Научная статья на тему 'К проблеме психологии сознания в контексте современного научного исследования профессионального правосознания'

К проблеме психологии сознания в контексте современного научного исследования профессионального правосознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ / STRUCTURE OF CONSCIOUSNESS / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЗНАНИЯ / THEORETICAL CONCEPTS OF CONSCIOUSNESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА / PROFESSIONAL VIEW OF THE WORLD / СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / SOCIAL THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бикчинтаева Л. Г.

Раскрываются некоторые теоретические аспекты психологии сознания в контексте исследования профессионального правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of consciousness’ psychology in the context of modern scientific research of professional legal consciousness

Described some of the theoretical aspects of the psychology of consciousness in the context of professional legal consciousness.

Текст научной работы на тему «К проблеме психологии сознания в контексте современного научного исследования профессионального правосознания»

УДК 159 ББК 88

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ

ЛЯЛЯ ГИЛЬВАНОВНА БИКЧИНТАЕВА,

доцент кафедры педагогики и психологии Уфимского юридического института МВД России,

кандидат психологических наук, доцент, полковник полиции

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрываются некоторые теоретические аспекты психологии сознания в контексте исследования профессионального правосознания.

Ключевые слова: правосознание, структура сознания, теоретические концепции сознания, профессиональный образ мира, социальное мышление.

Annotation. Described some of the theoretical aspects of the psychology of consciousness in the context of professional legal consciousness.

Keywords: legal consciousness, structure of consciousness, theoretical concepts of consciousness, professional view of the world, social thinking.

В целях всестороннего и полного исследования профессионального правосознания сотрудника ОВД необходимо определить исходный понятийный аппарат психологии сознания, в рамках которого возможно его изучение.

Анализируя разные планы систематического оформления проблемы сознания, Г.В. Акопов отмечает удручающую картину: в общепсихологическом плане сознание, с одной стороны, наделено предельной широтой, включая все психические процессы, свойства и состояния, а с другой стороны, характеризуется полной неконкретностью проявлений, определяясь в учебной литературе несколькими предложениями. Такая же картина, по мнению автора, предстает в психолого-прикладном плане, так как во всевозможных отраслях психологии, за исключением психотерапии и патопсихологии, сознанию нет места. Г.В. Акопов отмечает, что универсальные теоретические конструкции сознания приносят меньше выходов в практику, в большей степени «обслуживая» сам конструкт сознания, а доступным осознанию является то, на что направлено сознание, но не сам механизм осознания1.

С.В. Маланов при описании методологических и теоретических основ психологии резюмирует, что до настоящего времени актуальность структурно-функционального определения и объяснения сознания в психологии сохраняется2. Данное положение объясняется автором тем, что в отечественной психологии понятие сознания приобрело широкую и обобщенную содержательную направленность, обеспечивающую способность объяснить исторический генезис, состав и структуру сознания,

но при этом потерялась психологическая конкретность функциональной организации сознания в поведении и деятельности личности.

В отечественной литературе описание психологической структуры сознания включает три условные составляющие, представляющие собой не «единицы» сознания, от суммирования которых получается исконное целое, а лишь некие «аспекты, углы или стороны рассмотрения неразложимого качества единого сознания»3: чувственное содержание, значение и смысл. Чувственное содержание является исходным образом отраженного мира в результате функционирования органов чувствительности и всех процессов субъективного воспроизводства реальности. Значение как единица общественного и индивидуального сознания относится к объективной составляющей сознания, и представляет собой систему знаний, толкований, сложившихся в исторической практике: оно не зависит от индивида, овладевающего объективным знанием, так или иначе усваивающего набор или систему значений явлений действительности. А.Н. Леонтьевым подчеркнута двойственная природа значения: выступая в качестве единицы общественного сознания, фиксирующей и кристализующей общечеловеческие знания, значение относится, в первую очередь, к развитым понятийным формам совокупного общественного опыта. Но, в силу гетерогенности, наряду с научным знанием, общественное сознание содержит и житейские представления, социальные стереотипы, а также суеверия и предрассудки. Значение в качестве образующей индивидуального сознания реализуется в системе представлений, включающих,

во-первых, специфические составляющие, обусловленные индивидуальным, обыденным опытом субъекта; во-вторых, специфические, присущие профессиональному сознанию, составляющие, порожденные определенными формами деятельности небольших социальных групп, реализующих эту деятельность; в-третьих, составляющие, подпадающие под определение научных или теоретических понятий. В понятии значения фиксируется то обстоятельство, что сознание развивается внутри некоторого культурного целого, исторически кристаллизовавшего опыт мировосприятия, деятельности, общения. Значение выполняет функцию обеспечения адекватности сознания объективным закономерностям внешнего мира и интересам общества, харатеризуясь устойчивостью (трансляцией неменяющихся функций предметов из поколения в поколение), универсальностью (независимостью базовых качеств от индивидуальности пользователя), и социальностью (осуществлением специфически человеческого общественного опыта)4.

