с землей, мошенничеством и коррупцией в этой сфере // Правовая инициатива. -2012. - № 6. - С. 3.

4. Волков А.М., Каримов Х.М. Агентство при Президенте Республики Таджикистан по финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан как публичный субъект правового регулирования ответственности должностных лиц // Правовая инициатива. - 2014. - № 2. - С. 8.

5. Каллагов Т.Э. Задачи и функции муниципальной службы в Российской Федерации // Правозащитник. - 2013. - № 2. - С. 6.

6. Кардашова И.Б., Конышева Е.Г. Об урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе // Правовая инициатива. - 2013. - № 6. - С. 6.

7. Касьяненко М.А. О некоторых криминальных аспектах диверсификации правового иммунитета в «противоправный» // Евразийский юридический журнал. - 2012. - № 52. - С. 123-124.

8. Кетов Ю.М., Касьяненко М.А. О некоторых криминологических особенностях взаимосвязи криминального бюрократизма и организованной преступности в современной России // Евразийский юридический журнал. - 2011. - № 36. - С. 117-120.

References (transliterated)

1. Arutjunov L.S., Kas'janenko M.A. Vlijanie kriminal'-noj bjurokratii na jetnicheskuju prestupnost' v RF: Mono-grafija. - Kislovodsk: Izd-vo KGTI, 2007. -S. 30.

2. Atamanchuk G.V. Teorija gosudarstvennogo uprav-lenija. - M., 2004. - S. 12.

3. Besedina A.S. Faktory, determinirujushhie voznik-novenie prestuplenij, svjazannyh s nezakonnoj registraciej

sdelok s zemlej, moshennichestvom i korrupciej v jetoj sfere // Pravovaja iniciativa. - 2012. - № 6. - S. 3.

4. Volkov A.M., Karimov H.M. Agentstvo pri Prezi-dente Respubliki Tadzhikistan po finansovomu kontrolju i bor'be s korrupciej Respubliki Tadzhikistan kak publichnyj sub#ekt pravovogo regulirovanija otvetstvennosti dolzh-nostnyh lic // Pravovaja iniciativa. - 2014. - № 2. - S. 8.

5. Kallagov T.Je. Zadachi i funkcii municipal'noj slu-zhby v Rossijskoj Federacii // Pravozashhitnik. - 2013. -№ 2. - S. 6.

6. Kardashova I.B., Konysheva E.G. Ob uregulirovanii konflikta interesov na municipal'noj sluzhbe // Pravovaja iniciativa. - 2013. - № 6. - S. 6.

7. Kas'janenko M.A. O nekotoryh kriminal'nyh as-pektah diversifikacii pravovogo immuniteta v «protivo-pravnyj» // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. - 2012. -№ 52. - S. 123-124.

8. Ketov Ju.M., Kas'janenko M.A. O nekotoryh krimi-nologicheskih osobennostjah vzaimosvjazi kriminal'nogo bjurokratizma i organizovannoj prestupnosti v sovremen-noj Rossii // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. - 2011. -№ 36. - S. 117-120.

«Новая адвокатская газета» - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.

Основными направлениями издания являются:

- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;

- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;

- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;

- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;

- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;

- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;

- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;

- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.

Адрес редакции: 119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43 Тел.: (495) 787-28-35 Тел./факс: (495) 787-28-36 E-mail: [email protected], [email protected]

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.