Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ'

К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православие / социальная миссия / благотворительность / помощь / любовь / добровольчество / социальная политика / orthodoxy / social mission / charity / help / love / volunteerism / social policy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А.В. Маслакова

В рамках поиска эффективных средств развития современного Российского общества, нивелирования остроты социальных проблем сегодня все чаще обращаются к социальной миссии, явлению социального служения, как виду деятельности Русской Православной Церкви. Социальное служение не является государственной практикой, и не претендует на замену социальной работы на государственных началах. Однако доказано, что мероприятия социального служения не только помогают в решении конкретных проблем отдельных людей, но и способствуют социальному и духовному благополучию общества в целом. Выявлены конкретные деяния социальной миссии Русской Православной Церкви, наиболее актуальные на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF THE SOCIAL MISSION OF RUSSIAN ORTHODOXY

As part of the search for effective means of developing modern Russian society, leveling the severity of social problems, today they are increasingly turning to the social mission, the phenomenon of social service, as a type of activity of the Russian Orthodox Church. Social service is not a state practice, and does not pretend to replace social work on a state basis. However, it has been proven that social service activities not only help in solving specific problems of individuals, but also contribute to the social and spiritual well-being of society as a whole. The specific actions of the social mission of the Russian Orthodox Church, the most relevant at the present stage, have been identified.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ»

УДК 2.261

К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ РУССКОГО

ПРАВОСЛАВИЯ

А.В. Маслакова

Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Белгород e-mail: pressmiloserdie@mail.ru

В рамках поиска эффективных средств развития современного Российского общества, нивелирования остроты социальных проблем сегодня все чаще обращаются к социальной миссии, явлению социального служения, как виду деятельности Русской Православной Церкви. Социальное служение не является государственной практикой, и не претендует на замену социальной работы на государственных началах. Однако доказано, что мероприятия социального служения не только помогают в решении конкретных проблем отдельных людей, но и способствуют социальному и духовному благополучию общества в целом. Выявлены конкретные деяния социальной миссии Русской Православной Церкви, наиболее актуальные на современном этапе.

Ключевые слова: православие, социальная миссия, благотворительность, помощь, любовь, добровольчество, социальная политика.

Для современного российского общества характерно повышение авторитета религиозных объединений: «Русская Православная Церковь, членами которой по Крещению являются до 75% российских граждан, является крупнейшей религиозной организацией на территории нашей страны» [4, с. 3]. Велика роль Церкви в таких социальных аспектах, как защита материнства и детства, содействие вынужденным мигрантам, преодоление девиантного и асоциального поведения, решение ментальных проблем, выход из трудных жизненных ситуаций. Социальная миссия Русской Православной Церкви выполняется через социальное служение. Служение, как вид деятельности, не претендует на решение обозначенных проблем, альтернативное государственной социальной политике. В то же время, при сотрудничестве Церкви и государства сегодня можно значительно уменьшить риск негативного воздействия многих пагубных явлений в обществе. Поэтому сегодня назрела актуальная потребность в осмыслении современных практик социального служения, выявлении проблем, препятствующих этому явлению, определении перспектив развития

социального служения в контексте государственно-конфессиональных отношений.

Интересным, на наш взгляд, является исследование И.В. Перцевой, в котором она дает такое определение, в котором за основу берется христианское отношение, любовь к ближнему. Это отношение и побуждает действовать во благо ближнего. В результате общество преображается, происходят положительные изменения на духовном, социальном, эмоциональном и др. уровнях, которые закрепляются в поведенческих стереотипах людей, и приобретают устойчивость. Социально-психологический климат становится благоприятным [7].

В своем исследовании О.И. Антонова заявляет: «Верующие в Бога люди, прихожане Церкви искренне включены в деяния по социальному служению» [1]. Рассматривая эволюцию социального служения, исследователь отмечает на всех исторических этапах (включая современный) наличие идейно-религиозной основы и «культового значения для каждого верующего, так как направлено на достижение не только земных, но и неземных целей» [1, с. 11].