В отличие от значения, функция которого состоит в сохранении, передаче общественного опыта, обеспечении его воспроизводимости, основной функцией личностного смысла является создание и структурирование пространства жизни индивидуальности. Смысл - субъективное, личностное, индивидуализированное значение, наиболее соответствующее ситуации, контексту, личности в целом; смысл субъективен и принадлежит индивидуальному сознанию; объективное знание пронизывается отношением, субъектностью, в результате чего знание качественно видоизменяется, перерастает в сознание психологически, становится принятым и реально задействованным личностью. Личностный смысл помогает индивидуальному сознанию выполнить более узкие задачи, ограниченные личностными мотивами субъекта5. Таким образом, фактически сливаясь в едином механизме сознания при выполнении разных функций, понятие значения означает подключенность сознания к культуре, общественному сознанию, а понятие смысла - укорененность индивидуального сознания в бытии человека. Расхождение между значением и личностным смыслом, т.е. между индивидуальным мотивом и ценностями общества, названо А.Н. Леонтьевым «дезинтегрированным сознанием»6.

Разработка проблемы профессионального образа мира как интегральной системы значений, идеального продукта процесса сознания, его составляющей части, имеет важнейшее значение не только для теоретической психологии, но и для решения многих прикладных задач, в том числе для изучения и развития профессионального правового сознания сотрудников органов внутренних дел. В психологии сознания образ мира рассматривается как интегральная система значений, идеальный продукт процесса сознания, его составляющая часть, наряду с чувственной тканью и личностным смыслом (Е.Ю. Артемьева, Г.А. Берулава, В.П. Зинченко, Г.А. Золотова, В.И. Похилько, С.Л. Рубинштейн, В.П. Серкин, В.Н. Топоров, А.Г. Шмелёв, Е.С. Яковлева и др.). Формирование образа мира выступает в данном случае как

процесс трансформации чувственной ткани сознания в значения. Индивидуальная система значений и специфика отношений между ними определяют особенности индивидуального семантического пространства личности. В психологии сознания образ мира - это пристрастная, субъективная модель мира, включающая в себя рациональное и иррациональное, которая может трактоваться как «фантом» мира, миф, а также как интегральный и универсальный текст, представленный в сознании сложной системой разнообразных смыслов.

Е.А. Климов выдвигает и обосновывает идею о том, что у представителей разных профессий складывается своя система представлений о Мире, формируется своя картина (психическая модель) Мира. В плане разработки исследовательской модели профессионального образа мира представляет интерес авторская структура образа мира профессионала, включающая семь планов образов мира, сосуществующих в сознании. Во-первых, это дальний план (известное, само собой разумеющееся, стабильное); во-вторых, общий план (известное как не слишком дробно дифференцированная и очень большая по составу целостность на недетализированном, но достаточно определенном фоне); в-третьих, средний план (известное как определенная, широкая часть определенной же, но очень большой целостности, остальные части которой представляются неохватными, не являющимся предметом профессионального внимания); в-четвертых, первый план (специфические данной для профессии системные целостности, заботящие постоянно, относящиеся к предметной области, значимые другим, собственным соматическим и психическим состояниям); в-пятых, крупный план (непосредственные оперативные образы, возникающие у человека во время работы, охватывающие предмет, средства, условия труда); в-шестых, план деталей (актуализация дробных частей, тонкостей предмета рассмотрения крупного плана); в-седьмых, оперативный план детализации (самостоятельное аналитическое расчленение предмета деятельности, при котором происходит порождение новых, более детальных, представлений)7.

Профессиональный образ мира понимается как единство, интегрирующее актуальные категории восприятия и цели профессиональной деятельности в смысловую структуру8. Профессиональный образ мира конституирует деятельность каждого сотрудника, определяет ее ценностно-смысловые координаты, предмет, представления о праве, его методологические ориентиры. Профессиональный образ мира сотрудника ОВД в статике включает в свой состав ценности, смыслы права, представление о его онтологическом основании, стиль юридического мышления: это определенная совокупность канонов, постоянная на данном отрезке времени. В то же время, это и процесс творческой деятельности, утверждающий индивидуальность, неповторимость каждого сотрудника, без чего профессиональный образ мира становится просто догмой. В динамике составляющие профессионального образа мира активно участвуют в оценке наличной ситуации, в которую вовлечен сотрудник: профессиональный образ мира является, следовательно, превращенной

формой компетентности, ее выражением. Также компетентность - способ проявления профессионального образа мира, придающего системе компетенций внутренне связывающий их смысл. В свою очередь, компетенции конкретизируют пути реализации профессионального образа мира, без которых он беспомощен, недееспособен. Таким образом, своеобразная «система координат», в которой развертывается профессиональная деятельность сотрудника ОВД, строится на профессиональном образе мира, основанном в своем единстве на правовом мировоззрении, правовой картине мира и Я-концепции субъекта правоохранительной деятельности.

