Научная статья на тему 'К проблеме смысла индивидуальной смерти'

К проблеме смысла индивидуальной смерти Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
687
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / КОНКРЕТНО-ВСЕОБЩЕЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛ СМЕРТИ / НИКОНОВ А.П. ФОРМУЛА БЕССМЕРТИЯ. НА ПУТИ К НЕИЗБЕЖНОМУ. М.: ЭНАС / СПБ.: ПИТЕР / 2012. 720 С / HUMAN BEING / LIFE / DEATH / CONCRETE-UNIVERSAL / MEANING OF LIFE / MEANING OF DEATH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Засядь-волк Юрий Владимирович

Понятие смысла индивидуальной смерти сопряжено с понятием смысла жизни. Раскрыто значение конкретно-всеобщего компонента в смыслах жизни и смерти. Смысл смерти человеческого индивида носит исторический характер. Выдвигается гипотеза посмертного личностного существования в материалистической интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the individual death meaning

The notion of individual death meaning is conjugated with the notion of life meaning. The importance of concrete-universal component in meanings of life and death is described. The individual death meaning has a historical character. The hypothesis of post death personal existence in the materialistic interpretation is put forward.

Текст научной работы на тему «К проблеме смысла индивидуальной смерти»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013 Философия. Психология. Социология Выпуск 3 (15)

УДК 130.30

К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СМЕРТИ

Ю.В. Засядь-Волк

Понятие смысла индивидуальной смерти сопряжено с понятием смысла жизни. Раскрыто значение конкретно-всеобщего компонента в смыслах жизни и смерти. Смысл смерти человеческого индивида носит исторический характер. Выдвигается гипотеза посмертного личностного существования в материалистической интерпретации.

Ключевые слова: человек; жизнь; смерть; конкретно-всеобщее; смысл жизни; смысл смерти.

Содержание понятия «смысл» включает три взаимосвязанные стороны: 1) осознанное отображение сущности осмысляемого предмета, 2) оценку последнего и 3) понимание функции, выполняемой данным предметом, и результата. Следует различать «смысл» как субъективный феномен и объективные основания смысла.

Обобщая субстратное содержание и активность предшествующих форм материи, человек занимает вершину пирамиды мирового устройства и представляет собой единственное в мире существо, самостоятельно творящее собственные сущность и смысл. Предназначением человека становится сознательное управление эволюцией материи, т.е. не только усложнение социального бытия, но и преобразование окружающей природной среды и совершенствование собственных природных оснований. В силу своих содержания и функций, человек обладает высшей ценностью в мире [26, 27].

В истории общественного сознания многотысячелетний поиск ответа на вопрос о смысле бытия человеческого привел в научной философии к выводу, что смысл жизни человека (индивида, общества, социальных цивилизаций, не обязательно земного типа) состоит в полноте гуманного бытия, нескончаемо поднимаемого к высшему. Жизненный смысл человека неисчерпаем и представляет собой противоречие конечного и бесконечного. Будучи управляющим звеном мировой системы, человек актуализирует гуманистический потенциал материи, придавая тем самым смысл ее бытию. Единичное и особенные виды содержания смысла немаловажны, однако определяющим является его всеобщее содержание [подробнее см.: 8; 14; 24; 25, с. 4-7; 26, вып. 1, с. 227-228].

Человек (социальная форма материи, общество, человеческий индивид) есть интегральносоциальное образование, в котором собственно социальный уровень (социум, личность) объединяет нижележащие уровни, соответствующие ступеням предшествующей эволюционной лестницы материи, и управляет их иерархией. Заданные биологической наследственностью органы чувств позволяют индивиду воспринимать лишь отдельные объективные предметы физикохимического качества, и к выводу о наличии «бесспорных» физического и химического, а затем «неочевидных» биологического и социального субстратов человек приходит путем умозаключения: физическая и химическая, а также биологическая и социальная формы движения и развития должны обеспечиваться субстратом соответствующей сложности [28, с. 11-12]. Материальный интегрально-социальный субстрат не сводится к природным.

Объективная диалектическая связь сущностей жизни и смерти субъективно отображается в виде исторически углубляемого соотношения смыслов жизни и смерти. Строго говоря, выражение «смысл жизни человека» неточно, поскольку жизнь как таковая присуща лишь социальной биологии, а собственно социальный уровень обладает социальным бытием. Соответственно и смерть человеческого индивида разделяется на несовпадающие формы ухода в небытие — социальную и биологическую.

