Научная статья на тему 'К проблеме развития профессиональной компетентности педагога'

К проблеме развития профессиональной компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE / CRITERIA / TEACHER / STUDENT / ЦүЗЫРЕТТіЛіК / ТАЛАП / ПЕДАГОГ / БіЛіМ АЛУШЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демильханова И. И.

В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности педагога. Поскольку сформированность каждого компонента профессиональной компетентности можно оценить, то ее рассмотрение и оценка должны осуществляться с помощью определенных критериев. Критерий рассматривается как основа для оценки сформированности определенного явления. В качестве критериев сформированности профессиональной компетентности преподавателя были выделены следующие: ценностная педагогическая ориентация преподавателя, знание о сущности профессиональной компетентности, совокупность профессиональных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демильханова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of teachers’ professional competence development

The report reveals the concept of the teacher's professional competence. Since the formation of each component of professional competence can be assessed, its review and evaluation should be carried out using certain criteria. The criterion is considered as a basis for assessing the formation of a certain phenomenon. As criteria for the formation of the professional competence of the teacher, the following were singled out: Valuable pedagogical orientation of the teacher, knowledge of the essence of professional competence, the totality of professional skills.

Текст научной работы на тему «К проблеме развития профессиональной компетентности педагога»

а:

ö? S

к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

И.И. Демилъханова,

преподаватель английского языка, Костанайский гуманитарный колледж, г. Костанай

He?i)?i свздер: цузыретттк, толст, педагог, бтм алушы

Ключевые слова: компетентность, критерий, педагог, обучающийся.

Keywords: competence, criteria, teacher, student.

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Ацдатпа

Бершген есепте педагогтьщ кэаби кузыреттшпгщ магы-насы ашылады.Эр кэаби кузыреттшктщ компонент!Hin к;а-лыптасуы багалана алатындыктан,онын багалануы мен к;а-растырылуы белгш 6ip талаптар бойынша каралуы керек. Талап белгш 6ip к;алыптаск;ан кубылыстын багалауга деген непз1 ретшде карастырылады. Окытушынын к;алыптаск;ан кэаби кузыреттштнщ талаптары келесщей бершген: Педа-шгикалык мэщц ок;ыгу багыты,кэс1би кузыреттшгшщ мэнщ б1лу1,кэс1би бшктшгшщ жиынтыгы.

Аннотация

В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности педагога. Поскольку сформированность каждого компонента профессиональной компетентности можно оценить, то ее рассмотрение и оценка должны осуществляться с помощью определенных критериев. Критерий рассматривается как основа для оценки сформированности определенного явления. В качестве критериев сформированности профессиональной компетентности преподавателя были выделены следующие: ценностная педагогическая ориентация преподавателя, знание о сущности профессиональной компетентности, совокупность профессиональных умений.

Annotation

The report reveals the concept of the teacher's professional competence. Since the formation of each component of professional competence can be assessed, its review and evaluation should be carried out using certain criteria. The criterion is considered as a basis for assessing the formation of a certain phenomenon. As criteria for the formation of the professional competence of the teacher, the following were singled out: Valuable pedagogical orientation of the teacher, knowledge of the essence of professional competence, the totality of professional skills.

Современная система профессионально-технического образования направлена на решение сложных задач подготовки квалифицированных специалистов в соответствии с потребностями экономики государства и соответствующих отраслей производства с учетом склонностей и потребностей каждого обучающегося. Это побуждает педагогическую общественность к поиску новых подходов в организации учебно-производственного процесса, к совершенствованию содержания и структуры, форм и методов организации познавательной деятельности будущих специалистов, к внедрению современных педагогических, информационных и производственных технологий обучения.

В обеспечении качественных результатов профессиональной подготовки квалифицированных специалистов особая

2(20)72018

роль принадлежит педагогу, его профессионально-педагогической компетентности, в частности методической компетентности, которая объединяет профессиональные умения специалиста высокой квалификации в определенной области, технологические знания соответствующего производства и мастерство педагогической деятельности. От преподавателя сегодня ждут готовности к разработке авторских учебных и методических материалов, включающих информацию о современном состоянии развития производства, использование в своей деятельности высокоэффективных педагогических средств и приемов, инновационных технологий, организации исследовательской работы и анализа ее результатов, конструктивных действий в различных педагогических ситуациях, совершенного коммуникативного поведения.

Актуализируется потребность в выявлении и практической реализации механизмов, форм и методов, средств развития методической компетентности преподавателя, которая закладывает основу формирования профессиональной компетентности, постепенно выстраивая индивидуальный педагогический стиль педагога.

Преподаватель учебного заведения имеет чрезвычайные потенциальные возможности влиять на формирование личности, мировоззрение, политические убеждения, настроение и мораль подрастающего поколения. Но реализация этих возможностей зависит в каждом отдельном случае от личных качеств педагога; реальную роль играют его талант, любовь к детям, желание работать. Кроме этого, высота социального положения профессии педагога, ее престиж зависит от той системы общественных отношений, в которой живет и работает преподаватель. Это хорошо понимали во все времена [1, с. 286].

Необходимо отметить, что сфера образования, начиная с Я. А. Коменскош, основана на таких основных категориях, как знания, умения и навыки. Профессиональная сфера сегодня должна работать и с другими категориями - компетенциями. В этом смысле профессия дает ответ на то, какой компетентностью должен обладать человек, или какая сфера ее компетенции. Поэтому профессиональная сфера оперирует компетенциями, а образование - знаниями, умениями, навыками.