Указание условий, позволяющих обнаружить реальность представления мира, открывает путь к его объективному психологическому изучению. Методически и экспериментально перед исследователем открывается обширный эмпирический материал, в котором нужно научиться выделять ядерные структуры, отличая их от поверхностных структур. Для этого следует правильно понимать объективный характер существования способов представления мира. Раскрытие особенностей содержательного наполнения образа мира дает возможность лучше понять внутренний мир субъекта во взаимосвязи с реалиями профессиональной деятельности. В процессе профессиональной или другой практической деятельности развиваются деятельностно-специфичные подсистемы образа мира, обусловливающие ею целостную спец-ифичность9.

Психологическое изучение образа мира возможно только при решении проблемы «объективации» (нахождения конструктов, специфичных для индивидуального или группового опосредованного видения мира), так как человека нельзя спросить напрямую о смысле его поступков. При этом операциональные конструкты должны быть адекватны профессиональной деятельности, которой занят ее субъект. Понятия, конструкты профессиональной деятельности, в рамках которой занят субъект, становятся языком образа мира, в силу того, что образ мира как интегральная структура видения мира проявляется в системе значений актуальных деятельностей.

А.М. Столяренко рассматривает развитие профессионального правосознания как совокупность реально существующих правовых взглядов и представлений, выражающих понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка, деятельность правоохранительных органов, одну из важнейших задач в формировании профессиональной направленности. Автор, анализируя структуру профессиональной направленности юриста, как особой системы его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране, выделяет социально-мотивационные качества (социально-зрелое мировоззрение, потребности, а также склонности, идеалы, жизненные планы и интересы), и профессиональ-но-мотивационные качества (правосознание юриста, профессиональную концепцию, профессиональные мотивы). В контексте нашего исследования представляет

интерес выделенный А.М. Столяренко «своеобразный элемент профессиональной направленности» - профессиональная концепция, представляющая собой сумму трех элементов - «образа организации» (совокупности усвоенных профессиональных взглядов, убеждений и побуждений, выражающих понимание целей и задач своей деятельности, ее места в органе (подразделении), ее взаимосвязей с деятельностью других сотрудников, специалистов); «образа деятельности» (понимания своих прав и обязанностей, способов и средств их реализации и достижения целей, условий, трудностей); и «образа коллектива» (понимания, с какими конкретно личностями предстоит работать, как строить взаимоотношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться)10. Следовательно, при выделении и формулировке конструктов профессионального образа мира сотрудников органов внутренних дел необходимо основываться на выявлении отношения субъекта с соответствующими для правоохранительной деятельности объектами и ситуациями, с учетом всех планов образов мира, сосуществующих в правосознании профессионала.

Сотрудники органов внутренних дел, принимая свою профессию как образ жизни, приобретают особое видение окружающего мира, специфическую категоризацию, отношение к объектам, а также индивидуальные свойства перцепции, определяющие особенности взаимодействия с этими объектами. Обращение к психологическому анализу категорий, установок, смысловой и мотивационной сфер деятельности как составляющим профессионального образа мира позволяет определить содержательную модель образа мира, раскрывающую пространство отношений субъекта к значимым объектам профессиональной деятельности: людям, ситуациям. Таким образом, при выделении и формулировке конструктов профессионального образа мира сотрудников органов внутренних дел необходимо основываться на выявлении отношения субъекта с соответствующими для правоохранительной деятельности объектами и ситуациями с учетом всех планов образов мира, сосуществующих в сознании профессионала.

Наряду с универсальными теоретическими конструкциями сознания, существует также целый ряд новых теоретико-прикладных направлений отечественной психологии, в которых сознание является базовой категорией и отчетливо операционализируемым понятием. К ним, в частности, относятся: психосемантическая концепция сознания (В.Ф. Петренко), психологика сознания (В.М. Аллахвердов), психология понимания и самопонимания (В.В. Знаков), невербальное выражение личности на основе осознаваемых и неосознаваемых компонентов (В.А. Лабунская), смысловая детерминация психических состояний (А.О. Прохоров), диссоциация личности и генезиса сознания (В.А. Шкуратов), полиментарная типология сознания (В.Е. Семенов) и др.

