Научная статья на тему 'Биосоциальный аспект смысложизненной проблемы в педагогическом процессе'

Биосоциальный аспект смысложизненной проблемы в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ВСЕОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ СМЫСЛА / БИОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ИНДИВИДА / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ / ГЕНДЕР / БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Засядь-волк Юрий Владимирович

Рассмотрена структура понятий «смысл» и «смысл жизни». Прослежена связь постановки и решения проблемы смысла жизни с возрастными особенностями психики индивида. Показана значимость заблаговременной подготовки в детстве осознания всеобщего компонента смысла. Историческая универсализация личности и психическая дополнительность представителей разного пола не снимает половых особенностей формирования и функционирования жизненного смысла индивидов. Биологические задатки способностей придают особенности формированию и реализации смысла жизни индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биосоциальный аспект смысложизненной проблемы в педагогическом процессе»

размышления, обсуждения

УДК 37.0+316.7

Засядь-Волк Юрий Владимирович

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии Новосибирского государственного технического университета, juvolk@mail.ru, Новосибирск

биосоциальный аспект смысложизненной проблемы

в педагогическом процессе

Аннотация. Рассмотрена структура понятий «смысл» и «смысл жизни». Прослежена связь постановки и решения проблемы смысла жизни с возрастными особенностями психики индивида. Показана значимость заблаговременной подготовки в детстве осознания всеобщего компонента смысла. Историческая универсализация личности и психическая дополнительность представителей разного пола не снимает половых особенностей формирования и функционирования жизненного смысла индивидов. Биологические задатки способностей придают особенности формированию и реализации смысла жизни индивида.

Ключевые слова: человек, смысл жизни, всеобщее содержание смысла, биологический и социальный возраст индивида, биологический пол, гендер, биологические задатки способностей личности.

Zasiad-Volk Yury Vadimirovich

Candidat of Philosophical Sciences, Docent of the Department of Philosophy at the Novosibirsk State Engineering University, juvolk@mail.ru, Novosibirsk

the biosocial aspect of the life meaning problem in the pedagogic process

Abstract. The notion stractures of "meaning" and "life meaning" are considered. The connection of the formulation and solution of the life meaning problem with the age mental special features is traced. The significance of in good time preparation of the child universal component of sense realization is shown. The historical universalisation of individuality and the psychic complementarity of the different sex representatives do not take away sex peculiarities of forming and functioning of the individual life meaning. The biological ability inclinations attach the peculiarities to forming and realization of the individual life meaning.

Keywords: human being, the life meaning, universal component of sense, biological and social age, biological sex, gender, gender differences, biological ability inclinations.

Современный поиск выхода из глобального кризиса, впервые в истории переживаемого человечеством, непростое рождение постиндустриального общества, основанного на универсальном материальном труде, активирующем конкретно-всеобщее содержание человека, обусловливают приоритетный характер вопроса о смысле человеческого существования. Современный экзистенциальный вакуум, то есть катастрофическая потеря смысла человеческого бытия, о которой с тревогой пишут представители философских течений феноменологии, филосо-

фии жизни, неокантианства, философской антропологии, экзистенциализма, объясняется, в конечном счёте, ситуацией, предшествующей переходу социума в качественно новое состояние.

Понятие «смысл» включает три взаимосвязанные идеи: во-первых, осознанное воспроизведение сущности осмысляемого предмета, во-вторых, осознание ценности последнего и, в-третьих, понимание деятельности (функции) и ее результата, связанных с данным предметом. Наделение предмета смыслом осуществляется субъективно,

т. е. вне зависимости от адекватности или объективной истинности отображения, правильность же осмысления подтверждается или опровергается в конечном счете практикой. Абстрактный смысл жизни человека заключается в постижении человеческой сущности, в осознании непревзойденной ценности человека, в осознании и руководстве деятельности, направленной на нескончаемое становление интегрально-социальной сущности индивида и общества и на управление эволюцией природы; смысл состоит в очеловечивании субстанции и содержит момент своего бесконечного развертывания; смысл включает тенденции полноты и нескончаемого усложнения человеческого бытия. (Подробнее см. [2, с. 45-47]). Определяющим в составе смысла жизни является его конкретно-всеобщее содержание, диалектически сопряженное с немаловажными особенными и единичным компонентами смысла. Помимо абстрактно-всеобщего конкретно-всеобщее включает моменты особенных и единичного видов содержаний, а также известные стороны целостности и частичности. Конкретная всеобщность несёт указание на единство и специфичность происхождения всех предметов объективного мира из одной и той же материальной субстанции и конкретно-историческую грань аспекта ухода в небытие [Подробнее см. 2, с. 43].

