Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Рашидат Ибрагимовна, Абдурахманова Марина Асадуллаевна

В статье рассмотрена проблема развития музыкальных способностей детей в дошкольном возрасте. Автор опирается на ФГОС ДО , где одной из приоритетных задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, в связи с чем стали актуальны вопросы формирования целостного художественно-эстетического восприятия дошкольного возраста. Рассмотрено музыкальное воспитание и развитие в психолого-педагогических работах. При обучении детей основной интерес педагога должен быть направлен на выявление музыкальности ребенка, а не наоборот. Педагог-музыкант, занимаясь с ребенком дошкольного возраста должен учитывать, что музыкальные способности в данном возрасте не всегда ярко выражены. Воспитание интереса оказывает положительное воздействие на развитие личности ребенка, сущность которого предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс воспитания у дошкольников интереса к классической музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиева Рашидат Ибрагимовна, Абдурахманова Марина Асадуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF MUSICAL ABILITIES OF CHILDREN IN PRESCHOOL AGE

The article considers the problem of the development of musical abilities of children at preschool age. The author relies on the Federal State Educational Standard UP, where one of the priority tasks is to combine education and upbringing into a holistic educational process based on spiritual, moral and socio-cultural values and the rules and norms of behavior accepted in society in the interests of a person, family, society, in connection with which the issues of the formation of a holistic artistic and aesthetic perception of preschool age have become relevant. Musical education and development in psychological and pedagogical works are considered. When teaching children, the main interest of the teacher should be aimed at identifying the musicality of the child, and not vice versa. A teacher-musician, studying with a preschool child, should take into account that musical abilities at this age are not always pronounced. The education of interest has a positive impact on the development of the child's personality, the essence of which involves the preparation of an appropriate algorithm, the definition of ways and methods of influencing the process of educating preschoolers of interest in classical music.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой музыкальных инструментов и сольного пения Гаджиева Рашидат Ибрагимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования,

декан факультета дошкольного образования Абдурахманова Марина Асадуллаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития музыкальных способностей детей в дошкольном возрасте. Автор опирается на ФГОС ДО , где одной из приоритетных задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, в связи с чем стали актуальны вопросы формирования целостного художественно-эстетического восприятия дошкольного возраста. Рассмотрено музыкальное воспитание и развитие в психолого-педагогических работах. При обучении детей основной интерес педагога должен быть направлен на выявление музыкальности ребенка, а не наоборот. Педагог-музыкант, занимаясь с ребенком дошкольного возраста должен учитывать, что музыкальные способности в данном возрасте не всегда ярко выражены. Воспитание интереса оказывает положительное воздействие на развитие личности ребенка, сущность которого предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс воспитания у дошкольников интереса к классической музыке.

Ключевые слова: развитие, музыкальные способности, дети, дошкольный возраст, искусство.

Annotation. The article considers the problem of the development of musical abilities of children at preschool age. The author relies on the Federal State Educational Standard UP, where one of the priority tasks is to combine education and upbringing into a holistic educational process based on spiritual, moral and socio-cultural values and the rules and norms of behavior accepted in society in the interests of a person, family, society, in connection with which the issues of the formation of a holistic artistic and aesthetic perception of preschool age have become relevant. Musical education and development in psychological and pedagogical works are considered. When teaching children, the main interest of the teacher should be aimed at identifying the musicality of the child, and not vice versa. A teacher-musician, studying with a preschool child, should take into account that musical abilities at this age are not always pronounced. The education of interest has a positive impact on the development of the child's personality, the essence of which involves the preparation of an appropriate algorithm, the definition of ways and methods of influencing the process of educating preschoolers of interest in classical music.

Key words: development, musical abilities, children, preschool age, art.

Введение. В условиях реализации стандарта дошкольного образования одной из приоритетных задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, поэтому сегодня актуальны вопросы формирования целостного художественно-эстетического восприятия мира детей дошкольного возраста. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. В свете сформулированных в федеральных государственных образовательных стандартах задач необходимо отметить - «развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности» [51.

Примерно до XX века внимание исследователей педагогической деятельности было обращено на отдельные этапы воспитания и самого процесса обучения. И лишь в прошлом веке были созданы концепции, которые начали учитывать особенности личности ребенка и развивать его эмоционально-ценностные отношения к обучению: создание благоприятных условий для детской художественной деятельности, обсуждение красоты окружающего мира, закреплять самостоятельно найденные ребёнком средства художественной выразительности.

