Научная статья на тему 'К проблеме социально-философского анализа категории «Здоровый образ жизни»'

К проблеме социально-философского анализа категории «Здоровый образ жизни» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлова М. А.

На основании социально-философского анализа категории здорового образа жизни, рассматриваемого в контексте представлений об образе жизни и здоровье человека, в статье раскрыта проблема отсутствия единых метанаучных представлений о категории здорового образа жизни. Показана комплексная, междисциплинарная основа данной ка­тегории и заявлена потребность системной методологической, теоре­тической и практической разработки данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме социально-философского анализа категории «Здоровый образ жизни»»

Список литературы:

1. Бурдье П. Социология политики: пер с фр. / Сост., общ. ред. и пред. H.A. Шматко. - М., 1993.

2. Зелетдинова Э.А. Демократия. Власть. Элита. (Теория, методология и практика регионального развития). - Астрахань, 2001.

3. Карабущенко П.Л. Элитология и философия избранности эпохи на-нотехнологий // Современная российская элита: материалы II Элитологи-ческих чтений (г. Астрахань, 9-11 апреля 2009 г.) / сост. Б.В. Кайгородов, Е.В. Борисова, С.С. Куличева. - Астрахань, 2009.

4. Паутов A.A., Вернигорова Т.П. Элита и элитогенез. - М., 2000.

5. Сорокин П. Система социологии. Т. 2. Социальная аналитика: Учение о строении сложных социальных агрегатов. - М., 1993.

6. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. - М., 1996.

7. Элитологические исследования. - Астрахань, 1998. - № 1.

К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА КАТЕГОРИИ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

© Павлова М.А.*

Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Саратов

На основании социально-философского анализа категории здорового образа жизни, рассматриваемого в контексте представлений об образе жизни и здоровье человека, в статье раскрыта проблема отсутствия единых метанаучных представлений о категории здорового образа жизни. Показана комплексная, междисциплинарная основа данной категории и заявлена потребность системной методологической, теоретической и практической разработки данной проблемы.

Признано, что феномен здоровья в силу своей универсальности содержит множество смыслов и смысловых оттенков, что не позволяет охватить его сущность какой либо конкретной областью знаний, и делает его предметом исследования медиков, социологов, философов, педагогов.

Анализ широкого круга научной литературы, посвященной вопросам определения категории «здоровый образ жизни» показывает, что искомая категория также является комплексной, междисциплинарной и требующей системности при ее осмыслении.

В данной статье мы предпримем лишь некоторые попытки социально-философского анализа феномена здорового образа жизни.

* Доцент кафедры Социологии и психологии.

Важно отметить, что в последнее время наблюдается повышение интереса к исследованиям, в которых в той или иной мере затрагиваются философские и социальные аспекты формирования здорового образа жиз-ни человека. Однако социально-философскому анализу это явление подвергается редко, что и обуславливает отсутствие системных методологиче -ских взглядов и возможностей их практического применения. Сегодня нет единой междисциплинарной концепции для объяснения специфики здорового образа жизни, это значительно затрудняет конструктивное решение многообразных сущностных проблем человеческого бытия. Одновременно такое состояние ставит перед философией вопрос систематизации знаний в данной области и формулирование единых подходов и концепций.

На сегодня в работах философов, социологов, педагогов, исследователей из других областей знаний представлено множество подходов, концепций и парадигм, раскрывающих многогранность смыслов категории здорового образа жизни.

Проводя социально-философский анализ такого всеобъемлющего понятия как «здоровый образ жизни» для начала мы обратимся к трактовке родового понятия «образа жизни».

Обобщение существующих научных подходов к категории «образ жизни» предполагает решение целого ряда вопросов - об определении данной категории, о структуре образа жизни, о его субъекте. Однако сегодня в научных публикациях представлено такое множество различных вариантов описания данной категории, порой диаметрально противоположных, очень часто употребляющихся метафорически, как инструменты для объяснения и понимания самых разных сфер бытия, что невозможно однозначно сформулировать данную категорию, определить ее структуру, выделить объект.