В ходе социального служения не только оказывается содействие в решении конкретных проблем отдельных людей, осуществляется деятельность на благо социума в целом. Поэтому современные исследователи рассматривают социальное служение в двух аспектах - узком и широком. В узком смысле социальное служение является одной из характеристик модели поведения, свойственной верующим людям. На практике такая модель поведения реализуется в оказании помощи уязвимым, слоям общества, социальная жизнь которых значительно осложнена тяжелыми обстоятельствами. В широком смысле социальное служение - это практика, «направленная на поддержание или повышение уровня жизни самого социума, ориентированная на вполне встроенных в него членов, в большей степени на тех, кто обладает не реализованным социальным потенциалом, т. е. на молодежь» [8, с. 69].

На специфику социального служения накладывает отпечаток концепции религиозных объединений, хотя для христианских концепций характерна их идентичность. Особенности проблематики и, соответственно, потенциальные направления деятельности с ней связанной, влияют на программу социального служения. Совершенно справедливым является мнение Т. А. Костылевой об универсальном характере этих проблем [5].

В современной России в социальном служении участвуют не только отдельные личности, но и целые религиозные общины, и добровольцы, и

приходы, и монастыри, и сестричества (братства) милосердия. Сферы, в которых служение реализуется, очень разнообразны: медицинские, пенитенциарные, социальные учреждения, семьи. Однако хочется подчеркнуть свойственное нашему времени возвращение к истокам. В отношении социального служения Русской Православной Церкви В.М. Сторчак связывает это явление с деятельностью монастырей и приходов по призрению за больными, престарелыми, немощными, оставшимися без крова и средств к существованию, несовершеннолетними [10].

Изучение литературы позволяет заключить, что с течением лет сложились формы и направления социального служения. Целесообразно, чтобы сегодня накопленный опыт не только использовался на практике, но и может быть изучен на уровне государства, как одно из условий успешной реализации социальной политики.

По данным теоретических исследований, проведенных В.Н. Моисеевой, в современной России выделено несколько видов социального служения. Наиболее распространено служение в исправительных заведениях, домах престарелых, хосписах, пунктах временного размещения, в зонах природных катастроф, конфликтов (в том числе, на национальной почве), больницах, различных детских учреждениях для сирот, болящих детей, реабилитационных учреждениях [6].

Анализ литературы по теме нашего исследования показал, что во все времена социальное служение было тесно связано с благотворительной деятельностью.

Исследователь социального служения О.В. Решетников пришел к научному выводу о том, что особую важность имеет обращение внимания на одержимых страстями, лиц с отклоняющимся поведением, семьям, не справляющимся с воспитанием своих детей, преступившим закон, тяжело больным. Решение этих проблем касается всех конфессий [9].

Философы и религиоведы, занимающиеся проблематикой исследования социального служения Русской Православной Церкви единодушны в мнении о том, что существующие социальные проблемы характеризуются значительным масштабом. Поэтому они приходят к совершенно, на наш взгляд, справедливым выводам о том, что ожидание полной ликвидации социальных проблем не является сколько-нибудь обоснованным. Однако нельзя прекращать осуществление деятельности, направленной на решение этих проблем. В этом вопросе целесообразны совместные усилия Церкви и государства, что, по мнению О.И. Антоновой,

будет существенно способствовать нивелированию ситуаций, вызывающих разного рода социальную напряженность, порождающих социальную незащищенность [2]. Эта идея обнаруживается в практических аспектах социальной деятельности Русской Православной Церкви на территории регионов Российской Федерации.

Безусловно, существует много общих особенностей. Но нельзя не принимать во внимание региональную специфику социального служения. Что решительным образом оказывает большое влияние на развитие этих регионов. Рассмотрим особенности современного социального служения на примере одного из субъектов Российской Федерации - Белгородской области.

