Научная статья на тему 'К проблеме создания научной биографии митрополита Никодима (Ротова)'

К проблеме создания научной биографии митрополита Никодима (Ротова) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
389
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВ / БИОГРАФИЯ / ВОСПОМИНАНИЯ / МИТРОПОЛИТ / ЦЕРКОВЬ / ARCHIVE / BIOGRAPHY / MEMOIRES / METROPOLITAN / CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гераськин Юрий Вениаминович, Михайловский Александр Юрьевич

Анализируется библиографическое отражение жизни и служения митрополита Никодима (Ротова). Особое внимание уделяется рязанским фрагментам его биографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гераськин Юрий Вениаминович, Михайловский Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes existing bibliographies on the life and work of Metropolitan Nikodim (Rotov). Special attention is given to Ryazan period of his life.

Текст научной работы на тему «К проблеме создания научной биографии митрополита Никодима (Ротова)»

УДК 2

Ю.В. Гераськин, А.Ю. Михайловский

К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА (РОТОВА)

Анализируется библиографическое отражение жизни и служения митрополита Никодима (Ротова). Особое внимание уделяется рязанским фрагментам его биографии.

архив, биография, воспоминания, митрополит, церковь.

Митрополит Никодим (Ротов) - одна из самых не только ярких и масштабных, но и спорных фигур Русской православной церкви в Советскую эпоху. Он был человеком больших способностей, колоссальной энергии, размаха, широкой натуры. Руководил внешней политикой Церкви в непростых условиях государственноцерковных отношений. Личность владыки Никодима и по сию пору таит в себе немало загадок. За короткий жизненный срок он достиг большой высоты, пройдя путь от приходского священника до митрополита.

До настоящего времени не создана подробная научная биография митрополита Никодима, которая выходила бы за рамки воспоминаний.

Весомым вкладом в попытку создать научную биографию владыки стало издание сборника воспоминаний «Человек Церкви», посвященного 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, экзарха Западной Европы. Эта книга, вышедшая по бла-гословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), содержала свидетельства матери, друзей детства, духовных чад, собратьев-епископов и представителей поместных православных церквей. По мнению митрополита Ювеналия, выполнившего, по его словам, «скромную роль собирателя воспоминаний», «сейчас еще преждевременно «по горячим следам» жизни владыки писать историю нашего времени». При этом митрополит Ювеналий выразил надежду, что в дальнейшем последуют более углубленные исследования служения митрополита Никодима 1.

В 2004 году в санкт-петербургском издательстве «Сатис-Держава» вышла книга архиепископа Василия (Кривошеина) «Поместный Собор Русской православной церкви и избрание Патриарха Никона», несколько разделов которой посвящены воспоминаниям автора о встречах с митрополитом Никодимом 2. Эта

1 Человек Церкви / под ред. митрополита Ювеналия. М., 1998. С. 9.

2 Архиепископ Василий (Кривошеин). Поместный Собор Русской православной церкви и избрание Патриарха Никона. СПб., 2004.

работа явилась продолжением его воспоминаний, опубликованных в 1998 году3. В начале XXI века на сайте Свято-Филаретовского института были размещены воспоминания о митрополите Никодиме протопресвитера Виталия Борового, длительное время, начиная с 1959 года, проработавшего в Отделе внешних церковных сношений Московской патриархии 4

Определенным этапом в развитии историографии темы стал выпуск монографии «Митрополит Никодим (Ротов) и всеправославное единство» под редакцией профессора-протоиерея Владимира Сорокина, посвященной 30-летию со дня кончины митрополита Никодима. В книге собраны материалы, относящиеся к Всеправо-славным совещаниям 1961-1968 годов. Делегации от Русской православной церкви на них неизменно возглавлял митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим 5.

В 2008 году книгу о митрополите Никодиме издает архимандрит Августин (Никитин). Поскольку одной из главных проблем, волновавших Никодима всю жизнь, был вопрос взаимодействия церкви и власти, автор дает его «портрет на фоне времени», показывает историю церкви через историю жизни одного из ее сынов, делится собственными и чужими воспоминаниями и о самом митрополите Никодиме, и о его эпохе. Сам архимандрит Августин, который был иподьяконом у митрополита, считает свой труд лишь собранием очередных «мелочей архиерейской жизни», из которых должен сложиться «живой портрет митрополита Никодима» 6.

В работе излагается не просто жизнь и деятельность митрополита Никодима, по сути в ней описана история церкви трех послевоенных десятилетий. При этом попутно рассказывается о людях, с которыми работал митрополит Никодим в Отделе внешних церковных сношений, на ленинградской кафедре и в духовных школах.