Понятие "компетентность" (лат. Сотре1еп5 - соответствующий, способный) означает круг полномочий любого должностного лица или

органа; владение знаниями, опытом в определенной области. Под профессиональной компетентностью педагога понимают личностные возможности преподавателя, которые позволяют ему самостоятельно и эффективно реализовы-вать цели педагогического процесса. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь приметать ее в практической деятельности [2, с. 93].

Педагогическая компетентность преподавателя - это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Психолого-педагогическая подготовленность состоит из знаний методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности: сущности, целей и технологий обучения и воспитания; законов возрастного анатомо-фи-зиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Она является основой гуманистически-ориентированного мышления педагога. Психолош-педагогические и специальные знания являются необходимым, но недостаточным условием профессиональной компетентности. Практическое решение педагогических задач обеспечивают умения и навыки. Педагогические умения - это совокупность последовательно развернутых действий, основанных на теоретических знаниях. Через педагогические умения раскрывается структура профессиональ- ^ ной компетентности педагога [1, с 380]. К

Решение любой педагогической задачи сво- ^ дится ктриаде "мыслить - действовать - мыслить", ^ что совпадает с компонентами (функциями) пе- « дагогической деятельности и соответствующими ^ им умениями. В.А.Сластенин распределил педа- ^ гогические умения на четыре группы. §

1. Умение "переводить" содержание процесса § воспитания в конкретные педагогические зада- ^ чи: изучение личности и коллектива для опреде- §

ления уровня их подготовленности к активному щ

¡г1

овладению новыми знаниями и проектирования ^ на этой основе развития коллектива и отдельных о обучающихся; выделение комплекса образова- О тельных, воспитательных и развивающих задач, О их конкретизация. ^

2. Умение построить и привести в действие л о- ^ гически завершенную педагогическую систему: § комплексное планирование образовательно-вос- ^ питательных задач; обосновать отбор содержа- ^ ния образовательного процесса; оптимальный ^ отбор форм, методов и средств его организации. ^

3. Умение выделять и устанавливать вза- ©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

имосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и других); активизация личности обучающегося, развитие его деятельности, которая превращает его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи учебного заведения со средой, регулирование внешних незапрограмми-рованных воздействий.

4. Умение оценивать результаты педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности преподавателя; определение нового комплекса стержневых и второстепенных педагогических задач.

5. Педагогическое общение - это умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать в соответствии с группой и отдельных обучающихся целесообразные способы поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, определять мотивы, которыми они руководствуются, их поведение в различных ситуациях; обеспечивать атмосферу благополучия и теплый микроклимат в группе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств.

Поскольку сформированность каждого компонента профессиональной компетентности можно оценить, то ее рассмотрение и оценка должны осуществляться с помощью определенных критериев [2, с. 95].

Общеизвестно, что критерии должны отражать основные закономерности формирования определенного явления, существующие взаимосвязи между компонентами в модели, динамику изучаемого явления. Согласно формулировке «Большого толкового словаря русского языка»: критерий происходит от греч. кпйпоп - средство для суждения, решения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо.

Критерий рассматривается как основа для оценки сформированности определенного явления. В качестве критериев сформированности профессиональной компетентности преподавателя исследователи выделяют следующие:

ценностная педагогическая ориентация преподавателя - осознание личной и общественной значимости профессии, интерес ко всем составляющим профессиональной компетентности и

их использование, наличие мотивов и потребностей в формировании профессиональной компетентности. Показателями данного критерия есть цели, мотивы и интересы формирования профессиональной компетентности [3, с 231].

Когнитивный критерий - знание о сущности профессиональной компетентности, осознание ее значимости для самоподготовки педагога в условиях перехода к информационному обществу, владение системой знаний, необходимой и достаточной для успешного формирования профессиональной компетентности. Стремление к знаниям по специальности, социальным знаниям, коммуникативным знаниям, методическим знаниям, знаниям компьютерных технологий.

Субъектность позиции и деятельности преподавателя - совокупность профессиональных умений (коммуникативных, дидактических, организационных, проективных, конструктивных, управленческих), активное использование информационных технологий и компьютера в профессиональной деятельности, как средства познания и развития профессиональной компетентности, самосовершенствование и творчество, а также воспитание подобных качеств у своих обучающихся. К показателям данного критерия относятся: умение формировать положительное отношение к предмету, умение использовать игровые моменты во время учебного процесса с привлечением компьютера, умение управлять качеством и результативностью учебно-познавательной деятельности.

Оценивание развития профессиональной компетентности педагога сложный и трудоёмкий процесс, однако, важный, так как является эффективным средством её мотивации.

ЛИТЕРАТУРА

¡.Педагогическое мастерство: учебник / И.А. Зязюн, Л.В. Крамущенко, И.Ф.Кривонос и др.; под ред. И.А.Зязюна. - М.: Высшая школа, 2004. -417с.

2.Скворцова С.О. Профессиональная компетентность учителя: содержание понятия / С.О. Скворцова // Наука и образование. - 2009. - № 4,- С 93-96.

3.Биляковская О.О. Профессиональная компетентность учителя как составляющая эффективной педагогической деятельности / О.О. Биляковская // Научный вестник Мелитопольского государственного педагогического университета. Серия Педагогика - С.229-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.