Изложение основного материала статьи. В трудах, например, Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, В.Н. Холоповой смысл музыкального произведения рассматривается через жанры, стили, интонационную специфику музыкального искусства. Анализ научных исследований показывает, что задача развития у школьников эстетической восприимчивости к музыке в педагогической науке не нова. В педагогических трудах многих авторов, таких как Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, рассматриваются основные ее аспекты. Ребенок изначально «полихудожественен» (термин Б.П. Юсова). Он обнаруживает успехи, в какой-то степени, ко всем видам художественной деятельности: может делать выразительные рисунки, достаточно хорошо петь, сочинять стихи, танцевать... При этом становится богаче внутренний мир ребёнка. Но, как мы поняли в процессе прохождения практики в дошкольных и школьных учреждениях, в них недостаточно развиваются эмоционально-ценностные отношения детей к музыке и другим видам искусства. Музыкальное образование ориентировано в основном на учебную и познавательную работу детей. Эта работа нацелена на получение детьми именно музыкальных знаний, при этом меньше внимания уделяется восприятию ими музыки. Целостность восприятия художественного образа, единство эстетического отношения ребёнка к миру, можно развивать у ребёнка во внеурочной деятельности. Сейчас педагоги редко используют модели реализации этого процесса на внеурочных мероприятиях.

Взаимодействие воспитания развития не является новой проблемой в отечественной педагогике. На всех этапах данной истории выдвигались задачи, направленные на музыкальное развитие ребенка. Как разные тенденции в музыкальном искусстве, в психологии и педагогике определяли развитие этой проблемы.

Основное затруднение заключалось в неправильном соотношении обучения, развития и воспитания. В педагогике это устанавливалось в зависимости от роли, которая придавала этим сторонам педагогического процесса в разные исторические периоды. Позитивные поиски были у многих прогрессивных деятелей русского музыкального дошкольного воспитания (С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Л.К. Шлегер и др.). В советское время появились важные программные документы (Н.К. Крупская и А.В. Луначарский) в документах было отмечено всеобщность и всестороннее развитие детей в музыкально-эстетическом воспитании и др.

Музыкальное воспитание и развитие рассматривается в психолого-педагогических работах, как процесс приобретения музыкального опыта в разных видах деятельности: в двигательной деятельности, певческой деятельности, музицирование на инструментах и т.д. Наполнение музыкального опыта, который бы способствовал музыкальному развитию детей необходимость педагогической поддержки.

Музыкальное воспитание - это процесс развития знаний и навыков ребёнка, опирающейся на повышение общеэстетического уровня ребёнка через эмоциональную составляющую, развитие способностей учащихся к глубокому пониманию содержания музыкального материала. Музыкальное воспитание опирается на комплекс научно-практических достижений общества в области педагогики, психологии, культорологии и музыкального развития человека в целом.

«Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни» [1, С. 21].

Для музыкального воспитания детей важным является развитие музыкального восприятия. Музыкальное восприятие -сложный многоуровневый процесс, включающий физическое восприятие звуков и психическую реакцию на их сочетание: понимание музыки, переживание и оценка.

Детям, особенно в период дошкольного возраста, характерно проявление креативности. Поэтому данный период обучения особенно важен для приобщения человека к искусству. Музыка является универсальным средством воспитания, как в эстетическом, так и в нравственном аспектах формирования личности. Именно музыка способствует образованию и развитию неповторимого внутреннего мира ребенка. Музыкально-эстетическое развитие ребенка в значительной мере формируется на занятиях в дошкольном учреждении.

В дошкольном возрасте на первый план выступают готовность и способность эмоционально воспринимать, переживать, запоминать. Наличие необходимых предпосылок словесного мышления, острота восприятия, направленность умственной активности на то, чтобы внутренне принять, повторить, эмоционально пережить то или иное явление создают благоприятнейшие условия для развития и обогащения эмоциональной и творческой сфер детей.

Исследования возрастных особенностей детей дошкольного возраста также показали, что этот период благоприятен, т.е. является сенситивным для развития творческой активности. Это связано с тем, что ребенок готов отнестись ко всему как к живому, увидеть в любом предмете, явлении, звуке душу, характер. Это очень похоже на то, как воспринимает мир настоящий художник, музыкант.