Автор приводит высказывания и воспоминания о митрополите многих знавших его современников - церковных деятелей, диссидентов, партийных работников, рассказывает об их судьбах. На страницах издания и заместитель Отдела внешних церковных сношений протопресвитер Виталий Боровой, и старец отец Павел Груздев, профессор-протоиерей Ливерий Воронов, и отец Михаил Елагин, и сын генерала Кутепова Павел и молодой искусствовед, ныне преподаватель Свято-Филаретовского института Александр Копировский.

И все же книга подана как своеобразная инсталляция из газетных вырезок, архивных материалов, наблюдений, шуток и событий - мировых и локальных, церковных и политических. Работа Августина передает воспоминания современников об эпохе митрополита Никодима более, нежели о нем самом.

Важным источником, который ранее не использовался при написании работ о митрополите Никодиме, стало его личное дело, которое хранится в Государственном архиве Российской Федерации 7. Оно было введено в научный обо-

3 Архиепископ Василий (Кривошеин). Воспоминания: митрополит Никодим (Ротов). Н. Новгород, 1998.

4 Боровой В., протоиерей. Митрополит Никодим и церковная ситуация середины XX в. URL : агЛ№е^й.ги/гаЬгежр?гаЬг^

5 Митрополит Никодим (Ротов) и всеправославное единство / сост. Вл. Сорокин. - СПб. : Князь-Владимирский Собор, 2008.

6 Августин (Никитин), архимандрит. Церковь плененная. Митрополит Никодим (19291978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). СПб., 2008.

7 Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 169 (далее ГА РФ).

рот преподавателем Московской духовной академии Д.В. Сафоновым в 2009 году 8. Дело было оформлено Советом по делам религий 12 октября 1964 года и закончено 12 ноября 1974 года. Оно мало по объему, всего 27 листов, в основной части имеются 2 анкеты, заполненные рукой владыки Никодима. Есть все основания предполагать существование в недрах архивных ведомств, закрытых пока для исследователей, более объемных материалов, относящихся к такой незаурядной и неодносложной фигуре, как митрополит Никодим.

Дата рождения во всех его официальных биографиях - 15 октября 1929 года, а в двух анкетах рукой владыки указано 16 октября 1929 года. Отец владыки, Ротов Георгий Иванович, родился в 1903 году в деревне Фролово и в середине 50-х годов работал инженером-землеустроителем машинно-тракторной станции в поселке Соколовка Рязанского района Рязанской области. Мать владыки Елизавета Михайловна Ротова (в девичестве Сионская) родилась в 1902 году в селе Н. Белоомут Зарайского района Рязанской (ныне Московской) области. Некоторое время работала в школе, затем вела домашнее хозяйство. Родители владыки проживали в Рязани, где отец продолжал работать землеустроителем, но уже в Рязанском областном отделе сельского хозяйства. Сестра владыки Елена Георгиевна, старше его на 2 года, работала лаборантом сначала в поселке Соколовка, затем в Рязани.

В детстве будущий митрополит пережил все лишения военной поры. Отец был на фронте. Борис посещал единственную не закрытую Скорбященскую церковь, где познакомился с архиепископом Димитрием (Градусовым). В 1945 году Борис много раз смотрел документальный фильм о Поместном Соборе 1945 года, на котором владыка Димитрий выступал со словами поддержки кандидатуры Алексия (Симанского) при выдвижении его на пост Патриарха. Этот фильм произвел на подростка неизгладимое впечатление. Его захватила основная идея фильма - служение Церкви, Отечеству и народу.

Учился Борис Ротов в разных школах Рязани с 1 по 10 классы. Успеваемость была хорошей. В третьем классе стал пионером. По мнению матери, которая непродолжительное время работала в школе, был очень исполнительным, избирался председателем совета отряда.

После окончания школы в июне 1947 года Борис поехал в Москву сдавать экзамены в медицинский институт, но в институт не поступил и вернулся домой. В тот момент никто еще не знал, что 19 августа 1947 года, на праздник Преображения Господня, архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым) он был пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен во иеродиакона с причислением к Ярославскому архиерейскому дому.

По настоянию родителей Борис Ротов поступил на учебу в Рязанский государственный педагогический институт на факультет естествознания, где проучился 2 года (с сентября 1947 года по ноябрь 1949 года). Во время обучения избирался членом, а затем заместителем председателя профкома факультета. В начале второго курса его собирались отчислить из института за то, что он хо-

8 Сафонов Д.В. Обзор жизни и служения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) в годы патриаршества Алексия (Симанского) в свете новых источников. URL : Web-портал Московского Патриархата - «Патриархия.ги».