Биологическая смерть — необходимый компонент биологической эволюции, поскольку является, во-первых, условием естественного отбора, т.е. имманентным механизмом биологической эволюции, и, во-вторых, ограничителем биологической экспансии в окружающую среду. В обще-

Засядь-Волк Юрий Владимирович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии; Новосибирский государственный технический университет; 630073, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20; [email protected].

ственной истории вплоть до настоящего времени биологическая смерть «повторяет» свой биологический смысл и, кроме того, будучи включенной в интегрально-социальное качество человека, служит стихийным природным механизмом общественно-исторического развития.

Социальная смерть означает прекращение (или глубокое извращение) трудовой деятельности, фундаментальное искажение функционирования и развития сознания и обрыв утверждающих личность социальных связей. Социальное ничтожество, фактическое общественное и/или личностное небытие может наступить и при сохранении биологической жизни индивида. Социальная смерть — неизбежный момент социальной эволюции: смена поколений обязательна для развития культуры — материальной и духовной. Используя биологически заданные сенситивные периоды формирования психики и телесной организации, каждый индивид овладевает исторически определенным уровнем культуры в восходящей фазе возрастного развития. Различие в темпах смены ступеней биологического и социального развития вызывает преждевременную социальную смерть. Трагедия индивидуальной смерти сопровождает людей с момента возникновения человечества.

Проблема всеобщей и особенных сущностей смерти не решена до настоящего дня: «Несмотря на успехи науки в различных областях исследований, на достижения прогресса в последние столетия, все тайны, касающиеся смерти, тайнами и остаются» [35, с. 75]. Извечная эта загадка включает два необъясненные момента: неотвратимость смерти и неизвестность относительно того, что ждет индивида после окончания его биологической жизни. Факту неизбежности «ухода» противостояла давняя идея индивидуального бессмертия, которой постоянно сопутствовала (и до сих пор сопровождает) мысль о том, что «никто не знает истины о жизни после смерти. <...> не знают ни последователи основных мировых религий, ни ученые» [32, с. 9].

Как правило, идеализм и религия признают бессмертие сознания (души) личности [34]. Традиционный материализм, отстаивая необходимость материального субстрата психики, вынужден был, во-первых, приходить к выводу о прекращении духовной (идеальной) деятельности субъекта после разрушения физического (вещественного) тела, а во-вторых, отрицать наличие па-рапсихологических (у-) явлений, ибо объяснить их на основе нейрофизиологических структур и

функций мозга невозможно. Позиция материализма искони подвергалась и продолжает подвергаться суровой критике со стороны идеализма и религии прежде всего за «научные предрассудки» — чрезмерный скептицизм по отношению к у-явлениям, обусловленный исторически устоявшейся гносеологической парадигмой, удовлетворяющей двум основным требованиям: материалистического сенсуализма и общенаучного критерия повторяемости опытных фактов; критике продолжает подвергаться существенное обеднение нравственного смысла жизни у смертной личности.

Метафизические крайности в решении проблемы неотвратимости смерти предполагают либо признать ее (смерти) фатальную неизбежность, перед которой остается склонить голову, либо полностью отказаться от самой проблемы как таковой и ввести идею радикального преоборения смерти, иными словами — перспективу индивидуального бессмертия [2, 37].

На протяжении общественной истории человек последовательно овладевает собственными биологическими основаниями и сознательно и неуклонно продлевает свою биологическую жизнь, отодвигая смерть насколько это в человеческих силах. Хронологическая длительность биологической жизни индивида обусловлена историческими успехами медицины и валеологии и, как показывают философские и частнонаучные социальнобиологические исследования, принципиально не имеет предела, т.е. видовых ограничений продолжительности биологической жизни индивида нет [23, 39]. Угрозе социальной смерти человек противопоставляет исторически полноценное социальное развитие в восходящей возрастной фазе субъекта. Длительность биологической и социальной жизни индивида в перспективе приближается ко времени существования текущей цивилизации. Абстрактной и предельной целью указанной исторической борьбы является победа над смертью, и неизбежно возникает соблазн оценить эту абстракцию как реально достижимую.