Развитие музыкальных способностей начинается с раннего детства. Взрослый человек будет обладать способностью творческого мышления только в том случае, если этому уделялось должное внимание в дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет соответствуют старшему дошкольному возрасту. Период дошкольного возраста является едва ли не самым решающим с точки зрения творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор четко дает понять, что именно на этом этапе начинается активное развитие отношения к окружающей действительности, а потом они переходят в свойства личности [2, С. 45].

Направления работы по музыкальному развитию детей зависит от их возраста и индивидуальных особенностей. Например, для детей младенческого возраста (2 мес. - 1 год) восприятие музыки, стихов, песе осуществляется в ходе эмоционального общения со взрослым. Для детей раннего возраста (1 - 3 года) включаются игры с динамическими игрушками, организуются совместные игры как со взрослым, так и со сверстниками, обеспечивается понимание стихов, песен, сказок. У детей дошкольного возраста (3-7 лет) происходит знакомство с художественной литературой, фольклором, развивается творческая и исполнительская деятельность, игра на музыкальных инструментах.

Такие великие ученые, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Е.В. Назайкинский, Л.С. Выготский, К.В. Тарасова, Д.Б. Эльконин и многие другие уделяли огромное значение изучению природы человеческих способностей. Нас интересует анализ, прежде всего, музыкальных способностей и их классификации.

«Понятие «музыкальные способности», как категория широко используется в музыкальной психологии, в музыкальной педагогике и в практике музыкального исполнительства. Термин «музыкальные способности» определяется как индивидуально-психологические особенности личности, к которым относится природная слуховая чувствительность, обусловливающая анализ естественных, речевых или музыкальных звуков; развивающееся в процессе труда и социального общения субъективное отношение к речевым и музыкальным интонациям, выраженное в виде реакции» [3, С. 221].

Известный педагог-музыкант - Н.А. Ветлугина внесла огромный вклад в изучение детских музыкальных способностей. «В своей монографии «Музыкальное развитие ребенка» она, в частности, делит музыкальные способности на музыкально-эстетические и специальные способности. В.Д. Остроменский солидарен с её классификацией. Однако он предлагает разделить музыкально-эстетические способности на эмоционально-познавательные и рационально-познавательные, т.е. фактически выделяет эмоциональную сторону музыкальности. В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует, и музыкальная память» [3, С. 89].

В.А. Сухомлинский писал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другимисредствами» [4, С. 65].

В настоящее время, несмотря на многовековое изучение человека многими науками, психологи до сих пор не имеют единого понимания происхождения человеческих способностей, их существе. Многие ученые (Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Г.И. Щукина) считают, что жизненный опыт, деятельность, обучение и воспитание несут основную нагрузку в формировании у детей способностей. На благоприятное развитие способностей влияют жизненный опыт, воспитания и обучение.

Таким образом, в работе над развитием творческой активности детей дошкольного возраста воспитатель и музыкальный руководитель должны:

- завлечь детей в творческий процесс;

- поймать детскую реакцию и ненавязчиво помочь развить ее;

- создать атмосферу, в которой будет комфортно педагогу и ребенку;

- помочь детям творчески выражаться и этому не препятствовать.

Такой вид, как слушание музыки является ведущим видом деятельности. Слушание музыки способствует развитию в других видах деятельности, через пляски, народные песни. Правильно примененные методы и приема станут основой развития музыкального восприятия, а выразительное исполнение музыкального произведения, поможет понять музыкальный образ.

Пение, игра на музыкальных инструментах, ритмические движения и рисунки, все это способствует выразительно передать характер и образ произведения, настроение музыки. И это называется детское исполнительство, без которого нельзя обойтись.

Когда ребенок приобрел определенный запас умений и навыков и усвоил пройденную программу о музыки, он поучает еще одну музыкальную деятельность, которая называется музыкально-образовательная. Обязательным видом музыкальной

деятельность в дошкольном возрасте, является импровизация, музицирование на детских музыкальных инструментах, комбинирование музыкальных движений друг с другом, все это способствует развитию творческих особенностей каждого ребенка [3, С. 269].

