Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

А. В. Сергиенко, канд. мед. наук, доцент, Е.Н. Фролихина, Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко

К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Одной из наиболее важных проблем современного общества являются высокие темпы роста объемов информации об окружающей человека действительности. Ведущим стрессовым фактором в такой ситуации выступает неспособность быстро адаптироваться к меняющейся действительности. Для решения данной проблемы особое внимание необходимо уделить профилактике нарушений процесса адаптации человека, а именно синдрому «эмоционального выгорания».

В данном контексте выгорание - это реакция на продолжительные стрессы, возникающие чаще всего в процессе межличностных коммуникаций и приобретаемые в сфере профессиональной деятельности. В процессе обучения в вузе студенту приходится сталкиваться с большим количеством стрессовых ситуаций. Это требует напряжения компенсаторно-приспособительных систем организма и при превышении резервных адаптивных возможностей личности может приводить к дезорганизации психических и физиологических процессов. Раннее выявление и коррекция нарушений адаптации позволяет сохранить здоровье студентов и молодых специалистов, что является важной социально-экономической задачей.

Специфика процесса адаптации студентов в вузах определяется различием в методах обучения средней и высшей школы, действием комплекса новых факторов социального, климатического, психофизиологического характера, конфликтом между социально-

зависимым статусом и потребностью самореализации личности. К группе риска также относят «помогающие» профессии - врача, медицинской сестры, педагога.

С целью выявления закономерностей формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания, поиска возможных путей коррекции ситуации и минимизации стрессовых состояний возникает необходимость проведения массовых обследований данной группы.

На базе Кафедры нормальной физиологии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко авторами настоящей статьи был проведен комплекс исследований уровня адаптации студентов младших курсов и медицинских сестер. Для упрощения и облегчения процесса обработки большого объема данных, была предложена идея создания компьютерной программы, которая дала возможность более быстро и качественно обработать информацию, избежать большого количества ошибок в подсчетах, повысить скорость проведения тестирования, сделав его более удобным как для исследователя, так и исследуемого. Созданная компьютерная программа позволила ускорить процедуру обследования и обработки экспериментальных данных, сохранять их в файлах электронной таблицы и не только обрабатывать результаты статистически, но и проводить повторное тестирование и сравнительный анализ динамики процессов адаптации.

Главной целью исследования было выявление группы риска, состоящей из студентов с незавершенным процессом адаптации, подверженных высокой степени эмоционального напряжения, для разработки профилактических рекомендаций по организации труда и снижения уровня стресса с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей личности. При анализе роли личностных особенностей в развитии дезадаптации было важно проследить динамику исследуемых процессов на протяжении учебного года и на основе полученных данных разработать рекомендации по оптимальной организации психокоррекции стресса, формированию у обучаемых эффективных копинговых стратегий.

После обработки данных исследуемые были разделены на группы по степени выраженности показателей. Выявлено, что более 57% студентов осуществляют свою деятельность в условиях хронического психоэмоционального стресса, 27% из них входят в группу риска. Максимальная степень выраженности синдрома эмоционального выгорания и степень напряжения механизмов психологической защиты была обнаружена у 42% обследованных.

И у юношей, и у девушек было выявлено наличие выраженного организационного стресса, причем у девушек преобладает высокая степень подверженности ему. Как у юношей, так и у девушек было выявлено нервно-психическое напряжение. У большинства юношей также была обнаружена средняя степень выраженности синдрома эмоционального выгорания. Общая напряженность механизмов психологической защиты невысока, но имеются половые различия, у юношей типичным механизмом психологической защиты является рационализация, у девушек - подавление.

При этом имеются различия между юношами и девушками в используемых копинговых стратегиях. У юношей преобладают поведенческие стратегии, у девушек - эмоциональные. Данные психологического тестирования свидетельствуют о наличии у исследуемых достаточно выраженного стресса.

Также по результатам исследования копинговых стратегий были выявлены достоверные различия в выраженности преобладающей стратегии у медицинских сестер и студентов. И у студентов, и у медицинских сестер преобладают когнитивные стратегии, но у медицинских сестер они более развиты. Вероятно, это связано с разным жизненным опытом и обусловлено возрастными различиями между данными выборками. Максимальная выраженность использования поведенческих стратегий наблюдается у студенток.

Отметим, что понятие «копинговые стратегии» объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое в отечественной психологической школе - «переживание».

Сравнительное исследование показало, что у студентов младших курсов и медицинских сестер наблюдается выраженность синдрома эмоционального выгорания, что свидетельствует о напряжении регуляторных систем и определенной степени стресса. Причем у студентов степень дезадаптации более значительная, что можно связать со спецификой процесса адаптации студентов младших курсов в вузе, действием комплекса новых факторов социального, климатического, психофизиологического характера, конфликтом между социально-зависимым статусом и потребностью самореализации личности, ее недостаточной социальной зрелостью.

Список литературы

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

2. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - Минск, 2002. - № 7. - С. 3-9.

3. Хетагурова А.К. Медико-социальные, деонтологические и психологические аспекты в работе сестринского персонала. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 128 с.

4. Хетагурова А.К. Профессиональное выгорание // Сестринское дело. - М.: Медицинский курьер. - 2004. - № 4/5 - С. 21-22

5. Шкаев Д.Г. Менталитет молодежи в постсоветский период: Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. философии. -М., 2009. - 56 с.

6. Шкаев Д.Г. Менталитет молодежи и проблемы социальной траектории в условиях рынка труда // Россия и современный мир: Проблемы, мнения, дискуссии, события / РАН. ИНИОН. - М., 2009. - N 4(65) - С. 205-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.