Восходящая к концепции З. Фрейда трактовка человека как биосоциального существа содержит скрытый биологизаторский уклон, поскольку в понимаемом по биосоциальной формуле образовании любое содержание соединяло бы, по определению, влияние и социального и биологического, однако согласно неопровержимой аксиоме биологии каждый признак организма и организм в целом образованы совместным действием генотипа и среды, и поэтому биосоциальный человек должен был бы - несмотря на всевозможные уверения в различии высшего и низшего - находить представительство социального (не избегая наисложнейшего!) в биологическом генотипе. В действительности же человек (общество, индивид) представляет собой многоуровневое образование, высший (собственно социальный) уровень которого, находясь в сложной зависимости от известных ниже-

лежащих биологического, химического и физического, в конечном счете управляет всей иерархией указанных «слоёв», придавая человеку интегрально-социальную сущность. Каждый уровень сохраняет особенную природу (качество и сущность) представляемой им основной формы материи и относительно самостоятелен. Специфика биологии человека состоит в ее универсальности, феноменальной пластичности высших отделов головного мозга и гуманистическом качестве биологического вида Homo sapiens [1, с. 30-45].

Биология человека является условием его социального существования и, следовательно, наличия жизненного смысла. Своей гуманистической направленностью социальная биология способствует смысло-жизненной реализации, т. е. оказывается не только относительно самостоятельным, но и содействующим низшим фактором и подчиненным средством достижения социальных смысловых целей. Полноценное функционирование биологического уровня необходимо включается в состав интегрально-социального смысла жизни, в особенности когда социальная биология становится объектом сознательного управления - как на уровне индивида и популяции, так и вида в целом. В интегральный смысл входит достижение полноценного и длительного биологического существования индивида и порождение и выращивание здорового биологического потомства.

Важнейшими смысложизненными проблемами, связанными с биологическим уровнем человека, являются проблемы биологического возраста, биологического пола и биологических задатков способностей. Указанные биологические стороны входят в состав смысла жизни в виде как собственно особенного, так и моментов конкретно-всеобщего.

Возрастное развитие интегрально-социальной психики индивида осуществляется в соответствии с последовательностью био-возрастных фаз онтогенеза. В ходе воспитательного процесса используются -с различной степенью сознательности -психолого-педагогические закономерности и биосоциальные возрастные механизмы, обеспечивающие интегрально-социальный характер психики индивида. К этим законо-

мерностям и механизмам относятся: средо-вая онтогенетическая активация генотипа, закономерная последовательность сенситивных периодов, импрессинг, формирование индивидуального стиля материальной и духовной деятельностей, систематическое преобразование биологических основ по мере развития собственно социального уровня (закон рекурсивного развития [1, с. 20-23]) и др. В процессе социализации индивид овладевает всеобщим содержанием человека, которое, будучи отображенным в содержании смысла жизни, управляет всей его деятельностью.

Первый шаг в движении к смыслу собственного бытия ребёнок делает в трёхлетнем возрасте, создавая начальную форму возрастного самосознания. На стадиях раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста закладываются три условия выработки в будущем жизненного смысла - осознания сущности вещей, их ценности и результатов деятельности. Когда осмысление, основанное на всеобщем содержании, ещё не сформировано, заменой подлинного смысла выступает идея - «жизнь должна быть интересной». Полноценная личность формируется в процессе знакомства растущего индивида с предметами и явлениями, несущими в себе магистральное всеобщее содержание мира и человека (в явном или неявном виде). Педагогическая задача в это время состоит в том, чтобы заложить в психику ребёнка основы будущего понимания всеобщего -преимущественно в форме нравственных норм и различных видов эстетического сознания, но также ряда философских идей. Уже в первоначальном периоде жизни следует устранять действие факторов, вызывающих появление эгоистических мотивов и гедонистической установки.

Реальное овладение смыслом жизни начинается в подростковом возрасте с осознания всеобщей стороны человека. Важнейшей социальной функцией подростка, наряду с учением, становится общение - со сверстниками и значимыми взрослыми. Смысложиз-ненная концепция подростка представлена, в силу своей неразвитости, образом личности-героя - примером для подражания. Самостоятельно сформированная в раннем юношеском возрасте абстрактная смысло-

жизненная концепция «космического» масштаба в позднем юношестве уступает место конкретным решениям, соответствующим практике жизни.

Основная закономерность развития жизненного смысла в ходе возрастного развития индивида состоит в росте конкретно-всеобщего содержания смысла, что означает обогащение (усложнение, углубление, универсализацию и конкретизацию) содержания всеобщего компонента жизненного смысла. Юношеское понимание смысла во многом предопределяет жизненный путь личности в последующие возрастные периоды. Дальнейшая возрастная трактовка смысла жизни во многом зависит от вида направленности личности - гедонистической, эгоистической или духовной и сущностной [Подробнее см. 4, с. 10-16].

