318
Круглый стол
(«Голос эрзи»). Между ними и Мордовией налажены прочные культурные, экономические и др. связи, развитие которых стало одной из актуальных задач национальных общин и органов государственной власти. Деятельность организаций, направленная на осуществление научно-исследовательских работ в области истории, этнографии, языка, литературы и искусства мордвы, способствует участию ее членов в научных и культурных программах в России и за рубежом. Таким образом, землячества, национально-культурные центры мордвы в разных регионах России и за ее пределами объединяют общественные силы различного статуса и уровня, которые решают проблемы возрождения языка и культуры, национального самосознания мордовского народа.
Народная музыка в современной образовательной и исполнительской практике
М. Г. Хрущева,
доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (академии), кандидат искусствоведения (г. Астрахань)
К проблеме психологии исполнителей — носителей традиционного песенного фольклора
Почти полувековой экспедиционный и исследовательский опыт побуждает сопоставлять условия бытования музыкального фольклора в обозримом историческом времени и поставить вопрос «Что в настоящее время можно считать традиционным музыкальным фольклором, а что — современным»? Эта проблема до сих пор остается дискуссионной.
Исполнители являются носителями музыкальных, в том числе песенных традиций. На наш взгляд, если стабильна этническая музыкальная, эстетическая среда, то стабильна и психология носителей традиции («поем, как наши деды и прадеды пели»). Здесь действуют самоохранительные «механизмы» традиции, имеющие глубокие этногенетические корни (личностная этногенетическая музыкальная память, заложенная в генетическую структуру души). Это психологическое состояние можно обозначить как преемственно-традиционное и бесконфликтное проявление личного внутри
Музыкальная культура финно-угорских народов
319
устойчивой музыкально-эстетической сферы. Наверное, именно этот многовековый этап гармонии личности и среды, естественности и традиционности — явление традиционного фольклора. Следующий этап, повлиявший на психологию исполнителей, можно назвать «корректирующим вторжением», первыми ростками фольклоризма (т. е. исполнение традиционных песен на сцене в сельских клубах уже на уровне «клубной самодеятельности», что наблюдалось в середине ХХ в.). «Поставленные» песни отличались отсутствием обычной вариационности, тогда как весь остальной репертуар отдельных певцов и певческих деревенских групп не подвергался изменениям в стиле, манере исполнения. Трансляция даже композиторских песен по радио не влияла столь заметно: полюбившиеся мелодии, песни принимались в свою среду и «подлаживались» под бытующий в местности стиль, манеру исполнения. Композиторские мелодии становились песенными напевами. Наиболее «конфликтный» период — последующие стадии фольклоризма (вопрос о его подробной классификация давно назрел). Но средой для него стали город и пригород, тогда как в сельской местности этому разрушительному процессу подвержены далеко не все. Сопоставляя материалы различных экспедиций по регионам, полагаем, что именно финно-угорские этносы до сих пор сохраняют свой традиционный музыкальный фольклор.
Т. Н. Гулая,
доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии
Обработки и аранжировки композиторов Мордовии для детей
Мордовская народная песня в исполнении детских вокальных коллективов органично включена в процесс приобщения и передачи из поколения в поколение ценностей традиционного культурного наследия мордовского народа. Творчество композиторов Мордовии, создающих аранжировки и обработки народно-песенного фольклора для детей, является составляющей этого процесса и способствует формированию национального самосознания.