Необычным способом неограниченно продлить жизнь — требующим, как правило, особой подготовки — становится «духовное» (т.е. не привычно вещественное, а преимущественно полевое) бытие [18, с. 398-409], связанное с отказом от потребления пищи («солнцееды»). (Рациональное объяснение данного метода преодоления смерти следует освободить от мистических элементов.)

Своеобразным решением проблемы выступает идея продолжения жизни после телесной смерти. В 1850-1930-х гг., в период общественного увлечения спиритизмом — учением, сулившим общение с душами умерших с помощью посредника-медиума, — научное сообщество раскололось на две полярно-непримиримые группы, в каждую из которых входили всемирно известные ученые. Три наиболее авторитетные в мире комиссии — английского Логического общества (1869-1870), русская под руководством Д.И. Менделеева (1875-1876) и американская Сейбертовская (1884-1887) — дали в целом негативную оценку медиумическим явлениям, при этом первая «.комиссия пришла к выводу, что предмет заслуживает более серьезного внимания и более тщательного изучения, чем прежде» [40, с. 305], однако отчет комиссии встретил публицистическое неприятие [40, с. 304-334]. Дальнейшее научное изучение спиритических явлений прекратилось, что было связано со сформированным стойким предубеждением специалистов: факты объявлялись несуществующими, а попытки их объяснения — «мистикой». Научные исследования тех лет и не могли прийти к иным выводам, в силу применяемых исторически обусловленных частнонаучных методов, отсутствия специальной аппаратуры, соответствующих условий для экспериментов и укоренившейся общепринятой научной парадигмы. Что касается временных ученых комиссий ХХ в., то «.последняя самая авторитетная из них, созданная Национальным научно-исследовательским советом Национальной академии наук США спустя сто лет после Сей-бертовской, в 1987 году предоставила отчет, в котором утверждалось, что “научного подтверждения существованию парапсихологических явлений в исследованиях, проводимых уже свыше 130 лет”, не найдено» [40, с. 333-334]. Таким образом, частные науки современного уровня развития и материализм текущей исторической формы не в состоянии дать объяснение фактам, с которыми человечество сталкивалось издавна.

Начиная с 70-х гг. прошлого века важнейшим направлением борьбы со смертью является наступление на индивидуальное небытие, для чего, прежде всего, используются терминальные состояния (переходные между жизнью и смертью), ранее расцениваемые как смерть и относимые к небытию, однако на деле их следует отнести к особому уровню бытия. Околосмертный опыт (как обычный [6, 7], так и разделенный [21]) известен людям с древнейших времен и аналогичен

у всех мировых культур [21, с. 214]. На предсмертных переживаниях (ПСП) не сказываются расовые, географические, этнографические, возрастные, половые, культурные особенности индивидов [19, с. 76-77, 216-218].

История общественного сознания связана с мечтой о возвращении личности после ее смерти к какой-либо форме жизни [5]. Идея реинкарнации пытается устранить обессмысливание индивидуальной жизни смертью, понимаемой как полное небытие [17, 38]. Своеобразный вариант этого учения представлен концепцией А.В. Мартынова о спиралевидном характере перевоплощений, направленных к поселению души в «тонком» мире [20, с. 299-316]. В настоящее время специалисты Вооруженных сил РФ эмпирическим способом подтвердили факт реальности предыдущих жизней, однако, скорее всего, можно говорить о неких «вставках» прошлого в наличную жизнь [31, с. 290-291, 345] или о промежуточных периодах между различными воплощениями. Попытками преодолеть неизбежность смерти являются крионика [35, с. 8698] и сохранение индивида в состоянии анабиоза (самадхи, шаматхи) [5, с. 127-161].

Относительно того, что ожидает психику человека после смерти, допустимо предположить возможность двух материалистических вариантов: 1) полная дисфункция сознания, поскольку от индивида остается лишь разлагающийся труп, 2) сохранение (длительное или кратковременное) бытия сознания в какой-либо особой форме, связанной с соответствующим субстратом (еще не открытым).