Историческое освобождение женщины и универсализация социальных деятельности и отношений не стирают в смысле жизни значимости психо-половых различий. Смысл жизни лиц женского пола оказывается более «компактным», представлен более гармоничным сочетанием компонентов, нежели у представителей мужского пола, смысл жизни которых может быть «собран» из разновеликих, «разбросанных» и «заостренных» составляющих или даже однонаправлен. Женский жизненный смысл в ценностном компоненте включает момент тяготения к стабильности. Если (в особенности для биологических сторон смысла жизни) женщина ближе к тому, чтобы «отвечать», скорее, за «горизонтальную» направленность смысла, то мужчина - за «вертикальную». Сохраняя тождественным всеобщий стержень, обе половые разновидности смысла жизни составляют комплементарный блок, способный к исторически неограниченным духовному развитию и управлению практической реализацией трех (сущностного, ценностного, праксиологического) аспектов жизненного смысла субъекта. Различие в половой принадлежности тем меньше сказывается на жизненном смысле, чем более высокие моменты смысла затрагиваются.

Несмотря на принципиальное совпадение абтрактно-всеобщего социального смыс-ложизненного содержания у разнополых индивидов, высшие психические функции (ВПФ), отвечающие исторически новым мо-

ментам смысла жизни, не будут у этих индивидов абсолютно тождественными из-за несовпадения биопсихических оснований, однако указанные ВПФ сохраняют исторически своеобразную биологическую и социальную комплементарность (взаимную дополнительность). Половые особенности не оказывают решающего влияния на жизненный смысл личности. Абстрактно-всеобщее социальное содержание смысла жизни сохраняется принципиально тождественным у представителей разного пола. Явные различия наблюдаются в биологическом компоненте смысла - наследственном и гендерном. Ведущее социальное конкретно-всеобщее получает специфическую половую «добавку», придающую своеобразную «несмываемую окраску» жизненному смыслу индивида. Комплементарность половых особенностей имеет место и в биологическом и в социальном конкретно-всеобщем содержаниях смысла жизни. Именно с помощью сознательного (разумеется, исторически ограниченного) управления биологической стороной смысла может быть достигнуто подлинное, фактическое социальное равенство полов с сохранением их природного своеобразия [Подробнее см. 3]. Достигнуть полной тождественности жизненных смыслов у представителей разных полов невозможно в принципе не только из-за специфики половых наследственных и гендерных особенностей как таковых, но и в силу несовпадения конкретно-всеобщего содержания смыслов. Педагогическая задача - добиться осознания растущими индивидами благотворной комплементарности полов и уважительного и необходимого требовательно-заботливого отношения к людям противоположного пола с учётом всеобщей и индивидуальной половой специфики.

Способности человека, функционирующие в ходе возрастного и полового развития индивида, формируются на базе наследуемых биологических задатков и участвуют в деле смыслового управления социальной жизнью, включая человеческую биологию. Кроме того, способности содействуют овладению природной средой, задача управления которой также входит в состав жизненного смысла. Под «способностями» следует понимать свойства субъекта, состо-

ящие в возможности выполнять определённые функции, включающие в общем случае в свой состав собственно психические виды деятельности (создание и манипуляции идеальными образами), психические навыки (соединяют психические достижения с практическими умениями) и, наконец, - собственно материальные действия, реализующие задуманный результат.

Возведённые на основе статистических психометрических исследований психогенетические теории ставят своей целью определить соотносительное влияние генотипа и среды на фенотипическое проявление способностей, однако на деле они выясняют историческую степень умения человека активизировать («пробуждать») генотип и сознательно управлять функционированием последнего. Не случайно по сравнению с предшествующими замерами исторически более поздние отмечают падение доли генотипа и соответственно возрастающую роль среды. Однако измерять указанное соотношение в конкретной исторической обстановке целесообразно с теоретико-методологических и практических позиций.)

Многие психологи разделяют положение об изначальной способности к творческой деятельности у каждого здорового младенца. Масштаб способностей ребёнка закладывается в первые три года жизни индивида. Теория НУВЭРС (необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей) свидетельствует о решающей роли первых лет жизни индивида в становлении его способностей; формируемые в сенситивные периоды развития детской психики способности не обнаруживают «потолка» в развитии. Активированный в начале жизни генотип оказывает влияние на интеллект в последующие периоды роста и в зрелые годы. Не подлежит сомнению, что творческие способности могут развиваться под действием направленных процессов обучения, и всё же ряд механизмов, а также предполагаемый уровень развития способностей остаются хронически скрытыми для психологов и педагогов. Необходимо учитывать, что формирование решающей части («стержня») многих способностей завершается в общих чертах к концу отрочества, приблизительно к 13 годам. Для сохранения таланта важно, чтобы до этого возрас-

та ребенок развивался без стеснения принудительным подражанием, имел свободу действовать самостоятельно. В то же время нельзя не учитывать замедленное и скрытое развитие способностей.