В целом согласимся с мнением Ю.К. Плетникова и В.Н. Шевченко, так характеризующим ситуацию в науке по данному вопросу «недостаточная разработанность проблемы в теоретическом плане очевидна...необходимо всячески стимулировать здесь поиски, которые помогли бы углубить наши представления о сущности образа жизни и сблизить различные, довольно сильно отличающиеся пока друг от друга точки зрения» [1, с. 27].

Одной из причин, обусловливающих различия в определении понятия «образ жизни», является огромное количество фактов самой разной природы, колоссальный исторический и частный опыт, на практике не позволяющий на сегодняшнем уровне развития науки провести необходимые обобщения. Как следствие мы наблюдаем несовпадение социально-философского и частнонаучных подходов к исследованию этого явления.

Социологи, историки, экономисты, правоведы изучают отдельные стороны образа жизни, интересующие лишь их область науки. В таком случае неизбежны попытки выдать за всеобщность ту или иную сторону явления. Справедливости ради стоит отметить, что и среди философов нет единого мнения относительно категории «образ жизни».

Довольно распространенной считается точка зрения, согласно которой образ жизни понимается как сплав форм жизнедеятельности и ряда важнейших ее условий. Например, М.Н. Руткевич рассматривает это понятие как «совокупность форм деятельности, взятых в неразрывном единстве с условиями этой деятельности» [2, с. 87]. Этой же позиции придерживается И.В. Бестужев-Лада. «Под образом жизни, - пишет он, - понимается совокупность форм жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом - форм, взятых в органическом единстве с условиями» [3, с. 76]. Оба автора отмечают, что образ жизни охватывает не все условия жизнедеятельности индивидов, а лишь наиболее существенные. Попытка выявить эти существенные условия жизнедеятельности индивида достаточно сложна, поэтому предлагается различать сущность образа жизни и детерминирующие его обстоятельства.

Подвергая аспектам социально-философского анализа категорию «здоровый образ жизни» обратимся далее к трактовке понятия «здоровье».

В историко-философской и научной традициях последовательно формировались векторы представления проблемы природы человека и его здоровья. Понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, форму его жизни. Поэтому оно переосмысливается всякий раз, когда социальная жизнь переживает глубокие изменения, будь-то изменения в отношении к духовному и телесному началах или переход к техногенной цивилизации.

Сегодня господствует понимание здоровья как отсутствие болезней. Ведущей в области методологических разработок понятия «здоровье» является концепция И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности [4].

Осмысляя большое количество разработок в разных областях знаний осуществленных применительно к категории «здоровье» наиболее концептуальными, на наш взгляд, можно назвать работы Н.М. Амосова, Н.П. Аба-скаловой, Ю.П. Лисицына, A.M. Изуткина, Р.И. Айзмана, и др. [5-8].

Несмотря на разнообразие взглядов и позиций ученых при работе с категорией «здоровье» наиболее распространенным является медико-биологический подход, о чем свидетельствует наибольшее количество публикаций.

В философских исследованиях в основном рассматривается феномен здоровья и болезни с целью прояснить в них сферу человеческой свободы, сферу ответственного (личного) выбора определенного типа бытия человека. Под «здоровьем» здесь понимается такая форма актуализации телесных потенций, которая обеспечивает максимум возможностей для самоосуществления человека. Личностная установка на здоровье есть позиция «неотчужденной ответственности за собственное бытие» [9-10].

Классические концепции способствовали оформлению в науке представлений, по которым здоровье населения определяется как комплексный социально-гигиенический и экономический показатель. Этот показатель интегрирует биологические, демографические и социальные процессы, свойственные человеческому обществу, отражает уровень его экономического и культурного развития, состояние медицинской помощи, находясь в то же время под воздействием традиций, исторических, этнографических и природно-климатических условий общества. Констатируя данный подход к здоровью как интегральный показатель качества жизни в объективных ее проявлениях, сторонники данного подхода не учитывают аксиологическую составляющую понятия, делая его ущербным и однобоким.