Развитие музыкальных способностей у дошкольников обусловливается общей активизацией их музыкальной деятельности, степенью ее напряженности, динамизма и инициативности при музыкально-исполнительских занятиях. Дошкольный возраст - возраст сильного развития, повышение интеллекта, повышение работы психических процессов их осознание и произвольность.

Б.М. Теплов предложил то понимание этого определения, которое принято и наиболее распространено сейчас: «способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике». [5, С. 21]

Способность к музыке обнаруживается в основном у всех детей и никакого ребенка нельзя назвать безнадежным, немузыкальным, пока ребенку невозможно дать музыкальное обучение, большинство детей не улучшают свои музыкальные способности, в силе отсутствия тренировок. Развить музыкальность можно через воспитания и обучение. Врожденными являются только задатки, на основе которых музыкальные способности развиваются. Способности обязательно развиваются в процессе воспитания и обучения.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что многие психологи и педагоги, которые исследовали музыкальные способности, пришли к выводу, что развитие специальных способностей человека зависит от общих способностей.

Музыкально-ритмическое чувство, характерно способностью активно переживать характер музыки, тонко чувствовать образ произведения. Следить за ходом музыки и ее переживания.

Музыкальное представление имеет двигательную природу, т.е. связано с разными движениями, это может быть пение, качание головой, туловищем, постукивание и т.д. Чередование сильных и слабых звуков - это отражение процесса жизни.

Музыкальная память может быть произвольная или непроизвольная, может зависеть от способности мышления музыканта, с художественным и мыслительным началом. Успех, также может быть, если правильно распределять повторения в процессе разучивания.

Педагог-музыкант, занимаясь с ребенком дошкольного возраста должен учитывать, что музыкальные способности в данном возрасте не всегда ярко выражены. Ребенок может недостаточно чисто интонировать, быть ритмически неточным. Но все это не так важно в сравнении с его потребностью к слушанию музыки, анализу, пусть в детском, несовершенном виде, но анализу. В первую очередь, ребенок должен уметь выразить свое отношение к музыке, приобрести способность ее переживать: это может отражаться как устно, так и в движении или рисунке. Умение создавать музыкальные образы в совокупности с приобретением исполнительских навыков будет способствовать в будущем развитию исполнительского мастерства. Поэтому в дошкольном возрасте слушание музыки стоит едва ли не на первом месте в образовательном процессе.

Г. Цыпин по этому поводу писал: «Процесс развития музыкальных способностей в общем виде можно представить следующим образом: повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает у ребенка склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению (примитивным музыкальным импровизациям), которые перерастают в устойчивую потребность заниматься музыкой, участвовать в разных видах музыкальной деятельности, создавать вокруг себя музыкальную среду» [7, С. 76].

Воспитание интереса оказывает положительное воздействие на развитие личности ребенка, сущность которого предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс воспитания у дошкольников интереса к классической музыке.

Выводы. Таким образом, вышесказанное доказывает необходимость музыкального развития детей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее благоприятным для формирования эмоциональной сферы ребенка, накопления музыкальных и жизненных впечатлений.

Литература:

1. Алиев, Ю.Б. Музыкальное воспитание / Ю.Б. Алиев // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш: в 3 т. -М.: Сов. энциклопедия, 1976. - Т.З. - 755 с.

2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2010. - 452 с.

3. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

4. Сухомлинский, В.А. О воспитании; [Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик]. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 270 с.

5. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М., 2003. - 379 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - С. 7-8. [Электронный ресрурс] URL: https://pravobraz.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D 0 %BA%D%B01.pdf (дата обращения: 10.11.2019).

7. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1988. - Кн. 1. - 382 с.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Гилева Анжела Валентиновна

ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Гилев Ян Юрьевич

ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ УРАЛЬСКОГО ПЕДАГОГА В ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ ЛИЧНЫХ ФОНДОВ: ОСВОЕНИЕ ИДЕЙ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В публикации рассматривается педагогический опыт педагога и руководителя, чья профессиональная деятельность позволяет персонализировать региональную историю учительства. Предмет анализа - педагогический опыт директора Соликамского педагогического колледжа Владимира Константиновича Штибена по организации Монтессори-образования в городе Соликамске Пермской области в период 1990-х годов ХХ века. Для историко-педагогического анализа использовался комплекс источников Соликамского муниципального архива Пермского края: это документы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.