Е.В. Вараксина, Л.Д. Демина
К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы, результаты
Проблематика любви на протяжении веков интересовала человечество: о любви слагали песни, писали стихи и романы, увековечивали в скульптуре и архитектуре образы любимых - в любви искали человеческое в человеке. Сегодня такие поиски становятся как никогда актуальными. О необходимости гуманизации современного образования и культуры, ориентации их на общечеловеческие ценности пишут как педагоги (Б.С. Гершунский, Д. Икеда, В. Садовничий, Н.Д. Никадров), так и психологи (Б.С. Братусь, Л.Я. Гозман, А.Б. Орлов, В. Франкл), призывая задуматься о социокультурной ситуации в России и мире.
Однако психология любви до последнего времени остается одним из малоразработанных разделов психологии. Такая ситуация легко объяснима, с одной стороны, сложностью самого феномена «любви», изначально социального, объединяющего двух или нескольких людей, и одновременно сугубо личного и интимного; общечеловеческой ценности и отражения индивидуальности каждой личности; субъективного, внутреннего и при этом имеющего значимые внешние, объективные последствия и корреляты (любовное поведение, создание семьи, рождение детей). С другой стороны, неразработанность концепций, теорий, методов в области психологии любви объясняется логикой развития самой психологии. Методология классической психологии не позволяла исследовать любовь, не искажая ее сущность. Жесткое разделение на субъект и объект приводило либо к чрезмерной объективизации любви по формуле «стимул-реакция» (так, по Д.Б. Уотсону, любовь первоначально возникает как позитивная реакция на приятные для ребенка проявления заботы матерью: поглаживание, покачивание, кормление), либо к субъективизации любви (любовь есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины, по определению Б. Спинозы).
Переход современной психологии от классической к неклассической, в последние десятилетия -к постклассической методологии существенно расширил рамки научных психологических исследований, обогатив и изменив методы психологии. Ключевыми понятиями постклассической психологии становятся категории, интегрирующие объективное и субъективное в рамках психического - ценность, смысл, переживание (Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, В.Е. Клочко). Методы постклассической психологии (формирующий эксперимент, диалог, герменевтиче-
ские, психосемантические, проективные) признают за участниками психологического исследования право оставаться субъектами, изменяться в ходе эксперимента, конструировать психологическую реальность (М.С. Гусельцева, Д.А. Теплых).
В русле постклассической психологии становится возможным и новый подход к исследованию феномена любви. В данном исследовании любовь изучалась со стороны ее смысловых детерминант; понятие смысла операционализировалось через функцию любви в жизни человека (Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов). Смысл любви рассматривался не как застывшее психологическое образование, а как изменяющееся с возрастом при изменении социальной ситуации развития и ведущих потребностей личности.
Цель настоящего исследования - изучение возрастной динамики смысла любви в период ранней юности и юности. На основе теоретического анализа литературы (И. С. Кон, М.Т. Кузнецов, В.Н. Никитин) было выдвинуто предположение, что в данный возрастной период происходит смена, трансформация смысла половой любви для мужской ментальности и эволюционное развитие смысла любви для женской ментальности. Следовательно, основной гипотезой исследования стала гипотеза о характере связи типа динамики смысла любви с полом испытуемых. Выборка состояла из двух возрастных групп: ранняя юность (115 старшеклассников школ №112 и 123 Барнаула) и юность (156 студентов факультета психологии и философии, математического факультета и факультета политологии Алтайского государственного университета).
Основными методами исследования являлись: проективный метод (испытуемым предлагалось нарисовать образ любви), модификация методики предельных смыслов Д.А. Леонтьева (школьники и студенты отвечали на вопрос: «Зачем мужчина и женщина любят друг друга?»), метод психосемантического дифференциала. При этом объектами оценки выступали восемь картинок с изображением пар «мужчина - женщина», дескрипторами являлись полученные на предварительном этапе исследования ответы на вопрос «Зачем мужчина и женщина любят друг друга?». После заполнения психосемантической матрицы испытуемые ранжировали пары по степени соответствия «моему переживанию, ощущению, пониманию любви». На основе данного рейтинга строилась регрессионная модель смысла любви.
К проблеме психологического исследования смысла любви.