Если различные формы и проявления индивидуальной общественной активности образуют комплексное представление об образе жизни, то понятие «здоровый образ жизни» выражает деятельность по оздоровлению условий жизни. Здоровый образ жизни является одновременно и условием и предпосылкой развития всевозможных сторон и аспектов образа жизни. С одной стороны, это форма образа жизни, с другой - условие, способствующее реализации развития иных форм и проявлений образа жизни. Именно поэтому, понятие «здоровый образ жизни» нельзя сводить к отдельным формам медико-социальной активности.

Как мы уже отмечали, теория здорового образа жизни ввиду охвата различных сторон, форм и проявлений жизнедеятельности носит комплексный, междисциплинарный характер. Следовательно, исходное представление о здоровом образе жизни можно получить, лишь опираясь на всю систему данных различных родственных знаний о нем, то есть, реализуя принципы комплексного подхода.

С этой точки зрения важными для определения категории «здоровый образ жизни» являются трактовки таких авторов как И.В. Бестужев-Лада, М.Н. Руткевич, А.П. Бутенко, В.И. Толстых [3, 2]. Философский подход к понятию «здоровый образ жизни» представлен в работах В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, A.C. Ципко и др. [9].

Осуществляя попытку дать комплексное определение рассматриваемого понятия, можно констатировать, что здоровый образ жизни - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному выполнению социальных функций и достижению активного долголетия. Образ же жизни отдельного человека, личности, представляет собой своего рода сплав общего, особенного и единичного. Сложившиеся в государстве общественные отношения выступают как предпосылки образа жизни. Вообще, образ жизни личности - это определенный результат взаимодействия целого ряда комплексных фактов природного, психологического, национально-исторического и социально-экономического характера.

Таким образом, понятие «здоровый образ жизни» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования. Поэтому, переосмысливаясь, всякий раз, когда в «жизненном мире» человека происходят глубокие изменения, оно остается при этом универсальной ценностью. Суть этой ценности заключается в том, что именно здоровье как состояние индивида или социума позволяет человеку через «образ жизни» реализовать определенный набор физических, духовных и социальных возможностей, в той или иной мере реализовать свой человеческий потенциал.

Сегодня можно говорить о становлении нового методологического подхода к определению сущности категории «здоровый образ жизни» и его принципов.

Не претендуя на полноту социально-философского анализа категории «Здоровый образ жизни» считаем, что выдвижение проблемы здорового образа жизни в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность методологической, теоретической и практической разработки данной проблемы. На повестке дня остро стоит необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработка методологических и организационных подходов к здоровому образу жизни, философское осмысление и формирование концептуально нового восприятия здорового образа жизни как важной составляющей бытия человека.

Список литературы:

1. Плетников В.К., Шевченко В.Н. Исследования в области исторического материализма //Вопросы филисофии. - 1981. - № 1. - С. 34-35.

2. Руткевич М.Н. Социалистический образ жизни. - М.: Знание, 1983.

- 214 с.

3. Бестужев-Лада Н.В. Прогнозирование образа жизни. - М., 1977. -221 с.

4. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы филисофии. - 1988. - № 2. - С. 52-53.

5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 1987. - 64 с.

6. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа - ВУЗ): Монография. - Н., 2001. - 316 с.

7. Лисицын Ю.П. Здоровье человека - социальная ценность. - М., 1988.

- 355 с.

8. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Здравоохранение. - 1991.

9. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. - М., 1981. - 194 с.

10. Еременко В.А. Образ жизни и здоровье человека // Философские вопросы медицины и биологии. - Киев, 1990. - Вып. 17. - С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.