В 80-х гг. прошлого века было показано отсутствие биологической предопределенности для формирования любых высших психических функций, входящих в состав социальных способностей мужчин и женщин [6; 7]. Реальное несовпадение и различия в «окраске» и направленности социальных способностей у представителей разного пола объясняются в решающей степени историческими условиями, формирующими гендерную психику, но также и неустранимыми конкретно-всеобщими особенностями личностного дипсихизма совместно со спецификой собственно половой (наследственной) биопсихики.

В гуманную эпоху истории развитие человеческого общества будет осуществляться не только путём преобразования природы -планетарной и космической, - но главным образом в виде неограниченного углубления и обогащения человеческой сущности, что предполагает невиданное развитие социальных и сопряжённых с ними биологических способностей. Биология вида Homo sapiens содержит практически неисчерпаемый запас задатков, канализирующих актуализацию содержания потенциального уровня человека. Вариации генетического и средового воздействия исключают стандартизирован-ность дарований.

Сознательное формирование человеческой сущности, выраженной в развитых способностях, входит непременным компонентом в смысл жизни. Для одаренных детей характерен ранний интерес к проблемам мироздания и человека. Способному человеку легче осознать свое «предназначение» в обществе и мире, раскрыть жизненный смысл. И в то же время ему открывается большая глубина осмысленного бытия, в силу чего возможны и даже типичны переживания из-за нелегкого решения проблемы смысла, трудностей реализации своей сущности. Способности ориентируют человека в направлении достижения смысложизнен-ных целей.

Определившийся жизненный смысл оказывается высшим управляющим фактором в

развитии способностей и их биологических основ. В смысл жизни входит бережное отношение к ценным биологическим вариациям индивидуальных задатков и разумное их использование. Наличие взаимосвязанных биологических и социальных «пирамид» позволяет гармонизировать индивидуальный и общественный планы смысла жизни [Подробнее см. 5].

Таким образом, педагогический процесс, формирующий базовое для самосознания личности понятие «смысл жизни», осуществляется не только в плане становления социальной сущности индивида (с ведущим конкретно-всеобщим содержанием), но и с необходимым учётом важнейших особенностей низших, биологических оснований. Биологические моменты трёх вышерасс-мотренных аспектов входят в состав биологической составляющей конкретно-всеобщего содержания смысла жизни, а также - в особенный биологический компонент жизненного смысла. Непознанные и, следовательно, неучитываемые биологические моменты смысла жизни приводят к прямому и неконтролируемому их опосредующему воздействию на социальную сторону смысла и, следовательно, к биологизации смысла жизни как целого. Осознанное же управление биологическими составляющими смысла в ходе пихолого-педагогического процесса, во-первых, обеспечит грамотный социальный контроль биологической стороны жизненного смысла и полноценную ее реализацию в процессе человеческой деятельности, а во-вторых, обоснует применение продуманных средств функциональной компенсации или сознательное использование биологических особенностей личностного бытия с целью реализации социальной стороны смысла жизни.

Библиографический список

1. Засядь-Волк Ю. В. Социальное и биологическое в человеке: монография. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. - 93 с.

2. Засядь-Волк Ю. В. Возможно ли научное решение проблемы смысла жизни? // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2010. -№ 337 (август). - С. 43-50.

3. Засядь-Волк Ю. В. Проблема смысла жизни и половой дипсихизм // Идеи и идеалы. 2011. № 1 (7). Т. 2. - С. 9-19.

4. Засядь-Волк Ю. В. Смысл жизни и возрастное развитие психики индивида // Идеи и идеалы. - 2012. - № 1 (11). - Т. 2. - С. 10-20.

5. Засядь-Волк Ю. В. Способности человека и проблема смысла жизни // Новые идеи в философии. - Вып. 20: Философия как инновационный фактор науки и образования: межвуз. сб. науч. тр. - Пермь: Изд- во Перм. гос. нац. иссл. ун-та,

2012. - T. 1. - C. 148-153.

6. Hyde J. Sh. , Linn M. C. Gender differences in verbal ability: A meta-analysis // Psychol. Bull. 1988. - V. 104. - № 1. - PP. 53-69.

7. Linn M. C. , Petersen A. C. Emergence and characterization of sex differences in special ability: A meta-analysis // Child Development. 1985. -V. 56. - № 6. - PP. 1479-1498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.