При Белгородской и Старооскольской епархии функционирует Отдел по социальному служению, которое реализуется в направлении социально-незащищенных слоев населения (малообеспеченные граждане, многодетные семьи, семьи с тяжелобольными детьми, дети, трагически потерявшие свои (или отказники) семьи, бездомные, болящие, отбывающие наказание, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т. д.). Поэтому перечень окормляемых учреждений очень разнообразен. Это детские и взрослые больницы, в первую очередь, отделения, где находятся тяжелобольные и получающие длительное лечение; хоспис, детский дом, приют «Милосердие и забота», исправительная колония, Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и другие учреждения. Большое значение имеют традиционные способы материальной поддержки, такие, как адресный сбор средств на лечение тяжелобольных, закупка медицинского оборудования, продуктов питания, средств личной гигиены и предметов первой необходимости, организация благотворительных ярмарок и выставок, кормление бездомных, деятельность вещевого склада и другие. На местах сестры и братья милосердия, добровольцы, прихожане оказывают поддержку нуждающихся, участвуют в их духовном окормлении, рассказывают о Боге и святых, значении молитвы; помогают подготовиться к религиозным таинствам, дарят иконы, молитвословы.

Систематически организуются и проводятся акции, направленные на адресную поддержку нуждающихся в соответствии с их насущными нуждами. Например, «Подари маску», «Таблеточка», «Портфель к 1 сентября» и др.

Очень интересной и полезной стала акция «Подстричь бездомных», которая не только содействует помощи бездомным людям в поддержании личной гигиены, но и помогает становлению новых партнерских отношений

религиозных организаций с муниципальными и частными структурами, вызвала отклик в сердцах горожан.

В периоды испытаний, сопровождающихся высоким социальным напряжением, Белгородская митрополия кроме участия в конкретных малых делах по оказанию адресной помощи, большое внимание уделяет духовному окормлению, поддерживает моральное состояние людей. Так, например, в пик распространения коронавирусной инфекцией, в митрополии было принято решение об организации духовной защиты: в храмах области 5 раз в день звучал колокольным звон. В своем обращении митрополит Белгородский и Старооскольский Владыка обращении Иоанн побудил относиться к пандемии covid - 19, как к препятствию, которое люди могут и должны преодолеть.

Духовное окормление очень важно для людей, преступивших закон. Поэтому в Белгородской области развито тюремное служение. Его важной составной частью является посещение следственного изолятора г. Белгорода, совершение Таинств Исповеди и Причастия над осужденными.

Люди, по тем или иным обстоятельствам лишившиеся крова, - особая социальная категория, остро нуждающаяся в материальной и духовной поддержке. В г. Белгороде функционирует приют благотворительного христианского общества «Милосердие и забота». Сестры милосердия регулярно посещают его жильцов. В столовой Марфо-Мариинского монастыря организованы ежедневные бесплатные обеды для тех, кто по каким-то причинам не может купить продукты и приготовить себе еду.

Отлично зарекомендовала себя деятельность центра гуманитарной помощи, расположенного в Белгороде. Нуждающиеся категории населения бесплатно получают в Центре одежду, детские игрушки, предметы домашнего обихода, средства личной гигиены, продуктовые наборы.

Сегодня особую роль в проведении нашей страной специальной военной операции играет Русская Православная Церковь. В этом аспекте основными получателями церковной помощи являются пострадавшие и беженцы. Для того чтобы помощь была своевременной, а деятельность по её оказанию - согласованной, были созданы штабы, ресурсные центры помощи и координационные центры в разных городах нашей страны, в том числе, в новых регионах. Некоторые «епархии взяли на себя ответственность по поддержке социальной деятельности благотворительных отделов 4 епархий в зоне конфликта. От нашего Синодального отдела и из разных епархий постоянно направляют помощь пострадавшим. Всего передано 3330 тонн, из

них 2200 тонн - в зону конфликта, а 1130 тонн - беженцам, которые переехали в другие регионы» [3, с. 4]. Эти обобщенные статистические данные были предоставлены епископом Верейским Пантелеимоном на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, состоявшемся 26 декабря 2023 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Повышению эффективности социального служения, согласованию и регулированию помощи пострадавшим от военных действий способствовало решение Священного Синода о создании в августе 2023 года Патриаршей гуманитарной миссии. Велико значение благотворительной помощи, переданной пострадавшим Синодальным отделом и епархиями, которые постоянно направляют помощь пострадавшим.

Большой вклад в дело социального служения на современном этапе, связанном с проведением специальной военной операции, вносит добровольческая деятельность. Это поездки добровольцев в ДНР и ЛНР для оказания медицинской помощи, ухода за ранеными и болящими в больницах, утешения, содействия в решении бытовых вопросов. Для повышения эффективности такой помощи в разных городах страны были открыты курсы для добровольцев по уходу.

