Научная статья на тему 'К проблеме психологической готовности курсантов вузов МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях'

К проблеме психологической готовности курсантов вузов МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
психологическая готовность / экстремальная ситуация / личность / деятельность / действия. / psychological readiness / extreme situation / personality / activity / actions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карапузиков А. А.

Подготовка курсантов вузов МЧС России к действиям в экстремальных ситуациях является сложным процессом, включающий в себя разнообразные подходы и методы обучения к профессиональным действиям. Одним из направлений подготовки является психологическая готовность курсантов к действиям в экстремальных ситуациях. В статье рассмотрена проблема психологической готовности курсантов, дано определение термина «психологическая готовность» со взглядами разных авторов. В результате обобщены все отмеченные определения сущности готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карапузиков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA TO ACTIVITIES IN EXTREME SITUATIONS

Preparing cadets of higher education institutions of the EMERCOM of Russia for actions in extreme situations is a complex process, which includes a variety of approaches and training methods for professional actions. One of the areas of training is the psychological readiness of students to act in extreme situations. The article deals with the problem of psychological readiness of students, the definition of the term “psychological readiness” with the views of various authors is given. As a result, all noted definitions of the essence of readiness are summarized.

Текст научной работы на тему «К проблеме психологической готовности курсантов вузов МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях»

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш11ШетУМ~^©УГМА1>>#М2&)),2(0]9

20

- instead of essays and statements, suggest recording the answers to the questions asked by the teacher;

- the task written on the blackboard must be duplicated in the printout for the student;

-to avoid setting the task of rewriting;

- to teach how to use electronic dictionaries and use them in translation classes;

- the task should be concise, specific, with one

verb;

- to motivate the student to repeat the assignment;

- when formulating a task, it is necessary to stand next to the student or remain in the mode of established eye contact;

- to give the student the opportunity to complete the job started;

- it is necessary to note the good behavior of the student, not the bad one;

- do not pay attention to minor violations of discipline;

- to be prepared for the fact that the behavior of the student may be associated with taking medications;

- to use an interim assessment to reflect progress;

- allow the student to rewrite the work in order to get a better mark.

Summing up, we can claim that the best socialization of students with disabilities, contributing to their

learning, occurs when the boundary between them and healthy people is erased and they feel they are equal participants in the educational process [3, p.101] which is possible with the proper respect for the principles of inclusion.

References:

1. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377. — URL https://moluch.ru/archive/45/5498/ (дата обращения: 21.01.2019).

2. Alekhina S. V. Principles of inclusion in the context of development of modern education. Psiholog-icheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2014, no.1. P. 5-16.

3. Dzhabrailova V. S. Inclusion as a key factor of physically impaired students' educational process management// International Conference on Education and New Learning Technologies: materials of the International research and practice conference November 30h, 2016, Salisbury, United Kingdom: Scientific public organization "Professional science", 2016. pp. 92-102.

4. EADSNE, 2011. Key Principles for Promoting Quality in Inclusive Education - Recommendations for Practice. Odense, Denmark: European Agency for Development in Special Needs Education. 2011. 26 p.

УДК: 378.6

Карапузиков А.А.

ФГБОУ ВО

Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Karapuzikov A.A.

Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia

TO THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA TO ACTIVITIES IN EXTREME

SITUATIONS

Аннотация

Подготовка курсантов вузов МЧС России к действиям в экстремальных ситуациях является сложным процессом, включающий в себя разнообразные подходы и методы обучения к профессиональным действиям. Одним из направлений подготовки является психологическая готовность курсантов к действиям в экстремальных ситуациях. В статье рассмотрена проблема психологической готовности курсантов, дано определение термина «психологическая готовность» со взглядами разных авторов. В результате обобщены все отмеченные определения сущности готовности.

Abstract

Preparing cadets of higher education institutions of the EMERCOM of Russia for actions in extreme situations is a complex process, which includes a variety of approaches and training methods for professional actions. One of the areas of training is the psychological readiness of students to act in extreme situations. The article deals with the problem ofpsychological readiness ofstudents, the definition of the term "psychological readiness " with the views of various authors is given. As a result, all noted definitions of the essence of readiness are summarized.

Ключевые слова: психологическая готовность, экстремальная ситуация, личность, деятельность, действия.

Keywords: psychological readiness, extreme situation, personality, activity, actions.