Голографическая трактовка сознания [29, 36] признает волновую природу деятельности субстрата сознания и в материалистической интерпретации позволяет продвинуться в объяснении необычных явлений сознания. В перспективе мыслятся попытки обнаружить и использовать гипотетические голографические посмертные копии личности. Самым совершенным «прибором», способным обнаружить необычные явления действительности, оказывается человек. Индивиды с развитыми парапсихологическими способностями заявляют о возможности посмертных контактов [33, с. 241-330, 346], однако академическая наука не приемлет подобных данных в силу неповто-ряемости экспериментов. В то же время экстрасенсы предупреждают о ненаблюдаемости эффекта в присутствии недоброжелательных свидетелей [40, с. 88-89, 197]. Последнее обстоятельство указывает на субъективный компонент эксперимента, в связи с чем возникает гносеологиче-

ская проблема материалистической трактовки результатов опыта. Достоверная трактовка объективной сущности подобных явлений особенно усложняется, так как при ПСП зрительные впечатления возникают даже у людей с врожденной слепотой [19, с. 72-73, 125-137].

В настоящее время проверенных частнонаучных данных все же недостаточно, чтобы сделать неопровержимое заключение о посмертном существовании личности. Однако допустимо оценить реальность некоторых гипотез в терминах всеобщего. Императивный — по отношению к теоретическим конструкциям — характер эмпирического материала заставляет согласиться с абстрактной теоретической возможностью сохранения некой разновидности сознания, продолжающей существовать на базе невещественной части социального субстрата после смерти вещественного тела индивида [6, 7, 21, 22]. Продолжительность существования виртуальных форм личности остается неустановленной; по-видимому, она меняется при переходе от одной такой формы к другой. Нельзя исключить перспективу — при наличии соответствующего инструментария, который надо будет создать, — повторного воплощения ранее жившей личности или ее фрагментов в какой-либо не известной нам сейчас форме. Фантастическая мечта Н.Ф. Федорова начинает обретать возможность осуществления, пока еще предельно абстрактную. Реставрация умерших индивидов будет связана, по-видимому, с громадными затратами энергии, подобными объемами которой человечество в настоящее время не владеет [4, с. 10 и др.]. Вероятное научное открытие субфизической формы материи сулит перспективу подобным ожиданиям.

Введение в сферу науки (философской и частных) вышеуказанного эмпирического и теоретического материала, включая экспериментальное подтверждение гипотезы сохранения голографической копии личности после разрушения вещественной части интегрально-социального субстрата индивида, обусловит переход к новой, более высокой исторической форме научного материализма, в которой потребуется обогатить значения понятий объективной и субъективной реальностей, т.е. придать большую определенность конкретно-всеобщему содержанию этих понятий и усложнить трактовку их взаимосвязи.

В соответствии с глубокой догадкой Г. Гегеля Всеобщее может быть выражено с различной степенью полноты абстрактно- и конкретно-всеобщими понятиями [3, с. 112].

Воспроизведенное в субъективных понятиях объективное конкретно-всеобщее (КВО), помимо абстрактно-всеобщего (АВО), содержит одновременно моменты особенного и единичного, соотношение же конкретно-всеобщего, особенного (ОС) и единичного (Е) диалектично: так, «.единичность, подъятая во Всеобщее, получает способности всеобщего, а Всеобщность, спустившаяся к единичному, получает черты единичного» [16, с. 145]. Признак принадлежности к одному и тому же целому (Ц) присущ каждой части (Ч) данного целого и, следовательно, является общим. Частичность, взятая как момент общего (О), в то же время диалектически неразрывна со своими признаками Е и ОС и, следовательно, синтезирует отношения О-ОС-Е и Ц-Ч, а применительно к масштабу мира, где функционирует Всеобщее (ВО), синтезирует ВО-ОС-Е и Ц-Ч. Охватывая признак целостности, конкретновсеобщее выступает одновременно и как всеобщее, и как целое. Конкретная всеобщность включает моменты особенности и единичности абстрактно-всеобщих свойств единства и специфичности происхождения всех предметов объективного мира из одной и той же материальной субстанции (СБ), а также моменты конкретноисторических особенности и единичности аспекта ухода в небытие (НБ) [подробнее об этом см.: 1, с. 24; 8, с. 87-92; 15, с. 272-276, 279-281]

КВО = f (АВО, £ОС', Е', Ц', Ч', СБ', НБ'),

где штрихами отмечены моменты соответствующих видов содержания, включенные в КВО. (В истории философии абстрактно-всеобщее философское знание, в силу своего характера стремящееся к абстрактному объективно-истинному пределу, сменяется знанием конкретно-всеобщим, обладающим в принципе бесконечной глубиной.)