Результаты рисуночного теста были подвергнуты качественному и количественному анализу (каждый рисунок был оценен по 39 категориям). Были выделены общие и гендерно-специфичные тенденции изменения рисуночных образов в каждый возрастной период. Общими тенденциями оказались следующие: увеличение объема рисунка; смещение рисунка к центру листа; уменьшение использования красного цвета в рисунке; уменьшение числа рисунков, изображающих сердце, и увеличение рисунков пейзажей, а также таких деталей пейзажа, как солнце, луна, дорога; увеличение числа рисунков, задающих сексуальный контекст отношений; увеличение горизонтальной штриховки, прерывистых линий. Данные отличия студенческих рисунков от рисунков школьников отражают процесс индивидуализации представлений о любви, разворачивающийся в этом возрасте: происходит уменьшение использования стереотипных, культурно-заданных символов любви (сердце, красный цвет), увеличивается разнообразие линий, штриховки, цветовой гаммы рисунков. Школьники рисуют любовь сознательно (верхняя часть листа) и в основном опираясь на прошлый опыт (рисунок сдвинут влево). У студентов происходит обогащение представлений о любви личным опытом, интеграция сознательных и неосознанных представлений о любви (увеличение объема рисунка, смещение его в центр и вправо).
Гендерно-специфичными оказались следующие тенденции изменения рисунков: для девушек - это увеличение числа рисунков семьи, уменьшение числа изображений животных, рост числа рисунков с изображением предметов, увеличение процента раскрашенных частей рисунка, уменьшение рисунков со словами. Приведенные данные свидетельству -ют о том, что любовь из метафорически-образной плоскости переносится в социальную, приобретает реальность, предметность, индивидуализируется, наполняется личным опытом и уже меньше нуждается в словах как универсальном носителе социальной информации. Гендерно-специфичными тенденциями изменения рисунков для юношей явились следующие: уменьшение числа изображений пар «мужчина -женщина» и рисунков семьи, увеличение числа рисунков животных на фоне пейзажей. Данные особенности трансформации мужских рисунков любви отражают следующие тенденции: разрушение связи любви и семьи для юношей в период студенчества и одновременно формирование романтического идеала любви, лишенного излишней конкретности (рост числа рисунков пейзажей, животных на фоне пейзажей, уменьшение числа изображений пар «мужчина -женщина). Регрессионный анализ показал, что на основе школьных рисунков возможно предсказать особенности студенческих рисунков (на р-уровне 0,05) с коэффициентами детерминации 0,75 для юношей и 0,87 - для девушек. Результаты регрессионного
анализа подтверждают гипотезу о более сильном изменении представлений молодых людей о любви в данный возрастной период.
Контент-анализ ответов на вопрос «Зачем мужчина и женщина любят друг друга?» позволил выделить пять наиболее важных функций любви с точки зрения современной молодежи: любовь позволяет «обрести близкого человека и не быть одиноким», дает «ощущение счастья», учит «отдавать и получать заботу, понимание, нежность, поддержку, доверие», является основой «создания семьи и рождения детей», наконец, любовь ощущается молодежью как ценная сама по себе: «мы любим, чтобы любить». Для женской ментальности эти пять категорий являются основными как в школьные, так и в студенческие годы, меняется только их иерархия. Так, в школьные годы на первый план выходит потребность иметь близкого человека, а в студенческие самым важным становится умение получать и отдавать в любви. У молодых людей в студенчестве теряет свою значимость категория, которая была на четвертом месте в школьные годы, -«любить, чтобы было весело, не было скучно». Повышается рейтинг категорий «делать любимого человека счастливым, отдавать заботу, поддержку, понимание» и «любить, чтобы испытывать любовь», но вместе с тем падает значение любви для создания семьи. Результаты контент-анализа ответов по тесту предельных смыслов также подтверждают основную гипотезу исследования об эволюционном развитии женских представлений о любви и трансформации мужского смысла любви в студенческие годы.
Анализ результатов психосемантического дифференциала позволил выделить три вида любви для женской ментальности (данные получены с помощью факторного анализа с применением ва-римакс нормализации в статпакете «81аЙ8Иса 6.0»). «Счастливая любовь» ориентирована на «чувство Мы» в отношениях, в ней девушки хотят получать нежность и поддержку от мужчины и сами стремятся делать его счастливым, уважать и заботиться о нем. Они чувствуют себя нужными, а свою жизнь считают полной смысла. Счастливая любовь рассматривается как основа создания семьи и рождения детей. Такие отношения не предполагают ревности, измен, легкого разрыва отношений, игры в любовь, власти над партнером или любви от скуки. Однако в подобных отношениях слишком мало свободы для творчества и самореализации. Именно счастливая любовь максимально соответствует смыслу любви для девушек в данном возрасте. Следующий вид отношений, выделяемый девушками, - это «любовь как у всех». В такие отношения, по мнению девушек, женщины вступают от страха быть одинокой. Третий вид любви - «любовь ради секса» - позволяет иметь власть над партнером, может быть средством улучшения материального положения и социального статуса,
не предполагает сильных переживаний и страданий от любви. Эти два вида любви выделяются на основе анализа социального опыта и не входят для девушек в смысл любви. Результаты регрессионного анализа подтверждают гипотезу об эволюционном развитии женских представлений о любви в данный возрастной период: результаты ответов студенток могут быть предсказаны на уровне 0,001, по представлениям школьниц о любви; коэффициенты детерминации - 0,99 для модели счастливой любви; 0,75 - для любви как у всех; 0,95 - для любви ради секса. Поскольку смыслообразующей моделью любви является только счастливая любовь, то можно констатировать, что смысл любви для девушек в данном возрасте практически не меняется.