В перечисленных выше успешно развивающихся направлениях затрагивается не весь категориальный объем сознания, а определенный его ракурс: психосемантический, герменевтический, когнитивный, и т.д.,

что дает большую возможность выхода в практику. Так, В.М. Аллахвердов при анализе законов управления работой сознания выделяет две основные тенденции. Во-первых, в сознании конструируется представление о мире, побуждающее человека жить по законам этого своего мира. Субъективный мир сознания, в котором все взаимосвязано, детерминировано, наполнено смыслами, стремится всячески подтверждать те представления, которые имеет. Одной из двух главных жизненных потребностей, создаваемых сознанием и образующих смысл существования человека, по мнению В.М. Аллахвердова, является доказательство самому себе, что и мир такой, как он думает, и сам человек именно такой, как он о себе думает: исключительно в подтверждение правильности своей позиции человеком испытывается полное эмоциональное удовлетворение. Во-вторых, предназначение сознания заключается в том, чтобы создавать представления, адекватные миру. Картина мира всегда субъективна, содержит множество искажений, «это скорее шарж на реальность, чем точное изображение»11, тем не менее, сознание стремится делать свои субъективные представления все более адекватными реальности, и ему хотя бы частично эта задача удается. Следовательно, две важнейшие тенденции сознания - желание быть эмоционально удовлетворенным (счастливым) и стремление быть адекватным - всегда будут находиться в противоречии друг с другом.

В контексте изучения профессионального правосознания представляет интерес концепция личности как субъекта жизненного пути и особенностей способа ее исследования, предложенная К.А. Абульхановой, в которой модель изучения реального сознания охватывает его функциональный механизм: функционирование сознания в данном случае определяется не только его структурой, но и способом жизни личности, предполагающим функциональные возможности и ограничения сознания. Сознание и активность личности, рассматривающиеся в науке достаточно абстрактно, К.А. Абульхановой определяются в качестве жизненно-функциональных высших способностей личности, обеспечивающих (или нет) ее возможность быть субъектом. Индивидуальное сознание является не только уровнем общественного сознания и следствием культурно-исторических детерминант, но и способностью личности как субъекта деятельности быть организатором, регулятором, координатором жизненного пути. Впервые сознание рассматривается как социальное мышление личности, что позволило коллективу лаборатории эмпирически исследовать составляющие сознания - проблематизацию, репрезентацию и интерпретацию в рамках разработки и реализации особого психосоциального способа изучения реальной российской личности. Система взглядов на действительность, определенная теоретизация способа жизни в своей концепции жизни и в своем внутреннем мире вырабатываются личностью посредством социального мышления, самого «конкретного и богатого» по количеству детерминант. На уровне социального мышления функционирует общечеловеческая система понятий, понятийно-категориальный строй

эпохи, обыденные житейские представления, стереотипы данного социального строя, группы идентифицирующейся с ними личности. Важнейший теоретический вывод на основе проведенных исследований и выявления непосредственной связи активности и личности заключается в том, что классический принцип единства сознания и деятельности реализуется через разные типы связей сознания и деятельности, поведения и общения, при разных типологических структурах сознания, и соответственно выражается в разных способах активности12.

Таким образом, при выделении и формулировке модели психологического изучения профессионального правосознания сотрудника ОВД необходимо основываться на четкой ориентации в широкой совокупности теоретических взглядов, а также на определении рефлексивной исследовательской позиции по отношению к сознанию - сложному интегративному феномену, имеющему особый статус в современной науке.

1 Акопов Г.В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований [Текст]: Монография / Г.В. Акопов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 272 с.

2 Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии [Текст]: Учебное пособие / С.В. Маланов. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж Изд-во: НПО «МОДЭК», 2005. 336 с. (Серия «Библиотека психолога»).

3 Общая психология и психология личности [Текст]: Учебник / Под ред. А.А. Реана. О-21 М: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 639 с.

4 Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний [Текст]: Монография / А.О. Прохоров. Дубна: Фе-никс+, 2005. 280 с.

5Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики [Текст]: Монография / Под ред. И.Б. Ханиной. М: Наука; Смысл, 1999. 350 с.

6 Леонтьев А.Н. Образ мира [Текст]: избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. С. 251-261.

7 Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст]: Учебное пособие. М: Изд-во Московского гос. ун-та, 1995. 224 с.

8 Козлова Н.В. Современное профессиональное образование: психолого-акмеологический подход [Текст]: Монография. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 201 с.

9 Серкин В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности [Текст]: Автореф. дисс... докт. психолог. наук: 19.00.03. М., 2005. 48 с.

10 Прикладная юридическая психология [Текст]: Учеб. по-соб. для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 639 с.

11 Аллахвердов В.М. Рассуждение о науке психологии с восклицательным знаком [Текст] // Национальный психологический журнал. 2006. №1. С. 10-19.

12 Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды [Текст]: Монография. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 224 с. (Серия «Психологи Отечества»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.