Смысл смерти зависит от понимания структуры материи и ее атрибута — развития. Парадокс развития разрешается путем введения в состав материи актуального и потенциального уровней и способности к самоусложнению, т.е. тенденции движения от низшего к высшему [27, с. 256-257]. Если предположить, что до своего появления в высшем на актуальном (действительном) уровне добавочное содержание высшего присутствует в низшем потенциально в тождественном своему актуальному состоянию объеме и в готовом виде, то суммарное содержание высшего и низшего остается неизменным, и, следовательно, развития в точном значении термина, т.е. возникновения но-

вой сложности, не происходит, а имеет место лишь простое передвижение законченного и ранее глубинно скрытого потенциального содержания на проявляемое актуальное «обозрение» (что в данном варианте и получает название развития). В случае этого исходного предположения материя понималась бы метафизически застывшей, «закаменевшей». Отличие подобной трактовки материи от спинозовской состоит лишь во введении актуального и потенциального уровней, а подлинное возникновение нового содержания, реальное творчество материи в этой трактовке отсутствует. Однако если считать добавку сложности, входящей в состав потенциального уровня, возникающей, то придется ввести добавочный потенциальный уровень в структуру самого потенциального, иначе сказать — потенциальное в потенциальном. Применительно же ко всей аккумулятивной структуре целостного высшего и всем ступеням «лестницы развития» — аналогично и непрестанно. Логично полагать, что подобно иерархически устроенному актуальному, где уровни образуют нечто вроде уходящей в бесконечную глубь собственной «упаковки», потенциальный уровень имеет аналогичную структуру, но с иной иерархией уровней. Материя окажется представленной двумя содержательными бесконечностями — актуальной и потенциальной.

В этом, последнем, варианте смерть как переход в потенциальное, в небытие, выступает в виде сложнейшего сущностного феномена, смысл которого уходит в бесконечность. Два направления смертоборческих усилий человека — продление актуальной (действительной) интегральносоциальной жизни и атака на мнимое небытие (субъективно не отображаемое, но объективно существующее бытие) — будут сопровождаться систематической, неизменной победой над каждой исторически наличной формой смерти и неустранимой встречей с исторически новой, более глубокой формой (уровнем) смерти. Развитие невозможно без отказа от устаревшего содержания уходящей ступени. Но статус устаревшего будет распространяться преимущественно на особенное и единичное содержание, абстрактно-всеобщее при этом останется практически неизменным, конкретно же всеобщее будет исторически интенсивно углубляться. Поэтому, в силу диалектики индивидуального и общественного, смерть индивида не оказывается «чисто» индивидуальной и «полностью законченной».

Различие биологической и социальной смерти позволяет подойти к разрешению нравственного

парадокса смерти, сформулированного русской философией: смерть есть, но ее не должно быть (В.Д. Кудрявцев-Платонов) [30, с. 114-116]. Биологическая смерть неизбежна, неотвратима, ибо биологический способ бытия не имеет самостоятельных средств ее преодоления, человек же, сознательно управляя социальной биологией, в принципе неограниченно продляет свою биологическую жизнь, чем обусловливает безостановочное социальное развитие, социальное бессмертие.

Ребенок и здоровый взрослый молодого или зрелого возраста далеко не случайно неосознанно ощущают себя бессмертными, несмотря на то что разумом понимают неотвратимую конечность своей жизни. Такое ощущение помогает нестесненно-сти исторических и возрастных дерзаний личности. В факте ощущения бессмертия сказывается действие абстрактно-всеобщей родовой сущности человека, принципиально не имеющей конкретных («роковых») ограничений продолжительности своего бытия. Абстрактная необходимость ухода в небытие сохраняется в силу неумолимой смены ступеней развития в закономерном мировом процессе. Конкретно-всеобщий характер человеческой сущности связывает смерть с исторической ограниченностью объема знаний и с конкретноисторической практической неспособностью человека продлить жизнь.