Сотрудники гуманитарных центров митрополий привозят гуманитарную помощь в населенные пункты, находящиеся вблизи линии боевого соприкосновения. Активизировалась социальное служение в новых регионах. Так, например, в Мариуполе Церковью был реализован добровольческий проект по восстановлению частных домов наиболее уязвимых слоев населения.

Добровольческая деятельность имела не только практическое, но и идейно-нравственное значение как на индивидуально-личностном, так и на общественном уровне. Это важно, как для спасения отдельных людей, так и для стабильности в общественной сфере в целом. Произошли изменения в ведущих ценностных ориентирах у людей, участвующих в добровольческой деятельности. Самое значимое произошедшее конструктивное изменение -обретение веры в Бога. «Это тоже важная часть нашего свидетельства: социальное служение в этом случае имеет большой миссионерский эффект» [3, с. 3].

Таким образом, проведенные нами теоретический анализ проблемы социальной миссии русского православия позволил выявить, что малые дела, осуществляемые Русской Православной Церковью, значительно обогащают

российскую социальную систему традиционными и новыми стратегиями помощи наиболее уязвимым слоям населения, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Содержание и направленность этих малых дел в значительной мере обусловлены региональной спецификой и характерными для времени историческими особенностями.

Список литературы

1. Антонова, О. И. Социальное служение религиозных общностей в современной России: опыт социологического исследования : 22.00.04 : автореферат дис. ... кандидата социологических наук / Антонова Оксана Игоревна. - Екатеринбург, 2009. - 23 с.

2. Антонова, О. И. Социальное служение / О. И. Антонова, Н. Б. Костина, В. М. Сторчак. -Москва : АТиСО, 2012. -155 с.

3. Выступление и презентация епископа Пантелеимона на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета // Русская Православная Церковь. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. - URL: https://www.diaconia.ru/itogi-socialnogo-sluzheniya-cerkvi-v-2023 godu?ysclid=lvbbktxeh8703043677 (дата обращения: 21.04.2024).

4. Давтян, О. С. Религиозный этикет / О. С. Давтян. - Санкт-Петербург : Коста, 2017. -154 с.

5. Костылева, Т. А. Социальное служение религиозных организаций : 09.00.13 : автореферат дис. ... кандидата философских наук / Костылева Татьяна Александровна ; Ом. гос. пед. ун-т. - Омск, 2006. - 18 с.

6. Моисеева, В. Н. Роль русской православной церкви в социальной работе (на примере профилактики наркотизма) / В. Н. Моисеева // Государственная служба. - 2006. - № 6 (44). - С. 118-122.

7. Перцева, И. В. Понятие социального служения Русской Православной Церкви / И. В. Перцева // XVII Ежегодная богословская конференция. - Москва : ПСТГУ, 2007. -Т. 2. - С. 238-243.

8. Православная церковь при новом патриархе / под научной редакцией. А. Малашенко и С. Филатова. - Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. -415 с.

9. Решетников, О. В. Актуальные вопросы организации социального служения / О. В. Решетников. - Москва : АТиСО, 2019. - 254 с.

10. Сторчак, В. М. Социальное служение РПЦ в Центральном федеральном округе России / В. М. Сторчак // Государственная служба. - 2015. - № 5 (97). - С. 101-104.

ON THE PROBLEM OF THE SOCIAL MISSION OF RUSSIAN

ORTHODOXY

A.V. Maslakova

Belgorod State National Research University, Belgorod e-mail: pressmiloserdie@mail.ru

As part of the search for effective means of developing modern Russian society, leveling the severity of social problems, today they are increasingly turning to the social mission, the phenomenon of social service, as a type of activity of the Russian Orthodox Church. Social service is not a state practice, and does not pretend to replace social work on a state basis. However, it has been proven that social service activities not only help in solving specific problems of individuals, but also contribute to the social and spiritual well-being of society as a whole. The specific actions of the social mission of the Russian Orthodox Church, the most relevant at the present stage, have been identified.

Keywords: orthodoxy, social mission, charity, help, love, volunteerism, social policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.