дит в церковь. Отцу пришлось пойти в институт и уладить это дело. Борису позволили продолжить учебу, но с условием - он не должен ходить в церковь. Но он ходил в церковь, тщательно скрывая это от всех. Перед Пасхой Борису было поручено подготовить доклад на антирелигиозную тему, но он, конечно, отказался. На третий год Борис все-таки решил оставить институт, и уже никакие уговоры со стороны матери не смогли убедить его продолжить учебу.

Спустя некоторое время Борис собрался в Москву к родственникам. Двадцатого ноября 1949 года архиепископ Димитрий рукоположил его во иеромонаха, что было подлинной причиной его ухода из института, а 19 декабря 1949 года он покинул и дом на долгие годы...

Немало сведений о дальнейшей жизни и деятельности Никодима, без сомнения, можно почерпнуть в архивах тех регионов, с которыми было связано его служение. Интересная информация о пребывании владыки в Рязани найдена нами в Государственном архиве Рязанской области, в фонде уполномоченного по делам Русской православной церкви (религий) 9. Несмотря на своеобразную стилистику архивных документов, отражающих состояние государственно-церковных отношений в тот исторический период, эти источники вместе с другими источниками и литературой помогут уточнить некоторые штрихи биографии митрополита.

Так, архивные документы свидетельствуют, что навестить своих родителей отец Никодим смог только в феврале 1965 года, будучи уже в сане митрополита. Он переночевал в их домике в поселке Соколовка. Последний раз в Рязани владыка побывал 30-31 декабря 1970 года по случаю годовых помин своей матери, похороненной около алтарной части Скорбященской церкви. Во время пребывания в Рязани владыка провел две службы в церкви (всенощную и литургию), а также панихиду на могиле матери. Кроме того, митрополит Никодим отслужил литургию в Борисо-Глебском соборе, во время которой рукоположил двух диаконов в священнический сан.

Эти визиты митрополита подробно были отражены в информационных сообщениях рязанского уполномоченного по делам религий Председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А. Куроедову. Так, визит, который был совершен Никодимом с целью возведения настоятеля Рязанского кафедрального собора протоиерея Бориса (Скворцова) в сан архимандрита, а затем в сан епископа Рязанского и Касимовского, был расписан на все 2 дня пребывания его в Рязани и прибывших вместе с ним архиепископов управляющего делами Московской патриархии Алексия и ректора Московской духовной академии и семинарии Филарета, включая фиксацию встречающих лиц, мест, где они остановились, краткое содержание основных тезисов обращений митрополита к клиру и пастве, половозрастную характеристику молящихся и их реакции.

В сообщениях по визитам митрополита Никодима в Рязань на похороны и годовые помины матери давалась подробная оперативная информация о расходах на панихиду и поминальный стол, вплоть до особенностей меню, приводились мне-

9 Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. Р-5629. Оп. 1. Д. 44. Л. 261-264 ; Д. 124. Л. 1-2 ; Д. 122. Л. 86-87.

ния клириков и мирян о митрополите. В своем донесении уполномоченный высказывал опасение, что митрополит Никодим и впредь будет навещать могилу матери в Рязани и проводить богослужения. Однако это было его последнее посещение родного города. Активная международная деятельность, проблемы со здоровьем, видимо, не позволили митрополиту Никодиму впредь бывать в Рязани.

В заключение хочется отметить, что в отечественной исторической науке назрела необходимость серьезного исследования деятельности митрополита Никодима, которое выходило бы за рамки только воспоминаний, и что для решения этой задачи будут привлечены, будем надеяться, самые разнообразные архивные источники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Августин (Никитин), архимандрит. Церковь плененная. Митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников) [Текст]. - СПб., 2008.

2. Боровой Виталий, протоиерей. Митрополит Никодим и церковная ситуация середины XX в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : агсЫуе.8Й.ги/гиЬге.а8р?гиЬг^...

3. Василий (Кривошеин), арх. Воспоминания: митрополит Никодим (Ротов) [Текст]. - Н. Новгород, 1998.

4. Василий (Кривошеин), арх. Поместный Собор Русской православной церкви и избрание Патриарха Никона [Текст]. - СПб., 2004.

5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 169.

6. Государственный архив Рязанской области. Ф. Р-5629. Оп. 1. Д. 44. Л. 261-264 ; Д. 122. Л. 86-87 ; Д. 124. Л. 1-2.

7. Митрополит Никодим (Ротов) и всеправославное единство [Текст] / сост. Вл. Сорокин. - СПб. : Князь-Владимирский Собор, 2008.

8. Сафонов, Д.В. Обзор жизни и служения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) в годы патриаршества Алексия (Симанского) в свете новых источников [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Web-портал Московского патриархата - «Патриархия.ги».

9. Человек Церкви [Текст] / под ред. митрополита Ювеналия. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.