Осознание «справедливости» персональной смерти также носит исторический характер, ибо в связи с исторической пролонгацией индивидуальной жизни будет меняться понимание сущности смерти индивида и ее необходимости. В обозримой перспективе открывается абстрактная гипотетическая возможность сознательной смерти в форме преднамеренной трансформации биологических оснований личности в условиях, когда сформированные в определенную цивилизационную эпоху нейродинамические мозговые структуры перестают отвечать возросшим социальным требованиям.

Помимо трех известных форм социального и биологического бессмертия — в делах, потомстве и памяти живущих — подлинное, буквальное бессмертие индивид сможет обрести, если человечество научится встраивать исторически сформированную личность в исторически новую личностную структуру, для чего потребуется перестройка биологических оснований исторически отживающих индивидов. В данном случае прежняя личность перестанет, строго говоря, существовать и, следовательно, будет испытывать соци-

альную смерть, — однако неполную, ибо старая личность сохранится в «снятом» виде. При этом необходимо успевать «добираться» до все более глубоких природных оснований личности прежде, чем будут исчерпаны возможности исторически достигнутых, современных умений. В противном случае имеющиеся способности личности не будут соответствовать исторически новым потребностям личностного развития. Здесь вступит в силу закон рекурсивного развития, состоящий в развитии высшего на базе преобразований низшего с последовательно возрастающей глубиной сознательного воздействия собственно высшего на иерархию низших уровней [8, с. 48].

В понятиях всеобщего итоговая неизбежность смерти детерминирована неразрывной связью бытия и небытия, и в то же время бесконечное историческое развертывание жизненного смысла объясняет историческую неисчерпаемость смысла смерти. Оба этих смысла по-новому раскрывают свою глубину на каждой последующей восходящей ступени развития человеческой сущности — общественной и индивидуальной. Реальное решение проблемы заключается не в стремлении достигнуть буквального бессмертия личности, а предполагает последовательность исторически меняющихся способов преодоления смерти [9, 10,

11, 12, 13]. Подобно абсолютной истине индивидуальное бессмертие выступает в виде предела, предполагающего бесконечное и разнообразное движение к нему.

Проблема смысла смерти не имеет в настоящее время и в принципе не может иметь «окончательного» решения. Неисчерпаемая иерархически организованная сущность природы и бесконечный потенциал человека обусловливают неограниченное историческое развитие смысла жизни и сопряженного с ним исторически меняющегося смысла смерти.

Список литературы

1. Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993. 227 с.

2. Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М.: МЗ-Пресс, 2002. 324 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1970. 502 с.

4. Дягтерев Н.Д. Потусторонний мир: миф или реальность? СПб.: Невский проспект, 2003. 160 с.

5. Ершова Г.Г. В поисках бессмертия. От египетской Книги Мертвых до феномена ламы Итигэ-лова. М.: Эксмо, 2009. 448 с.

6. Жизнь после смерти: сб. ст. / под. ред.

П.С. Гуревича. М.: Сов. писатель, 1990. 320 с.

7. Жизнь земная и последующая / сост.

П.С. Гуревич, С.Я. Левит. М.: Политиздат, 1991. 415 с.

8. Засядь-Волк Ю.В. Возможно ли научное решение проблемы смысла жизни? // Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. 2010. № 337.

С. 43-50.

9. Засядь-Волк Ю.В. К проблеме смысла жизни и смерти // Новые идеи в философии. Вып. 14: Актуальные проблемы научной философии: межвуз. сб. науч. трудов (по материалам Меж-дунар. науч. конф. Пермь, 14-16 апр. 2005 г.): в 2 т. / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2005. Т. 2. С. 5159.

10. Засядь-Волк Ю.В. К проблеме смысла смерти // Сб. науч. тр. SWorld по материалам междунар. науч.-практ. конф. «Научные исследования и их практические приложения. Современное состояние и пути развития. ’2011». Т. 26: Философия и филология. История. Г еология. Одесса: Черноморье, 2011. С. 40-51. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/philosophy -and-philology-311/philosophical-antropology-3 (дата обращения: 29.04.2013).

11. Засядь-Волк Ю.В. Конкретно-всеобщее содержание смысложизненной проблемы // Доклады СО АН ВШ. 2003. № 2(8). С. 87-94.

12. Засядь-Волк Ю.В. О различиях в понимании смысла смерти // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. № 6(13): Исторические науки, философские науки, искусствоведение, культурология, политические науки, юридические науки и методика их преподавания: в 2 ч. Ч. 2. С. 72-74.