Психологическая готовность курсантов вузов МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях сосредоточивает в себе требуемые и достаточные для продуктивного решения обозначенной цели компоненты предстоящего действия. Степень

психологической готовности к реализации профессиональных задач в условиях экстремальных ситуаций имеет важное значение, когда затрагивается обеспечение надежности и безопасности сотрудников МЧС России [7]. В отечественной литературе

<<Ш11ШетиМ-^©и©Ма1>#2126)),2(0]9 / РШАШШ&Ак ЮИМСИ®

встречается целый спектр подходов к определению психологической готовности к деятельности. Так, в частности, Б. Г. Ананьев трактует готовность к высокопродуктивной деятельности в конкретной трудовой сфере или социальной жизни как выражение определенных способностей [2].

В соответствии с собственной концепцией личности, К. К. Платонов выделил в структуре готовности к деятельности профессиональную, моральную и психологическую готовность. Например, качества, детерминирующие психологическую готовность, автор причислил к аспекту, который объединяет индивидуальные особенности прохождения психических процессов, а профессиональную готовность - к личному опыту [5]. В результате этого, автор под психологической готовностью к деятельности понимает развитость психологических свойств личности, без которых не представляется возможным ее эффективное овладение деятельностью.

Содержание важнейших психологических характеристик личности трактуется современными исследователями по-разному. В частности, В. Н. Смирнов раскрывает психологическую готовность как наличие умений, навыков и знаний, требуемых для деятельности в чрезвычайных ситуациях А. Н. Хоменко и В. Б. Листков трактуют психологическую готовность как наличие требуемых установок, опыта, мотивов, гарантирующих возможность продуктивной деятельности в различных ситуациях [4,6]. С точки зрения Д. Н. Узнадзе психологической готовностью к деятельности является состояние психики, которая выражается в форме изначальной реакции на ситуацию, в результате мобилизуя требуемые на это психические силы [8].

Авторы В. А. Аврамцев и В. А. Носков трактуют психологическую готовность как единое личностное образование, сочетающее в себе познавательный, операторный, эмоциональный уровни [1]. Многие ученые относят психологическую готовность к определенному психическому состоянию предстартовой активизации личности, имеющая способность осуществить быстрый переход от ожидания к действиям (А. М. Столяренко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).

Отметим понятие, которое дается в научной литературе: готовность - это психологическое состояние, условия, установка, синтез свойств личности, регулятор деятельности, присутствие у личности конкретных потребностей и прочее.

По нашему мнению в качестве наиболее точного и более полного определения психологической готовности выступает определение автора В. Дружинина: психологическая готовность подразумевает под собой психологическое состояние, ха-растеризующееся мобилизацией ресурсов личности на оперативное или долгосрочное осуществление конкретной деятельности [3].

Таким образом, проведённые исследования содержания термина «психологическая готовность»

21_

позволили сделать вывод о том, что данное понятие является достаточно сложным. Проанализировав разную литературу, мы пришли к тому, что этот термин выступает в качестве общенаучного, применяется в понятийном аппарате многих дисциплин, что говорит о важности проблемы и о ее в междисциплинарном характере. Кроме этого, выяснили, что не существует единого подхода к пониманию содержания данного термина ни в каких науках. Единственное о чём можно утверждать это о том, что в значительной части исследований готовность выступает в виде качества или свойства личности, изучается как внутренний процесс.

Следовательно, если обобщить все отмеченные определения сущности готовности, можно отметить следующее:

- готовность является внутренним качеством личности, выступает в качестве определенной целостности, является результатом целенаправленной подготовки;

- готовность следует изучать в развитии (имеется такая ступень, когда происходит рассогласование актуальных потребностей и возможностей личности выполнению деятельности в определенный момент времени. Данное рассогласование подразумевает то, что его нужно преодолеть, разрешить, в результате чего осуществляется поступательное развитие системы, готовность к тому, чтобы перевестись на абсолютно новый уровень).

Список литературы

1. Аврамцев В.В., Носков В.А . Психологическая подготовка в условиях вуза МВД России // «Известия» Методического центра профессионального образования и координации научных исследований. 1996. № 4.

2. Ананьев Б.Г. Избр. психолог. труды. т. I.-М.: Педагогика, 1980. - 230с.

3. Дружинин В.Н. Общая психология.- СПб, 2001.

4. Листков В.Б., Хоменко А.Н. Морально-психологическая подготовка курсантов в ходе занятий по тактико-специальной подготовке (ТСП)// Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. №1(19).

5. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.

6. Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: Монография. М., 2003.

7. Уварина Н.В. Эмоциональная поддержка в структуре первой помощи детям в экстремальной ситуации/Н.В. Уварина//Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. -2014. -№3. -С. 48 -51.

8. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.