Представления молодых людей, напротив, резко меняются в период студенчества. Если в школьном возрасте выделяются три вида любви: «счастливая любовь», «творческая любовь» и «секс», то в студенческом - это «любовь-власть», «любовь как у всех» и «любовь-самоотдача». В школьные годы все три вида любви ассоциируются с собственным пониманием любви школьниками («счастливая любовь» с максимальным коэффициентом 9,8 входит в уравнение множественной регрессии; р-уровень - 0,001). Это любовь, в которой царит «чувство Мы», в которой молодые люди готовы много отдавать и также много получать, которая делает людей счастливыми, а жизнь полной смысла. В студенчестве смысл любви для молодых людей опирается на вариант «любви-самоотдачи». В таких отношениях молодые люди стремятся сделать женщину счастливой, ориентируются на «чувство Мы» в отношениях, чувствуют свою жизнь осмысленной, не признают измен, легкого разрыва отношений и любви ради секса. Таким образом, сексуальные отношения в данном возрасте по-новому включаются в понимание любви: критерием настоящей любви становится готовность отказаться от быстрых сексуальных отношений и в первую очередь сделать женщину счастливой. Результаты регрессионного анализа подтверждают гипотезу о смене мужского смысла любви в период студенчества (результаты школьников позволяют предсказывать представления студентов о любви на р-уровне 0,01, но с коэффициентами детерминации 0,47; 0,51; 0,68, объясняя лишь половину этих представлений).
Результаты психосемантического теста позволили выделить основные проблемные установки, связанные с представлениями о любви в данном возрасте. У девушек и молодых людей в школьные годы существует общая модель счастливой любви, что, безусловно, полезно для построения гармоничных отношений, однако эта модель сильно идеализирована. От такой
любви школьники ждут только ощущения счастья и смысла жизни, исключая возможность в таких отношениях ревности, легкого разрыва отношений, измены, любви от скуки, власти или корысти в любви. Интересно, что молодые люди уже в школьные годы ощущают недостижимость этого идеала: по их представлениям, мужчина в таких отношениях не только «любит, чтобы быть счастливым», но и «страдает, любя эту женщину». Для девушек эта модель отношений остается значимой и в студенческие годы; сохраняется идеализация любви и близких отношений. У молодых людей в период студенчества происходит резкая смена представлений о любви, при этом разрушается прежняя модель счастливой любви.
Следующей проблемной установкой является противопоставление любви ради творчества и самосовершенствования и любви, предполагающей создание семьи, в сознании старшеклассников и девушек-сту-денток, и незначимость творчества и самосовершенствования в любви для юношей-студентов. Еще одна проблема - разрушение связи любви с созданием семьи в сознании юношей-студентов, что проявилось не только в результатах психосемантического теста, но и в ходе анализа рисунков и ответов по тесту предельных смыслов. Наконец, важной проблемной зоной в представлениях о любви является связь любви с сексуальными отношениями. Молодые люди в школьные годы выделяют сексуальные отношения как отдельный значимый вид отношений между полами, не связывая их ни с какими смыслами любви. В период студенчества происходит интеграция сексуальных отношений и понимания любви, но через отрицание: критерием любви для молодых людей становится готовность отказаться от быстрых сексуальных отношений и в первую очередь «делать девушку счастливой, уважать и заботиться о ней». Девушки в школьные и студенческие годы соединяют сексуальные отношения и любовь лишь в модели поведения роковой женщины, любящей ради секса, которая имеет власть над партнером, для того чтобы улучшить материальное положение и социальный статус, играющей в любовь, при этом не испытывая никаких страданий от любви.
Результаты исследования подтвердили актуальность и необходимость разработки программ по психологии любви для школьников и студентов. Для студентов гуманитарных специальностей по итогам исследования были составлены методические материалы по психологии любви на немецком языке. Кроме того, результаты исследования легли в основу разработки программы курса «Психология любви для старшеклассников», которая прошла частичную апробацию в рамках классных часов в школе №112 и гимназии №123 Барнаула.