13. Засядь-Волк Ю.В. Об историческом характере смысла индивидуальной смерти // сб. науч. тр. SWorld по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития ‘2012». Вып. 3. Т. 29. Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. ЦИТ: 312-842. С. 21-26 ИШ^:

http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference /the-content-of-conferences/imprint-coПectюns. (дата обращения: 29.04.2013).

14. Засядь-Волк Ю.В. Проблема смысла жизни в истории философских учений // Социальная онтология России: сб. науч. статей по докл. V Междунар. Копыловских чтений / под ред.

В.В. Крюкова, В.Г. Новоселова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. С. 50-74.

15. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. 320 с.

16. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М.: Русская книга,

2002. Т. I: Учение о Боге. 448 с.

17. Калюжин А.В. Реинкарнация — учение о перевоплощении душ. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

221 с.

18. Клюев А.В. О смысле человеческого существования. М.: Профит Стайл, 2012. 416 с.

19. Лонг Дж. Доказательство жизни после смерти. М.: Эксмо, 2012. 320 с.

20. Мартынов А.В. Философия жизни. Исповеди-мый путь к богочеловечности. СПб.: ЮР.В.АН, 2001. 400 с.

21. Моуди Р., Пери П. Проблески вечности: Абсолютно новые доказательства жизни после смерти. М.: София, 2011. 256 с.

22. Налчаджян А.А. Загадка смерти. Очерки психологической танатологии. СПб.: Питер, 2004.

224 с.

23. Никонов А.П. Формула бессмертия. На пути к неизбежному. М.: ЭНАС; СПб.: Питер, 2012.

720 с.

24. Орлов В.В. История человеческого интеллекта. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. Ч. 3: Современный интеллект. 184 с.

25. Орлов В.В. История человеческого интеллекта: учеб пособие / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2012. 188 с.

26. Орлов В.В. Основы философии. Ч. 1. Общая философия: учеб. пособие. в 2 вып. / ПГНИУ. Пермь, 2012. Вып. 1. 231 с.; Вып. 2. 197 с.

27. Орлов В.В. Проблема системы категорий философии: монография / ПГНИУ. Пермь, 2012.

262 с.

28. Орлов В.В., Васильева Т.С. Труд и социализм. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1991. 204 с.

29. Прибрам К.Х. Язык мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. 2-е

изд. М.: Либроком, 2010. 466 с.

30. Пугачев О.С. Этический контекст проблемы бессмертия в русской религиозной философии (конец XIX - начало XX вв.). Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 1998. 167 с.

31. Ратников Б.К., Роговин Г.Г., Фонарев Д.Н. За гранью познанного: Антология. М.: НОУ «Академия управления», 2010. 388 с.

32. Рэндлс Дж., Хок П. Потусторонний мир: жизнь после смерти. Исследования и свидетельства. М.: АСТ: Астрель, 2008. 287 с.

33. СафоновВ.И. Невероятное. М.: Физкультура и спорт, 1993. 400 с.

34. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях / сост. Дж. Ньюзнер. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2007. 123 с.

35. Соболь А.А. Тайны смерти и бессмертия. М.: Эксмо, 2011. 192 с.

36. Талбот М. Голографическая Вселенная: Новая теория реальности. М.: София, 2011. 416 с.

37. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Таблетка бессмертия, или как выключить счетчик возраста. М.: АСТ: Астрель, 2007. 125 с.

38. Хаммерман Д., Ленард Л. Реинкарнация. М.: АСТ: Астрель, 2007. XXVIII. 370 с.

39. Человек в единстве социальных и биологических качеств / отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: Либ-роком, 2012. 384 с.

40. Шаров А.С., Винокуров И.В. Два лика неведомого. М.: Олма-Пресс: Звездный мир, 2006. 384 с.

TO THE INDIVIDUAL DEATH MEANING Yury V. Zasiad-Volk

Novosibirsk State Technical University; 20, K. Marx av., Novosibirsk, 630073, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The notion of individual death meaning is conjugated with the notion of life meaning. The importance of concrete-universal component in meanings of life and death is described. The individual death meaning has a historical character. The hypothesis of post death personal existence in the materialistic interpretation is put forward.

Key words: human being, life, death, concrete-universal, meaning of life, meaning of death.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.